Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008026.htm

Минтранс России
СЕВЕРО - ЗАПАДНОЕ
ОКРУЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ   ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
190068, Санкт-Петербург,
пр. Римского-Корсакова,39
тел.114-12-82 , факс 114-09-24
ИНН 7812013782
01.08.2003 г. - № 5/11-132









УТВЕРЖДАЮ
Руководитель С-З ОМТУ ВТ
Минтранса России

П.В. Ненюков




АНАЛИЗ
состояния безопасности полетов в Северо-Западном ОМТУ ВТ
Минтранса России за I полугодие 2003 г.

   

I. Общие данные о состоянии и безопасности полетов


    В I полугодии 2003 года показатели безопасности полетов с ВС Северо-Западного региона, в сравнении с аналогичным периодом 2002 года, характеризуются увеличением общего числа авиационных событий.
    В течение первого полугодия 2003 г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) подконтрольных Северо-Западному ОМТУ ВТ Минтранса России с ВС произошло:
    - 21 авиационный инцидент;
    - 1 повреждение ВС на земле.
    Из них:
    - 14 авиационных инцидентов по причинам конструктивно-производственных недостатков;
    - 7 авиационных инцидента, связанных с недостатками в работе летного состава (из них один серьезный инцидент);
    - 1 повреждение ВС на земле связанное с недостатками в работе инженерно-технического персонала АТБ.
    Перечень авиационных событий, классифицируемых как авиационные инциденты и повреждения ВС на земле, произошедших за период с января по июнь 2003 г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) Северо-Западного региона, представлен в таблице I.
    
    

АВИАЦИОННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ

    

Таблица 1


п/п

Дата, тип ВС,
№ ВС, эксплуатант,
командир ВС


Место и характер события

Причины
(факторы)
события


1

19.01.03 г.
Ту-154 №85552
ФГУАП "Пулково"
Долбилин В.А.

А/п Пулково. В наборе высоты на H=3000 м.
загорелось табло "Опасная t подшипников"
3 СУ. Экипаж определил причину отказа и произвел посадку в аэропорту вылета.

Ложный отказ
блока УС-3 сер.2
КПН.
Инцидент


2


21.01.03 г.
Ту-154 №85533
ФГУАП "Пулково"
Козловский А.В.

А/п Пулково. В наборе высоты на H=2500 м.
повышение t газов СУ №2 и №1. Экипаж выключил двигатель №2. 1 СУ была переведена на МГ. Посадка на а/ме вылета.

Ложный отказ сигнализации.
КПН.
Инцидент


3

29.01.03 г.
Ту-154 №85800
ФГУАП "Пулково"
КВС на ВС не было

А/п Пулково. При оперативном обслуживании перед вылетом стремянкой повреждена обшивка ВС, вследствие проседания ВС на оставленную под самолетом стремянку.

Нарушение технологии работы.
Повреждение ВС на земле.


4

31.01.03 г.
Ту-134  №65011
"Калининградавиа"
Голенков Н.М.

А/п Пулково. При заходе на посадку произошло ложное срабатывание невыпущенного положения шасси. Посадка в Санкт-Петербурге благополучно.

Неисправность сигнализации.
КПН.
Инцидент


5

04.02.03 г.
Ту-134  № 65113
ФГУАП "Пулково"
Васильев В.И.

А/п Архангельск. На пробеге ВС Ту-134"А" выкатился на БПБ. В условиях низкого Ксц. при пробеге ВС, экипаж неоднократно включал (выключал) реверс.

Потеря управляемости ВС из-за низкого К сц.
Инцидент


6


05.02.03 г.
Ту-134  №65109
ФГУАП "Пулково"
Воскресов В.П.

А/п Пулково. При разбеге на скорости 230 км/час экипаж прекратил взлет ВС по причине самопроизвольного открытия левой форточки кабины экипажа.

Выход штыря рычага из гнезда рамы. КПН.
Инцидент


7

20.03.03 г.
Ту-154 RA-85785
ФГУАП "Пулково"
Дубовцев А.В.

А/п Шереметьево. Заход на посадку с отступлением от установленных по H ДПРМ, V и H вып. & закр. до 15° и довыпуска с 15° до 28° и 36°.

Нарушение инструкции по взаимодействию.
Инцидент


8


22.03.03 г.
Ту-154  RA-85767
ФГУАП "Пулково"
Лебедев А.Г.

А/п Красноярск (Емельяново). При заходе на посадку был произведен выпуск механизации &закр.=28° с превышением от установленной РЛЭ Vпр. скорости полета.

