Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008074.htm

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ
ОКРУЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Северо-Западное ОМТУ ВТ
Минтранса России)

Руководителям авиапредприятий,
авиакомпаний, аэропортов и
предприятий по ИВП и ОВД

5/11-51 № 21.04.04






    В дополнение к телеграмме 161030 УУУФЗЬДЛ направляем в Ваш адрес "Методические рекомендации по подготовке экипажей воздушных судов и выполнению полетов в весенне-летний период 2004 года".

    
    
    
    
    
    

ВРИО Руководителя управлений

Г.В. Полюдов





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОЛЕТОВ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004 ГОДА


    Безопасность и регулярность полетов гражданской авиации Российской Федерации связана с метеорологическими особенностями времени года и способностью авиапредприятий обеспечить качественную подготовку летного состава к работе в условиях предстоящего сезона.
    Как показывает многолетняя практика работы гражданской авиации, весенне-летний период года отмечается возрастанием интенсивности полетов, как транспортной авиации, так и полетов по выполнению различных видов авиационных работ.
    Неустойчивые погодные условия с частым наличием опасных для полетов метеоявлений, резкая смена погоды с ухудшением видимости в снежных зарядах практически до нуля, полеты в условиях грозовой деятельности, ливневых осадках, прогнозируемого и непрогнозируемого сдвига ветра, повышенной атмосферной турбулентности, размокание грунтовых аэродромов и посадочных площадок.
    Высокие температуры наружного воздуха, значительно снижают взлетные и посадочные характеристики, допустимую взлетную массу и скороподъемность ВС. Все это в свою очередь увеличивает потребную взлетную и посадочную дистанции, и требует от экипажей тщательного расчета и соблюдения допустимых параметров полета.
    В целях обеспечения высокого уровня безопасности полетов, своевременной и качественной подготовки авиационного персонала авиапредприятий ГА к работе в весенне-летний период
    предлагаю:
    1. Руководителям территориальных органов ГС ГА, авиапредприятий центрального подчинения, организовать изучение "Инструкции по подготовке управлений, объединений, предприятий, вузов гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период", введенной в действие распоряжением Первого заместителя министра А.В.Нерадько от 11 марта 2004г. № НА-111-р (см. интернет сайт www.gsga.ru раздел: Новые документы). Проконтролировать выполнение мероприятий по подготовке экипажей воздушных судов к полетам в ВЛП.
    2. Руководителям авиапредприятий осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, а также авиационные работы:
    2.1 Организовать подготовку авиационного персонала к полетам в ВЛП в соответствии с требованиями "Инструкции по подготовке управлений, объединений, предприятий вузов гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период", от 11 марта 2004г. № НА-111-р.
    2.2 Вопросы, не вошедшие в планы теоретической и летной подготовки в ВЛП 2004 года, указанные в данных методических рекомендациях, включить в тематику разборов, ЛТК и самостоятельной подготовки летного состава.
    3. При подготовке летного состава авиапредприятий ГА, эксплуатирующих самолеты 4-го класса и вертолеты всех классов:
    3.1 Программы теоретической подготовки проходить в полном объеме, без сокращений, с указанием особенностей выполнения полетов в предстоящий период, обратив особое внимание на вопросы эксплуатации авиационной техники.
    3.2 Летную подготовку КРС, КЛС, инструкторский, летный и инспекторский состав проходит согласно ППЛС типа ВС в полном объеме, независимо от класса пилота ГА и опыта работы.
    3.3 Командно-летный и инструкторский состав самолетов 4-го класса и вертолетов всех классов, осуществляющий тренировку летного состава к полетам в ВЛП - летную тренировку засчитывает как персональную.

Рекомендуемая тематика теоретической подготовки летного состава предприятий
к полетам в весенне-летний период 2004года.

1. Метеорологические особенности ВЛП.

    1.1 Основные синоптические процессы характерные для ВЛП в различных регионах полетов.
    1.2 Метеорологические факторы ВЛП, влияющие на безопасность полетов, их краткая физическая характеристика:
    - грозовая деятельность;
    - повышенная электризация атмосферы;
    - ливневые осадки;
    - атмосферная турбулентность;
    - сдвиг ветра;
    - пыльные бури;
    - тропические циклоны.
    1.3 Анализ и оценка метеорологической обстановки для принятия решения на вылет в условиях ВЛП.
    

