Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008774.htm

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1. С введением настоящих Норм расхода ГСМ отменяются «Нормы расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах гражданской авиации», утвержденные МГА 14 декабря 1982 г., а также «Изменения к нормам расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах гражданской авиации», утвержденные МГА 19 марта 1985 г.
    2. Нормы расхода жидкого топлива (бензина, дизельного топлива и авиакеросина) на 1 ч работы двигателей под нагрузкой в эксплуатационном режиме и на 100 км пробега машин сведены в таблицы, составленные для каждого вида средства механизации по назначению:
    табл. 1 - для средств технического обслуживания ВС;
    табл. 2 - для средств коммерческого обслуживания ВС;
    табл. 3 - для средств авиатопливообеспечения ВС;
    табл. 4 - для средств эксплуатационного содержания аэродромов;
    табл. 5 - для аэродромных пожарных автомобилей;
    табл. 6 - для средств наземного радиотехнического и связного оборудования;
    табл. 7 - для подъемно-транспортных средств.
    3. Настоящие Нормы расхода топлива являются научно обоснованными и определены для большинства машин на основе методики аналитического расчета норм расхода топлива средствами механизации производственных процессов в аэропортах гражданской авиации. Методика разработана ГосНИИ ГА и ГПИ и НИИ ГА Аэропроект с участием НАМИ Минавтопрома применительно к условиям и режимам работы средств механизации на автомобильном шасси в аэропортах гражданской авиации.
    4. Приведенные в таблицах нормы являются едиными для всех климатических зон, на которые разделена территория страны, и применяются при эксплуатации машин в летний период года (при температуре воздуха выше 5°С). В табл. 8 приведен перечень подразделений гражданской авиации, относящихся к определенным климатическим зонам (Северной, Средней, Восточной, Южной и Среднеазиатской).
    5. Нормы расхода смазочных материалов, единые для машин определенного типа во всех климатических зонах, приведены в табл. 9.
    6. При эксплуатации машин в зимних условиях (т.е. при температуре воздуха ниже 5°С) указанные нормы расхода топлива в табл. 1 - 8 повышаются для всех типов машин: в Северной зоне - на 20 %, в Средней - на 10 %; в Восточной - на 15 %; в Южной и Среднеазиатской - 5 %.
    7. При нормировании расхода жидкого топлива для грузовых автомобилей, выполняющих в аэропортах гражданской авиации транспортную работу, и легковых автомобилей для служебного пользования необходимо руководствоваться «Линейными нормами расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа на 100 км пробега для автомобильного транспорта», введенными с 1 июля 1989 г. указанием Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 28 марта 1989 г. № BE-14/385.
    8. Нормы расхода топлива на 1 ч работы двигателей применяются при работе машин с включенным рабочим оборудованием. При движении машин в транспортном режиме (проезд к месту работы и обратно на стоянку) применяются нормы на 100 км пробега.
    9. Для аэродромных тягачей при буксировке ВС указанные нормы на 100 км пробега увеличиваются по бензину на 2 л и по дизельному топливу на 1,3 л ни каждую тонну собственной массы буксируемого ВС.
    10. Технология работы и конструктивное исполнение, в основном средств коммерческого обслуживания ВС, предполагают движение транспорта задним ходом при подъезде к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим в табл. 2 приведены линейные нормы расхода топлива средствами коммерческого обслуживания ВС, увеличенные по сравнению с расчетными на 16 % (средневзвешенная величина доли движения задним ходом в общем пробеге).
    11. Нормативный расход топлива для средств механизации, не включенных в настоящие Нормы, устанавливается на основании измерений фактического расхода топлива при работе средства по своему прямому назначению в условиях аэропортов, проведенных комиссией, назначенной приказом командира авиапредприятия. Кроме того, нормативный расход топлива может быть определен по разработанной ГосНИИ ГА и ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» совместно с НАМИ Минавтопрома СССР «Методике аналитического расчета норм расхода автомобильного топлива средствами механизации производственных процессов в аэропортах гражданской авиации», утвержденной УНС МГА 14 июля 1988 г. (см. приложение).
    
    

Таблица 1

    
НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВС


Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

Маслозаправщик МЗ-66

ГАЗ-66

ЗМЗ-66

Двигатель

Бензин

4,0

28,0




базового шасси

Авиакеросин

30,0

-

Заправщик спецжидкостями

ГАЗ-66

ЗМЗ-66

Двигатель

Бензин

8,3

28,0

ЗСЖ-66



базового шасси




Аэродромная кислородно -

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель

Бензин

11,5

32,0

зарядная станция АКЗС-75



базового шасси




Аэродромная кислородно-

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

Двигатель

Бензин

14,0

42,0

зарядная станция АКЗС-75М



базового шасси




Воздухозаправщик ВЗ-20-350

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

-

42,0

Унифицированная газозарядная

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

Двигатель

Бензин

10,5

42,0

станция УГЗС. М-А-131



базового шасси




Аэродромный подвижный

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

-

42,0

электроагрегат АПА-50М



У1Д6-С2

Дизельное топливо

21,0

-

Аэродромный подвижный электроагрегат АПА-5Д

Урал -4320

КамАЗ-740

Двигатель базового шасси

Дизельное топливо

22,0

36,0

Аэродромный подвижный

Урал-375Б

ЗИЛ-375Б

Двигатель

Бензин

20,0

59,0

электроагрегат АПА-5



базового шасси




Аэродромный подвижный электроагрегат АПА-4Г

Урал-375Б

ЗИЛ-375Б

Двигатель базового шасси

Бензин

20,0

59,0

Аэродромный подвижный

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

-

Бензин

-

32,0

электроагрегат АПА-35-2М



ЯМЗ-М204Г

Дизельное топливо

9,0

-

Аэродромный подвижный

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель

Бензин

20,0

32,0

электроагрегат АПА-35-130



базового шасси




Аэродромный подвижный

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

-

42,0

электроагрегат АПА-80



КамАЗ-740

Дизельное топливо

28,0

-

Аэродромный подвижный

Урал-4320

КамАЗ-740-111

-

Дизельное топливо

-

38,0

электроагрегат АПА-100



У1Д6

Дизельное топливо

31,5

-

Установка для проверки гидросистем УПГ-250

ГАЗ-51 А

ГАЗ-51А

-

Бензин

-

23,0




ЗИЛ-152В1

Бензин

10,5

-

Установка для проверки

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин


42,0

гидросистем УПГ-300 (УПГ-300НГЖ)



ЗИЛ-375

Бензин

44,0 (при работе трех систем)

-

Установка воздушного запуска

УАЗ-452

412Э

-

Бензин

2,0

17,0

УВЗ-2



ГТД-ТА-6А

Авиакеросин

300,0

-

Аэродромный кондиционер воздуха АК-1,6

МАЗ-500

ЯМЗ-236

-

Дизельное топливо

-

27,0



-

ЯМЗ-238

Дизельное топливо

31,0

-

Моторный подогреватель МП-

ГАЗ-51

ГАЗ-51

Двигатель

Бензин

12,5

23,0

300



базового шасси

Авиакеросин

30,0

-

Унифицированный моторный

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

Двигатель

Бензин

16,0

43,0

подогреватель УМП-350-131



базового шасси

Авиакеросин

50,0

-

Моторный подогреватель МПМ-

-

-

-

Бензин

13,0

-

85к




Авиакеросин

13,0

-

Моторный подогреватель МП

-


-

Бензин

14,5

-

«Север»




Авиакеросин

14,5

-

Унифицированный подогреватель воздуха УПВ-1

-

-

-

Авиакеросин

14,5

-

Унифицированный подогреватель воздуха УПВ-1 А

-

-

-

Авиакеросин

14,0

-

Унифицированный подогреватель воздуха УПВ-1АС

-

-

-

Авиакеросин

14,0

-

Калориферный портативный

-

-

«Дружба-4»