Нарушение экипажем РЛЭ ВС
Ту-154М.
Инцидент


9

31.03.03 г.
Як-40 RA-88296
ООО "Северсталь"
Уржумов В.В.

А/п Пулково. При заходе на посадку в Петрозаводске погода аэродрома посадки Бесовец была ниже минимума.Посадка на запасном в сильных ливневых осадках приV=900

Неоправдавшийся прогноз
а/п Бесовец.
Инцидент


10

31.03.03 г.
Ту-134  №65093
ФГУАП "Пулково"
Саенко Ю.А.

А/п Пулково. Возврат в а/п вылета из-за отказа левого вариометра VSI/TRA системы TKAS. Экипаж определил причину отказа и произвел посадку в аэропорту вылета.

Нарушение ИТС ТУ по ВС
Ту-134А.
Инцидент


11


03.04.2003 г.
Ил-86  RA-86106
ФГУАП "Пулково"
Силявин А.Ф.

А/п Шереметьево. После взлета в а\п Пулково на самолете не убралась правая стойка шасси. КВС принял решение следовать в а\п Шереметьево. Посадка благополучно.

Отказ одного из электрокранов
ГА-140-4. КПН).
Инцидент



12


04.04.2003 г.
Ту-134  RA-65027
"Калининградавиа"
Шалаев В.В.

Зона Петрозаводского РЦ. Потеря радиосвязи в полете на 27 минут. После пролета п.о.д. "Кемь" экипаж не отвечал на вызовы диспетчера. Посадка в Санкт-Петербурге.

Неправильное использование средств связи.
Инцидент


13


08.04.2003 г.
Ту-154  RA-85785
ФГУАП "Пулково"
Корогодин А.И.

А/п Звартноц. В наборе на H=2700 м. последовательно загорались табло "ВИБРАЦИЯ ВЕЛИКА" и "ОПАСНАЯ ВИБРАЦИЯ" СУ №1. Посадка на аэродроме вылета.

Ложное срабатывание сигнализации. (КПН).
Инцидент


14


12.04.2003 г.
Ту-134  RA-65088
ФГУАП "Пулково"
Арзамаскин В.Л.

А/п Шереметьево. При посадке перегрузка-2.45 (перегрузка на конструкцию-2.15) (перегрузка по технике пилотирования - 1.98). Записи в БЖ о перегрузке не было.

Позднее начало выравнивания
ВС  в/пилотом.
Инцидент


15


14.04.2003 г.
Ми-2  RA-14220
"Вологодское АП"
Матрашов В.В.

Г.т. "555 км." При посадке с "подбором" столкновение с ЛЭП, из-за грубой ошибки в технике пилотирования КВС при попадании ВС в "вихревое кольцо".

Неправильная ценка внешних условий КВС.
Сер. Инцидент


16


16.04.2003 г.
Як-40  RA-87575
"Новгородавиа"
Губин Ю.А.

А/п Н-Новгород. В наборе высоты на H=3000 м. поочередно сработала сигнализация "Опасная вибрация" (правого и левого двигателей). Посадка на аэродроме вылета.

Ложное срабатывание сигнализации. (КПН).

Инцидент


17


21.04.2003 г.
Ми-8  RA-24575
"С-З Лесавиа"
Батухтин А.П.

А/п Петрозаводск (аэропорт "Пески"). После взлета загорелось табло "Стружка в масле правого двигателя". Экипаж произвел возврат на аэродром вылета.

Ложное срабтывание сигнализатора (КПН).
Инцидент


18


23.04.2003 г.
Ил-114  RA-91015
С-З АТК "Выборг"
Кабанов Ю.М.

А/п Пулково. После взлета не убралась передняя стойки шасси, из-за ослабления крепления подводящей электрошины к выводу автомата защиты "Питание".

Нарушение целостности цепи питания. (КПН).
Инцидент


19


01.05.2003 г.
Ту-154  RA-85171
ФГУАП "Пулково"
Новодран И.Ю.

А/п Норильск. После уборки шасси, не погасло табло выпущенного положения правой стойки шасси. После визуального осмотра посадка в С-Петербурге.

Отказ сигнализации шасси. (КПН).
Инцидент


20


14.06.2003 г.
Ту-154  RA-85770
ФГУАП "Пулково"
Сучков Н.К.

А/п Сплит. При запуске двигателя №3, бортинженером допущено превышение фактической Твых. газов до+581° (ТВГ) при допустимой +550° (на 31°) течение 24 сек.

