Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008069.htm

Минтранс России

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ
ОКРУЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


№ 5/11-36 от 01.04.2004 г.

Руководителям
авиапредприятий, авиакомпаний,
аэропортов и предприятий
по ИВП и ОВД


ИНФОРМАЦИЯ
о состоянии безопасности полетов в Северо-Западном
ОМТУ ВТ Минтранса России за 1-й квартал 2004 г.


    За 1-й квартал 2004 года в авиапредприятиях и авиакомпаниях подконтрольных Северо-Западному ОМТУ ВТ Минтранса России произошло 8 авиационных событий (в 1-м квартале 2003 года - 10), что привело к уменьшению общего числа авиационных событий на 20%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    Динамика изменения показателей безопасности полетов, в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года, оценивается следующим образом:
    - 9 авиационных инцидентов в I квартале 2003 г. и 7 авиационных инцидентов в этом году;
    - 1 повреждение ВС на земле в I квартале 2003 г. и 1 повреждение СУ ВС на земле в 2004 году.
    Из них, в 1-м квартале 2004 г., произошло:
    - 6 авиационных инцидентов - по техническим причинам;
    - 1 повреждение СУ ВС Ту-154 на земле, явились следствием недостатков в деятельности аэродромной службы аэропорта Пулково;
    - 1 авиационное событие классифицируемое, как инцидент - в стадии расследования.
    Основными причинами данных авиационных инцидентов явились конструктивно-производственные недостатки авиационной техники (КПН).
    По итогам 1-го квартала 2004 года наблюдается улучшение статистических показателей безопасности полетов. По сравнению с 1-м кварталом 2003 года число авиационных инцидентов уменьшилось на 22,2 % (с 9 до 7). Число повреждений ВС на земле осталось на прежнем уровне.
    Распределение авиационных событий, по классам ВС, представлено в таблице 1.


Таблица 1


КЛАССИФИКАЦИЯ

I квартал

ВСЕГО

В том числе на:

 

год

 

САМОЛЕТАХ

ВЕРТОЛЕТАХ

 

 

 

1-3 класса

4 класса

1-2 класса

3 класса

АВИАЦИОННЫЕ
ПРОИСШЕСТВИЯ

2004
2003

0
0

0
0

-

-

-

Катастрофы

2004
2003

-

-

-

-

-

Погибло

2004
2003

-

-

-

-

-

В том
числе:

экипаж

2004
2003

-

-

-

-

-

 

пассажиры

2004
2003

-

-

-

-

-

Аварии

2004
2003

-

-

-

-

-

Списано ВС

2004
2003

-

-

-

-

-

ИНЦИДЕНТЫ

2004
2003

7
9

6
9


-

1
-


-

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
ПРОИСШЕСТВИЯ

2004
2003

-

-

-

-

-

ПОВРЕЖДЕНИЯ ВС
НА ЗЕМЛЕ

2004
2003

1
1

1
1


-


-


-

    
    Перечень авиационных событий, классифицируемых как авиационные инциденты и повреждения ВС на земле, произошедших в 1-м квартале 2004 г. в авиапредприятиях (авиакомпаниях) Северо-Западного региона, представлен в таблице авиационных событий (см. таблицу 2).
    

Характеристика авиационных событий

Таблица 2


п/п

Дата, тип ВС,
№ ВС, эксплуатант,
командир ВС

Место и характер события

Причины
(факторы)
события



1


05.01.2004 г.
Ту-154  № 85739
ФГУАП "Пулково"
КВС Никаноров А.И.

А/п "Пулково". При послеполетном обслуживании, после выполнения рейса, обнаружены недопустимые повреждения лопаток СУ № 3 кусочками льда, повлекшие досрочное снятие двигателя с эксплуатации.

Попадание в СУ №3 твердых частиц с поверхности РД или перрона.
Повреждение СУ.



2


16.01.2004 г.
Ту-154  № 85779
ФГУАП "Пулково"
КВС Кучиев С.Ю.

А/п Хабаровск. При выполнении рейса ПЛ-501 Хабаровск - П-Камчатский, в наборе Н произошло растрескивание электрообогреваемого стекла КВС. Посадка в аэропорту вылета "Хабаровск" - благополучно.

Растрескивание не силового, лобового -электрообогреваемого стекла КВС.
Инцидент КПН.



3


25.01.2004 г.
Ту-154  № 85658
ФГУАП "Пулково"
КВС Орлов О.О.

А/п "Пулково". При выполнении рейса FV 256 "Ганновер" - "Пулково" на снижении, экипажем обнаружен не выпуск внешней секции левого среднего интерцептора. Посадка благополучно.

Рассоединение качалки РП-59.044Б с выходным валиком на приводе РП-59.
Инцидент КПН.