Бензин

0,5

-

подогреватель воздуха КПП




Авиакеросин

4,1

-

Портативный подогреватель воздуха ПП-85

-

-

«Дружба-4»

Бензин

4,5

-

Машина техпомощи

ИЖ-2715

412Э

-

Бензин

-

12,0

Машина для удаления обледенения с поверхности самолетов А-2001

МАЗ-5334

ЯМЗ-236

Двигатель базового шасси

Дизельное топливо

8,3

26,0

Универсальная противообледенительная

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

9,0

33,0

машина УПМ-1



ГТД М-701

Авиакеросин

540,0

-

Универсальная противообледенительная

КрАЗ-250Б

КрАЗ-250Б

Двигатель базового шасси

Дизельное топливо

11,4

34,0

машина УПМ-2-



ГТД АИ-25

Авиакеросин

600,0

-

Машина для заправки водой, удаления обледенения и мойки самолетов АС-155

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

11,5

34,0

Машина для заправки водой, удаления обледенения и мойки самолетов АС-157

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

11,5

35,0

Спецмашина для обработки санузлов АС-154

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

11,5

33,0

Спецмашина для обработки санузлов АС-161

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

11,5

33,0

Машина для уборки салонов МУС-1

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

11,5

33,0

Машина для комплексной уборки самолетов МКУ-4

ПАЗ-672

ЗМЗ-672

-

Бензин

-

34,0

Машина водозаправочная МВ-1

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

14,2

33,0

Машина водозаправочная МВ-2

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

14,2

34,0

Спецмашина для транспортировки агрегатов АиРЭО СМА

УАЗ-452

412Э

-

Бензин

-

16,0

Самоходная площадка обслуживания СПО-15М

Урал-375Д

ЗИЛ-375

Двигатель базового шасси

Бензин

12,0

52,0

Установка для зачехления и расчехления самолетов А-1102

МАЗ-500А

ЯМЗ-236

Двигатель базового шасси

Дизельное топливо

7,0

28,0

Автопогрузчик для замены двигателей и воздушных винтов

40271

-

Двигатель базового шасси

Дизельное топливо

10,0

60,0

Спецмашина для комплексного обслуживания самолетов и вертолетов МОВС

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

Двигатель

Бензин

15,0

42,0

Ремонтная мастерская ПАРМ-2

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

-

42,0

Установка для дегазации УС-5

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель базового шасси

Бензин

6,3

32,0

Тягач аэродромный БелАЗ-6411

БелАЗ-6411

Д12А-375

-

Дизельное топливо

-

131,0

Тягач аэродромный БелАЗ-7421

БелАЗ-7421

Д12А-525

-

Дизельное топливо

-

162,0

Тягач аэродромный БелАЗ-74211

БелАЗ-74211

ЯМЗ-84241

-

Дизельное топливо

-

120,0

Тягач аэродромный F-356

Шопф (ФРГ)

Deutz 12L413

-

Дизельное топливо

-

130,0

Автотягач КрАЗ-255Б

КрАЗ-255Б

ЯМЗ-238

-

Дизельное топливо

-

46,0

Автотягач КрАЗ-258

КрАЗ-258

ЯМЗ-238

-

Дизельное топливо

-

48,0

    
    
Таблица 2

    
НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

    

Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

Автопоезд пассажирский перронный АППА-4

ЗИЛ-130В1

ЗИЛ-130

-

Бензин

-

42,3

Автопоезд пассажирский перронный АППА-170

МАЗ-54322

ЯМЗ-238

-

Дизельное топливо

-

47,6

Автобус перронный ЛиАЗ-677П

ЛиАЗ-677

ЗИЛ-375Я7

-

Бензин

2,5

43,7

Автобус Икарус-260

Икарус

Д 2156НМ6и

-

Дизельное топливо

2,5

35,6

Автобус перронный ЛиАЗ-52564

ЛиАЗ-5256

КамАЗ-7402

-

Дизельное топливо

2,5

39,0

Автомашина с подъемным кузовом АПК-10 (АПК-10К, АПК-10А)

ЗИЛ-130Г

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Бензин

9,1

40,3

Автомашина с подъемным кузовом АПК-12-

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

ЗМЗ-53

Бензин

9,2

25,1

Автотранспортер АТ-6

УАЗ-452Д

УМЗ-451

УМЗ-451

Бензин

6,7

18,8

Самоходный пассажирский трап ТПС-22 (СПТ-20)

УАЗ-452Д

УМЗ-451

УМЗ-451

Бензин

5,2

16,9

Автомашина с подъемным кузовом АПК-К (АПК-КУ)

ЗИЛ-130Г

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Бензин

9,1

41,4








Автомобиль-контейнеровоз АК-6

ЗИЛ-130В1

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Бензин

9,1

47,4

Автолифт АЛ-ЗА (АЛ-6)

ЗИЛ-130Г

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Бензин

9,1

39,3

Самоходный погрузчик контейнеров СПК-2Б

Специальное

Д-242

Д-242

Дизельное топливо

5,1

75,6

    
    
Таблица 3

НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ

Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

Топливозаправщик ТЗ-60

МАЗ-74103

ЯМЗ-238ГМ

Двигатель а/м

Дизельное топливо

45,1

146,1

Топливозаправщик ТЗ-22

КрАЗ-258

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

-

40,1




ГАЗ-51А

Бензин

7,2

-

Топливозаправщик ТЗ-7.5-500А

МАЗ-500А

ЯМЗ-236

Двигатель а/м

Дизельное топливо

4,8

27,9

Топливозаправщик ТЗ-5-375

Урал-375

ЗИЛ-375

Двигатель а/м

Бензин

11,8

49,6

Топливозаправщик ТЗ-7.5-5334

МАЗ-5334

ЯМЗ-236Д

Двигатель а/м

Дизельное топливо

17,2

32,9

Автотопливозаправщик АТЗ-3.8-53А

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель а/м

Бензин

4,1

20,6

Автотопливозаправщик АТЗ-3.8-130

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель а/м

Бензин

7,3

32,7

Автотопливоцистерна АТЦ-8-500А

МАЗ-500А

ЯМЗ-236

Двигатель а/м

Дизельное топливо

4,9

28,2

Автотопливоцистерна АТЦ-8-5334

МАЗ-5334

ЯМЗ-236Д

Двигатель а/м

Дизельное топливо

5,9

32,9

Перекачивающая станция горючего ПСГ-75

УАЗ-37411-01

4146.10/К

Двигатель а/м

Бензин

9,1

15,6

Перекачивающая станция горючего ПСГ-160

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель а/м

Бензин

10,7

30,2

Агрегат централизованной заправки АЦЗ-75А

УАЗ-3741

4146.10/К

Двигатель а/м

Бензин

1,5

15,6

Передвижной заправочный агрегат ПЗА «Сервисер»

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель а/м

Бензин

6,6

36,8

Машина «Пежо» для откачки воды и топлива из гидрантных колодцев

«Пежо» 404-W 10

FORD XC-7

Автономный двигатель

Бензин

1,1

4,8

    
    
Таблица 4

    
НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМИ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ
АЭРОДРОМОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

