ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ |
Начальникам региональных |
11 марта 1997 года при посадке в аэропорту Большое Савино (Пермь) потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв вертолет Ми-2 RA-23747 авиакомпании "Геликс" Уральского регионального управления ФАС России.
Экипаж вертолета в составе командира Новгородова Н.П. и бортмеханика Токарева А.П. выполнял санитарный рейс по маршруту Пермь - Красновишерск - Ильинский - Пермь. После взлета из поселка Ильинский на борту вертолета находилось 5 пассажиров (в том числе 2-е детей). Взлетная масса вертолета составляла 3250 кг, центровка +160 мм, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ вертолета Ми-2.
Прогноз погоды в аэропорту Большое Савино соответствовал минимуму командира ВС. Перед посадкой в аэропорту Большое Савино по информации АТИС: ветер у земли 310°, 5 м/с; на высоте 100 метров - 270°, 13 м/с; видимость 10 км, рабочий курс посадки 213°.
По указанию органов УВД заход осуществлялся с посадочным курсом 33° в условиях влияния на воздушное судно в процессе снижения попутно бокового ветра слева. На завершающем этапе полета, при выполнении разворота влево для посадки против ветра, КВС допустил ошибочные действия в пилотировании вертолетом, чем создал благоприятные условия для попадания рулевого винта в режим "вихревого кольца", и к самопроизвольному энергичному развороту вертолета влево со снижением. Дальнейшие действия КВС привели к перетяжелению несущего винта, в результате чего вертолет грубо приземлился на ВПП. При посадке произошло разрушение правой опоры шасси и опрокидывание вертолета на правый борт. В авиационном происшествии находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа не пострадали.
Комиссия по расследованию отметила следующие недостатки:
- в аэропорту Большое Савино службой движения, как правило, не реализовывается положение Инструкции но производству полётов в части выполнения посадки вертолётов на РД № 3 по вертолётному в любом направлении;
- замер ветра с обратным стартом в районе посадки вертолёта не производился;
- диспетчер СДП Кондратьев A.Н. самостоятельно, без согласования с руководителем полёта, принял решение на приём вертолёта с курсом 33° (при рабочем посадочном курсе 213°), не обеспечив экипаж данными о ветре курсом, обратным рабочему.
Причиной авиационного происшествия явились ошибочные действия командира вертолета по пилотированию вертолёта в процессе захода и выполнения посадки при воздействии на вертолёт бокового ветра слева.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Начальникам региональных управлений ФАС России довести данное заключение до руководителей авиапредприятий.
2. Руководителям авиапредприятий:
2.1. Изучить обстоятельства и причины данного авиационного происшествия со всем лепным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
2.2. С летным составом провести занятия по изучению физической сущности режимов "вихревого кольца" несущею и рулевого винтов, влияния ветра на устойчивость и управляемость вертолета при заходе на посадку и методики выполнения посадки в различной ветровой обстановке.
Начальник Управления |
|