Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007778.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ
СЛУЖБА РОССИИ


13.07.98 г. № 22.10-390

Заключение
об авиационном происшествии
с вертолётом Ми-8Т RA-24207

Начальникам региональных
управлений ФАС России

Руководителям авиапредприятий


    
    
    05 октября 1997 г., днем, в простых метеоусловиях произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8Т RA-24207 Батагайского авиапредприятия НАК "Саха-Авиа", Саха (Якутского) регионального управления ФАС России.
    Экипаж в составе командира воздушного судна (КВС) Клименко И.Я., второго пилота Парамонова И.А., бортмеханика Геворкян В.В. выполнял санитарное задание с попутной вывозкой груза. На борту вертолета находилось три пассажира и 2000 кг груза. Полетная масса и центровка не выходили за пределы ограничений, установленных Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета Ми-8.
    Место авиационного происшествия находится в тундре, на берегу озера, препятствий по курсу взлета не было.
    По объяснениям членов экипажа, через четыре минуты после посадки и выгрузки 50 кг груза, экипаж произвел контрольное висение на высоте примерно 3 м. Вертолет висел устойчиво при оборотах несущего винта 92%. Убедившись, что мощности двигателей хватало для производства взлета с использованием влияния "воздушной подушки", КВС уменьшил высоту висения до 1,5 м и начал разгон вертолета. В этот момент произошла резкая просадка вертолета. Изменением положения ручки "шаг-газ" и взятием ручки управления "на себя" КВС пытался предотвратить столкновение передними колесами с землей, но в результате этих действий не удалось избежать дальнейшей просадки вертолета и через 13 метров от начала взлета он грубо приземлился на переднюю опору шасси. Услышав треск в районе передней стойки, командир прекратил взлет, перевел вертолет в режим висения на высоте примерно 0,5 метра и высадил бортмеханика для осмотра вертолета, который доложил о сломанных подкосах передней опоры шасси. Было принято решение следовать в бывший аэропорт Тенкели, где имелись подручные средства для сооружения постамента под носовую часть вертолета.
    В результате столкновения передней стойкой шасси с земной поверхностью вертолет получил повреждения силовых элементов центральной носовой части фюзеляжа.
    Расследование данного авиационного происшествия было проведено на низком профессиональном уровне. Причина авиационного происшествия, сформулированная в заключении акта, не подтверждается представленными материалами. В разделе II "Акта по результатам расследования" отсутствует анализ режима работы силовой установки на висении перед взлетом по средствам объективного контроля, в основу взяты лишь объяснительные членов экипажа. Нет объяснений фактам несоответствия показаний экипажа и данным объективного контроля по оборотам несущего винта на висении (по САРПП-12 - 90%). На схеме площадки, подобранной с воздуха направление ветра не соответствует данным, указанным в синоптических материалах по данному району. Опрос должностных лиц, свидетелей и очевидцев авиационного происшествия не проводился.
    Причина авиационного происшествия комиссией не установлена. Наиболее вероятно авиационное происшествие явилось следствием:
    - ошибки в выборе направления и метода взлета;
    - ошибки в технике пилотирования при выполнении взлета;
    - возможного нарушения загрузки и центровки вертолета.
    

    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Начальникам территориальных органов ФАС России:
    1.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом Ми-8Т № 24207 Батагайского авиапредприятия НАК "Саха-Авиа" довести до подконтрольных авиапредприятий.
    1.2. Принять меры по улучшению качества расследования в соответствии с требованиями ПРАПИ-88. Для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, участвующих в расследовании авиационных происшествий, эффективнее использовать курсы повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ в МГТУ ГА.
    2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
    2.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем лётным составом на специальных занятиях.
    2.2. С летным составом повторно изучить Главу 4 (Выполнение полета) Раздел "Взлет" Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-8.
    2.3. Выполнить с каждым командиром вертолета контрольно-проверочный полет с целью проверки умения правильно оценивать условия взлета и его выполнения с площадок, подобранных с воздуха, с максимальным взлетным весом.
    
    

Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России



А.В. Нерадько