1. Поливомоечная машина со снегоочистительным оборудованием ПМ-130

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

11,5

34,0

2. Поливомоечная машина со снегоочистительным оборудованием КО-002

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

11,5

34,0

3. Аэродромная уборочная машина ДЭ-224

МоАЗ-546П

ЯМЗ-238

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

25,0

53,2





Дизельное топливо

27,0

53,2




АИ-20

Авиакеросин

750,0

-

4. Аэродромная уборочная машина ДЭ-224А

МоАЗ-546П

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

27,0

52,7




АИ-25

Авиакеросин

725

-

5. Аэродромная уборочная машина ДЭ-235

МоАЗ-6442

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

25,0

53,0




1Д12БМ

Дизельное топливо

45,0

-




Д-30

Авиакеросин

4550

-

6. Универсальная уборочная машина КО-705Б

Т-40АП

Д-37Е

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

4,8

14,2

7. Шнекороторный

УРАЛ-375Е

ЗИЛ-375

-

Бензин

13,4

52

снегоочиститель ДЭ-211



1Д12БС

Дизельное топливо

30,0

-

8. Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226-

УРАЛ-4320

КамАЗ-740-111


Дизельное топливо

10,0

35




1Д12БС

Дизельное топливо

30,0

-

9. Шнекороторный

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131


Бензин

12,0

42

снегоочиститель ДЭ-210А



У2Д6250ТК

Дизельное топливо

20,0

-

10. Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-220А

ДТ-75М

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,5

-

11. Шнекороторный снегоочиститель Д-470

ЗИЛ-157КЕ

У2Д6-С2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

17,4

45,0

12. Фрезерно-роторный снегоочиститель R-400

Специальное

Фальксваген Дойч

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

12,0

22,0

13. Фрезерно-роторный снегоочиститель R-1000

Специальное

Вольво ТО 120G

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

35,0

29,0

14. Фрезерно-роторный снегоочиститель R-3000

Специальное

Кумминс КТА-1150-С

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

58,0

59,0

15. Пескоразбрасыватель ПР-130

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

11,2

34,0

16. Разбрасыватель универсальный КО-104А

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

8,9

26,5

17. Разбрасыватель универсальный КО-105

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

11,2

34,0

18. Пескоразбрасыватель ПР-53А

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

8,9

26,5

19. Пескоразбрасыватель ЭД-403

ЗИЛ-133

КамАЗ-740

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

9,1

35,0

20. Снегопогрузчик УП-66

ГАЗ-66

ЗМЗ-66

Двигатель баз. шасси

Бензин

8,5

34,5

21. Снегопогрузчик Д-566А

Специальное

Д-50Л

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

5,0

-

22. Снегопогрузчик КО-203

ГАЗ-52-04

ГАЗ-52-04

Двигатель баз. шасси

Бензин

7,2

23,0

23. Подметально-уборочная машина ПУ-53

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,5

28,0

24. Вакуумно-подметальная машина ВПМ-53

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,5

28,0

25. Подметально-уборочная машина КО-309

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,5

28,0

26. Подметально-уборочная машина КО-304А

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,5

28,0

27. Тротуароуборочная машина УСБ-25А

Т-25

Д-21А2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

3,0

9,8

28. Машина для очистки боковых огней ВПП и рулевых дорожек КТ-700

Т-40

Д37Е-С2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

4,3

14,0

29. Аэродромная льдоуборочная

КрАЗ-225Б

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

9,6

39,4

машина с инфракрасным излучателем АЛМИ-1



АИ-20

Авиакеросин

750

-

30. Тепловая машина ТМ-59

Специальное

Д-48


Дизельное топливо

5,6

13,8




ВК-1А

Авиа керосин

1000

-

31. Тепловая машина ТМ-59М

Т-150

СМД-62


Дизельное топливо

8,6

33,8




ВК-1А

Авиа керосин

1000

-

32. Тепловая машина ТМ-255

КрАЗ-255Б

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

13,3

41,2




ВК-1А

Авиакеросин

1000

-

33. Тепловая машина ТМ-375

УРАЛ-375

ЗИЛ-375


Бензин

18,0

52,8




ВК-1А

Авиакеросин

1000

-

34. Тепловая машина ТМ-131

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131


Бензин

17,1

46,4




ВК-1А

Авиакеросин

1000

-

35. Ветровая машина ВМ-63

КрАЗ-255Б

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

14,7

37,4




ВК-1А

Авиакеросин

1000

-

36. Универсальная газоструйная машина УГМ-2Д-20П

КрАЗ-255Б

ЯМЗ-238


Дизельное топливо

15,5

38,0




Д-20П

Авиакеросин

4000

-

37. Ветротепловая машина МВТ-2

МАЗ-500А

ЯМЗ-236


Дизельное топливо

10,3

24,4




АИ-20 (2 шт.)

Авиакеросин

1800

-

38. Автогрейдер Д-265

Специальное

Д-54

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

5,7

-

39. Автогрейдер Д-31-1

Специальное

А-01М

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

13,0

-

40. Автогрейдер Д-557

Специальное

АМ-01С

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

10,5

-

41. Автогрейдер ДЗ-99А

Специальное

А-41Г

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

8,5

-

42. Автогрейдер ДЗ-122А

Специальное

А-01МД

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

13,5

-

43. Автогрейдер ДЗ-143

Специальное

А-01М

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

13,5

-

44. Автогрейдер ДЗ-98А

Специальное

У1Д6-250ТК С2/СЗ

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

23,5

-

45. Автогрейдер ДЗ-98-1

Специальное

У2Д6-СЗ

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

14,0

-

46. Бульдозер ДЗ-94С (Д-25)

Т-180

Д-180

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

18,0

-

47. Бульдозер ДЗ-18 (Д-493)

Т-100МГП

Д-108

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

9,8

-

48. Бульдозер ДЗ-34С (Д-572)

ДЭТ-250М

В-30В

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

35,0

-

49. Бульдозер ДЗ-17 (Д-492)

T-I00M

КДМ-100

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

10,0

-

50. Бульдозер ДЗ-24А (Д-521А)

Т-180

Д-180

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

17,5

-

51. Бульдозер ДЗ-42 (Д-606)

ДТ-75

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,5

-

52. Бульдозер ДЗ-11ОВ

Т-130М1П

Д-160

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

16,0

-

53. Бульдозер ДЗ-132-1

ДЭТ-250

В-30В

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

35,0

-

54. Бульдозер ДЗ-35 (Д-575)

Т-180Г

Д-180

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

17,7

-

55. Бульдозер ДЗ-27С (Д-532С)

Т-1301Г1

Д-160

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

15,7

-

56. Бульдозер ДЗ-109

Т-1301Г1

Д-160

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

16,0

-

57. Бульдозер ДЗ-29 (Д-535)

