«Утверждаю» |
«Утверждаю» |
«Утверждаю» |
«Утверждаю» |
Заключение
по вопросу применения масел зарубежных фирм
на авиатехнике взамен масла ИПМ-10
Настоящее заключение составлено в соответствии с решением технического совещания во ВПИИ НП по вопросу подбора зарубежного аналога масла ИПМ-10 (протокол от 24.03.93г.).
синтетическое углеводородное масло ИПМ-10 получило с начала 70-х годов наиболее широкое применение в теплонапряженных авиационных ГТД объектов ВВС и в современных двигателях самолетов ГА. Масло ИПМ-10 обладает высокой термоокислительной стабильностью (до 200°С), характеризуется низкой коррозионной агрессивностью по отношению к авиационным конструкционным материалам и покрытиям, хорошими защитными свойствами, в связи с чем наряду с миниральными маслами допущено также для консервации топливных систем изделий авиатехники.
основа масла ИПМ-10, как известно, периодически вырабатывалась гидроизомеризацией твердого парафина на ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез». По сообщению ВНИИ НП, в связи с отказом Ново-Куйбышевского НПЗ от производства основы масла ИПМ-10, а также в связи с незавершенностью ввода в эксплуатацию и освоения 2-ой очереди комплекса маслоблока КМ-3 на волгоградском НПЗ, потребители в 1993 году не будут обеспечены маслом ИПМ-10.
Недостающее количество масла ИПМ-10 рекомендовано восполнить закупкой за рубежом масла-аналога.
С учетом рекомендаций «Перечня зарубежных горюче-смазочных материалов, рекомендованных к применению на авиатехнике отечественного производства», результатов исследований и испытаний зарубежных образцов масел различных фирм, совещание рекомендовало к закупке в качестве масел-аналогов товарное масло Turbonycoil 210A (TN 210А фирмы Nyco, Франция) и масло Castrol 4000 (фирмы Castrol, Англия). При этом предпочтение отдано маслу TN 210А как наиболее близкому отечественному маслу ИПМ-10 по составу основы и комплексу применяемых присадок.
Ниже представлен анализ имеющихся данных по свойствам указанных сортов зарубежных масел и сведений по вопросам их применения.
Масло Turbonycoil 210A (TN 210A).
Масло TN 210A разработано фирмой Nyco в середине 70-х годов с использованием данных расшифровки состава отечественного масла ИПМ-10 и предназначалось фирмой для эксплуатации советской авиатехники, продаваемой за рубеж (из-за недопоставки отечественных сортов масел). Масло TN 210A вырабатывается фирмой Nyco по требованиям ТУ на масло ИПМ-10. В качестве базовой основы масла TN 210A фирмой используется высокоочищенный синтетический углеводород, полученный путем олигомеризации этилена. Также, как и ИПМ-10, масло TN 210А содержит небольшое количество диэфира (~10%) и комплекс различных присадок, входящих в состав масла ИПМ-10 (антиокислительные, противоизносная, ингибитор коррозии).
Проведенными в ЦИАМ, ВИАМ, ВПИИ ПП, в/ч 74242, ГосНИИ ГА исследованиями и испытаниями образца масла TN 210A в объеме комплекса методов квалификационной оценки масел для авиационных ГТД установлено следующее.
Масло TN 210А полностью отвечает требованиям ТУ 38.1011299-90 на отечественное масло ИПМ-10. Основные физико-химические и эксплуатационные свойства масла TN 210А находится на уровне свойств отечественных масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у. По термоокислительной стабильности в объеме при 200°С зарубежное масло превосходит изопарафиновое масло ИПМ-10. В сравнении с ИПМ-10 масло TN 210А имеет более низкую температуру застывания (ниже минус 60°С) и меньшую склонность к образованию высокотемпературных отложений. Долговечность работы подшипника при 200°С при испытании на установке УСМ-1 для масла TN 210A составила 6.3 часа (для масла ИПМ-10 - 2,5 часа). Испытания на редукторном стенде Ш-3 при 200°С в режиме ТРД масло TN 210А выдержало. по заключению БИАМ, данное масло может быть использовано в контакте с резинами, применяемых для масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у. По коррозионному воздействию на магниевый сплав МЛ10 (эксидированный) масло TN 210А несколько уступает ИПМ-10, но находится на уровне масел ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, применяемых на авиационных ГТД в качестве дублирующих марок вместо масло ИПМ-10.
Проведенными исследованиями установлена полная совместимость масел ИПМ-10 и TN 210А.
