МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
ПРИКАЗ
22 апреля 1991 г. |
Москва |
№ 94 |
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЖЕРТВ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-6 № 21025 КОНЦЕРНА "ЯКУТАВИА"
05.01.91 произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-6 № 21025 концерна "Якутавиа". Экипаж Нюрбинского авиапредприятия в составе командира вертолета Яковлева А.В., пилота-инструктора Бекурина Н.К., штурмана Павлова В.К., бортмеханика Габинского Ф.Д., бортрадиста Егорова А.В., выполнял транспортно-связной полет по заявке нефтегазоразведочной экспедиции. На борту находились 2 служебных пассажира и 4400 кг груза. Полетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные пределы. Полет проходил в условиях полярной ночи над малоориентирной местностью, при метеоусловиях, соответствующих для полета по ОПВП.
При осмотре посадочной площадки у буровой активное пилотирование вертолетом осуществлял проверяющий Бекурин Н.П. После осмотра площадки пилот-инструктор передал управление командиру вертолета, после чего экипаж принял решение на повторный осмотр посадочной площадки для определения направления и скорости ветра, детального осмотра места для приземления вертолета и уточнения посадочного курса.
После осмотра посадочной площадки проверяющий и штурман на ВД-10 установили давление на площадке 766 мм.рт.ст., командир вертолета давление не установил, высоту полета контролировал по радиовысотомеру.
В процессе снижения на глиссаде проверяющий и командир вертолета не следили по приборам за параметрами полета в результате чего произошло увеличение вертикальной и уменьшение поступательное скоростей полета. Получив информацию от штурмана об увеличении вертикальной скорости, командир вертолета увеличил общий шаг несущего винта на 1-2 градуса, этого оказалось недостаточно, за 336 метров до площадки вертолет приземлился на основные колеса шасси без кренов и смещения. Перед приземлением экипаж полностью потерял контакт с наземными ориентирами из-за образования снежного вихря. Подавление ошибки в расчете на посадку с уходом на второй круг положительного результата не дало, вертолет столкнулся с землей и получил серьезные повреждения.
Авиационное происшествие произошло в результате сочетания следующих факторов:
- нарушение командиром вертолета правил установки давления на барометрическом высотомере, что привело к ошибке в определении высоты при пилотировании вертолетом на снижении в условиях полярной ночи и малоориентирной местности;
- необеспечение пилотом-инструктором требуемой организации по выполнению технологии работы членов экипажа при заходе на посадку;
- запоздалое решение об исправлении допущенных ошибок в технике пилотирования при заходе на посадку, несвоевременный переход на пилотирование по приборам для ухода на второй круг;
- неудовлетворительная подготовка летного, инструкторского состава в Нюрбинском авиапредприятии для полетов в особых условиях.
В процессе расследования авиационного происшествия комиссией выявлены нарушения в организации летной работы, которые оказывают влияние на обеспечение безопасности полетов на вертолетах. В летном отряде экипажи вертолетов нестабильны, формирование осуществляется из сиюминутной необходимости. Низкое качество предварительной подготовки, крайне редко осуществляется контроль за техникой пилотирования экипажей вертолетов по средствам полетной информации.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям управлений, учебных заведений, авиакомпаний, концернов, корпораций, предприятий и организаций, командиру Отдельного авиационного отряда ГА:
1.2. обеспечить изучение приказа командно-руководящим, командно-летным и летным составом предприятий, эксплуатирующих вертолетную технику;
1.3. потребовать от командно-летного, инструкторского состава качественной подготовки экипажей вертолетов для полетов в особых условиях.
2. Генеральному директору концерна "Якутавиа" в двадцатидневный срок принять меры по реализации рекомендаций комиссии, проводившей расследование причин авиационного происшествия.
3. Согласиться с мерами, принятыми генеральным директором концерна "Якутавиа" к виновным в авиационном происшествии (пилот - инспектор Бекурин Н.К. освобожден от занимаемой должности сроком на три месяца, в свидетельстве пилота погашен талон нарушения № 1; командир вертолета Яковлев А.В. переведен во вторые пилоты вертолета Ми-6 сроком на три месяца, в свидетельстве пилота погашен талон нарушения № 1. В счет частичного возмещения материального ущерба из заработной платы Бекурина Н.К. и Яковлева А.В, удержан среднемесячный заработок. За неудовлетворительную организации летной работы командиру летного отряда № 7 Наволочному К.Г. объявлен строгий выговор).
4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов.
Б.Е. Панюков