2. Особенности полетов в ВЛП.

    2.1. Анализ характерных для ВЛП авиационных происшествий (в т.ч. категории CFIT), имевших место в ГА в предыдущие годы.  Профилактические меры по предотвращению их повторяемости.
    2.2. Краткий анализ состояния безопасности полетов в авиапредприятии в ВЛП прошлых лет. Система мер по предотвращению столкновений ВС с препятствиями в управляемом полете, применяемая в авиакомпании.
    

3. Эксплуатационные особенности выполнения полетов
в условиях высоких температур.

    - эксплуатационные ограничения;
    - влияние высоких температур на взлетно-посадочные характеристики самолета;
    - особенности летной эксплуатации ВС на высокогорных аэродромах в условиях ВЛП;
    - особенности продолженного взлета и действия экипажа при отказе критического двигателя в условиях высоких температур и большой взлетной массы ВС;
    - влияние отклонения температуры от СА на выбор эшелона полета, по критериям запаса по углу атаки, устойчивости самолета, расхода топлива;
    - особенности поведения самолета и его пилотирования на практическом потолке. Рекомендации по предупреждению сваливания самолета в рассматриваемых условиях.
    

4. Особенности полетов в условиях
грозовой деятельности.

    - ограничения для полетов в условиях грозовой деятельности;
    - особенности предполетной подготовки и принятия решения на полет при наличии грозовой деятельности, штормового предупреждения в районе аэродрома, на маршруте;
    - обязанности КВС при попадании ВС в опасные для полета зоны грозовой деятельности;
    - правила обхода грозовых очагов и зон сильных ливневых осадков с использованием бортовой РЛС и визуально;
    - обеспечение безопасности самолетовождения при маневрировании в зоне грозовой деятельности; краткий анализ авиационных происшествий в горной местности при обходе грозы.
    
    

5. Особенности взлета и захода на посадку в условиях сдвига ветра.
Рекомендации экипажу ВС по обеспечению безопасности полетов в условиях сдвига ветра.

    
    - распознавание сдвига ветра визуально (по наблюдениям за явлениями погоды) и по штатным бортовым приборам;
    - меры по обеспечению безопасности полета при взлете и заходе на посадку в условиях возможного (ожидаемого) сдвига ветра и при внезапном попадании в сдвиг ветра;
    - практические рекомендации по предотвращению попадания ВС в спутные вихри при взлете и заходе на посадку;
    - авиационные происшествия, обусловленные попаданием ВС в зону сильного сдвига ветра на взлете и при заходе на посадку.
    
    6. Обеспечение безопасности полетов в зонах электрической активности атмосферы.
    
    - условия образования зон повышенной электрической активности атмосферы;
    - методические рекомендации по выполнению полетов в зонах электрической активности атмосферы;
    - действия экипажа в случае поражения ВС разрядом атмосферного электричества;
    - аэросиноптический анализ случаев поражения атмосферным электричеством воздушных судов в авиапредприятии.
    
    7. Влияние ливневых осадков на безопасность взлета и посадки.
    
    - ограничения для взлета и посадки в условиях ливневых осадков;
    - рекомендации по выполнению взлета и посадки в условиях возможного аквапланирования.
    
    8. Особенности самолетовождения в ВЛП.
    
    - краткий анализ характерных случаев потери ориентировки, нарушений режима полета, правил использования воздушного пространства.
    - обязательные процедуры действий экипажа и ведения радиосвязи при обходе опасных явлений погоды на МВЛ в различных регионах полетов.
    
    9. Особенности выполнения полетов в условиях сложной орнитологической обстановки.
    
    - рекомендации экипажу по предотвращению столкновения ВС с птицами при взлете и в полете.
    - анализ случаев столкновений ВС с птицами в авиапредприятии.
    
    10. Причины грубых посадок на эксплуатируемых типах ВС.
    
