МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА |
Руководителям |
Направляю письмо первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.А. Чекалина от 12.12.2007 г. № 1/9783 для изучения информации и принятия мер по устранению имеющихся недостатков.
В соответствии с указанием заместителя Министра транспорта Российской Федерации прошу рассмотреть в части касающейся и взять под личный контроль:
- ход устранения недостатков;
- вопросы укрепления взаимодействия с филиалами ФГУП «УВО Минтранса России»;
- выработку и принятие дополнительных мер по усилению антитеррористической защищённости объектов.
По вопросам, требующих вмешательства, прошу докладывать в Федеральное агентство воздушного транспорта.
Приложение: письмо от 12.12.2007 г. № 1/9783 с резолюцией.
Е.В. Бачурин
МИНИСТЕРСТВО |
Министерство транспорта |
Министерство внутренних дел Российской Федерации на плановой основе продолжает реализацию мероприятий по усилению антитеррористической защищенности аэропортов.
Во взаимодействии с уполномоченными в области авиационной безопасности ведомствами в период 2006-2007 г.г. в международных аэропортах проводятся ежеквартальные межведомственные комиссионные обследования на предмет их антитеррористической защищенности и технической укрепленности.
В международных аэропортах сформированы межведомственные комиссии с участием представителей администраций (дирекций) аэропортов, ФСБ России, органов внутренних дел на транспорте, подразделений вневедомственной охраны при территориальных ОВД и других заинтересованных ведомств.
Проведенный анализ обследований свидетельствует, что состояние инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Выражаю уверенность, что объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств позволит довести начатую в 2006 году работу по приведению системы охраны в аэропортах в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации до логического завершения
Приложение: по тексту на 3-х листах, только в адрес.
Заместитель Министра |
А.А. Чекалин |
О состоянии инженерно-технической укрепленности и антитеррористической
защищенности аэропортов Российской Федерации
В марте 2005 года принят Федеральный закон № 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте». С 2006 года в аэропортах проводятся мероприятия по реализации п.6 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации: «Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Министерством внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными органами в течение 2007 года в 67 международных аэропортах проводились ежеквартальные межведомственные комиссионные обследования (совместное указание Департамента обеспечения правопорядка на транспорте и Департамента государственной защиты имущества МВД России от 14.09.2006 №№ 14/Т-649 и 36/229Т).
В результате обследований установлено, что состояние инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности ряда аэропортов не соответствует требованиям, предъявляемым «Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 897, приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142.
Основными недостатками являются: неудовлетворительное состояние и оснащенность периметровых ограждений, недостаточное освещение контролируемых зон аэропорта (КЗА), в том числе стоянки воздушных судов, недооснащенность КПП стационарными и переносными техническими средствами досмотра, как персонала, так и транспорта, средствами охранной, пожарной и тревожной сигнализации, недостаточное оснащение системами видеонаблюдения терминалов и контролируемых зон аэропорта, а также недостаточная антитеррористическая защищенность топливно-заправочных комплексов и складов ГСМ.
В результате принятых мер в ряде международных аэропортов проводится определенная работа по устранению выявленных недостатков в инженерно-технической укрепленности.
В то же время следует отметить, что, ссылаясь на ограниченность финансирования, администрации международных аэропортов даже незначительные недостатки устраняют крайне медленно, вследствие чего состояние инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищённости подавляющей части международных аэропортов не отвечает требованиям действующего законодательства.
Так, периметровое ограждение в международных аэропортах г.г. Краснодар, Сочи, Н. Новгород, Чебоксары, Казань, Чита, Москва (Внуково), Ярославль, Сыктывкар, Братск, Улан-Удэ, Хабаровск. Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Владикавказ, Элиста, Махачкала. Абакан. Красноярск, Екатеринбург, Тюмень, Ханты-Мансийск, Омск, Пермь, Сургут, Нижневартовск; Якутск, Уфа, Ульяновск, Челябинск, Оренбург, Воронеж, Белгород, Курск, Астрахань, Волгоград и Саратов не соответствует предъявляемым требованиям по следующим категориям: недостаточная высота ограждения, имеются лазы и проемы, отсутствует объездная дорога. не сформирована 3-х метровая зона отчуждения, нет предупредительных аншлагов и т.д.
