Утверждаю |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ТРЕНАЖА В КАБИНЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-2 НА ЗЕМЛЕ
ПО ОТРАБОТКЕ ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
В АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЯХ ПОЛЕТА
Общие положения
Воздушные суда, эксплуатирующиеся в гражданской авиации имеют достаточно высокие летные характеристики: необходимый запас прочности конструкции, дублирование управления, двойной комплект пилотажных приборов и ряд систем и устройств, гарантирующих безопасность полета в различных условиях, а также в случае отказа техники или агрегатов, систем и приборов.
Однако одной из причин авиационных происшествий является недостаточная выучка летного состава, что требует постоянной отработки навыков в действиях членов экипажа в особых случаях полета. Это позволит экипажу при создавшейся в полете аварийной ситуации действовать грамотно и спокойно.
Тренировка в кабине вертолета на земле организуется руководителями летного подразделения, а проводится пилотом-инструктором.
Во время тренажной подготовки члены экипажа находятся на своих рабочих местах, в кабине вертолета. Руководитель тренажа находится сзади бортмеханика и ставит вводные вопросы по особым случаям в полете. Члены экипажа выполняют имитированные действия с дублированием речи по особому случаю в полете. Руководитель тренировки добивается правильных и четких действий и докладов членов экипажа по каждому отдельному случаю в полете.
Общие указания о действиях членов экипажа
в аварийных случаях полета
В настоящем разделе содержатся указания по эксплуатации вертолета и действиям членов экипажа в аварийных ситуациях. Аварийная ситуация - особая ситуация, характеризующая необходимостью экстренной посадки вертолета или ситуацией, при которой предотвращение перехода в катастрофическую ситуацию связано со значительным повышением физических и психологических нагрузок на экипаж и требует высокого профессионального мастерства членов экипажа.
Бортовой механик:
- доложить КВС о неисправности (пожаре);
- принять меры для ликвидации аварийной ситуации;
- оказать помощь по эвакуации после аварийной посадки вертолета.
Командир воздушного судна:
- сообщить службе УВД о случившемся;
- организовать действия экипажа по ликвидации аварийной ситуации в зависимости от ее характера, условий полета и времени, которым располагает экипаж, следуя указаниям настоящего раздела;
-принятие решения после ликвидации аварийной ситуации о продолжении полета или выполнение посадки;
- пилотировать вертолет;
- принять меры для спасения вертолета, эвакуации перевозимых людей и экипажа после посадки.
Аварийные случаи полета
Пожар на вертолете
Возникновение пожара экипаж может обнаружить по загоранию красного мигающего табло "Пожар" на пульте противопожарной системы, а также по появлению дыма и запаха гари. Дополнительным признаком пожара в отсеках двигателей является резкое нарастание температуры газов перед турбиной выше допустимой.
Пожар в отсеке левого (правого) двигателя
Пожар в отсеке двигателя экипаж определяет по загоранию красного мигающего табло на приборной доске пилота "Пожар". По загоранию красных табло "Пожар" "Отсек лев. (прав) двигателя красного табло "кран открыт" желтого табло "Автомат баллон 1-й очер. сработ" - на пульте противопожарной системы экипаж прекращает выполнение задания и производит посадку на аэродром или площадку подобранную с воздуха.
Запустить двигатель в полете после ликвидации пожара в его отсеке - Запрещается.
