МИНИСТЕРСТВО |
Начальникам управлений, |
в целях обеспечения единообразия заполнения бортовых таблиц для указателей приборной скорости на самолетах ГА и учета поправок при измерении скорости в полете
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Ввести в действие «Методику расчета, заполнения и использования бортовых таблиц для указателей приборной скорости на самолетах ГА».
2. Изучить Методику с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству.
3. При выполнении очередной формы периодического технического обслуживания и при ремонте самолета расчет и заполнение бортовых таблиц указателей приборной скорости производить в соответствии с Методикой.
Заместитель Министра |
И.Ф. Васин |
Приложение
к указанию МГА
от 09.12.87 № 892/у
Утверждено
ГлавУРЭО, ГлавУЛС, ГУЭРАТ МГА
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА, ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ
ДЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ НА САМОЛЕТАХ ГА
Настоящая Методика разработана для обеспечения единого подхода к учету поправок к показаниям указателей приборной скорости на всех типах самолетов ГА.
Использование настоящей Методики учета поправок при измерении приборной скорости полета на самолетах ГА позволяет обеспечить возможность более точного контроля за выдерживанием заданной приборной скорости полета.
1. Общие положения.
бортовые таблицы к указателям скорости устанавливаются в специальных кассетах в кабине экипажа для каждого указателя приборной скорости.
Бортовые таблицы имеют 3 формы (приложение).
Бортовые таблицы формы с1 устанавливаются на самолетах с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей до 450км/ч.
Бортовые таблицы формы с2 устанавливаются на самолетах с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей более 450км/ч.
Бортовые таблицы формы с3 устанавливаются на самолетах типа Ту-154 и его модификациях.
Все таблицы рассчитываются только для канала приборной скорости при проверках (обслуживании) указателей скорости в лаборатории.
При расчете бортовых таблиц к указателям скорости для всех самолетов ГА (кроме самолетов Ту-154 и его модификаций) учитываются только инструментальные поправки, аэродинамические поправки учтены в РЛЭ при назначении ограничений и рекомендаций экипажу по выдерживанию приборной скорости при выполнении полета.
При расчете бортовых таблиц к указателям скорости на самолетах типа Ту-154 и его модификациях учитываются суммарные - инструментальные и аэродинамические поправки, так как рекомендации РЛЭ по ограничениям приборной скорости и пилотированию самолетов даны без учета величины аэродинамических поправок.
2. Расчет показаний указателей скорости и составление бортовых таблиц с учетом инструментальных поправок (для всех типов самолетов ГА кроме Ту-154 и его модификаций)
Форма бортовых таблиц к указателям скорости с учетом инструментальных поправок в зависимости от диапазона эксплуатационных приборных скоростей самолета имеет два вида:
Форма с1 - для самолетов с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей до 450км/ч;
Форма с2 - для самолетов с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей больше 450км/ч.
Для составления бортовой таблицы к указателю скорости необходимо произвести предварительные расчеты по следующей форме (таблицы А и Б с примером заполнения).
Таблица А
Расчет показаний указателя скорости с учетом инструментальных поправок
(для бортовой таблицы формы с1)
Самолет Ан-28 № 28802
Указатель скорости УС-450 № 325949
Член экипажа - КВС
Дата проверки - 20.11.86г.
Приборная |
Инструментальная |
Показания указателя |
Округленные |
50 |
+5 |
45 |
45 |
100 |
+5 |
95 |
95 |
150 |
0 |
150 |
150 |
200 |
0 |
200 |
200 |
250 |
-4 |
254 |
255 |
300 |
-5 |
305 |
305 |
350 |
-3 |
353 |
355 |
400 |
-5 |
405 |
405 |
450 |
-6 |
456 |
455 |
Проверку указателя скорости произвел |
|
|
|
|
фамилия |
|
подпись |
Расчет произвел |
|
|
|
|
фамилия |
|
подпись |
Расчет проверил |
|
|
|
|
фамилия |
|
подпись |
Таблица Б
Расчет показаний указателя скорости с учетом инструментальных поправок
(для бортовой таблицы формы с2)
Самолет Ту-134 № 65047
Указатель скорости КУС-730/1100 № 20158
Член экипажа - штурман
Дата проверки - 20.11.86г.