Нарушение РЛЭ
п. 4, Раздел 8.1.2
бортинженером.
Инцидент


21


23.06.2003 г.
Ил-86  RA-86070
ФГУАП "Пулково"
Климов В.А.

А/п Пулково. После взлета на Н=600 м. "сработала" сигнализация пожара в мотогондоле двигателя № 4. Двигатель был аварийно выключен. Посадка в С-Петербурге.

Ложное срабатывание сигнализации (КПН).
Инцидент


22


26.06.2003 г.
Ту-154  RA-85204
ФГУАП "Пулково"
Корогодин И.И.

А/п Гамбург. В наборе Н=6600 м. произошло последовательное загорание табло "Вибрация велика" "Опасная вибрация" "Падение nоб" СУ № 3. Посадка в а/п Пулково.

Ложное срабатывание сигнализации. (КПН).
Инцидент


Основными причинами инцидентов и повреждений ВС на земле явились:
    - конструктивно-производственные недостатки авиатехники;
    - нарушение инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа;
    - недисциплинированность личного состава;
    Динамика изменения показателей безопасности полетов за аналогичные периоды прошедшего года, по различным типам ВС, оценивается следующим образом:
    - 14 авиационных инцидентов в I полугодии 2002 г. и 21 авиационный инцидент в этом году (из них один серьезный инцидент с ВС Ми-2);
    - 2 повреждения ВС на земле в I полугодии 2002 г. и 1 повреждение ВС на земле в этом году;
    Распределение авиационных инцидентов и повреждений ВС на земле у эксплуатантов за первое полугодие 2002-2003 г., можно оценить по таблице 2.
    

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ И
ПОВРЕЖДЕНИЙ ВС ПО ЭКСПЛУАТАНТАМ

Таблица 2



Эксплуатант

Всего

в том числе

в том числе

в том числе

 

событий

АП с ЧЖ

АП БЧЖ

инцидентов

ПВС

 

02г

03г

02г

03г

02г

03г

02г

03г

02г

03г

ФГУАП
"Пулково"

14
4

15
5

_

-

_

-

12
2

14
4

2
2

1
1

ОАО
"Калининградавиа"

1
1

2
1

-

-

-

-

1
1

2
1

-

-

ООО АП"Северсталь

1
1

1
1

-

-

-

-

1
1

1
1

-

-

ОАО
"Вологодское АП"

-

1
1

-

-

-

-

-

1
1

-

-

ФГУП
"Новгородавиа"

-

1
0

-

-

-

-

-

1
0

-

-

"Северо-Западная
авиационная база"

-

1
0

-

-

-

-

-

1
0

-

-

ООО "С-З АТК
Выборг"

-

1
0

-

-

-

-

-

1
0

-

-

Всего:

16
6

22
8

_

-

-

-

14
4

21
7

2
2

1
1


    Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.

    Число авиационных инцидентов в I полугодии 2003 г., обусловленных неправильными действиями личного состава "Эксплуатантов", подконтрольных С-З ОМТУ ВТ Минтранса России, увеличилось на 3 авиационных события от общего числа событий в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а число повреждений ВС на земле уменьшилось на одно событие.
    Распределение авиационных событий по типам ВС в первом полугодии 2003 г. в сравнении с аналогичным периодом 2002 г, обусловленных неправильными действиями личного состава, представлено в таблице 3.
    
    
    

ИНЦИДЕНТЫ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ ПО ТИПАМ ВС

Таблица 3


Тип
ВС


АВИАЦИОННЫЕ ИНЦИДЕНТЫ


ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС НА ЗЕМЛЕ

 

I  полугодие

I  полугодие

 

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

Ил-86

-

2/0

-

-

Ту-154

6/0

8/3

-

1/1

Ту-134

7/3

6/2

2/2

-

Ил-114

-

1/0

-

-

Як-40

1/1

2/1

-

-

Ми-8

-

1/0

-

-

Ми-2

-

1/1

-

-

Итого:

14/4

21/7

2/2

1/1



    Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.

    В I полугодии 2003 года из зафиксированных 7 авиационных инцидентов по вине личного состава (и 1 повреждение ВС на земле) - все расследовано.
    Причины ошибок, а также нарушения экипажами ВС правил полетов и нормативных документов в значительной степени явились следствием:
    - отсутствия должного контроля и ослабления требовательности со стороны командно-летного и инструкторского состава за соблюдением выполнения нормативных документов регламентирующих летную работу;
    - недисциплинированности части летного состава или формальным подходом при выполнении своих функциональных обязанностей некоторых членов экипажей эксплуатантов.