Действия экипажа
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Останавливает левый (правый) двигатель краном останова |
Выполняет команды командира вертолета. Следит за оборотами Н.В. |
2. |
Перекрывает топливо краном Пож. кран лев. (прав) |
прослушивает эфир |
3. |
Переводит вертолет в режим аварийного снижения и производят посадку: |
Осматривает переднюю и правую полусферы |
|
- выключает генератор; |
контролирует ликвидацию |
|
- проверяет ликвидацию пожара по сигнализации табло |
пожара |
4. |
Докладывает диспетчеру о возникновении пожара, а при отсутствии связи с ним докладывает в эфир. |
|
5. |
Включает сигнал "Бедствие" |
|
6. |
После посадки обеспечивает эвакуацию пассажиров и тушение пожара |
После посадки действует по указанию командира вертолета |
Пожар в редукторном отсеке Действие экипажа
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Переводит вертолет в режим аварийного снижения для выполнения посадки. |
С целью взаимоконтроля следит за выполнением операций командира вертолета |
2. |
Сообщает диспетчеру или в эфир о возникновении пожара в редукторном отсеке, свое место и действия. |
Выполняет команды командира вертолета. |
|
|
Внимание на щиток противопожарной системы |
|
|
на срабатывание 1 очереди. |
|
|
При этом горят табло: |
|
|
- красное мигающее "Пожар" |
|
|
- красное табло "Пожар" |
|
|
- на пульте противопожарной системы |
|
|
- красное табло "Кран открыт" |
|
|
- красное табло "Редукт. отсек" |
|
|
- желтое табло "Автомат.баллон -й очер.сработ" |
3. |
Включает сигнал "Бедствие" |
Если пожар 1-й автоматической очередью не ликвидирован и все указанные табло продолжают гореть, необходимо проконтролировать нажатием кнопки ВКЛ 2-я очеред. |
4. |
Выполняет заход на посадку |
Следит за оборотами Н.В. |
5. |
После посадки обеспечивает эвакуацию пассажиров |
Прослушивает эфир следит за правой полусферой, подбирает площадку для посадки вертолета с воздуха и докладывает командиру вертолета |
Пожар в кабине вертолета
1. |
При возникновении пожара в кабине вертолета, если экипаж состоит из одного пилота (командир вертолета) и на борту нет пассажиров, немедленно выполнить снижение и произвести посадку на площадку выбранную с воздуха. |
2. |
После аварийной посадки принять все меры по ликвидации пожара или покинуть вертолет. |
3. |
При возникновении пожара в кабине вертолета, если экипаж состоит из двух и более членов экипажа, то члены экипажа или пассажиры по команде командира вертолета должны приступить к тушению пожара с помощью ручного огнетушителя. |
4. |
Командир вертолета должен выполнить экстремальное снижение и произвести посадку на площадку подобранную с воздуха. |
5. |
После аварийной посадки в зависимости от характера и интенсивности пожара принять меры по ликвидации пожара или срочной эвакуации пассажиров. |
Пожар внутри пассажирской кабины, когда экипаж состоит
из двух и более человек и есть пассажиры
Действия экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Дает команду второму пилоту (бортмеханику) немедленно приступить к ликвидации пожара с помощью ручного углекислотного огнетушителя |
Ликвидируется пожар с помощью ручного огнетушителя |
2. |
Напоминает второму пилоту следить за центровкой вертолета, не допуская скопления пассажиров в хвостовой или передней части вертолета |
Перемещает пассажиров от очага пожара не допуская нарушения центровок вертолета |
3. |
Напоминает членам экипажа о недопущенной панике среди пассажиров, производит экстренную посадку |
Принимает меры по эвакуации груза и пассажиров |
4. |
Принимает меры по эвакуации пассажиров и груза. |
|
Отказ одного двигателя в полете
Отказ двигателя командир вертолета (экипаж) может определить как по приборам, так и по разбалансировке вертолета. Вертолет в этом случае стремится к развороту вправо с опусканием носа и кренению вправо.
- по приборам экипаж заметит падение оборотов турбокомпрессора;
- резкое повышение или понижение температуры газов перед турбиной компрессора;
- резкое падение давления шасси на входе в двигатель;
- резкое падение оборотов турбокомпрессора;
- загорание светового табло "Пожар";
- загорание табло "Отказ левого генератора" или "Отказ правого генератора"
- изменение шума двигателя.
Экипаж прекращает задание и производит посадку
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Уменьшает скорость полета взятием ручки циклического шага "на себя", уменьшает "шаг-газ" не допуская падения оборотов Н.В. менее 74-70% |
Контролирует показания приборов работы двигателей и трансмиссии. Докладывает об отклонениях командиру вертолета |
2. |
Ручным управлением и педалями удерживает вертолет от крена и уменьшения угла тангажа |
Соблюдает осмотрительность. Докладывает высоту и скорость командиру вертолета |
3. |
Переводит оба рычага раздельного управления в крайнее верхнее положение |
Контролирует показания приборов в первую очередь обороты Н.В. Докладывает командиру вертолета. |
4. |
Определяет по приборам отказавший двигатель и выключает его закрыв соответствующий стоп-кран, закрывает пожарный кран. |
Следит за показаниями приборов, контролирует правильность выключения отказавшего двигателя, осматривает переднюю и правую полусферы. |
5. |
Изменением общего шага Н.В. устанавливает скорость полета 120?00 км/час и по возможности уменьшает режим работающего двигателя. |
Выбирает площадку для посадки с коротким пробегом на случай посадки, о чем докладывает командиру. |
6. |
Производит вынужденную посадку на ближайший аэродром или площадку пригодную для посадки с коротким пробегом |
Контролирует по приборам и на слух работу двигателя, редуктора, трансмиссии и всех систем о чем докладывает командиру вертолета |
Отказ двух двигателей в полете
Отказ двух двигателей в полете определяется по резкой разбалансировке вертолета, падению оборотов Н.В. и турбокомпрессоров двигателей и трансмиссии с одновременным снижением, рысканием вправо и кренением. Уменьшением температуры газов перед турбиной.
