Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93009155.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
(РОСТРАНСНАДЗОР)

14.01.2008 № 5.9-9 ГА

Начальникам управлений государственного
авиационного надзора Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта

    
    
    
    
    Направляю Вам для использования в работе «Обобщенный анализ результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей».
    Прошу довести данный анализ до организаций гражданской авиации, расположенных на территории Вашего региона.
    
    
    
    
    

Начальник Управления надзора за
поддержанием летной годности
гражданских воздушных судов



Ю.И.Евдокимов

    


    
ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ
результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных
сличительных испытаний организаций по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники осуществляющих
спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей

    
    
    
    В соответствии с распоряжением Ространснадзора от 09.07.2007 № ГК-146-р (ФС) в течение III-IV кварталов 2007 года проводились межлабораторные сличительные испытания организаций, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей.
    Межлабораторные сличительные испытания (далее - МСИ) проводились по «Программе межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей»» утвержденной распоряжением Ространснадзора от 09.07.2007 № ГК-146-р (ФС).
    Всего в 2007 году приняли участие в МСИ 46 организаций гражданской авиации, из которых 38 организаций показали положительные результаты. Общее количество участвовавших приборов составило 6о.
    Сличительные испытания проводились по трем программам.
    По Программе № 1 каждому Участнику были высланы 5 (пять) контрольных образцов, изготовленных в соответствии с МИ 2706-2001 «Государственная система обеспечения единства измерений. «Стандартные образцы для поверки анализаторов рентгенофлуоресцентных на основе государственных стандартных образцов состава растворов ионов металлов и неметаллов. Методика приготовления и аттестации». В рамках Программы № 1 проверялось умение метрологической службы и непосредственно исполнителя работ настроить штатный анализатор, эксплуатируемый в лаборатории, с использованием методических и эксплуатационных документов к нему (провести градуировку анализатора с использованием ГСО) и грамотно провести измерения контрольных образцов.
    По Программе № 2 каждому Участнику был выслан 1 (один) контрольный образец рабочего авиационного масла (~90 мл), отобранного и аттестованного в соответствии с документом «Отраслевая система обеспечения единства измерений при диагностировании состояния авиационных двигателей методом спектрального анализа в гражданской авиации российской федерации. Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика отбора и аттестации контрольных образцов проб рабочего масла».
    Участник Программы № 2 должен был приготовить отпечаток рабочего масла с применением устройств пробоподготовки в соответствии с процедурами, регламентированными Методиками выполнения измерений (МВИ), провести измерения на приборе приготовленного отпечатка, сформировать Протокол результатов измерений.
    Задачей каждого Участника было определение металла (металлов) в контрольном образце рабочего масла и максимально точное определение его (их) концентрации в г/т.
    В рамках Программы № 2 проверялось умение непосредственно исполнителя работ грамотно провести измерения контрольных образцов рабочего масла на настроенном штатном анализаторе, эксплуатируемом в лаборатории, используя методическую и эксплуатационную документацию к нему, тем самым, подтвердив компетентность лаборатории в области спектрального анализа рабочих масел авиационных двигателей.
    По Программе № 3 каждому Участнику были высланы 5 (пять) контрольных образцов стружки (порошка) конструкционных материалов деталей авиационного двигателя, изготовленные из материалов стружки комплекта стандартных образцов конструкционных материалов Пермского моторного за"вода. Образцы были изготовлены по Методике приготовления проб с частицами износа (Бюллетень № 94392-БЭ-Г «Изделие Двигатель ПС-90А»).
    Задачей каждого Участника было определение марки материала стружки (порошка) и, если предусмотрено рабочей программой, то и определение состава и концентрации металлов в стружке (порошке).
    В рамках МСИ также оценивалось умение исполнителей осуществлять работы на анализаторе в соответствии с вновь разработанными методиками выполнения измерений:
    - Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика выполнения измерений рентгенофлуоресцентным методом на анализаторе рентгеновском бездифракционном БАРС-3 (зарегистрирована согласно ГОСТ 8.563 в реестре гражданской авиации ФР 1.37-2006 РЕЕСТР № 01.00169/01-07);
    - Массовая доля металлов (продуктов изнашивания) в рабочих маслах при диагностировании технического состояния авиационных газотурбинных двигателей. Методика выполнения измерений рентгенофлуоресцентным методом на анализаторе рентгеновском энергодисперсионном АДК ПРИЗМА (зарегистрирована согласно ГОСТ 8.563 в федеральном реестре Ростехрегулирования ФР.1.31.2006.03107).
    I. В сличительных испытаниях по Программе № 1 приняло участие 18 организаций гражданской авиации и 19 анализаторов:
    - БАРС-3 - 16 приборов;
    - АДК ПРИЗМА - 2 прибора;
    - БРА-17-02 - 1 прибор.