Т-74-С2

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,2

-

58. Бульдозер ДЗ-116В

Т-130М1Г1

Д-160

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

16,2

-

59. Бульдозер ДЗ-101А

Т-4АП2-С1

А-01М

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

13,0

-

60. Трактор ДТ-74

ДТ-74

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,2

-

61. Трактор ДТ-75

ДТ-75

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,5

-

62. Трактор С-80

С-80

КДМ-46

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

8,0

-

63. Трактор С-100

С-100

КДМ-100

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

10,0

-

64. Трактор T-16

T-16M

Д-21А2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо -

3,2

-

65. Трактор Т-40

Т-40АМ

Д-37ЕС2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

4,3

-

66. Трактор Т-130

Т-130

Д-160

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

16,0

-

67. Трактор Т-150К

T-150К

СМД-62

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

15,8

-

68. Трактор Т-180

Т-180

Д-180

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

17,7

-

69. Трактор ДЭТ-250

ДЭТ-250

В-38

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

35,0

-

70. Трактор К-700

К-700А

ЯМЗ-238НБ

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

18,0

-

71. Трактор К-701

К-701

ЯМЗ-240Б

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

20,0

-

72. Трактор МТЗ-50

МТЗ-50

Д-50

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

5,5

-

73. Трактор МТЗ-80

МТЗ-80

Д-80

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,5

-

74. Экскаватор ЭО-2621В-2

ЮМЗ-6КЛ

Д-50

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

5,3

-

75. Экскаватор ЭО-3311Г

Специальное

Д-50

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

5,1

-

76. Экскаватор ЭТР-134

ТТ-4

АМ-01

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

10,5

-

77. Экскаватор ЭTP-162

ДТ-75

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,3

-

78. Экскаватор ЭО-3322Б

Специальное

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,1

-

79. Экскаватор ЭТЦ-165А

МТЗ-82

Д-80

Двигатель баз шасси

Дизельное топливо

7,8

-

80. Экскаватор Э-153

МТЗ-2

Д-36

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

4,5

-

81. Экскаватор ЭО-302

Специальное

Д-38

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

4,6

-

82. Маркировочная машина ДЭ-3

Т-16М

Д-21А2

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

3,2

8,0

83. Маркировочная машина ДЭ-

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Д-21А2

Бензин

7,0

25,0

18А




Дизельное топливо

2,8


84. Маркировочная машина ДЭ-21

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

10,0

25,0

85. Заливщик швов ДС-67

УАЗ-452Д

УМЗ-451М

Двигатель баз. шасси

Бензин

6,0

18,0

86. Гусеничный транспортер ГАЗ-71

Специальное

ЗМЗ-66

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,0

-

87. Снегоход «Буран»

Специальное

К-65

Двигатель баз. шасси

Бензин

1,3

-

88. Механизированный погрузчик Д-574

ДТ-74

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

7,5

-

89. Механизированный погрузчик Д-561

Специальное

СМД-14

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

6,0

-

90. Машина ИЛ-980В

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

10,7

34,0

91. Машина для очистки канализационных сетей КО-502Б

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

9,5

34,0

92. Мусоровоз контейнерный М-30

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

6,5

26,0

93. Мусоровоз кузовной КО-415А

КамАЗ-53213

КамАЗ-740

Двигатель баз. шасси

Дизельное топливо

8,5

27,0

94. Мусоровоз контейнерный 93-М

ГАЗ-53А

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

6,5

26,0

95. Мусоровоз кузовной КО-413

ГАЗ-53-02

ЗМЗ-53

Двигатель баз. шасси

Бензин

6,5

25,0

96. Машина аварийная для водопроводов АВМ-53

ГАЗ-52-04

ГАЗ-52-04

Двигатель баз. шасси

Бензин

4,0

28,0

97. Гудронатор ДС-39Б

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Двигатель баз. шасси

Бензин

8,0

34,0

98. Измеритель коэффициента сцепления ВАЗ-2108 ИКС

ВАЗ-21081

ВАЗ-21081

Двигатель баз. шасси

Бензин

8,8

7,2

99. Аэродромно-фрезерная машина АФ-1

Специальное

СМД-62

Двигатель баз. шасси

Бензин

18,5

-

    
    
Таблица 5

    
НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА
АЭРОДРОМНЫМИ ПОЖАРНЫМИ АВТОМОСИЛЯМИ

    
    

Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

АА-60(543)-160.00

МАЗ-543

Д12А-525

-

Дизельное топливо

30,0

110,0

АА-60(7310)-160.00

МАЗ-7310

Д12А-525

-

Дизельное топливо

24,0

100,5

АА-60(7310)-160.01

МАЗ-7310

Д12А-525

-

Дизельное топливо

-

100,5




ЗИЛ-375

Бензин

22,0

-

АА-70(7310)-220

МАЗ-7310

Д12А-525

-

Дизельное топливо

-

100,5




ЗИЛ-375

Бензин

22,0

-

АЦ-30(221)

КрАЗ-221Б

ЯАЗ-206А

-

Дизельное топливо

-

80,0




ЗИЛ-150

Бензин

21,0

-

АЦ-40(375)

Урал-375Д

ЗИЛ-375

-

Бензин

22,0

67,5

АЦ-40(131)

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

21,0

43,5

АСО-12(66)

ГАЗ-66-01

ЗМЗ-66

-

Бензин

16,0

32,5

АА-60(7313)

МАЗ-7313

Д12А-525

-

Дизельное топливо

-

100,5




ЗИЛ-375

Бензин

22,0

-

АА-40(43105)

КамАЗ-43105

КамАЗ-740

-

Дизельное топливо

18,0

35

    
Примечание. При работе пожарных автомобилей в режиме патрулирования с движением на малых скоростях, частыми поворотами и остановками нормы расхода топлива на 100 км пробега увеличиваются на 20%.
    
    

Таблица 6

НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ НАЗЕМНОГО
РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО И СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

Самолетная подвижная лаборатория СПЛ-15

ЛиАЗ-667

ЗИЛ-375Я7

-

Бензин

15,0

49,5

Самолетная подвижная лаборатория СПЛ-8 «Остров»

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164

-

Бензин

12,5

34,0

Полевая лаборатория ПАЛ-5

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

-

Бензин

20,0

47,3

Полевая лаборатория ПАЛ-70

ГАЗ-66-05

ЗМЗ-66

-

Бензин

10,0

32,5

Электротехническая лаборатория ЭТЛ-1-

ГАЗ-66

ЗМЗ-66

-

Бензин

5,5

32,5

Оперативная машина сопровождения «Эскорт»

ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24Д

-

Бензин

3,5

14,5

Специальные машины службы

УАЗ-452

УМЗ-451М

-

Бензин

5,0

19,0

движения ППРП-67

УАЗ-469

УМЗ-451М

-

Бензин

5,0

19,0

Передвижная лаборатория проверки связи ЭСОЛ-1

УАЗ-452

УМЗ-451М

-

Бензин

2,0

19,0

«Жук»-А-06


УМЗ-451М

-

Бензин

2,0

17,0

Лаборатория радиотехническая РПЛ-1

УАЗ-452

УМЗ-451М

-

Бензин

2,0

19,0

Оперативная машина сопровождения «Эскорт-В»

BA3-2103

2103

-

Бензин

2,0

9,0

Передвижной пункт руководи теля полетов «Уран»

УАЗ-452

УМЗ-451М

-

Бензин

5,0

19,0

Передвижной пункт руководи теля полетов «Уран-469»

УАЗ-469

УМЗ-45М

-

Бензин

5,0

19,0

Полевая лаборатория ПАЛ-МЛС

ГАЗ-66-05

ЗМЗ-66

-

Бензин

10,0

32,5

    
Таблица 7

НОРМЫ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

    

Наименование

Шасси

Марка

Марка двигателя

Вид

Нормы расхода топлива, л.

машины

базовой машины

двигателя шасси базовой машины

привода рабочего оборудования

применяемого топлива

На 1ч. работы двигателя

На 100 км. пробега

Автомобильный подъемный кран

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164

-

Бензин

7,0

34,0

К-32

ЗИЛ-150

ЗИЛ-120

-

Бензин

12,5

30,8

Автомобильный подъемный кран К-51

ЯАЗ-200

ЯАЗ-204

-

Дизельное топливо

6,7

30,2

Автомобильный подъемный кран АК-5Г

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164

-

Бензин

7,0

34,0

Самоходный подъемный кран К 111 (К-102)

Специальное

КДМ-46

-

Дизельное топливо

7,5

-

Автомобильный кран К-46

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

-

Бензин

6,5

29,8

Автомобильные краны: К-61

МАЗ-200П

ЯМЗ-236

-

Дизельное топливо

6,0

30,2

К-61М

МАЗ-500

ЯМЗ-236

-

Дизельное топливо

6,0

25,0

Автомобильный кран К-64 (К-67)

МАЗ-500

ЯМЗ-236


Дизельное топливо

6,0

34,4

Автомобильный кран АК-75

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

-

Бензин

7,5

24,0


ЗИЛ-164

ЗИЛ-164

-

Бензин

7,5

34,0

Автомобильный кран КС-2561 (КС-2561Е)

