Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008314.htm

МИНИСТЕРСТВО
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УКАЗАНИЕ

09.12.1987г. № 892/у

О введении в действие Методики
расчета, заполнения и использования
бортовых таблиц для указателей приборной
скорости на самолетах ГА

Начальникам управлений,
производственных объединений,
учебных заведений, организаций
и директорам заводов
гражданской авиации





    
    в целях обеспечения единообразия заполнения бортовых таблиц для указателей приборной скорости на самолетах ГА и учета поправок при измерении скорости в полете

    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Ввести в действие «Методику расчета, заполнения и использования бортовых таблиц для указателей приборной скорости на самолетах ГА».
    2. Изучить Методику с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству.
    3. При выполнении очередной формы периодического технического обслуживания и при ремонте самолета расчет и заполнение бортовых таблиц указателей приборной скорости производить в соответствии с Методикой.

    
    
    

Заместитель Министра

И.Ф. Васин




Приложение
к указанию МГА
от 09.12.87 № 892/у


Утверждено
ГлавУРЭО, ГлавУЛС, ГУЭРАТ МГА

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА, ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ
ДЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБОРНОЙ СКОРОСТИ НА САМОЛЕТАХ ГА


    

    Настоящая Методика разработана для обеспечения единого подхода к учету поправок к показаниям указателей приборной скорости на всех типах самолетов ГА.
    Использование настоящей Методики учета поправок при измерении приборной скорости полета на самолетах ГА позволяет обеспечить возможность более точного контроля за выдерживанием заданной приборной скорости полета.
    
    
    1. Общие положения.
    
    бортовые таблицы к указателям скорости устанавливаются в специальных кассетах в кабине экипажа для каждого указателя приборной скорости.
    Бортовые таблицы имеют 3 формы (приложение).
    Бортовые таблицы формы с1 устанавливаются на самолетах с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей до 450км/ч.
    Бортовые таблицы формы с2 устанавливаются на самолетах с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей более 450км/ч.
    Бортовые таблицы формы с3 устанавливаются на самолетах типа Ту-154 и его модификациях.
    Все таблицы рассчитываются только для канала приборной скорости при проверках (обслуживании) указателей скорости в лаборатории.
    При расчете бортовых таблиц к указателям скорости для всех самолетов ГА (кроме самолетов Ту-154 и его модификаций) учитываются только инструментальные поправки, аэродинамические поправки учтены в РЛЭ при назначении ограничений и рекомендаций экипажу по выдерживанию приборной скорости при выполнении полета.
    При расчете бортовых таблиц к указателям скорости на самолетах типа Ту-154 и его модификациях учитываются суммарные - инструментальные и аэродинамические поправки, так как рекомендации РЛЭ по ограничениям приборной скорости и пилотированию самолетов даны без учета величины аэродинамических поправок.
    
    
    2. Расчет показаний указателей скорости и составление бортовых таблиц с учетом инструментальных поправок (для всех типов самолетов ГА кроме Ту-154 и его модификаций)
    
    Форма бортовых таблиц к указателям скорости с учетом инструментальных поправок в зависимости от диапазона эксплуатационных приборных скоростей самолета имеет два вида:
    Форма с1 - для самолетов с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей до 450км/ч;
    Форма с2 - для самолетов с эксплуатационным диапазоном приборных скоростей больше 450км/ч.
    Для составления бортовой таблицы к указателю скорости необходимо произвести предварительные расчеты по следующей форме (таблицы А и Б с примером заполнения).




Таблица А


Расчет показаний указателя скорости с учетом инструментальных поправок
(для бортовой таблицы формы с1)


Самолет Ан-28 № 28802
Указатель скорости УС-450 № 325949
Член экипажа - КВС
Дата проверки - 20.11.86г.

Приборная
скорость
Vпр.км/ч

Инструментальная
поправка
Vинстр., км/ч

Показания указателя
скорости с учетом
инструм. поправки,
км/ч

Округленные
показания указателя
скорости с учетом
инстр. поправок км/ч

50

+5

45

45

100

+5

95

95

150

0

150

150

200

0

200

200

250

-4

254

255

300

-5

305

305

350

-3

353

355

400

-5

405

405

450

-6

456

455


Проверку указателя скорости произвел





фамилия


подпись

Расчет произвел





фамилия


подпись

Расчет проверил





фамилия


подпись



Таблица Б

Расчет показаний указателя скорости с учетом инструментальных поправок
(для бортовой таблицы формы с2)


Самолет Ту-134 № 65047
Указатель скорости КУС-730/1100 № 20158
Член экипажа - штурман
Дата проверки - 20.11.86г.

