Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007759.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПРИКАЗ

    

6 сентября 1991 г.

Москва

№ 223

    
    
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-6
№ 21023 НЮРБИНСКОГО ОАО КОНЦЕРНА "ЯКУТАВИА"

    
    
    22.06.91 днем, в простых метеоусловиях на удалении 100 км от н.п. Витим при выполнения посадки произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-6 № 21023 Нюрбинского ОАО концерна "Якутавия".
    Экипаж в составе командира воздушного судна Пузинича А.П., второго пилота Никитина А.В., штурмана Разбаша Л.А., бортмеханика Дубынина С.П. и бортрадиста Мурзина В.Н. выполнял транспортные полеты по обслуживанию Витимской нефтегазоразведочной экспеедиции в целях перевозки груза на внешней подвеске (цемент на поддоне) по маршруту Витим - буровая 17967 - буровая 3041 - буровая 17967 Витим. Пассажиры на борту отсутствовали.
    Центровка вертолета не выходила за установленные РЛЭ пределы, а полетная масса при взлете вертолета превышала максимально допустимую на 914 кг.
    В момент авиационного происшествия за счет выработки топлива полетная масса соответствовала требованиям РЛЭ и на развитие события влияния не оказала.
    В процессе гашения скорости перед зависанием над площадкой командир принял решение изменить место отцепки груза и произвести ее в 30 м от первоначально выбранной площадки.
    Из-за некоординированных действий органами управления по энергичному гашению поступательной скорости полета произошли падение оборотов несущего винта и просадка вертолета, что в последующем привело к столкновению лопастей рулевого винта с поваленными вокруг площадки деревьями высотой около 7 м, отделению хвостового редуктора с рулевым винтом от концевой балки, грубому приземлению и опрокидыванию вертолета на правый борт. В результате возникшего на земле пожара вертолет полностью сгорел.
    Два члена экипажа получили серьезные телесные повреждения, а находившиеся в месте падения вертолета два работника экспедиции погибли.
    Причиной авиационного происшествия без человеческих, жертв и чрезвычайного происшествия с вертолетом явилось столкновение лопастей рулевого винта с препятствием при снижении на разгрузочную площадку, что привело к разрушению лопастей рулевого винта, обрыву хвостового редуктора и разбалансировке вертолета с последующим грубым приземлением и опрокидыванием на правый борт.
    Столкновение лопастей рулевого винта с препятствием явилось следствием сочетания следующих факторов:
    - неправильного ранения КВС на изменение ранее выбранного места зависания на малой высоте, когда реализация этого решения не обеспечивала безопасного завершения полета;
    - ошибки КВС в технике пилотирования при энергичном гашении скорости перед зависанием;
    - переоценки КВС своих профессиональных возможностей по безопасному завершению полета.
    Гибель работников экспедиции явилась следствием нахождения их в опасной зоне при заходе вертолета на площадку для отцепки груза.
    При расследовании авиационного и чрезвычайного происшествий с вертолетом комиссией был выявлен ряд нарушений требований инструкции № 66/и МГА и РЛЭ вертолета Ми-6 в части достоверности указания в сопроводительных документах веса перевозимого груза, уточнения взлетной массы вертолета, обозначения сигнальными флажками места отцепки груза, использования посадочных настилов установленных размеров, а такие взаимодействия экипажей с работниками СОП.
    

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Руководителям управлений, учебных заведений, авиакомпаний, концернов, корпораций, предприятий и организаций, командиру Отдельного, авиационного отряда ГА, обеспечить изучение причин и обстоятельств авиационного и чрезвычайного происшествий командно-летным и летним составом вертолетных подразделений.
    2. Начальникам ГУЛЭС и ГУАРПУ МГА рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию и 30.09.91 подготовить план мероприятий по их реализации.
    3. Руководителю концерна "Якутавиа" принять меры по устранению недостатков, выявленных комиссией по расследованию авиационного и чрезвычайного происшествий.
    4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.
    
    
    

Заместитель Министра

В.В. Горлов