    По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:

№ п.п.

Наименование организации

Прибор

1

ЗАО "Алыкель"

БАРС-3 №1560

2

ООО Авиакомпания "Волга -Авиаэкспресс"

БАРС-3 №1324

3

ФГУП "Комиавиатранс"

БАРС-3 №4411

4

ФГУП Авиакомпания "223 летный отряд"

АДК ПРИЗМА №003-2002

5

ФГУП "Оренбургские авиалинии"

БАРС-3 №1244

6

"Ульяновское ВАУ ГА"

АДК ПРИЗМА №006-2006

7

ОАО АТБ "Вологодское авиапредприятие"

БАРС-3 №984

8

ООО "Газпромавиа (Ухтинский филиал)"

БАРС-3 №1815

9

ООО "ЮТэйр-Экспресс"

БАРС-3 №737

10

ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)"

БАРС-3 №1434



БАРС-3 №1821

11

ФГУП "Комиавиатранс (Печорская АТБ)"

БАРС-3 №1550

    
    По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы частично отвечают критерию правильности измерений:

№ п.п.

Наименование организации

Прибор

Fe

Cu

1

ЗАО Авиакомпания "Волга-Днепр»

БРА-17-02 №6

---

+

2

ФГУП "Кавминводыавиа"

БАРС-3 №1852

+

---

3

ОАО "Красноярские авиалинии"

БАРС-3 №1703

+

---

    По результатам сличительных испытаний по Программе 1 следующие организации и приборы не отвечают критерию правильности измерений:

№ п.п.

Наименование организации

Прибор

Fe

Си

1

ОАО "Авиационные линии Кубани"

БАРС-3 №1713

---

---

2

ОАО "Нижневартовскавиа"

БАРС-3 №1258

---

---

3

ФГУП "ЧукотАвиа"

БАРС-3 №1833

---

---

4

ОАО "Авиалинии Дагестана"

БАРС-3 №1980

---

---

    
    II. В сличительных испытаниях по Программе № 2 приняли участие 28 организаций гражданской авиации и 41 анализатор:
    - БАРС-3 - 25 приборов;
    - АДК ПРИЗМА - 9 приборов;
    - СПЕКТРОСКАН - 5 приборов;
    - БРА-17-02 - 2 прибора.
    
    По результатам сличительных испытаний по Программе 2 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:


п.п.

Наименование организации

Прибор

1

ЗАО Авиакомпания "Ангара"

БАРС-3 №1955

2

"АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие"

БАРС-3 №994



БРА-17-02 №15

3

ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии"

СПЕКТРОСКАН №4071

4

ОАО «АэроБратск»

БАРС-3 №1916



БАРС-3 №1937

5

ОАО "Аэрофлот-Дон"

БАРС-3 №1739



БАРС-3 №1758

6

ЗАО АТБ "Благовещенск"

БАРС-3 №1595

7

ОАО "ВАРЗ № 400"

АДК ПРИЗМА №005 2004

8

ЗАО "Домодедово АТБ"

БАРС-3 №1583



СПЕКТРОСКАН №438

9

ФГУП "Дальавиа"

БРА-17-02 №1

10

ОАО «Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова»

БАРС-3 №1087

11

ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова»

БАРС-3 №1087

12

ОАО "Нефтеюганский объединенный авиаотряд"

АДК ПРИЗМА №002-2002

13

ФГУП "Пермские авиалинии"

СПЕКТРОСКАН №625



БАРС-3 №1462

14

ФГУП ГТК «Россия» (а/п Пулково).