4


01.03.2004 г.
Ми-8  № 24161
ОАО "МАК"
КВС-ст. Зайцев С.А.
Пров. Шелковой Н.В

А/п "Мурманск". В 14.30 (UTS) при заходе на посадку по ОСП "загорелось" табло "Пожар в редукторном отсеке". Экипаж включил вручную очередь системы пожаротушения. Табло погасло. Посадка благополучно.

Ложное срабатывание системы пожаротушения из-за блока ССП-ФК-БИ
Инцидент КПН.



5


03.03.2004 г.
Ту-154М  RA-85785
ФГУАП "Пулково"
КВС Ларченко М.А.

А/п "Пулково". Рейс ПЛК-243 "Спб" - "Дюсельдорф", в 07.11 (UTS) из-за загорания табло "Перегрев отсека СУ № 2" на V=140 км/час прекращен взлет с ВПП 28/правая.

Ложное срабатывание ППС из-за отказа блока БИ-2
№1122056 ССП-2А
Инцидент КПН.



6


05.03.2004 г.
Ту-134   RA-65068
ФГУАП "Пулково"
КВС Рассветалов БА

А/п Уфа. При выполнении рейса ПЛ-742 Уфа-С-Петербург, после запуска двигателей, при рулении на МРД в 00.24 UTC не включилось управление поворотом передних колес. ВС отбуксировано с МРД на стоянку.

Обрыв провода УШ19 у клеммы "А" реле КЕ52ПД1 из-за коррозии.
Инцидент КПН.



7


13.03.2004 г.
Ту-134   RA-65068
ФГУАП "Пулково"
КВС Кондрашов В.Н

А/п Сургут. При выполнении рейса ПЛК-442 на взлете, после уборки шасси, "не погасла" сигнализация промежуточного положения передней стойки шасси. Экипаж убедился в уборке шасси и продолжил рейс в "Пулково".

Ложное срабатывание сигнализации положения стоек шассии.

Инцидент КПН.



8


20.03.2004 г.
Ту-154М  RA-85771
ФГУАП "Пулково"
КВС Саранов Н.А.

А/п Ларнака. При выполнении рейса ПЛК-218 после посадки, в процессе уборки закрылков давление во 2-ой гидросистеме упало до 80 кг/см и восстановилось только после включения насосной станции № 2.

Авиационное событие классифицировано как инцидент.
Расследование продлено.

    
    Ошибок и нарушений нормативных документов членами экипажей ВС эксплуатантов - не было.
    Таким образом, в I квартале 2004 г. число авиационных событий, по вине авиационного персонала "Эксплуатантов", подконтрольных С-З ОМТУ ВТ Минтранса России, уменьшилось на 5 авиационных событий, от общего числа событий, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (из них на 4 авиационных события по вине персонала наземных служб обеспечения полетов). Но произошло 7 авиационных инцидентов по КПН авиационной техники (в I квартале 2003 г. зафиксировано 4). Что привело к увеличению на 75% (3 события) количества инцидентов по техническим причинам.
    В процессе расследования инцидентов был выявлен ряд недостатков в вопросах профилактики отказов авиационной техники, вероятность не фиксирования экипажами отклонений параметров показаний приборов от нормативно установленных.
    Рекомендация начальникам АТБ, ОТК и ИТП эксплуатантов авиационной техники (по итогам состояния БП в 2003 г.), такая как: "Усилить контроль за качеством работ по обнаружению и устранению неисправностей авиационной техники" - осталась до конца не реализованной.
    Распределение авиационных событий по типам ВС за I квартал 2003 - 2004 гг., в том числе обусловленных неправильными действиями авиационного персонала, наглядно представлено в таблице 3.


Таблица 3

Тип
ВС

АВИАЦИОННЫЕ
ИНЦИДЕНТЫ

ПОВРЕЖДЕНИЯ
ВС НА ЗЕМЛЕ

 

I  квартал

I  квартал

 

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

Ил-86

-

-

-

-

Ту-154

4/2

4/0

1/1

1/1

Ту-134

4/1

2/0

-

-

Ил-114

-

-

-

-

Ан-26

-

-

-

-

Як-40

1/1

-

-

-

Ан-2

-

-

-

-

Ми-2

-

-

-

-

Ми-8

-

1/0

-

-

Итого:

9/4

7/0

1/1

1/1


    Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.

    Уменьшение количества авиационных инцидентов в I квартале 2004 г., по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, на 2 события (в том числе по вине личного состава эксплуатантов коммерческой гражданской авиации на 4 инцидента) - достигнуто вследствие реализации и осуществления комплекса мер по повышению уровня безопасности полетов проведенных в авиапредприятиях и авиакомпаниях Северо-Западного региона. Но в основном, обусловлено совершенствованием системных методов предотвращения авиационных происшествий в летно-техническом комплексе (ЛТК) ФГУАП "Пулково".
    Распределение авиационных инцидентов и повреждений ВС на земле у по эксплуатантам за I квартал 2003-2004 гг. можно оценить по таблице 4.