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

-

Бензин

12,5

34,0

Автомобильные краны: К-162

КрАЗ-257

ЯМЗ-238

-

Дизельное топливо

9,0

45,0

К-162М

КрАЗ-257К

ЯМЗ-238А

-

Дизельное топливо

9,0

45,0

Пневмоколесный кран К-252

-

2Д-6

-

Дизельное топливо

6,5

-

Пневмоколесный кран К-161

-

СМД-14А

-

Дизельное топливо

8,0

-

Пневмоколесный кран К-255 (К-255М)

-

ЯМЗ-М204А

-

Дизельное топливо

6,0

-

Автомобильный кран КС-3562А

МАЗ-5334

ЯМЗ-236

-

Дизельное топливо

6,0

26,4

Автомобильный кран КС-4562А

КрАЗ-257

ЯМЗ-238

-

Дизельное топливо

9,0

45,0

Автомобильный кран КС-4572

КамАЗ-53213

КамАЗ-740

-

Дизельное топливо

8,0

35,0



Таблица 8

    
ПЕРЕЧЕНЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ ЗОНАМ

    

Северная

Средняя

Восточная

Южная

Среднеазиатская

Архангельское УГА

Белорусское УГА

Дальневосточное УГА

Азербайджанское УГА

Киргизское УГА

Восточно-Сибирское УГА

Латвийское УГА


Армянское УГА

Таджикское УГА


Ленинградское УГА,


Грузинское УГА

Туркменское УГА

Западно-Сибирское УГА

кроме аэропортов:


Молдавское УГА

Узбекское УГА

Казахское УГА, кроме

    Мурманск


Северо-Кавказское УГА

Аэропорты:

аэропортов:

    Кировск


Аэропорты:

    Алма-Ата

    Алма-Ата

Литовское УГА


    Жданов

    Джамбул

    Джамбул

    ВПО ГА


    Одесса

    Кзыл-Орда

    Кзыл-Орда

    ДПО ГА


    Симферополь

   Талды-Курган

    Талды-Курган

    ЦУМВС


    Заводское

    Чимкент

    Чимкент

Приволжское УГА


    Николаев


Коми УГА

Украинское УГА,


    Кривой Рог


Красноярское УГА

кроме аэропортов:


    Ужгород


Тюменское УГА

    Жданов


    Керчь


Якутское УГА

    Одесса


    Херсон


Аэропорты:

    Симферополь


    Черновцы


    Мурманск

    Заводское




    Кировск

    Николаев





    Кривой Рог





    Ужгород





    Керчь





    Херсон





    Черновцы





УГАЦ





Эстонское УГА




    
    
    Таблица 9

    
НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    

Смазочные материалы

Нормы расхода масел (л) и смазок (кг) на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для различных типов машин


Легковые, грузовые автомобили, автобусы, спецмашины и их агрегаты, работающие на бензине и сжиженном газе

Грузовые автомобили, автобусы, спецмашины и их агрегаты, работающие на дизельном топливе

Автомобили (спецмашины) БелАЗ, МоАЗ, работающие на дизельном топливе

Моторные масла

2,4

3,2

5,0

Трансмиссионные масла

0,3

0,4

0,5

Специальные масла

0,1

0,1

1,0

Пластичные (консистентные смазки)

0,2

0,3

0,3

    

Примечания:

1. Для автомобилей всех марок Волжского автомобильного завода норма расхода моторных масел устанавливается в размере 0,8 л на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам.


2. Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (ГАЗ-13, ЗИЛ-111, ЗИЛ-114, ЗИЛ-117, ЛиАЗ-677 и других, кроме БелАЗов и МоАЗов), норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л.


3. Нормы расхода масел и смазок снижаются для автомобилей (кроме автомобилей ВАЗ), находящихся в эксплуатации до 3 лет, на 50 % и увеличиваются для автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет, до 20 %.


4. Расход масел и смазок при капитальном ремонте автомобилей и их агрегатов устанавливается в количестве, равном одной емкости системы смазки.


5. Расход жидких смазочных материалов после капитального ремонта установлен в количестве, равном расходу до капитального ремонта.

    
    

Приложение к «Нормам расхода ГСМ
средствами механизации в аэропортах
гражданской авиации», утвержденным
МГА 20 июля 1989 г.

    
МЕТОДИКА
АНАЛИТИЧЕСКОГО РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА СРЕДСТВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АЭРОПОРТАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    
    
    Настоящая Методика применима для определения норм расхода автомобильного топлива средствами механизации производственных процессов, не включенными в номенклатуру Норм расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах гражданской авиации, а в некоторых случаях и для определения норм расхода топлива вновь разрабатываемыми средствами на автомобильных шасси.
    Расчетные зависимости для определения расхода топлива получены из рассмотрения силового и топливного балансов средств наземного обслуживания на автомобильном шасси с карбюраторными и дизельными двигателями, используемыми для передвижения средства и привода специального оборудования.
    Настоящая Методика применима для следующих схем топливопотребляющих силовых установок средств механизации на автомобильном шасси:
    - ходовой двигатель автомобиля используется только для передвижения средства, специальное оборудование не требует потребления энергии от какой-либо силовой установки;
    - ходовой двигатель автомобиля используется для передвижения средства: специальное оборудование при обслуживании ВС (или в другом случае) потребляет энергию от ходового двигателя;
    - ходовой двигатель автомобиля используется только для передвижения средства; кроме того, средство оснащено дополнительной силовой установкой (двигателем), которая приводит в действие специальное оборудование при работе на месте для обслуживания ВС или в других случаях;
    - ходовой двигатель автомобиля используется для передвижения средства и одновременно при движении приводит в действие специальное оборудование.
    Методика предусматривает определение линейного (л/100 км) и часового (л/ч) расходов автомобильного бензина и дизельного топлива. Нормы расхода на 1 ч работы двигателя применяются при работе машины с включенным специальным оборудованием. При работе машины в транспортном режиме - подъезд к месту применения или работы, или к обслуживаемому ВС и обратно на место стоянки спецтранспорта без включения оборудования применяются нормы расхода топлива линейные - на 100 км пробега.
    В Методике принято, что средство движется с постоянной среднетехнической расчетной скоростью. При указанных условиях инерционные силы сопротивления равны нулю.
    Численные значения постоянных величин и коэффициентов, используемых для расчетов, получены и рекомендованы Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) на основании анализа и обобщения составляющих силового и топливного балансов грузовых автомобилей и автомобильных двигателей применительно к условиям их работы в аэропортах гражданской авиации, а также имеющихся результатов натурных испытаний.
    Значения показателей автомобилей и двигателей для расчета расхода топлива приведены в табл. П.1.
    Путевой расход топлива (л/100 км) определяется по формуле     
    

     (П.1)


    Часовой расход топлива (л/ч) определяется по следующим формулам:
    - при работе спецоборудования и нахождении средства в неподвижном состоянии     

     (П.2)

    при работе спецоборудования в процессе движения машины     
    
    
     (П.3)
    

    где

    

- параметр, характеризующий совершенство рабочего процесса двигателя.
Численное значение определяет количество топлива для совершения работы 100000 Дж для преодоления силы сопротивления движению в 1 Н на пути 100 км;

    

- плотность топлива (для бензина = 740 кг/м, для дизельного топлива = 825 кг/м);

    
         
Таблица П. 1

    
ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОМЛЕЯ И ДВИГАТЕЛЕЙ
ДЛЯ РАСЧЕТА РАСХОДА ТОПЛИВА

    

Модель (тип) автомобиля (двигателя)

