Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007762.htm

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ПРИКАЗ


5 декабря 1991г.

Москва

№ 280


ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ЖЕРТВ С ВЕРТОЛЕТОМ КА-32Т № 31037 ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ АВИАКОРПОРАЦИИ

    
    
    
    02.07.91 при выполнении взлета с дизель-электрохода "А. Чириков", пришвартованного в морском порту г. Владивостока, произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ка-32Т № 31037 Дальневосточной авиакорпорации.
    Экипаж Владивостокского ОАО в составе командира воздушного судна Кайгородова В.В., бортмеханика Сапарова В.Н. выполнял полет по перегонке вертолета с грузом на внешней подвеске (контейнер УАК-5 массой 2800 кг/с посадочной площадки дизель-электрохода "А. Чириков" в аэропорт Владивосток.
    На борту вертолета находились три служебных пассажира. Полетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные РЛЭ ограничения.
    Уровень профессиональной подготовки экипажа соответствовал выполняемому заданию.
    Предполетная подготовка проводилась под руководством командира. В день вылета на командном пункте отсутствовал диспетчер-информатор.
    Командир, приняв решение на вылет без диспетчера-информатора, не определил порядок взаимодействия с вахтенным помощником капитана дизель-электрохода в части осмотра посадочной площадки и установки съемного элемента комингса. В нарушение п.3.23 "Общих авиационных требований к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах" (ОАТ ГА-90), п.2.1 Инструкции по производству полетов с дизель-электрохода "А. Чириков" и п.7.71 НПП ГА-85 принял решение производить взлет без установленной съемной части комингса.
    Экипажем был выбран метод подцепки контейнера к подвеске при стоянке вертолета на палубе, что предусмотрено РЛЭ вертолета Ка-32. Для подцепки были использованы штатные 10-метровый удлинитель и "паук" с длиной тросов 5 м. Использование внешней подвески общей длиной 15 м вместо 20 м усложнило условия взятия с палубы контейнера, стоявшего в 2,5 м от препятствия.
    Не получив от бортмеханика доклада о готовности к работе и информации о положении троса подвески командир приступил к набору высоты, в процессе которого почувствовал ненормальность в поведении вертолета, начал интенсивно действовать органами управления по устранению разбалансировки вертолета и пытался произвести посадку на палубе.
    Убедившись в невозможности произвести посадку из-за наличия больших кренов, принял решение приводнить вертолет, для чего произвел отцепку троса внешней подвески.
    После приводнения вертолет опрокинулся на левый борт и затонул на глубине 14 м.
    В результате соударения лопастей несущего винта о водную поверхность произошло их разрушение, силовой набор фюзеляжа получил деформацию, разрушены и повреждены узлы и элементы конструкции колонки несущего винта, имеются другие повреждения.
    Командир и пассажиры не пострадали.
    Причиной авиационного происшествия явилась разбалансировка вертолета при взлете для перемещения "на груз" из-за воздействия на него троса внешней подвески, зацепившегося за комингс взлетно-посадочной площадки судна и неадекватных действий командира по парированию этого воздействия, в результате сочетания следующих факторов:
    - отсутствие съемной части комингса посадочной площадки при взлете вертолета для перемещения "на груз";
    - несвоевременной отцепки троса внешней подвески;
    недостаточно четкого взаимодействия членов экипажа при выполнении взлета и перемещении "на груз";
    отсутствие диспетчера-информатора на стартовом вертолет ном пункте (СВКП), что не позволило осуществлять дополнительный контроль за поведением вертолета и контейнера при перемещении.

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Руководителям управлений, производственных объединений, авиакомпаний, концернов, авиакорпораций, учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда причины и обстоятельства авиационного происшествия изучить с руководящим, командно-летным и летным составом вертолетных подразделений.
    2. Начальнику ГУЛЭС МГА рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию и до 30.12.91 принять решение по их реализации.
    3. Генеральному директору Дальневосточной авиакорпорации:
    3.1. организовать устранение недостатков выявленных комиссией при расследовании авиационного происшествия;
    3.2. вертолет Ка-32Т № 31037 списать в установленном порядке.
    4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции МГА.

    

Заместитель Министра

В.М. Курило