Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93008820.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)

07.11.07 № 8.15-1447

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с самолетом Ан-3Т RA-05893

Руководителям территориальных
Управлений государственного
авиационного надзора.

Руководителям организаций
гражданской авиации

    
    
    
    11 января 2007 года, днем (местное время 14:41), в простых метеорологических условиях, в 22 км западнее г. Усть - Илимска Иркутской области, произошло авиационное происшествие без человеческих жертв (АПБЧЖ) с самолетом Ан-3Т RA-05893, принадлежащего ГУП Авиакомпания «Полярные авиалинии».
    Экипаж самолета Ан-3Т RA-05893 в составе командира воздушного судна Необутова С.А, второго пилота Шарапова P.P., штурмана Карякина А.Е. выполнял рейс № ЯП 9939 по маршруту Омск - Томск - Богучаны - Ленек - Маган (г.Якутск), по перегонке самолета на базу после ремонта. На борту ВС находились два авиатехника, для обслуживания самолета в промежуточных аэропортах.
    Перелет по маршруту Омск - Томск - Богучаны выполнялся без отклонений в работе материальной части. 11 января 2007 г. экипаж под руководством КВС Небутова С.А. прошел предполетную подготовку в полном объеме. Взлетная масса самолета составляла 5724 кг, центровка- 24,8% САХ, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ. На ВС было установлено колесное шасси. Прогнозом погоды по маршруту предусматривалось наличие кучево-дождевой облачности с верхней границей 3500 м, видимостью более 10 км.
    В 13 часов 21 мин. местного времени экипаж произвел взлет из аэропорта Богучаны. Полет выполнялся на высоте 3900 м. На 53 минуте при постоянных параметрах полета и работы двигателя было, зафиксировано незначительное скачкообразное увеличение виброскорости турбокомпрессора с 9 до 11 мм/сек, а еще через 2 мин плавное увеличение до 14 мм/сек, которое сохранялось в течение 8 минут. Через 01 час 01 мин. после взлета, в горизонтальном полете произошло самопроизвольное выключение двигателя. По заявлению членов экипажа отказ произошел при отсутствии предупреждающей сигнализации в кабине экипажа, что подтверждается и данными БУРа. В процессе падения оборотов турбокомпрессора на БУРе зафиксировано пиковое, длительностью 1-3 сек, увеличение виброскорости турбокомпрессора до 41,9 мм/сек (максимально допустимое значение 40 мм/сек) с дальнейшим падением до 0. Экипаж выполнил 4 попытки запустить двигатель. В процессе снижения для уменьшения вертикальной скорости снижения экипаж пытался затяжелить воздушный винт.
    Экипаж принял решение произвести вынужденную посадку на площадку подобранную с воздуха. Площадка представляла собой поляну размерами 300х650м., покрытую мелким кустарником с толщиной снежного покрова до 40 см. Первое касание земли (снега) произошло правым нижним полукрылом с креном около 15°, с последующим касанием правой стойкой шасси. Это привело, к развороту самолета вправо. Самолет, продолжая движение, развернулся на 127° вправо и остановился. В процессе движения самолета по снежному покрову было повреждено правое нижнее полукрыло, потом сложилась правая пирамида шасси. При приземлении вертикальная перегрузка достигла 2,9 ед.
    При исследовании двигателя ТВД-20-01 № 1023, на заводе изготовителя ОМО «им. П.И. Баранова» было установлено «усталостное разрушение заклепок сепаратора и перекос колец шарикоподшипника 25-205БТ1 № 460 и, как следствие, нарушение его (шарикоподшипника) работоспособности. Факторы, приведшие к возникновению высокочастотных переменных нагрузок, вызвавших усталостное разрушение заклепок сепаратора и перекос колец шарикоподшипника 25-205БТ1 № 460 выше допустимых норм, исследованием материальной части двигателя однозначно не установлено.
    Данный дефект носит конструктивно-производственный характер.
    

    ПРЕДЛАГАЮ:
    
    1. Руководителям территориальных УГАН обстоятельства аварии самолета Ан-3Т RA-05893 довести до всего летного и инженерно-технического состава эксплуатирующего самолеты 4-го класса.
    2. На заводах изготовителях и ремонтных заводах отработать порядок передачи авиатехники эксплуатанту в соответствии с требованиями нормативных документов.
    3. Проконтролировать устранение заводом изготовителем всех недостатков, выявленных в процессе исследования двигателя ТВД-20-01, выполнения бюллетеня, отработанного по результатам исследования, в авиакомпаниях, эксплуатирующих самолет Ан-3Т.
    4. Усилить контроль со стороны аппарата ОТК на всех ремонтных заводах и заводах-изготовителях двигателей ТВД-20-01 при проведении работ по приемке готовой продукции после выполнения планового капитального ремонта и выполнения необходимых бюллетеней и доработок в процессе эксплуатации.

    

Начальник Управления надзора
за безопасность полетов
в гражданской авиации



В.И. Бугай