Для обеспечения безопасности полета необходимо немедленно перевести вертолет на режим самовращения Н.В. и произвести посадку на площадку подобранную с воздуха.
Действия экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Немедленно переводит вертолет на режим самовращения Н.В. |
Следит за оборотами Н.В. При подходе оборотов к минимально допустимых докладывает командиру вертолета |
2. |
Уменьшает общий шаг Н.В. устанавливает обороты несущего винта 80-84% рычагом шаг-газ |
min допустимый 76% Контролирует высоту и скорость полета. Определяет направление и скорость ветра |
3. |
Выключает двигатели, закрывает стоккраны, закрывает пожарные краны двигателей. Устанавливает скорость 100 км/час. |
Осматривает переднюю и правую полусферы |
4. |
В процессе снижения на режиме СНВ устраняет разворачивающий, крепящий и пилотирующий моменты. Следит за скоростью полета и оборотами Н.В. |
Следит за препятствиями. Докладывает высоту и вертикальную скорость снижения. |
5. |
Подбирает площадку, заходит на посадку, если условия позволяют посадку, то выполняет ее против ветра. |
При наличии препятствий при заходе на посадку, докладывает о них. |
Неисправности главного редуктора
Неисправности главного редуктора сопровождаются появлением непривычных шумов и тряски вертолета, а также падением давления масла и быстрым ростом температуры.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Немедленно переводит вертолет на планирование с малой мощностью двигателей |
Контролирует показание приборов и докладывает командиру вертолета |
2. |
Выбирает площадку и производит заход на посадку по возможности против ветра |
Докладывает командиру вертолета скорость полета, обороты Н.В. вертикальную скорость снижения |
3. |
Выполняет посадку в зависимости от условий с пробегом или без пробега. |
Докладывает командиру вертолета о наличии препятствий, высоте и направлении ветра. |
Неисправности системы автоматического
поддерживания оборотов несущего винта.
Самопроизвольная раскрутка оборотов Н.В. свыше 86%, появление "выкл" по оборотам турбокомпрессоров более 2%, самопроизвольные колебания оборотов турбокомпрессоров с возрастающей амплитудой свидетельствуют об отказе системы автоматического поддержания оборотов несущего винта.
Самопроизвольная раскрутка оборотов Н.В.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Выводит коррекцию рычага "шаг-газ" из крайнего правого положения влево, до оборотов Н.В. не более 78% (при которых система должна отключаться). |
Следит за показаниями приборов. |
2. |
Прекращает выполнение задания. |
Соблюдает осмотрительность. |
3. |
Производит посадку на аэродроме. |
Следит за препятствиями при заходе на посадку и докладывает командиру вертолета |
Отказ путевого управления
При нарушении управления от педалей к хвостовому винту, под действием центробежных сил его лопасти устанавливаются на угол 5° при котором обеспечивается путевая балансировка вертолета на скорости 70 км/час.
Нарушение управления вертолетом может произойти при выходе из строя трансмиссии к хвостовому винту или хвостового винта.
1. Отказ, когда привод хвостового винта исправлен, но повреждено управление от педалей к хвостовому винту (Вертолет не реагирует на отклонение педалей).
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Сбалансирует вертолет скольжением, устанавливает скорость 70 км/час. |
Контролирует показания приборов. |
2. |
Переходит па моторное планирование, выбирает площадку для посадки |
Контролирует показания приборов. Соблюдает осмотрительность. |
3. |
Выполняет посадку с пробегом |
При посадке докладывает высоту, скорость, следит за препятствиями. |
2. Разрушение привода хвостового винта или хвостового винта (вертолет резко разворачивается влево и кренится вправо).