БАРС-3 №995



БАРС-3 №996



СПЕКТРОСКАН №432

15

ГУП Авиакомпания "Полярные авиалинии"

БАРС-3 №1683



АДК ПРИЗМА №003-2005

16

ФГУП "ГТК Россия" Московский филиал

АДК ПРИЗМА №001-2002



АДК ПРИЗМА №006-2005

17

ОАО Авиакомпания "Самара"

БАРС-3 №863

18

ООО "Сибирь Техник"

АДК ПРИЗМА №06-1999

19

ОАО "Уральские авиалинии"

БАРС-3 №1929



СПЕКТРОСКАН №2035

20

ОАО "Ютэйр -Техник" Сургут

БАРС-3 №1669



БАРС-3 №1737

21

ОАО "Ютэйр -Техник" Аэропорт Рощино

БАРС-3 №608

22

ОАО Авиакомпания "Якутия"

БАРС-3 №1842



АДК ПРИЗМА №003-2006

23

ООО Авиапредприятие "Газпромавиа"

АДК ПРИЗМА №008 2006

24

ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)"

БАРС-3 №1657



БАРС-3 №1769



АДК ПРИЗМА №002 2007


    По результатам сличительных испытаний по Программе 2 следующие организации и приборы не отвечают критерию правильности измерений:

№ п.п.

Наименование организации

Прибор

Fe

1

ЗАО "Аэрофлот-Норд"

БАРС-3 №739

---

2

ОАО Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"

БАРС-3 №1863

---

3

ООО "Турухан"

БАРС-3 №1778

---

4

ФГУАП "Черемшанка"

БАРС-3 №1527

---

    
    III. В сличительных испытаниях по Программе № 3 приняли участие 6 организаций гражданской авиации и у анализаторов:
    - АДК ПРИЗМА - 6 приборов;
    - СПЕКТРОСКАН - 1 прибор.
    
    По результатам сличительных испытаний по Программе 3 следующие организации и приборы отвечают критерию правильности измерений:


п.п.

Наименование организации

Прибор

1

ФГУП «ГТК Россия», Московский филиал (Внуково)

ПРИЗМА № 001 2002



ПРИЗМА № 006 2005

2

ОАО «АК Якутия»

ПРИЗМА № 003 2006

3

ВАРЗ-400

ПРИЗМА № 005 2004

4

223 летный отряд

ПРИЗМА № 003 2002

5

Нефтеюганский объединенный авиаотряд

ПРИЗМА № 002 2002

6

ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" ЛДТСАТ

СПЕКТРОСКАН - МАКС - GV № 4071

    
    
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖЛАБОРАТОРНЫХ
СЛИЧИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

    
    Проведенные межлабораторные сличительные испытания являются значительным шагом в обеспечении единства измерений в области спектрального анализа масла авиационных двигателей гражданских воздушных судов.
    Основываясь на результатах МСИ, проводимых с 2004 год по 2007 год можно составить следующую таблицу:
    Статистика по годам проведения сличительных испытаний

Год

2004

2005-2006

2007

Число участников

34

38

46

Число участников, успешно прошедших МСИ.

16

23

38

Число участников, успешно прошедших МСИ, %

47

61

83

    
    Статистика показывает, что в большинстве, специалисты организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники начали более серьезно относиться к вопросам как метрологического обеспечения приборов, используемых при проведении рентгенофлуоресцентного анализа, так и к проведению самого анализа.
    Сводная таблица по результатам сличительных испытаний 2007 года.

№ п.п.

Организация

№ Программы

1.

"Ангара" ЗАО Авиакомпания

2 (успешно)

2.

"Алыкель" ЗАО

1 (успешно)

3.

"АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие"

2 (успешно)

4.

"Аэрофлот - Российские международные авиалинии" ОАО

2+3(успешно)

5.

"АэроБратск" ОАО

2 (успешно)

6.

"Аэрофлот-Дон" ОАО

2 (успешно)

7.

"Аэрофлот-Норд" ЗАО

(не прошел)

8.