Коэффициент характеризующий аэродинамическое сопротивление

Коэффи-
циент сопро-
тивления качению шин

Потери в трансмиссии

Потери в двигателе

Максимальный эффективный крутящий момент на валу двигателя

Радиус качения колеса автомобиля

Максимальная угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя

Параметр, характери-
зующий совершенство рабочего процесса двигателя


K

f

а

Pтр0

m

bмт

Ммт

Мнас

Ме мах



g



-

Н ч/км

-


Н м

Н м

Н м

м

l/c

г/н 100 км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

УАЗ-452

0,023

0,015

1,4

27

0,062

0,00021

14,6

7,0

167

0,37

419

6,6

ГАЗ-51А

0,030

0,013

1,3

30

0,036

0,00039

26,0

11,6

200

0,48

272

6,6

ГАЗ-53А

0,034

0,013

1,3

30

0,036

0,00030

24,0

14,2

284

0,48

335

6,6

ГАЗ-66

0,035

0,013

2,5

70

0,062

0,00040

30,0

14,2

284

0,55

335

6,6

ЗИЛ-130

0,032

0,008

1,7

50

0,036

0,00074

42,0

20,0

402

0,50

335

6,6

ЗИЛ-131

0,032

0,012

5,0

120

0,074

0,00074

42,0

20,0

402

0,55

335

6,6

Урал-375Д

0,038

0,011

7,5

150

0,074

0,00084

41,0

23,0

460

0,60

335

6,6

МАЗ-500А

0,040

0,008

4,0

70

0,056

0,00230

107,0

-

667

0,53

220

4,7

КрАЗ-255Б

0,034

0,009

15,3

260

0,074

0,00300

142,0

-

883

0,62

220

4,7

БелАЗ-7421

0,048

0,013

30,0

1300

0,080

0,01300

340,0

-

2250

0,73

209

4,7

ЯАЗ-М206

-

-

-

-

-

0,00160

82,0

-

765

-

209

5,0

У1Д6

-

-

-

-

-

0,00600

167,0

-

834

-

157

4,7

ЗИЛ-130В1

0,032

0,008

1,7

50

0,036

0,00074

42,0

20,0

402

0,50

335

6,6

КрАЗ-250

0,034

0,0075

12,5

120

0,075

0,00300

142

-

883

0,55

220

4,7

КрАЗ-258

0,034

0,0075

12,5

120

0,075

0,00300

142

-

883

0,55

220

4,7

ЛиАЗ-677

0,030

0,0063

7,5

100

0,056

0,00084

41

23,0

466

0,515

335

6,6

МАЗ-5334

0,04

0,0063

4,0

70

0,056

0,003

142

-

1300

0,525

220

4,7

Урал-4320

0,04

0,011

7,5

150

0,074

0,0018

113

-

726

0,6

272

4,7

ПАЗ-672

0,026

0,013

1,3

30

0,036

0,0003

24

14,2

284

0,48

335

6,6

ЛиАЗ-5256

0,030

0,0058

7,5

100

0,056

0,00180

113

-

726

0,47

230

4,7

МАЗ-5335 (с двиг. ЯМЗ-236)

0,040

0,0080

4,0

70

0,056

0,00230

107

-

667

0,53

220

4,7

МАЗ-5335 (с двиг. ЯМЗ-238)

0,040

0,0080

4,0

70

0,056

0,00300

142

-

883

0,53

220

4,7

МАЗ-74103

0,048

0,0170

25,0

1200

0,015

0,01300

340

-

2250

0,73

209

4,7

«Икарус-260»

0,030

0,0063

4,0

70

0,036

0,00230

107

-

696

0,515

220

4,7

Д-242

-

-

-

-

-

0,00070

55

-

608

-

209

4,7

              


- коэффициент, характеризующий интенсивность роста механических потерь в двигателе и потерь на привод вспомогательного оборудования от угловой скорости коленчатого вала двигателя;

0,036

- переводной коэффициент, согласующий размерности;


- угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя;

Ммт, Н м

- крутящий момент, характеризующий механические потери в двигателе и потери на привод вспомогательного оборудования;

Мнас, Н м

- крутящий момент, характеризующий дополнительные насосные потери в двигателе при изменении угла поворота дроссельной заслонки; для дизельных двигателей Мнас = 0;

Ме мах, Н м

- максимальный эффективный крутящий момент на валу двигателя;

Мо, Н м

- момент, отбираемый на привод специального оборудования, приведенный к валу двигателя; если при движении средства специальное оборудование не работает, Мо = 0;

Rа, м

- радиус качения колеса автомобиля;

iтр = iгп*iрк*iкп

- передаточное число трансмиссии;

iгп

- передаточное число главной передачи;

iрк

- передаточное число раздаточной коробки;

iкп

- передаточное число коробки передач; (значения iгп, iрк, iкп приводятся в сопроводительной документации на автомобиль);

Ре, Н

- эффективное тяговое усилие

Ре = Ртр+Рw+Рf;

Ртр, Н

- сопротивление трансмиссии

Ртр=Ртро+а*V+m(Pw+Pf);

Ртр0

- потери в трансмиссии на холостом ходу;


- коэффициент, характеризующий скоростные потери в трансмиссии, в основном гидравлические;

V, км/ч

- расчетная среднетехническая скорость движения. Рекомендуется для средств технического обслуживания, средств авиатопливообеспечения, для средств коммерческого обслуживания принимать V=26 км/ч; для средств эксплуатационного содержания аэродромов при определении путевого расхода топлива по формуле (П.1.) принимается транспортная скорость движения для каждого конкретного типа машины, при определении часового расхода по формуле (П.З) принимается рабочая скорость, на которой выполняется технологическая операция конкретным типом машины;

m

- коэффициент, характеризующий потери в трансмиссии от передачи, крутящего момента;


- сила аэродинамического сопротивления

;

- коэффициент, характеризующий аэродинамическое сопротивление;


- габаритная лобовая площадь средства;

;

В, м

- ширина средства;

H, м

- высота средства;


- сила сопротивления качению шин

;

f

- коэффициент сопротивления качению шин;

Gа, кг

- полная масса снаряженного средства;


- ускорение свободного падения;


- угол наклона поверхности аэродрома (в расчетах норм расхода топлива принимается =0: с учетом цикличности работы средств и движения во всех направлениях повышенный расход топлива при движении на подъем компенсируется пониженным расходом топлива при движении под уклон).

    
    Расчет путевого расхода топлива производится с выбора передаточного числа трансмиссии. Принимаем, что наиболее вероятная угловая скорость коленчатого вала двигателя применительно к условиям работы в аэропорту средства на автомобильном шасси равна


         
    где  - максимальная угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя.
    Тогда передаточное число трансмиссии



     По i'тр выбираем наиболее близкое меньшее iтр из ряда передаточных чисел, iтр  (соответствующее выбранной ранее передаче). Тогда угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя будет равна



    
    Полученное значение должно удовлетворять условию


         
    Если условие не выполняется, берется соседнее большее или меньшее iтр. По выбранному iтр  определяется показатель

    
    Значение Kt  должно удовлетворять условию


Kt > 0

    Если условие не выполняется, берется следующее большее iтр. Расчет повторяется (с этапа выбора i'тр) и, если это необходимо, уменьшается V и расчет производится снова.
    Момент (Н*м), приведенный к валу двигателя и отбираемый на привод специального оборудования, определяется по формуле




    где Nо, кВт - мощность, потребляемая специальным оборудованием;
    , об/мин - частота вращения коленчатого вала двигателя;
    974 - коэффициент, согласующий размерности.
    Угловая скорость вращения (1/с) через частоту вращения выражается формулой      


