МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
ПРИКАЗ
15 апреля 1991 г. |
Москва |
№ 81 |
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ
ТУ-154 № 85524 ЛАТВИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА
12.12.90 в простых метеоусловиях в аэропорту Сочи произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ту-154 № 85524 Латвийского управления ГА.
Экипаж летного отряда № 1 Латвийского управления ГА в составе командира воздушного судна Воронина В.И., проверяющего-заместителя командира эскадрильи Щеглова В.В., второго пилота Французова Н.Н., штурмана Слинько Ю.Г. и бортинженера Воронова В.И. выполнял рейс по маршруту Рига - Сочи - Ереван и обратно. Полет по маршруту Ереван - Сочи проходил без отклонений. На борту находилось 157 пассажиров. Полетная масса и центровка воздушного судна не выходили за установленные пределы.
При заходе на посадку в аэропорту Сочи, в процессе выпуска шасси не выпустилась левая основная опора. Экипаж предпринял ряд попыток выпуска шасси от всех трех гидросистем, которые не дали эффекта. Посадка произведена на ИВПП-60 аэропорта Сочи с невыпущенной левой основной опорой. В процессе пробега самолет уклонился влево, вышел за пределы ИВПП и остановился на боковой полосе безопасности, получив незначительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Причиной авиационного происшествия явился невыпуск левой опоры шасси в результате отказа типа "самозапирания" замка убранного положения.
Отказ явился следствием:
- конструктивной особенности замка, заключающейся в возможности его "самозапирания" в реальных условиях эксплуатации вследствие износа рабочих поверхностей крюка и петли, приводящего к изменению условий контактирования в паре "крюк-петля" и отклонению распределения сил на крюке от расчетного;
- повышенного износа рабочих поверхностей крюка и петли, возникшего, вероятно, в результате неправильной регулировки распределительного клапана на заводе-изготовителе;
- отсутствие в Руководстве по капитальному ремонту, разработанном предприятием-изготовителем, и, как следствие, в технологии ремонта, требований по контролю износа рабочих поверхностей крюка и петли.
Расследованием установлена, что действия экипажа в ходе возникновения и развития особой ситуации были правильными и целенаправленными. Проявив выдержку, экипаж выполнил все предусмотренные РЛЭ действия при попытках выпуска левой опоры, а также, пытаясь снять опору с замка, произвел ряд технически грамотных и оправданных операций не предусмотренных РЛЭ (создание перегрузки при выпуске, попытка выпуска шасси, минуя нейтральное положение переключателя), что свидетельствует о его хорошей профессиональной подготовке. Об этом говорит также и то, что в сложной, стрессовой обстановке экипаж не потерял хладнокровия, действовал четко и спокойно.
Работа аварийно-спасательных команд аэропорта Сочи была организованной и оперативной. Через 2 минуты после объявления тревоги начали прибывать расчеты АСК и через 6-8 минут она была собрана у здания КДП. В соответствии с оперативным планом стартовой пожарно-спасательный расчет на трех пожарных машинах был направлен в район 2-й РД - предполагаемого места касания воздушного судна, два - в район предполагаемого опускания самолета на крыло и три - в район предполагаемой остановки самолета. Автомобили скорой помощи (16 автомобилей) были сосредоточены в районы предполагаемой остановки самолета, вместе с другими расчетами АСК. По инициативе руководителей АСР левая половина ИВПП-60 была покрыта слоем пены от места предполагаемого касания плоскостью до РД-3.
В результате грамотных и инициативных действий экипажа и АСК эвакуация пассажиров была проведена оперативно.
В ходе расследования комиссией выявлены и недостатки:
- отсутствие в аэропорту Сочи контрольных экземпляров РЛЭ самолетов, выполняющих туда регулярные полеты, лишает наземные службы возможности оказывать необходимую консультацию экипажам в аварийных ситуациях;
- рекомендации, изложенные в РЛЭ по действиям экипажа при посадке с невыпущенной основной опорой, невыполнимы в части удерживания самолета от кренения на пробеге отклонениями элеронов;
- службой перевозок аэропорта Ереван допущено, нарушение при оформлении пассажиров, в результате которого в перевозочную документацию не были включены находившиеся на борту три ребенка в возрасте до 5 лет.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, производственных объединений, компаний и концернов, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда ГА:
1.1. обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить с командно-руководящим, командно-летным, летным составом и специалистами инженерно-авиационной службы и службы организации перевозок;
1.2. обеспечить в авиационно-технических базах выполнение требований п.19.1.6 НТЭРАТ ГА-83 в части укомплектования и ведения контроля за своевременным внесением изменений в РЛЭ (включая бортовые) и другую техническую документацию;
1.3. принять дополнительные меры по предупреждению случаев нарушения в оформлении перевозочной документации.
2. Начальнику ГУТЭРАТ МГА в 20-дневный срок после получения приказа рассмотреть рекомендации комиссии, расследовавшей авиационное происшествие, и совместно с Минавиапромом СССР организовать разработку мероприятий для их реализации.
3. Начальнику ГУЗСАНТ МГА принять меры для обеспечения авиапредприятий, по их заявкам, РЛЭ воздушных судов, выполняющих полеты в нeбазовые аэропорты.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов МГА.
Б.Е. Панюков