"Благовещенск" (с ноября 2007 года Амурские авиалинии) ЗАО АТБ

2 (успешно)

9.

"Волга-Днепр" ЗАО Авиакомпания

1 (Сu) (частично успешно)

10.

Волга -Авиаэкспресс ООО Авиакомпания

1 (успешно)

11.

«Вологодское авиапредприятие» ООО АТБ

1 (успешно)

12.

"ВАРЗ № 400" ОАО

2+3 (успешно)

13.

«ГазпромАвиа» ООО

2 (успешно)

14.

«ГазпромАвиа» (Ухтинский филиал) ООО

1 (успешно)

15.

«Домодедово АТБ» ЗАО

2 (успешно)

16.

«Авиалинии Дагестана» ОАО

1 (не прошел)

17.

"Дальавиа" ФГУП

2 (успешно)

18.

Завод им. Климова, Санкт-Петербург

1 (успешно)

19.

"Кавминводыавиа" ФГУП

1 (Fе) (частично успешно)

20.

"Комиавиатранс" ФГУП

1 (успешно)

21.

"Комиавиатранс" (Печорская АТБ) ФГУП

1 (успешно)

22.

"Красноярские авиалинии" ОАО

1 (Fe) (частично успешно)

23.

"Авиационные линии Кубани" ОАО

1 (не прошел)

24.

АэроКузбасс

Прибор в настройке (прогр. 1)

25.

"223 летный отряд" ФГУП Авиакомпания

1+3 (успешно)

26.

"Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова" ОАО

2 (успешно)

27.

ЛИИ им. М.М. Громова ФГУП

2 (успешно)

28.

"Нижневартовскавиа" ОАО

1 (не прошел)

29.

"Нефтеюганский объединенный авиаотряд" ОАО

2+3 (успёшно)

30.

"Оренбургские авиалинии" ФГУП

1 (успешно)

31.

Авиакомпания "Омскавиа" ОАО

Прибор в настройке (прогр. 1)

32.

"Пермские авиалинии" ФГУП

2 (успешно)

33.

ГТК Россия "Пулково" ФГУП

2 (успешно)

34.

"Полярные авиалинии" ГУП

2 (успешно)

35.

"ГТК Россия" Внуково ФГУП

2+3 (успешно)

36.

"Самара" ОАО Авиакомпания

2 (успешно)

37.

"Сахалинские авиатрассы" ОАО Авиакомпания

2 (не прошел)

38.

"Сибирь Техник" ООО

2 (успешно)

39.

"Турухан" ООО

2 (не прошел)

40.

"Ульяновское ВАУ ГА"

1 (успешно)

41.

"Уральские авиалинии" ОАО

2 (успешно)

42.

"Черемшанка" ФГУАП

2 (не прошел)

43.

"ЧукотАвиа" ФГУП

1 (не прошел)

44.

"Ютэйр -Техник" ОАО

2 (успешно)

45.

«ЮТэйр-Экспресс» ООО

1 (успешно)

46.

"Якутия" ОАО Авиакомпания

2+3 (успешно)

47.

"Ямал" (Тюменская АТБ) ООО Авиакомпания

1 (успешно)

48.

"Ямал" ООО Авиакомпания

2 (успешно)

    
    По результатам проведенных в 2007 году межлабораторных сличительных испытаний целесообразно рекомендовать:
    1. Выдать сертификаты Системы добровольной сертификации в диагностике машин и механизмов следующим организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники:
    А) сроком действия на три года со следующей формулировкой области сертификации:
    «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей. Многоэлементный анализ металлов, сплавов, включая алюминиевые, магниевые, в виде стружки (стружка, порошки, продукты износа и др.), определение марки материала стружки.
    Полностью соответствуют требованиям нормативной и эксплуатационной документации по техническому обслуживанию современных авиационных двигателей».
    
    ФГУП ГТК «Россия», Московский филиал (Внуково)
    ОАО «АК Якутия» ВАРЗ-400
    ФГУП «Авиакомпания 223 летный отряд»
    ОАО «Нефтеюганский объединенный авиаотряд»
    ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" (ЛДТСАТ)
    
    Б) сроком действия на два года со следующей формулировкой области сертификации:
    «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей.
    Полностью соответствуют бюллетеням промышленности и документации разработчика авиационных двигателей».
    