    Расчет мощности, потребляемой специальным оборудованием, производится по различным формулам для каждого конкретного типа машин в зависимости от функционального назначения, конструктивных особенностей и кинематической схемы привода агрегатов.
    Для средств технического и коммерческого обслуживания и авиатопливообеспечения ВС наиболее широко распространенными агрегатами специального оборудования, приводимыми от автомобильного двигателя, являются насосы. В этом случае мощность (кВт), отбираемая от двигателя, будет равна


    где рн, кг/см - напор, создаваемый насосом;
    Qн, м/с - производительность насоса;
     - общий коэффициент полезного действия насоса;
      - коэффициент, учитывающий потери в коробке отбора мощности.
    При проведении расчета норм расхода топлива необходимо выполнить теоретический анализ энергетической схемы средств с использованием характеристик технологических операций и технико-эксплуатационных параметров средств, приведенных в сопроводительных документах на каждое средство (инструкции или руководства по эксплуатации, технические описания, формуляры, паспорта и др.). Многие необходимые сведения и информация содержатся в автомобильных справочниках и в специальной литературе по наземной технике. Кроме того, могут быть рекомендованы следующие литературные источники:
    Краткий автомобильный справочник.- М.: Транспорт, 1984 (гос. науч.-исслед. ин-т автомоб. трансп.).
    Б.Е. Боровский и др. Справочная книга автомобилиста/Под ред. Д.А. Белова.- Лениздат, 1979.
    Я.М. Вильнер и др. Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам.- Минск; Вышэйт школа, 1976.
    Г.Л. Карабин и др. Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов.- М.: Машиностроение, 1975.
    В.И. Баловнев и др. Эксплуатация специальных автомобилей для содержания и ремонта городских дорог.- М.: Транспорт, 1983.
    Д.А. Шалман. Снегоочистители - Л.: Машиностроение, 1973.
    А.Н. Иванов, В.Д. Мишин. Снегоочистители отбрасывающего действия.- М.: Машиностроение, 1981.
    А.И. Анисимов. Энергетические параметры щеточного органа снегоуборочной машины. - Сборник трудов ГосНИИ ГА. Сооружения и оборудование аэропортов.- М.: 1988.
    


ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ АНАЛИТИЧЕСКОГО РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА ДЛЯ КОНКРЕТНОГО СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

    
    
    Задание: произвести определение линейных и часовых норм расхода топлива расчетно-аналитическим методом для средства наземного обслуживания, имеющего следующие показатели:
    - модель шасси автомобиля - ЗИЛ-131;
    - марка ходового двигателя - ЗИЛ-130;
    - привод специального оборудования при работе на месте от ходового двигателя автомобиля;
    - топливо, потребляемое двигателем автомобиля, - бензин (p=740 кг/м);
    - полная масса средства в снаряженном состоянии Gа = 8850 кг.
    габаритные размеры:
    - ширина В = 2,5 м;
    - высота Н = 2,55 м;
    - расчетная среднетехническая скорость движения V=26 км/ч;
    - угол наклона поверхности аэродрома =0.
    В качестве специального оборудования применяется насос, приводимый от ходового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности (=0,97). При рекомендуемой для работы частоте вращения двигателя nдв=1840 об/мин насос развивает напор рн=2,2 кг/см при производительности Qн=0,00006 м/с, полный КПД насоса =0,7.
    Из табл. П.1 для автомобиля ЗИЛ-131 имеем:
    


    
    
     
    
    
    

    
    

    
    
    
    

         
    Расчет путевого расхода топлива
    Габаритная лобовая площадь (м)


    Сила аэродинамического сопротивления (Н)



    Сила сопротивления качению шин (Н)



    Сила сопротивления трансмиссии (Н)



    Эффективное тяговое усилие (Н)



    Производим выбор передаточного числа трансмиссии (1/с):




    Пусть движение происходит на третьей передаче:

тогда


    Угловая скорость вращения коленчатого вала (рад./с)




    Условие:   



выполнено


.

    - условие выполнено, передача выбрана удачно, повторение расчета не требуется.
    Путевой расход топлива (л/100 км)





    
Расчет часового расхода топлива

    При приводе специального оборудования (насоса) угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя (1/с)


    
    Мощность (кВт), отбираемая от двигателя на привод специального оборудования,




    Момент (Н•м), отбираемый от двигателя на привод специального оборудования,



    Часовой расход топлива (л/ч)





    
    

УДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
НАЗЕМНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ОДИН
САМОЛЕТО-ВЫЛЕТ ПО ТИПАМ ВС И НА
ЕДИНИЦУ ПЛОЩАДИ ОБРАБОТАННОЙ
ПОВЕРХНОСТИ АЭРОДРОМА

    
    
    Удельные нормы расхода топлива на один самолето - вылет по типам ВС, расходуемого средствами технического, коммерческого обслуживания и авиатопливообеспечения, и на единицу площади обработанной поверхности для средств эксплуатационного содержания аэродромов разработаны ГосНИИ ГА и ГПИ и НИИ ГА Аэропроект и предназначены для предприятий гражданской авиации при учете, определении и планировании потребности в топливных ресурсах для указанных выше средств механизации.
    

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1. Настоящие Удельные нормы соответствуют максимальному (предельно допустимому) расходу автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина на один самолето - вылет по типам ВС, потребляемых средствами технического, коммерческого обслуживания и авиатопливообеспечения, и на единицу площади обработанной поверхности средствами эксплуатационного содержания аэродромов. Они предназначены для предприятий гражданской авиации при учете, определении и планировании потребности в топливных ресурсах для указанных выше средств.
    2. Обоснование действительной потребности в топливе, в том числе для подъемно-транспортных средств, аэродромных пожарных автомобилей, средств наземного радиотехнического и связного оборудования, для грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, и легковых автомобилей для служебного пользования, производится согласно имеющемуся парку указанных машин применительно к конкретным условиям деятельности авиапредприятий.
    3. Расход топлива каждым средством рассматривался как сумма расхода топлива при передвижении в пределах аэропорта и расхода на привод специального оборудования при работе у ВС и на местах непосредственного применения по назначению.
    4. Настоящие Удельные нормы расхода топлива разработаны на основе следующих источников и материалов:
    - технические характеристики наземных средств, участвующих в подготовке аэродрома и воздушных судов к вылету;
    - технические характеристики воздушных судов и их бортовых систем, при подготовке к вылету которых используются наземные средства механизации;
    - технологические графики подготовки воздушных судов к вылету;
    - регламенты технического обслуживания ВС;
    - технологические указания по выполнению регламентных работ на ВС;
    - инструкции, руководящие материалы и другая нормативно-техническая документация, определяющие и регламентирующие организацию работ на ВС, применение наземных средств и средств эксплуатационного содержания аэродромов;
    Типовые нормативы времени на работы по обеспечению технического обслуживания воздушных судов на перроне водителями спецмашин служб спецтранспорта авиапредприятий ГА, утвержденные МГА 31.10.88 № 39/И;
    Нормы расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах гражданской авиации, утвержденные МГА 20.07.89 № 436/у;
    Единый табель оснащения основных производственных процессов комплексом средств механизации, стендов и установок, утвержденный МГА 24.09.87 № 46/И;
    - перечни средств наземного обслуживания общего применения, необходимых для обеспечения эксплуатации ВС конкретных типов в аэропортах ГА;
    - статистические данные авиапредприятий о расходе топлива, пробеге и наработке средств и о количестве самолето-вылетов ВС различных типов;
    - результаты анализа и обобщения опытной апробации Временных удельных норм расхода авто ГСМ для обеспечения одного самолето вылета по типам воздушных судов, проведенных в соответствии с указанием МГА от 31.12.86 № 844/у;
    5. В табл. 1.1 приведен суммарный расход автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина на один первоначальный самолето - вылет для проведения технического, коммерческого обслуживания и авиатопливообеспечения по типам ВС.
    В приведенные показатели расхода топлива на один самолето вылет по типам ВС не включены расходы автомобильного бензина и авиакеросина на обогрев кабин, салонов и авиадвигателей ВС.
    6. В табл. 1.2 приведен расход бензина и авиакеросина для обогрева кабин, салонов и авиадвигателей на один самолето - вылет по типам ВС в различных интервалах температур наружного воздуха.
    7. В табл. 1.3 приведены расходы топлива средствами эксплуатационного содержания аэродромов. Отнесение аэропортов к той или иной климатической зоне соответствует табл. 8 Норм расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах ГА.
    8. При эксплуатации средств механизации в зимних условиях настоящие Удельные нормы расхода топлива повышаются для всех типов машин: в северной зоне на 20 %, в средней - на 10 %, в восточной - на 15 %, в южной и среднеазиатской - на 5 %. Периоды применения зимних норм расходов топлива устанавливаются Советами Министров союзных республик (при отсутствии обл(край) исполкомов), облисполкомами, крайисполкомами и Советами Министров автономных республик. Отнесение аэропортов к той или иной климатической зоне осуществляется согласно табл. 8 Норм расхода ГСМ средствами механизации в аэропортах ГА.
    9. Расход топлива по типам ВС для обеспечения одного транзитного самолето - вылета от указанных в табл. 1.1 величин должен составлять по автомобильному бензину не более 2 %, по дизель ному топливу - не более 90 %.
    10. Для ВС, которые в данном аэропорту проходят периодические формы технического обслуживания, расход топлива на один самолето - вылет может быть увеличен для бензина на 20 %, для дизельного топлива на 30 %, для авиакеросина на 40%.
    11. Настоящие максимальные (предельно допустимые) удельные нормы расхода топлива на один самолето - вылет и на единицу площади обработанной поверхности аэродрома являются для авиа предприятий руководящим документом при:
    - планировании потребностей авиапредприятий в топливе в зависимости от плановых заданий по перевозкам (количества первоначальных и транзитных самолето-вылетов ВС определенного типа);
    - ведении учета и контроля за расходом топлива в авиапредприятиях с учетом конкретных условий работы;
    - разработке мероприятий по экономии топлива в службах авиа предприятий.
    12. Расход топлива на технологические нужды (технические, коммерческое обслуживание, авиатопливообеспечение ВС и эксплуатационное содержание аэродромов) во всех случаях не должен превышать величин, установленных настоящими Удельными нормами.
    