По отчетным материалам фирмы Nyco с начала промышленного производства масла TN 210А этой фирмы выработано и поставлено в различные страны (с 1977 по 1989 г.г.) для применения при эксплуатации советских авиационных двигателей более 250 тонн масла (Египет, Ирак, Ливия, Бангладеш и др.). При среднем часовом расходе масла 0,5-1,0 кг. общая наработка различных отечественных ТРД на масле TN 210А (вместо ИПМ-10) составляет 250-500 тысяч часов. Замечаний по эксплуатации двигателей на масле TN 210A не было.
Масло Castrol 4000
Масло Castrol 4000 разработано фирмой Castrol (Англия) в соответствии с требованиями фирмы Rolls-Royce (для применения в двигателях Rolls-Royce Spey aero engines) и представляет собой промежуточный сорт масла с вязкостью 3,5-4,0 мм/с (сСт) при 100С, не отвечающее Требованиям обычных зарубежных спецификаций на синтетические масла для ГТД с вязкостью 3 сСт и 5 сСт (например, MIL- -7808 и MIL-L-23699, соответственно). по данным фирмы масло Castrol 4000 сочетает хорошие вязкостно-температурные характеристики диэфирных масел (3 сСт) с высоким уровнем термоокислительной стабильности и хорошими смазывающими свойствами масел на основе эфиров полиолов (5 сСт). До последнего времени масло применялось только на одном двигателе Spey (Rolls-Royce) однако испытания проводились и на других двигателях (Avon, Gem, RB 211-22B, Gnom и др.).
Испытания масла Castrol 4000 по комплексу методов квалификационной оценки в нашей стране были выполнены в ЦИАМ, ВИАМ, в/ч 74242 и ГосНИИ ГА. При этом было установлено, что по физическо-химическим свойствам зарубежное масло практически аналогично отечественным маслам ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф, ВНИИ НП 50-1-4у, 36/1Ку-А. По термоокислительной стабильности масло Castrol 4000 также превосходит масло ИПМ-10, испытания на редукторной установке Ш-3 режиме ТРД при 225°С и режиме ТВД при 85°С прошли с положительными результатами. Долговечность работы подшипника при 200°С при испытании на установке УСМ-1 на масле Castrol 4000 составила 9.1 часа. Данное масло может быть использовано в контакте с РТД из резин типа ИРП-1287, применяемых в среде отечественных масел ИПМ-10, ВНИИ НП 50-1-4ф и др. По данным ВИАМ, масло Castrol 4000 по коррозионной агрессивности по отношению к сплаву МЛ10 (оксидорованному) и свинцу уступает маслу ИПМ-10 (и TN 210A), но практически равноценно остальным синтетическим маслам на основе сложных эфиров (ВНИИ НП 50-1-4ф, 86/1Ку-А и др.).
по результатами испытаний масло Castrol 4000 также подобно маслу TN 210А рекомендовано к применению в изделиях отечественной авиатехники.
Масла Castrol 4000 и ИПМ-10 совместно.
В ходе эксплуатационных испытаний самолета Ил-96-300 на одном из двигателей ПС-90А вместо ИПМ-10 применялось масло Castrol 4000. В процессе проведения работы отказов и неисправностей, связанных с применением масла Castrol 4000, не было.
Выводы.
1. Зарубежные масла Turbonycoil 210A (фирмы Nyco, Франция) и Castrol 4000 (фирмы Castrol, Англия), рекомендованные решением технического совещания во ВНИИ НП (протокол от 24.03.93г.) к закупке взамен отечественного масла ИПМ-10, по физико-химическим и эксплуатационным свойствам практически не уступают маслу ИПМ-10, а по термоокислительной стабильности превосходят его.
2. Масла Turbonycoil 210A и Castrol 4000 совместимы с маслом ИПМ-10 и при замене масла ИПМ-10 на эти марки масел следует производить только слив масла ИПМ-10 без промывки маслосистемы двигателя маслом, намеченным к применению.
3. Близкий химический состав масел Turbonycoil 210A и ИПМ-10 и их полная совместимость позволяют научно обоснованно прогнозировать возможность дозаправки двигателя маслом Turbonycoil 210A без слива масла ИПМ-10, и наоборот. Для экспериментального обоснования этого положения необходимо проведение испытаний по специальной программе.
От ЦИАМ |
От ВНИИ НП |
Начальник сектора 00903 |
Заведующий лабораторией |
От в/ч 74242 |
От ГосНИИ ГА |