Приборная
скорость
Vпр.км/ч

Инструментальная
поправка
Vинстр., км/ч

Показания указателя
скорости с учетом
инструм. поправки,
км/ч

Округленные
показания указателя
скорости с учетом
инстр. поправок км/ч

100

-5

105

105

200

-3

203

205

300

0

300

300

400

+7

393

395

500

+5

495

495

600

+8

592

590

700

+10

690

690


Проверку указателя скорости произвел





фамилия


подпись

Расчет произвел





фамилия


подпись

Расчет проверил





фамилия


подпись


    Расчет показаний указателя скорости 3-ей графы таблиц А и Б производится по следующей формуле:
    
    Vпр.испр. = Vпр. - Vинстр.
    
    где:
    Vпр.испр. - показания указателя приборной скорости с учетом инструментальной поправки;
    Vпр. - приборная скорость полета (значения приборной скорости, указанные в 1-ой графе таблицы);
    Vинстр. - инструментальная поправка указателя приборной скорости.
    
    Показания указателя скорости графы 3 таблиц А и Б округляются до 5 и записываются в графу 4 и правую графу бортовой таблицы.
    
    При несовпадении значений, проверяемых скоростей по паспорту прибора со скоростями, указанными в левой графе бортовых таблиц, величины инструментальных поправок определяются методом линейной интерполяции.


    3. Расчет показаний указателя скорости и составление бортовой таблицы показаний с учетом суммарных поправок для самолета Ту-154 и его модификаций


    Для самолета Ту-154 и его модификаций используется бортовая таблица форма с3.
    Данная форма бортовой таблицы учитывает суммарные (инструментальные и аэродинамические) поправки.
    Для составления бортовой таблицы к указателям скорости необходимо произвести предварительные расчеты по следующей форме (таблица В с примером заполнения).

Таблица В


Расчет показаний указателя скорости с учетом суммарных поправок
(для бортовой таблицы формы с3)


Самолет Ту-154 № 85610
Указатель скорости КУС-730/1100
Член экипажа - 2-ой пилот
Дата проверки - 20.11.86г.

Положение
закрылков

Приборная
скорость
Vпр., км/ч

Инструмен-
тальная
поправка
Vинстр.,
км/ч

Аэродина-
мическая
поправка
Vа, км/ч

Суммарная поправка , км/ч

Показания
указателя
скорости
с учетом
суммарн.
поправки,
км/ч

Округленные
показания
указателя
скорости с
учетом
суммарной
поправки,
км/ч

1

2

3

4

5

6

7

=0°

350

+3

-8

-5

355

355


400

+5

-4

+1

399

400


450

+5

-3

+2

448

450


500

+7

-2

+5

495

485


550

+8

-1

+7

543

545


600

+8

-1

+7

593

595

=15°

300

0

-1

-1

301

300


350

+3

+2

+5

345

345


420

+5

+5

+10

410

410

=28°

280

-1

-1

-2

282

280


320

+2

+3

+5

315

315


360

+3

+6

+9

351

350

=36°

250

-2

-2

-4

254

255


290

0

+3

+3

287

285


330

+2

+6

+8

322

320

=45°

230

-2

-3

-5

235

235


260

-2

+2

0

260

260


300

0

+9

+9

291

290


Проверку указателя скорости произвел





фамилия


подпись

Расчет произвел





фамилия


подпись

Расчет проверил





фамилия


подпись


    Расчет показаний указателя скорости с учетом суммарных поправок производится по следующей формуле:
    Vпр.испр. = Vпр. -
     = Vинстр. +
    
    где:
    Vпр.испр. -показания указателя приборной скорости с учетом суммарной поправки;
    Vпр. - приборная скорость полета (значения приборной скорости, указанные в левой графе таблицы);
     - суммарная поправка по приборной скорости;
    Vинстр. - инструментальная поправка указателя по приборной скорости;
    Vа - аэродинамическая поправка по скорости
    
    Показания указателей скорости графы 6 таблицы В округляются до 5 и заносятся в графу 7 и правую графу бортовой таблицы.
    Для учета величин аэродинамических поправок при расчете суммарной поправки по приборной скорости пользоваться таблицей 3.1.
    При несовпадении значений проверяемых скоростей по паспорту со скоростями, указанными в левой графе бортовой таблицы, величины инструментальных поправок определяются методом линейной интерполяции.
    