    ЗАО Авиакомпания "Ангара"
    "АЛРОСА Мирнинское авиапредприятие"
    ОАО "АэроБратск
    ОАО "Аэрофлот-Дон"
    ЗАО АТБ "Благовещенск"
    ЗАО "Домодедово АТБ"
    ФГУП "Дальавиа"
    ОАО «Авиакомпания ЛИИ им. М.М. Громова»
    ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова"
    ФГУП "Пермские авиалинии"
    ФГУП "ГТК Россия" (а/п Пулково)
    ГУЛ Авиакомпания "Полярные авиалинии"
    ОАО Авиакомпания "Самара"
    ООО "Сибирь Техник"
    ОАО "Уральские авиалинии"
    ОАО "ЮТэйр-Техник"Сургут
    ОАО "ЮТэйр-Техник" Аэропорт Рощино
    ООО Авиапредприятие "Газпромавиа"
    ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)";
    

    В) сроком действия на один год со следующей формулировкой области сертификации:
    «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей соответствует критерию правильности измерений согласно ГОСТР ИСО 5725-2002».
    ЗАО "Алыкель"
    ООО Авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс"
    ФГУП "Комиавиатранс"
    ФГУП Авиакомпания "223 летный отряд"
    ФГУП "Оренбургские авиалинии"
    ФГУП СПО "Ульяновское ВАУ ГА"
    ОАО АТБ "Вологодское авиапредприятие"
    ООО "Газпромавиа (Ухтинский филиал)"
    ООО "ЮТэйр-Экспресс"
    ОАО АТК "Ямал (Тюменская АТБ)"
    ФГУП "Комиавиатранс (Печорская АТБ)"
    
    Г) сроком действия на один год со следующей формулировкой области сертификации:
    «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов. Рентгенофлуоресцентный анализ состава продуктов износа в рабочих маслах авиационных двигателей частично соответствует критерию правильности измерений согласно ГОСТ Р ИСО 5725-2002».
    
    ЗАО Авиакомпания "Волга-Днепр
    ФГУП "Кавминводыавиа"
    ОАО "Красноярские авиалинии".
    
    II. Не выдавать Сертификаты соответствия Системы добровольной сертификации в диагностике машин и механизмов:
    А) до выяснения причин неудовлетворительных метрологических характеристик приборов, устранения выявленных причин, проведения необходимых ремонтно-наладочных работ по восстановлению точностных характеристик анализаторов следующим организациям по техническому обслуживанию авиационной техники:
    
    ОАО "Авиационные линии Кубани"
    ОАО "Нижневартовскавиа"
    ФГУП "ЧукотАвиа"
    ОАО "Авиалинии Дагестана"
    ЗАО "Аэрофлот-Норд"
    ОАО Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"
    000 "Турухан"
    ФГУАП "Черемшанка";
    
    Б) до проведения необходимых ремонтно-наладочных работ по восстановлению точностных характеристик анализаторов следующим организациям по техническому обслуживанию авиационной техники:
    
    ООО «АэроКузбасс»
    ОАО Авиакомпания "Омскавиа"
    

    Для оценки соответствия деятельности данных организаций критерию правильности измерений согласно ГОСТ Р ИСО 5725-2002 выслать в адрес данных организаций новый комплект контрольных образцов.
    
    III. Рекомендовать в III-IV кварталах 2008 года провести межлабораторные сличительные испытания организаций по техническому обслуживанию и ремонту гражданских вертолетов, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей.
    
    IV. Довести до сведения Управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности «Обобщенный анализ результатов проведенных в 2007 году Межлабораторных сличительных испытаний организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, осуществляющих спектральный анализ рабочих масел авиационных двигателей» с целью выработки единого подхода при разработки методов и средств диагностирования технического состояния авиационных двигателей.

    
    

Начальник Управления
надзора за поддержанием летной
годности гражданских воздушных судов



Ю.И.Евдокимов




Главный государственный инспектор,
главный метролог гражданской авиации


Ж.Н.Хохлова