Приборная |
Инструментальная |
Показания указателя |
Округленные |
100 |
-5 |
105 |
105 |
200 |
-3 |
203 |
205 |
300 |
0 |
300 |
300 |
400 |
+7 |
393 |
395 |
500 |
+5 |
495 |
495 |
600 |
+8 |
592 |
590 |
700 |
+10 |
690 |
690 |
Проверку указателя скорости произвел |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись | |
Расчет произвел |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись | |
Расчет проверил |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись |
Расчет показаний указателя скорости 3-ей графы таблиц А и Б производится по следующей формуле:
Vпр.испр. = Vпр. - Vинстр.
где:
Vпр.испр. - показания указателя приборной скорости с учетом инструментальной поправки;
Vпр. - приборная скорость полета (значения приборной скорости, указанные в 1-ой графе таблицы);
Vинстр. - инструментальная поправка указателя приборной скорости.
Показания указателя скорости графы 3 таблиц А и Б округляются до 5 и записываются в графу 4 и правую графу бортовой таблицы.
При несовпадении значений, проверяемых скоростей по паспорту прибора со скоростями, указанными в левой графе бортовых таблиц, величины инструментальных поправок определяются методом линейной интерполяции.
3. Расчет показаний указателя скорости и составление бортовой таблицы показаний с учетом суммарных поправок для самолета Ту-154 и его модификаций
Для самолета Ту-154 и его модификаций используется бортовая таблица форма с3.
Данная форма бортовой таблицы учитывает суммарные (инструментальные и аэродинамические) поправки.
Для составления бортовой таблицы к указателям скорости необходимо произвести предварительные расчеты по следующей форме (таблица В с примером заполнения).
Таблица В
Расчет показаний указателя скорости с учетом суммарных поправок
(для бортовой таблицы формы с3)
Самолет Ту-154 № 85610
Указатель скорости КУС-730/1100
Член экипажа - 2-ой пилот
Дата проверки - 20.11.86г.
Положение |
Приборная |
Инструмен- |
Аэродина- |
Суммарная поправка , км/ч |
Показания |
Округленные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
=0° |
350 |
+3 |
-8 |
-5 |
355 |
355 |
|
400 |
+5 |
-4 |
+1 |
399 |
400 |
|
450 |
+5 |
-3 |
+2 |
448 |
450 |
|
500 |
+7 |
-2 |
+5 |
495 |
485 |
|
550 |
+8 |
-1 |
+7 |
543 |
545 |
|
600 |
+8 |
-1 |
+7 |
593 |
595 |
=15° |
300 |
0 |
-1 |
-1 |
301 |
300 |
|
350 |
+3 |
+2 |
+5 |
345 |
345 |
|
420 |
+5 |
+5 |
+10 |
410 |
410 |
=28° |
280 |
-1 |
-1 |
-2 |
282 |
280 |
|
320 |
+2 |
+3 |
+5 |
315 |
315 |
|
360 |
+3 |
+6 |
+9 |
351 |
350 |
=36° |
250 |
-2 |
-2 |
-4 |
254 |
255 |
|
290 |
0 |
+3 |
+3 |
287 |
285 |
|
330 |
+2 |
+6 |
+8 |
322 |
320 |
=45° |
230 |
-2 |
-3 |
-5 |
235 |
235 |
|
260 |
-2 |
+2 |
0 |
260 |
260 |
|
300 |
0 |
+9 |
+9 |
291 |
290 |
Проверку указателя скорости произвел |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись | |
Расчет произвел |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись | |
Расчет проверил |
|
|
| |
|
фамилия |
|
подпись |
Расчет показаний указателя скорости с учетом суммарных поправок производится по следующей формуле:
Vпр.испр. = Vпр. -
= Vинстр. + Vа
где:
Vпр.испр. -показания указателя приборной скорости с учетом суммарной поправки;
Vпр. - приборная скорость полета (значения приборной скорости, указанные в левой графе таблицы);
- суммарная поправка по приборной скорости;
Vинстр. - инструментальная поправка указателя по приборной скорости;
Vа - аэродинамическая поправка по скорости
Показания указателей скорости графы 6 таблицы В округляются до 5 и заносятся в графу 7 и правую графу бортовой таблицы.
Для учета величин аэродинамических поправок при расчете суммарной поправки по приборной скорости пользоваться таблицей 3.1.
При несовпадении значений проверяемых скоростей по паспорту со скоростями, указанными в левой графе бортовой таблицы, величины инструментальных поправок определяются методом линейной интерполяции.