Таблица 1.1


СУММАРНЫЙ РАСХОД АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА,
ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И АВИАКЕРОСИНА
НА ОДИН ПЕРВОНАЧАЛНЫЙ САМОЛЕТО-ВЫЛЕТ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО,
КОММЕРЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ТИПАМ ВС



Тип ВС

Расход по видам топлива л/с-в


бензин

дизельное топливо

авиакеросин

Ил-86

45,6

38,9


Ил-96

61,0

45,0

-

Ил-76

32,5

29,3

-

Ил-62

36,8

33,4

-

Ил-18

35,1

21,3

-

Ил-114

20,5

13,8

-

Ил-14

14,2

8,7

-

Ту-204

43,9

30,7

117,2

Ту-154

32,0

23,9

117,2

Ту-134

23,7

13,1

90,2

Як-42

31,3

23,0

117,2

Як-40

16,5

8,8

90,9

Ан-12

29,6

14,0

162,0

Ан-24

12,9

9,8

90,2

Ан-26

16,1

9,1

90,2

Ан-30

14,6

11,3

90,2

Ан-28

9,0

10,6

-

Ан-2

6,1

7,0

-

Ан-3

6,1

7,2

-

Л-410

9,5

8,3

-

Л-610

12,2

8,7

-

Ми-2

5,5

7,7

-

Ми-4

5,5

7,7

-

Ми-6

13,7

11,2

-

Ми-8

8,9

8,3

-

Ми-10

13,1

9,5

-

Мн-26

19,5

13,6

-

Ка-26

6,7

7,6

-

Ка-32

6,7

7,8

-

ДС-9

16,7

22,6

15,0

В-747

70,8

51,7

15,0

«Конкорд»

32,7

40,3

15,0

В-707

27,1

36,6

15,0

ДС-10

39,1

36,2

15,0

В-737

19,1

26,1

15,0

А-310

38,1

33,1

15,0

    
    
Таблица 1.2

    
РАСХОД АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И АВИАКЕРОСИНА
ДЛЯ ОБОГРЕВА КАБИН, САЛОНОВ И АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
НА ОДИН САМОЛЕТО-ВЫЛЕТ ПО ТИПАМ ВС
В РАЗЛИЧНЫХ ИНТЕРВАЛАХ ТЕМПЕРАТУР НАРУЖНОГО ВОЗДУХА

    


Расход топлива на один самолето-вылет, л/с-в

Тип ВС

До - 20°С

От -20°С до -30°С

-30°С и ниже


Б

К

Б

К

Б

К

Ил-86

26,3

80,0

29,5

90,0

45,5

140,0

Ил-96

26,3

80,0

29,5

90,0

45,5

140,0

Ил-76

8,7

25,0

10,3

30,0

26,3

80,0

Ил-62

13,5

40,0

18,3

55,0

21,5

65,0

Ил-18

31,1

95,0

47,1

145,0

59,9

185,0

Ил-114

7,1

20,0

8,7

25,0

10,9

40,0

Ил-14

10,3

30,0

15,1

45,0

18,3

55,0

Ту-204

16,7

50,0

23,1

70,0

27,9

85,0

Ту-154

16,7

50,0

21,5

65,0

27,9

102,0

Ту-134

7,1

20,0

8,7

25,0

15,1

45,0

Як-42

8,7

25,0

11,9

35,0

13,5

40,0

Як-40

5,5

15,0

6,5

20,0

10,3

30,0

Ан-12

31,1

95,0

47,1

145,0

59,9

185,0

Ан-24

5',5

15,0

11,9

35,0

16,7

50,0

Ан-26

5,5

15,0

11,9

35,0

16,7

50,0

Ан-30

5,5

15,0

11,9

35,0

16,7

50,0

Ан-28

-

4,2

-

5,6

-

8,4

Ан-2

-

9,8

-

11,2

-

15,4

Ан-3

-

4,3

-

4,8

-

5,6

Л-410

-

4,2

-

11,2

-

15,4

Л-610

-

2,8

-

4,2

-

5,6

Ми-2

5,5

15,0

10,3

30,0

13,5

40,0

Ми-4

-

4,2

-

8,4

-

11,2

Ми-6

5,5

15,0

8,7

25,0

10,3

30,0

Ми-8

5,5

15,0

8,7

25,0

10,3

30,0

Ми-10

5,5

15,0

8,7

25,0

10,3

30,0

Ми-26

3,9

10,0

8,7

25,0

10,3

30,0

Ка-26

7,1

20,0

10,3

30,0

13,5

40,0

Ка-32

7,1

20,0

10,3

30,0

13,5

40,0

    
    Обозначения:
    «б» - автомобильный бензин;
    «к» - авиакеросин.
    

Таблица 1.3

    
УДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
СРЕДСТВАМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ АЭРОДРОМОВ


Вид

Удельный расход топлива по климатическим зонам, т/га

топлива

Средняя

Северная

Восточная

Южная

Средне-
азиатская

Автомобильный бензин

0,94

1,24

1,2

0,43

0,41

Дизельное топливо

1,00

2,47

2,36

0,89

0,87

Авиакеросин

18,05

21,8

23,0

7,18

6,77

    
    Примечание. Настоящие нормы регламентируют годовой расход топлива на единицу площади покрытий и являются едиными для аэропортов всех классов, расположенных в определенной климатической зоне.