    - причинно-факторный анализ грубых посадок и рекомендации по их предупреждению в различных эксплуатационных условиях ВЛП.
    
    11. Предотвращения столкновения ВС с наземными препятствиями на различных этапах полета.
    
    - действия экипажа по сигналу (ССОС, СППЗ),
    - технология установки на эшелоне перехода давления аэродрома, сверки значения текущей высоты со значением контрольной высоты по расчету экипажа (информации ATIS) и доклада диспетчеру УВД (согласно РД ФС ВТ от 20.03.2000 г. № 201300)
    

12. Особенности эксплуатации
систем ВС и двигателей в ВЛП.

    - особенности подготовки, запуска и эксплуатации двигателей и ВСУ в условиях высоких температур наружного воздуха и на высокогорных аэродромах.
    - особенности состояния авиационного топлива в переходные сезоны, контроль качества топлива перед заправкой ВС.
    - особенности эксплуатации СКВ на земле и в полете в условиях ВЛП.
    - особенности эксплуатации тормозной системы ВС в условиях высоких температур и на высокогорных аэродромах. Рекомендации по предупреждению перегрева тормозных устройств колес шасси.
    - требования по осмотру ВС и проверке его оборудования:
    а) после поражения атмосферным электричеством;
    б) после полета в штормовую болтанку.
    - руководство по организации движения автотранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ.

    
13. Аварийно-спасательная подготовка.

    - анализ результатов АП в ГА за 2003 год. Разбор реальных АП в аспекте АСП.
    - действия экипажа при автономном существовании в условиях пустыни (практические занятия).
    - устройство и тактико-технические характеристики авиационных спасательных плавсредств. Основные правила и порядок их применения.
    - оказание само- и взаимопомощи членами экипажа в случае травмы и при ухудшении самочувствия.
    - отработка взаимодействия членов экипажа при вынужденной посадке и эвакуации пассажиров на сушу.

    
Дополнительно для экипажей самолетов 4-го класса и
вертолетов всех классов.

1. Методические рекомендации по подготовке
экипажей на самолете АН-2 в ВЛП.

    В связи со значительным сокращением налета часов на экипаж на самолете АН-2 предлагаю допускать к самостоятельным полетам экипажи:
    1. Имеющие знания НПП ГА-85г. РЛЭ, технологии работы экипажа и других нормативных документов на оценку "отлично".
    2. 'Умеющие всесторонне оценивать сложившуюся в полете обстановку и своевременно принимать правильные решения.
    3. Имеющие хорошие навыки в пилотировании ВС при взлете и посадке:
    с полным полетным весом;
    при высоких температурах наружного воздуха (+20 градусов и выше);
    с предельно-боковым ветром (особенно на ИВПП).
    Тренировку на тренажере выполнять в соответствии с Задачей 19. упр. 1 Раздела 3 "Программы подготовки пилотов на самолете АН-2", утвержденной МГА 29.05.87г. Тренировку можно совмещать с ежеквартальной.
    Летную тренировку выполнять в следующем объеме:
    - Задача 40, упр.1 - два полета по прямоугольному маршруту в аэродромных или в производственных условиях (при перерывах в полетах на колесном более трех месяцев и для КВС, выполняющих полеты первый год при перерыве в полетах более одного месяца).
    - Задача 41, упр.1 - три захода на посадку по системам ОСП, РСП (в облаках или за шторкой) выполняется, если в течение 3-х месяцев, предшествующих подготовке, КВС не выполнил заходы в СМУ или с применением шторки. Разрешается данное упражнение совмещать с Задачей 40, упр. 1.
    Соблюдение последовательности выполнения упражнений необязательно.
    

2. Методические рекомендации по подготовке экипажей при
выполнении авиационно-химических работ.