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Немедленно сбросить шаг несущего винта до минимума и полностью вывести коррекцию газа влево. |
Контролирует показания приборов и докладывает командиру вертолета. |
2. |
Отклоняет ручку управления на "себя" удерживает вертолет от пикирования. |
Контролирует показания приборов. Соблюдает осмотрительность. |
3. |
На режиме самовращения несущего винта, не выключая двигатели выполняет посадку с пробегом. |
Докладывает при посадке о высоте, скорости полета и наличии препятствий. |
Непреднамеренное превышение допустимых скоростей полета
Непреднамеренное превышение скорости полета выше максимально допустимой сопровождается тряской вертолета, предупреждающей о срыве потока с лопастей несущего винта.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Плавно уменьшит общий шаг несущего винта, одновременно отклонит ручку циклического шага "на себя" для уменьшения скорости полета до заданной. |
Контролирует показания приборов и докладывает командиру вертолета. |
Возникновение флоттера лопастей несущего винта
Флаттер лопастей несущего винта на вертолете проявляется в виде тряски с частотой некратной оборотам несущего винта "Ухудшается управляемость, нарушается соконусность лопастей несущего винта.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Выводит коррекцию газа влево и рычагом шаг-газ уменьшает обороты несущего винта до минимально допустимых |
Ведет осмотрительность, наблюдает за приборами. |
2. |
Берет ручку управления "на себя" уменьшает скорость полета на 30?0 км/час по прибору. |
О всех отклонениях докладывает командиру вертолета |
3. |
На скорости по прибору, на 30?0 км/час меньше, чем скорость на которой возник флоттер возвращается на аэродром или садится на подобранную площадку в случае непрекращения флоттера |
Ведет осмотрительность на передней и правой полусферами |
Возникновение колебаний типа "Земной резонанс"
Земной резонанс проявляется, как самовозбуждающий колебания вертолета, возникающие на земле при рулении вертолета по неровной твердой поверхности с большой скоростью или при сильном порывистом ветре, при пробеге после посадки по самолетному, а также при апробировании вертолета. Условиями способствующими возникновению земного резонанса могут быть также разбалансировка несущего винта в весовом отношении, неправильная зарядка гидродемпферов вертикальных шарниров, неравномерное давление в амортстойках шасси, неравномерная накачка колес шасси.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Энергичным движением уменьшает шаг Н.В. до минимального |
Контролирует показания приборов |
2. |
Убирает коррекцию до минимума влево, ручку циклического шага устанавливает в нейтральное положение |
Соблюдает осмотрительность, следит за препятствиями |
3. |
Перемещением недолет парирует развороты вертолета |
|
4. |
Если колебания не прекращаются выключает двигатели |
|
5. |
При наличии поступательной скорости вертолета (на разбеге, прогоне, рулении) уменьшает поступательную скорость торможением колес, при необходимости до полной остановки. Выключает двигатели. |
Выключает генераторы |
Аварийный сброс груза с внешней подвески
Груз транспортируемый на внешней подвеске должен быть сброшен в полете в следующих случаях:
- на висении, если использовано максимальное значение мощности двигателей, а вертолет самопроизвольно снижается, или если из-за смежного (пыльного) вихря нет визуального контакта с землей;
- при задевании грузом подстилающей поверхности в момент разгона или при торможении;
- при большой раскачке груза, угрожающей безопасности полета;
- в аварийной обстановке.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Второй пилот (бортмеханик) |
1. |
Производит сброс груза нажатием кнопки "Тактический сброс" на ручке шаг-газ. Аварийный сброс груза нажатием кнопки "Аварийный сброс" на ручке циклического шага |
Следит за поведением груза. Отсутствием людей в месте сброса груза и докладывает командиру вертолета о погасании табло "груз подвешен" |
Действия при аварийной посадке