Имеется ряд нарушений требований на контрольно-пропускных пунктах (КПП) в аэропортах г.г. Астрахань, Абакан, Архангельск, Белгород, Братск, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Курск, Магнитогорск, Минеральные Воды, Н. Новгород, Нижневартовск, Пермь, Ростов-на-Дону, Сыктывкар, Сургут, Сочи, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Чебоксары, Элиста, Ярославль и Якутск. В этих аэропортах отсутствуют турникеты, средства связи, освещения и сигнализации, стационарные технические средства досмотра, смотровые площадки, специальные устройства для досмотра транспортных средств и грузов, принудительной остановки автотранспорта и т.д.
Кроме того, необходимо дополнительно оснастить техническими средствами видео контроля, охранной и охранно-пожарной сигнализации аэропорты г.г. Братск, Благовещенск, Чита, Барнаул, Абакан, Н. Новгород, Чебоксары, Казань, Оренбург, Волгоград, Саратов, Нижневартовск, Пермь и Когалым.
До настоящего времени дирекциями авиапредприятий не решён вопрос о переносе несанкционированных построек, примыкающих с внешней стороны к периметральному ограждению аэродромов в г.г. Н. Новгород и Ростов-на-Дону.
Недостаточную инженерно-техническую защищенность имеют топливно-заправочные комплексы ГСМ в части целостности ограждения, наличия исправных въездных ворот, охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и т.д. в аэропортах г.г. Анапа, Омск, Н. Новгород, Ставрополь, Элиста, Ханты-Мансийск, Челябинск и Курск.
Лишь частично обеспечены техническим освещением объекты инфраструктуры, стоянки воздушных судов в аэропортах г.г. Чита, Сыктывкар, Уфа, Н.Новгород, Казань, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Минеральные Воды и Саратов.
Не созданы 50-метровые зоны безопасности на привокзальных площадях аэропортов г.г. Абакан, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Когалым, Самара, Южно-Сахалинск, Орск и Оренбург.
В целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации руководством соответствующих органов внутренних дел инициировалось рассмотрение имеющихся проблемных вопросов на заседаниях аэропортовых комиссий, а в ряде регионов - на заседаниях антитеррористических комиссий республик, краев и областей.
По нарушениям требований авиационной безопасности внесено 591 представление дирекциям авиапредприятий. В том числе 269 представлений по выявленным недостаткам в части инженерно-технической укрепленности, оснащенности аэропортов (аэродромов) и нарушениям внутриобъектового режима.
Всего проведено более 200 комиссионных обследований международных аэропортов на предмет их инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности. По результатам обследований информации направлены в администрации (дирекции) аэропортов, в органы местного самоуправления, в антитеррористические комиссии регионов (субъектов РФ), в другие надзорные органы.
Дирекциями аэропортов г.г. Сочи, Анапа, Н. Новгород, Чебоксары, Казань, Улан-Удэ, Братск, Чита, Москва (Внуково), Ярославль, Сыктывкар, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Ставрополь, Элиста, Махачкала, Абакан, Красноярск, Екатеринбург, Пермь, Омск, Когалым, Нижневартовск, Уфа, Ульяновск, Оренбург, Магнитогорск, Воронеж, Белгород, Курск, Астрахань, Волгоград, Саратов до настоящего времени выявленные недостатки не устранены, в актах из квартала в квартал отмечаются одни и те же нарушения и проблемные вопросы.
Вместе с тем, решения на представления межведомственных комиссий дирекциями аэропортов носят ссылочный характер на недостаточное финансирование или отсутствие средств на охрану в аэропортах с малой интенсивностью полетов.
Так, согласно договору от 28 марта 2006 № 438/06-ОД/450, отделом вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Минераловодскому району 28 апреля 2006 года было выставлено два круглосуточных поста милиции на КПП № 1 и № 2 ФГУАП «Кавминводыавиа». Однако, руководство ФГУАП ссылаясь на отсутствие нормативной правовой базы и не решенные вопросы финансирования, считает увеличение числа задействованных на охрану аэропорта сотрудников преждевременным, а оснащение объектов средствами инженерно-технической укрепленности и охраной сигнализацией планирует после выделения финансирования.
Несмотря на принимаемые меры, недопустимо медленно реализуется решение Коллегии МВД России от 30 мая 2006 № Зкм/2, межведомственного совещания от 21 марта 2006 № 1/2563 под председательством министров внутренних дел и транспорта Российской Федерации.
Указанные не решенные проблемы могут негативно повлиять на состояние антитеррористической защищенности международных аэропортов.
МВД России