Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93007779.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ
СЛУЖБА РОССИИ


31.07.98 г. № 22.10-436

Заключение
об авиационном происшествии без
человеческих жертв с самолётом Ан-2
№ 02247 Липецкого ГАП

Начальникам региональных
управлений ФАС России

Руководителям авиапредприятий


    
    
    11 апреля 1998 г., в простых метеоусловиях, произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ан-2 № 02247 Липецкого ГАП, подконтрольного МТУ ЦР ФАС России. Экипаж в составе КВС пилота-инструктора Смыкова И.И. и второго пилота Перфильева П.В. выполнял полет на АХР по рассеву минеральных удобрений в районе н.п. Новая деревня Липецкой области. В процессе разбега, по объяснениям экипажа, поведение самолета было обычным. После отрыва, на высоте примерно 2 метра, у самолета появилось скольжение и тенденция к кренению влево. При достижении высоты около 10 метров, кренение самолета стало прогрессирующим. Принятые экипажем меры по предотвращению кренения эффекта не дали и самолет с креном более 35° на удалении 145 метров от торца ИВПП задел левой полукоробкой крыльев о землю, столкнулся с деревьями и разрушился. Экипаж получил травмы различной степени тяжести.
    Накануне полеты были прекращены из-за ухудшения погодных условий: понижение облачности и выпадение осадков в виде дождя, а затем снега. Температура наружного воздуха изменилась с положительных до отрицательных значений.
    Фактическая погода на оперативной точке в момент вылета: ветер 2 м/с, видимость более 10 км, облачность 4/0, температура минус 3,6 град., влажность 76%.
    В период подготовки к полетам самолет, по объяснению экипажа, был обледеневший и припорошен снегом. Оперативное техническое обслуживание начато выполняться авиатехником Курбатовым М.П. за один час до вылета. Запуск, прогрев и опробование двигателя в ходе технического обслуживания выполнял КВС Смыков И.И. Снег и иней с плоскостей самолета авиатехник не удалял. Пилот-инструктор принял решение на вылет. Взлетная масса самолета составляла 4880 кг, центровка 24,0% САХ.
    По заключению комиссии по расследованию АП на всех этапах полета авиационная техника была работоспособна.
    Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия без человеческих жертв является выполнение взлета с частично обледеневшими несущими плоскостями самолета, вследствие которого произошел срыв воздушного потока на левой полукоробке крыльев, что привело к неуправляемому кренению ВС влево и столкновению с земной поверхностью.
    Комиссия по расследованию АП отмечает:
    - подготовка самолета к вылету авиатехником Курбатовым М.П. выполнена некачественно, снег и иней с плоскостей самолета не удалялся;
    - экипаж Смыкова И.И. к осмотру ВС перед вылетом отнесся халатно.
    Приказом руководителя межрегионального территориального Управления Центральных районов ФАС России от 13.07.1998 г. № 88 и приказом директора Липецкого ГАП от 16.06.98г. № 171 за нарушение требований НПП ГА-85 командир воздушного судна Смыков И.И. снят с занимаемой должности, за некачественную подготовку ВС к вылету авиатехнику Курбатову М.П. объявлен строгий выговор, материалы расследования АП направлены в транспортную прокуратуру.
    
    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Руководителям территориальных управлений ФАС России:
    1.1. Заключение по данному авиационному происшествию довести до авиапредприятий.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем лётным и инженерно-техническим составом.
    2.2. С личным составом эксплуатирующим самолеты Ан-2 провести дополнительные занятия по темам:
    "Аэродинамические особенности ВС в сельхозварианте";
    "Изменение летных аэродинамических характеристик ВС при его обледенении";
    "Учет метеорологических особенностей в районе предстоящих работ".
    
    

Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов ФАС России



А.В. Нерадько