При возникновении аварийной ситуации на вертолете, угрожающей жизни пассажиров, командир вертолета немедленно докладывает диспетчеру о решении произвести вышеуказанную посадку и сообщает координаты места нахождения вертолета.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Дает команду пассажирам приготовиться к вынужденной посадке. |
Ведет контроль за приборами. Ведет визуальное наблюдение за передней и правой полусферой. Выполняет команды командира вертолета |
2. |
После посадки дает команду второму члену экипажа находящемуся на правом кресле, расстегнуть привязные ремни, открыть правую дверь пилотской кабины и покинуть вертолет в безопасном направлении |
|
3. |
Расстопаривает фиксатор двери пассажирской кабины, открывает левую дверь пилотной кабины и покидает вертолет |
Помогает в эвакуации пассажиров |
4. |
Обеспечивает эвакуацию пассажиров |
|
Отказ гидравлической системы
При отказе гидросистемы т.е. при падении давления в ней до 35±8 кг/см загорается красное сигнальное табло "Отказ гидросист". Отказ гидравлической системы в полете не приводит к созданию аварийной обстановки.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Выключает выключатель "Гидросистема" на панели и переходит на ручное управление |
Контролирует показания приборов об отклонениях докладывает командиру вертолета. |
2. |
Продолжает полет с отказавшей гидросистемой на ближайший аэродром установив скорость Vпр = 140?10 км/час |
|
3. |
Производит посадку на аэродроме по самолетному, против ветра. |
Помогает командиру вертолета, ведет осмотрительность |
Отказ подкачивающих топливных насосов
При отказе основного подкачивающего топливного насоса №1, автоматически выключается дублирующий насос №2. В случае отказа обоих топливных насосов подкачки работа двигателей обеспечивается до высоты 3000 м за счет насосов - регуляторов HP - 40T, обороты Н.В. при этом уменьшаются на 1,5? %, а турбокомпрессоров двигателей на 2?%
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Продолжает полет не допуская снижения оборотов турбокомпрессоров двигателей менее 70% |
Контролирует показания приборов. В случае отказа автоматики на панели "Включение" и сигнализация подкачивающих насосов, переключатель насоса №2 ставит в положение "Дублирующее включение насоса №2. |
2. |
При выполнении посадки с неработающими, подкачивающими топливными насосами учитывает снижение течи Н.В. на величину до 400 кГс в режиме висения |
Ведет осмотрительность, докладывает командиру о препятствиях. Контролирует показания приборов |
Отказ генераторов постоянного тока
При отказе обоих генераторов СТГ-3 происходит автоматическое отключение потребителей подключенных к генераторным шинам и шине двойного питания, автоматически отключаются: электродвигатель лебедки ЛПГ-4, стеклоочиститель, вентилятор ДВ-1К, проблесковый маяк, управление сельскохозоборудованием. Остальные потребители продолжают получать питание от аккумуляторов.
Полностью заряженные аккумуляторы могут обеспечить работу приборов и агрегатов, подключенных к аккумуляторной шине в течение 40 мин. ночью и 1 (один) час в дневном полете.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Определяет потребители без которых возможно продолжение полета |
Засекает время отказа генераторов, контролирует время полета ни аккумуляторах: днем 1 час., ночью 0 час 40 мин. |
2. |
Выключает потребители без которых возможно продолжить полет |
Контролирует выключение потребителей и показания приборов |
3. |
В зависимости от условий принимает решение на продолжение полета до аэродрома посадки, запасного аэродрома или подобрав площадку произвести посадку |
По необходимости включает СЕТЬ на ЛАКУМ. Контролирует приборы. При посадке ведет осмотрительность |
Отказ указателя скорости, высотомера, вертометра.
Система питания анероидно-мембранных приборов обеспечивает подачу статического и полного давления к барометрическим приборам (9С-250, ВД-10, ВР10М).
Наиболее частой причиной отказа указателя скорости является нарушение герметичности или закупорки трубопровода статической и динамической систем ПВД, а также обмерзание приемника ПВД в условиях обледенения без выполнения их обогрева.