Примечание: в бортовой таблице графа «Показания прибора с учетом суммарной поправки» для положения закрылков =36° заполняется только для самолетов Ту-154М.
Таблица 3.1.
Аэродинамические поправки приемников статического давления
на плитах самолета Ту-154 и его модификаций
Положение |
приборная скорость, км/ч | |||||||||||||||
шасси и |
230 |
250 |
260 |
280 |
290 |
300 |
320 |
330 |
350 |
360 |
400 |
420 |
450 |
500 |
550 |
600 |
закрылков |
Аэродинамические поправки (Vа), км/ч | |||||||||||||||
=0° |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-8 |
-7 |
-4 |
-3 |
-3 |
-2 |
-1 |
-1 |
=15° |
- |
- |
- |
- |
- |
-1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
5 |
- |
- |
- |
- |
=28° |
- |
- |
- |
-1 |
0 |
1 |
3 |
3 |
5 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
=36° |
- |
-2 |
-1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
=45° |
-3 |
1 |
2 |
5 |
7 |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Учет поправок при измерении скорости в полете
При определении скорости полета экипажу необходимо пользоваться показаниями указателя скорости с учетом инструментальных (суммарных) поправок.
Для определения показаний указателя скорости с учетом поправок для V2 и Vзп, не кратных значениям приборной скорости (Vпр) левой графы таблиц, необходимо брать значения Vпр.испр. с той же поправкой, что и для ближайшей по таблице скорости Vпр.
В случае попадания заданного значения приборной скорости в середину интервала значений приборных скоростей Vпр, указанных в левой графе таблицы, из 2-х значений поправок пользоваться той, которая соответствует большему значению показаний указателя скорости.
Например: Необходимо рассчитать показания указателя скорости для Vзп = 250км/ч. По таблице исправленные показания с учетом поправки на скорости 200 км/ч равны 200км/ч на скорости 300 км/ч равны 305км/ч. Следовательно, на 250км/ч исправленное значение приборной скорости будет равно 255км/ч.
Начальник ГосНИИ ГА |
Зам. начальника Центра |
Приложение
ФОРМЫ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ ПОКАЗАНИЙ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ
Форма с1 для воздушных судов с эксплуатационным
диапазоном приборных скоростей до 450 км/ч.
|
Лицевая сторона |
| |
|
|
| |
|
Самолет № |
| |
|
Vпр. |
Показан. |
|
|
50 |
|
|
|
100 |
|
|
|
150 |
|
|
|
200 |
|
|
|
250 |
|
|
|
300 |
|
|
|
350 |
|
|
|
400 |
|
|
|
450 |
|
|
|
|
|
|
Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53
Оборотная сторона
|
|
|
|
|
|
|
Форма с1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет произвел |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет проверил |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма с2 для самолетов с эксплуатационным диапазоном
приборных скоростей больше 450 км/ч.
|
Лицевая сторона |
| |
|
|
| |
|
Самолет № |
| |
|
Vпр. |
Показан. |
|
|
100 |
|
|
|
200 |
|
|
|
300 |
|
|
|
400 |
|
|
|
500 |
|
|
|
600 |
|
|
|
700 |
|
|
|
|
|
|
Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53
Оборотная сторона
|
|
|
|
|
|
|
Форма с2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет произвел |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет проверил |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма с3 для самолетов Ту-154 и его модификаций
|
Лицевая сторона |
| ||
|
|
| ||
|
Самолет № |
| ||
|
Поло- |
Vпр. |
Показан. |
|
|
=0° |
350 |
|
|
|
|
400 |
|
|
|
|
450 |
|
|
|
|
500 |
|
|
|
|
550 |
|
|
|
|
600 |
|
|
|
=15° |
300 |
|
|
|
|
350 |
|
|
|
|
420 |
|
|
|
=28° |
280 |
|
|
|
|
320 |
|
|
|
|
360 |
|
|
|
=36° |
250 |
|
|
|
|
290 |
|
|
|
|
330 |
|
|
|
=45° |
230 |
|
|
|
|
260 |
|
|
|
|
300 |
|
|
|
|
|
|
|
Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53
Оборотная сторона
|
|
|
|
|
|
|
Форма с3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет произвел |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет проверил |
|
|
|
|
|
|
Фамилия |
|
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________
Примечание: Графа «Показания прибора с учетом суммарной поправки» для положения закрылков =36° заполняется только для самолетов ТУ-154М.