    2.1 При подготовке оперативных точек к работе на АХР обращать внимание на нанесение на карту естественных и искусственных препятствий, линий ЛЭП, санитарных зон на карты полей. Правила выполнения полетов на АХР в горной местности.
    2.2 Уделять повышенное внимание командирам вновь введенным в строй, а также вновь освоившим данный вид авиационных работ.
    2.3 При подготовке экипажей обращать внимание на умение правильно подбирать посадочные площадки с воздуха, оценивать их состояние, размеры, уклоны, выбирать метод взлета и посадки применительно к конкретным условиям. Отрабатывать умение командира быстро выбирать площадки на случай экстренной посадки на всех этапах полета.
    2.4 При тренировке экипажей к полетам на АХР с жидкими химикатами обращать внимание на выдерживание экипажем параметров полета по высоте, скорости, вертикальной скорости снижения и набора высоты, координированное выполнение разворотов. На правильность расстановки сигнальщиков, согласно предварительных расчетов.
    2.5 Организовать заправку ВС на АХР, хранение ГСМ на временных складах и контроль за его качеством.
    2.6 Организовать реализацию Указания МГА от 19.12.88г. № 770/У "Об упорядочении ведения первичной документации на АХР".
    2.7 На специальных занятиях повторить Указание МГА от 20.12.88г. № 782/У "О введение в действие типового положения об организации охраны и противопожарного обеспечения воздушных судов ГА, базирующихся на аэродромах ПАНХ".
    

3. Методические рекомендации по подготовке экипажей
при выполнении лесоавиационных работ.

    3.1 Планировать и организовывать в летных подразделениях проведение необходимых занятий с целью подготовки летного состава к выполнению данного вида работ.
    3.2 В процессе организации подготовки к выполнению ЛАР согласовывать с Базами охраны лесов (отделениями) сроки проведения предварительной подготовки, для привлечения к участию в них летчиков-наблюдателей.
    3.3 С экипажами ВС и летчиками-наблюдателями перед выполнением работ организовать изучение Инструкций по взаимодействию и технологии работы экипажа при выполнении полетов по патрулированию лесов от пожаров.
    Заключение о готовности экипажей к выполнению лесопатрульных работ дает лицо командно-летного состава, проводившее подготовку и розыгрыш полета к данному виду авиационных работ.


4. Методические рекомендации по подготовке экипажей,
выполняющих полеты на вертолетах.

    Подготовка летного состава на вертолетах проводится в соответствии с ППЛС В-92г. по типам ВС и ППЛС В-99г. на вертолете МИ-8.
    В процессе проведения предварительной подготовки у экипажей вертолетных подразделений проверить знание разделов РЛЭ и технологии работы экипажа (по типам ВС) в части:
    правил эксплуатации систем вертолета, обратив особенное внимание на противообледенительную и топливную систему, технологию заправки ВС, слив и контроль отстоя топлива, контроль чистоты дренажа;
    правил и порядка выполнения полетов с подбором посадочных площадок с воздуха, с грузом на внешней подвеске, при выполнении предполагаемых авиационных работ;
    особое внимание обратить на подготовку полетных карт, детальное изучение и знание препятствий в районе аэродромов и в районе предполагаемых авиационных работ, их соответствие относительному и абсолютному значению и фактическому местоположению.
    Командно-летному и инструкторскому составу вертолетных подразделений, совместно со специалистами аэродромной службы и службы ГСМ, перед началом авиационных работ произвести облет посадочных площадок (вертодромов) для оценки их состояния и пригодности к выполнению полетов вертолетами соответствующих типов.
    Летную тренировку выполнять в следующем объеме:
    1.4 полета с одним выключенным (задросселированным) двигателем, при этом выполняется:
    - 1 полет по кругу с заходом на посадку и посадкой с коротким пробегом при одном выключенном (задросселированном) двигателе;
    - 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на этапе взлета (прерванный взлет);
    - 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на этапе взлета (продолженный взлет);
    - 1 полет для отработки элементов техники пилотирования при имитации отказа одного двигателя на режиме висения.
    2. 2-4 полета в аэродромных (производственных) условиях при ТНВ +20 градусов и выше с максимально-допустимой массой для данных условий в соответствии с требованиями РЛЭ каждого типа ВС.
    3. на вертолетах МИ-26Т, МИ-10К, МИ-34С тренировочные полеты и посадки с коротким пробегом с одним выключенным (задросселированным) двигателем не предоставляются.
    

Департамент летных стандартов ГС ГА Минтранса России