    Примечание: в бортовой таблице графа «Показания прибора с учетом суммарной поправки» для положения закрылков =36° заполняется только для самолетов Ту-154М.

Таблица 3.1.


Аэродинамические поправки приемников статического давления
на плитах самолета Ту-154 и его модификаций


Положение

приборная скорость, км/ч

шасси и

230

250

260

280

290

300

320

330

350

360

400

420

450

500

550

600

закрылков

Аэродинамические поправки (Vа), км/ч

=0°
Шасси убрано

-

-

-

-

-

-

-

-

-8

-7

-4

-3

-3

-2

-1

-1

=15°
Шасси выпущено

-

-

-

-

-

-1

0

1

2

2

4

5

-

-

-

-

=28°
Шасси выпущено

-

-

-

-1

0

1

3

3

5

6

-

-

-

-

-

-

=36°
Шасси выпущено

-

-2

-1

2

3

4

5

6

-

-

-

-

-

-

-

-

=45°
Шасси выпущено

-3

1

2

5

7

9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


    4. Учет поправок при измерении скорости в полете
    
    При определении скорости полета экипажу необходимо пользоваться показаниями указателя скорости с учетом инструментальных (суммарных) поправок.
    Для определения показаний указателя скорости с учетом поправок для V2 и Vзп, не кратных значениям приборной скорости (Vпр) левой графы таблиц, необходимо брать значения Vпр.испр. с той же поправкой, что и для ближайшей по таблице скорости Vпр.
    В случае попадания заданного значения приборной скорости в середину интервала значений приборных скоростей Vпр, указанных в левой графе таблицы, из 2-х значений поправок пользоваться той, которая соответствует большему значению показаний указателя скорости.
    Например: Необходимо рассчитать показания указателя скорости для Vзп = 250км/ч. По таблице исправленные показания с учетом поправки на скорости 200 км/ч равны 200км/ч на скорости 300 км/ч равны 305км/ч. Следовательно, на 250км/ч исправленное значение приборной скорости будет равно 255км/ч.
    


Начальник ГосНИИ ГА
А.А.Субботин

Зам. начальника Центра
М.У. Тимашок


Приложение


ФОРМЫ БОРТОВЫХ ТАБЛИЦ ПОКАЗАНИЙ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ


Форма с1 для воздушных судов с эксплуатационным
диапазоном приборных скоростей до 450 км/ч.


Лицевая сторона






Самолет №
Указатель скор.
тип ___ №____
член экипажа
дата проверки



Vпр.
км/ч

Показан.
прибора
с учетом
попр. км/ч



50




100




150




200




250




300




350




400




450







Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53


Оборотная сторона








Форма с1












Расчет произвел







Фамилия


Подпись









Расчет проверил







Фамилия


Подпись
















Форма с2 для самолетов с эксплуатационным диапазоном
приборных скоростей больше 450 км/ч.




Лицевая сторона






Самолет №
Указатель скор.
тип ___ №____
член экипажа
дата проверки



Vпр.
км/ч

Показан.
прибора
с учетом
попр. км/ч



100




200




300




400




500




600




700







Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53


Оборотная сторона








Форма с2












Расчет произвел







Фамилия


Подпись









Расчет проверил







Фамилия


Подпись
















Форма с3 для самолетов Ту-154 и его модификаций



Лицевая сторона






Самолет №
Указатель скор.
тип ___ №____
член экипажа
дата проверки



Поло-
жение
закрыл-
ков

Vпр.
км/ч

Показан.
прибора
с учетом
попр. км/ч



=0°

350





400





450





500





550





600




=15°

300





350





420




=28°

280





320





360




=36°

250





290





330




=45°

230





260





300








Высота таблицы - 150; ширина таблицы - 53

Оборотная сторона








Форма с3












Расчет произвел







Фамилия


Подпись









Расчет проверил







Фамилия


Подпись















    ______________
    Примечание: Графа «Показания прибора с учетом суммарной поправки» для положения закрылков =36° заполняется только для самолетов ТУ-154М.