Таблица 4


Эксплуатант

Авиационные
инциденты

Повреждения ВС
на земле

 

I кв.
2003 г.

I кв.
2004 г.

I кв.
2003 г.

I кв.
2004 г.

ФГУАП "Пулково"

7/3

6/0

1/1

1/1

ОАО "Калининградавиа"

1/0

-

-

-

ОАО "Мурманавиаком"

-

1/0

-

-

ООО "Северсталь"

1/1

-

-

-

Всего:

9/4

7/0

1/1

1/1

    
    Примечание: В числителе - всего, в знаменателе - по вине личного состава.
    
    Как видно из таблицы 4 число авиационных инцидентов в I квартале 2004 г. уменьшилось на 2 авиационных события, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
    Отмечены 2 нарушения авиационным персоналом инструкций и РПП ФГУАП по причине не дисциплинированности работников спецавтотранспорта ЗАО "Грузовой терминал "Пулково".
    Кроме вышеперечисленных авиационных событий на территории Северо-Западного региона произошли авиационные события с ВС других авиакомпаний и ведомств (таблица 5):


Характеристика авиационных событий

Таблица 5


п/п

Дата, тип ВС, № ВС
эксплуатант, КВС


Место и характер события

Причины
(факторы)
события



1


18.01.2004 г.
Ан-24  RA - 46528
А/к Архангельские ВЛ
КВС Курников Е.П.

А/п "Пулково". При техническом обслуживании, для выполнения рейса 5Н542 "Пулково" - "Апатиты", произошло повреждение бортового разъема сети внешнего электроснабжения (ШРАП -500).

Отъезд "АПА" (водитель - Мирилов В.В.) от ВС без отключения элект-пит.
Повреждение ВС.



2


05.02.2004 г.
Ту-134  RA - 65771
ОАО “Аэрофлот-Дон”
КВС: Вакуленко В.А.

А/п "Мурманск". При выполнении рейса Д9 743 "Шереметьево"-"Мурманск" в конце пробега, после выключения реверса, "загорелось" табло "Пожар СУ". Экипаж выключил СУ № 2 и зарулил на МС.

Ложное "загорание" табло "Пожар СУ" из-за коррозии в разъеме № 2 РК "Т".
Инцидент КПН.



3


22.02.2004 г.
Ту-154М  RA - 85642
ОАО “Аэрофлот”


А/п "Пулково". При выполнении рейса АФЛ-732, в 19.36 UTC, на V= 50 км/час прекращен взлет ВС Ту-154 по причине повышенной вибрации СУ № 2. Экипаж выключил двигатель и зарулил на МС.

Авиационное событие классифицировано как инцидент. Расследование продолжается.



4


11.03.2004 г.
Ту-134  RA - 65771
ОАО “Аэрофлот-Дон”
КВС: Коваленко С.Л.

А/п "Мурманск". При выполнении рейса Д9 743 "Шереметьево" - "Мурманск" при послеполетном осмотре ВС обнаружены забоины лопаток 1-ой ступени компрессора низкого давления двигателя № 2.

Попадание в СУ №2 твердых частиц с поверхности РД или перрона.
Повреждение СУ.



5


16.03.2004 г.
Ту-134  RA - 65771
ОАО “Аэрофлот-Дон”
КВС Попович Г.Н.

А/п "Мурманск". При выполнении рейса Д9 743 "Шереметьево" - "Мурманск" при послеполетном осмотре ВС обнаружено разрушение двух авиашин левой основной стойки шасси.

Авиационное событие классифицировано как инцидент. Расследование продолжается.



6


23.03.2004 г.
А-320-200   D-AYPY
А/к "Люфтганза"


А/п "Пулково". При коммерческом обслуживании рейса LH-3216, произошло повреждение внешней обшивки фюзеляжа ВС машиной спецавтотранспорта ЗАО "Грузовой терминал "Пулково".

Нарушение нормативных документов и правил отъезда (подъезда) к ВС.
Повреждение ВС.


    Ретроспективный анализ состояния безопасности полетов в Северо-Западном регионе за IV квартал 2004 г. позволяет сделать выводы:
    1. Из 7 зарегистрированных авиационных инцидентов за первый квартал 2004 года все 7 инцидентов были связаны с отказами авиационной техники, что привело к увеличению на 75 % количества инцидентов по техническим причинам, в сравнении с I кварталом 2003 г.
    2. Одно повреждение СУ ВС Ту-154 явилось следствием недостатков в деятельности аэродромной службы ФГУАП "Пулково".
    3. В течение 1-го квартала 2004 г. произошло положительное уменьшение общего числа авиационных событий на 20% (с 10 до 8), в сравнении с аналогичным периодом прошлого 2003г.
    

Начальник отдела ГНБП и ЛС С-З
ОМТУ ВТ Минтранса России


В.Б. Антипин