Отказ УС-250 определяется по несоответствию его показаний режиму полета, но неустойчивому положению стрелки указателя. Отказ высотомера и вариометра - показания приборов не изменением вертикальной скорости и высоты полета.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Командир вертолета |
Контролирует показания приборов |
2. |
Проверяет включение обогрева ПВО. Продолжает полет, (при полете в условиях обледенения) |
В полете докладывает о положении вертолета |
3. |
В случае полного отказа указателя скорости устанавливает режима полета соответствующей скорости ГП по величине шага Н.В. и оборотом турбокомпрессоров двигателей |
Ведет ориентировку |
4. |
Пилотирует вертолет по авиагоризонту и вариометру. |
Ведет осмотрительность |
5. |
Выполняет посадку на ближайшем аэродроме. При отказе высотомера и вертометра продолжает полет, по возможности контролирует высоту по радиовысотомеру |
Докладывает командиру вертолета об отклонениях от нормы |
6. |
Переключает рукоятку аварийного крана в положение КАБИНА |
При переключении рукоятки крана в положении "Кабина" статическое давление в приборы будет подаваться из кабины. В визуальном полете ведет ориентировку |
Отказ авиагоризонта
В визуальном полете
- отказ авиагоризонта определяется путем сравнения его показаний с положением вертолета относительно естественного горизонта. При полете на ОПВП или ППП сравнением с показателями другого авиагоризонта и других приборов (указателя поворота и скольжения, указателя скорости, вариометра, компаса). Кроме того при прекращении питания постоянным или переменным током появляется флажок на фоне авиагоризонта.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
В визуальном полете |
Контролирует показания приборов |
2. |
Выключает отказавший авиагоризонт. Докладывает руководителю полетов |
Контролирует показания приборов. Докладывает командиру вертолета высоту, скорость, крены |
3. |
В полете по ППП |
Постоянно контролирует положение вертолета по дублирующим приборам |
4. |
При отказе обоих авиагоризонтов переходит на пилотирование по другим приборам, контролируя тангаж вертолета по верлометру, высотомеру, указателю скорости, а крен по указателю скольжения направлению по гирокадукционному компасу. |
|
5. |
Постоянно удерживает вертолет от скольжения (срок в центре). |
|
6. |
По возможности переходит на визуальный полет. Следует на свой или запасной аэродром. |
При выходе из облаков докладывает командиру вертолета |
Отказ радиостанций
Определение отсутствия связи с диспетчером и другими бортами, находящимися в воздухе.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Проверяет включение АЗС и переводит регулятор громкости на нормальную слышимость. |
|
2. |
Ручкой набора частот повторно набирает заданную частоту |
Ведет ориентировку помогает командиру вертолета |
3. |
При отсутствии связи переходят на связь по KB радиостанции, докладывает диспетчеру о неисправности УКВ р\станции |
Включает КВ радиостанцию, контролирует показания приборов |
4. |
При отсутствии полностью связи продолжает полет на аэродром посадки |
|
5. |
При подходе к аэродрому посадки прослушивает команды диспетчера на частоте дальнего привода |
Ведет осмотрительность передней и правой полусферы. Докладывает командиру вертолета о всех летательных аппаратах в районе аэродрома. |
Аварийный остаток топлива.
Если выработка топлива в полете было более расчетной и составляет менее 114 на 30 минут полета (менее 110 кг) необходимо оценить возможность посадки на аэродроме или на площадку выбранную с воздуха.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
При загорании табло "Осталось топлива 100 литров" оценивает возможность посадки на аэродроме. |
Контролирует остаток топлива, засекая время с момента загорания табло. |
2. |
Учитывает возможность полета в течение 17 мин принимает окончательное решение о посадке на площадку, выбранную с воздуха или следовать до аэродрома. |
Оценивает обстановку и помогает в случае необходимости командиру вертолета в подборе площадки с воздуха. |
3. |
Пилотировать вертолет плавно, избегая скольжения и больших кренов |
Ведет осмотрительность, контролирует остаток топлива. |
Потеря ориентировки
Ориентировка считается потерянной полностью, если экипаж по этой причине произвел посадку не на аэродроме назначения.
Временной потерей ориентировки считается, если воздушное судно самостоятельно или с помощью РТС выведено на заданный маршрут с посадкой на аэродроме назначения.
Действие экипажа:
№ |
Командир вертолета |
Бортмеханик |
1. |
Выключает сигнал бедствия, докладывает органу УВД о потере ориентировки, остатке топлива, условиях полета. |
Ведет контроль за приборами, пытается восстановить ориентировку |
2. |
С разрешения органа УВД занимает высоту полета для обнаружения вертолета радиотехническими средствами |
Ведет контроль за остатком горючего. Восстанавливает ориентировку. Помогает командиру вертолета. |
3. |
Применяет наиболее приемлемые способы восстановления ориентировки. |
Помогает командиру вертолета |
4. |
При невозможности восстановить ориентировку, заблаговременно, до полной выработки топлива или до наступления темноты производит посадку на любом аэродроме или на площадку выбранную с воздуха. |
Докладывает командиру вертолета об остатке горючего. Помогает подобрать площадку. Ведет осмотрительность. |
5. |
В районе государственной границы берет курс вглубь территории своей страны. |
Докладывает командиру вертолета курс, вглубь своей территории. |
Методика разработана на основании п.п. 4.5, 3.3.12 Руководства по ОЛЭ в ГА, в соответствии с требованиями РЛЭ вертолета Ми-2.