Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93009192.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

20.02.2008 № ПЧ-111-исх

Руководителям:

Окружных управлений воздушного транспорта
ФАВТ Минтранса России

Предприятий, непосредственного подчинения
ФАВТ Минтранса России

    
    
    
    По распоряжению Минтранса России от 20.05.2002г. № НА-165-р на гражданских аэродромах и воздушных трассах России проводится геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий в общеземных системах координат WGS-84 и ПЗ-90. ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» поручено обеспечить оценку результатов геодезической съемки, а также осуществлять обобщение и анализ проведенных работ по геодезической съемке.
    Направляю Вам извлечения из отчета ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» «О состоянии и результатах геодезической съемки аэронавигационных ориентиров, препятствий и местности на гражданских аэродромах и воздушных трассах России за 2002-2007г.».
    Прошу Вас проанализировать направляемые Вам материалы и представить в адрес ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» информацию о наличии в международных аэропортах и аэропортах федерального значения с длиной ВПП более 2000м, расположенных на подведомственной Вам территории, геодезической съемки в общеземной системе координат.
    
    Приложение: Извлечение из отчета.
    
    
    

А.А. Пчелин

    
Приложение
к исх. № ПЧ-111
от 20.02.2008


Извлечение из утвержденного ФАВТ Минтранса России
отчета ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация»

«О состоянии и результатах геодезической съемки аэронавигационных
ориентиров, препятствий и местности на гражданских аэродромах и
воздушных трассах России за 2002 - 2007г.»

    
    
    Введение
    
    С ноября 2004г. Всемирная геодезическая система - 1984 (WGS-84) принята Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в качестве стандартной системы отсчета для целей аэронавигации и публикации данных в сборниках аэронавигационной информации (АИП) государств-членов ИКАО.
    В последующие годы ИКАО введены поправки (33, 34 и 54) к Приложениям 4, 11, 14 и 15, предусматривающие изменение Стандартов и Рекомендуемой практики (SARPs) и соответствующих правил в связи с введением для использования в аэронавигации новых положений, касающихся электронных данных о местности и единой общей базы отсчета в вертикальной плоскости, а также обновлением существующих требований к аэронавигационным данным (АНД). По рекомендации ИКАО государства должны обеспечивать, начиная с 20.11. 2008г., наличие электронных данных о местности и препятствиях для района 1 и данных о местности для района 4, а наличие электронных данных о местности и препятствиях для районов 2 и 3 - с 18.11.2010 г.
    Все вышеуказанные новшества нашли отражение в подготовленных ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» уточненных требованиях к проведению геодезической съемки на гражданских аэродромах и воздушных трассах России.
    Настоящий отчет о состоянии геодезической съемки АНО и препятствий на аэродромах и воздушных трассах России за период 2002-2007г.г. основан на результатах и материалах геодезической съемки АНО и препятствий, поступивших в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» для оценки соответствия их требованиям Минтранса России, а также сведений из подразделений ГА о проведенных работах по геодезической съемке в системах WGS-84 и ПЗ-90.
    
    2. Состояние выполнения работ по геодезической съемке аэронавигационных ориентиров (АНО) и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на гражданских аэродромах России
    
    2.3 Северо-Западное окружное управление воздушного транспорта Минтранса России
    
    На территории данного управления рекомендовано выполнит геодезическую съемку АНО и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на 19 аэродромах: Архангельск «Талаги», Амдерма, Вологда, Воркута, Великие Луки, Великий Устюг, Калининград «Храброво», Котлас «Савватия», Кировск «Аппатиты», Мурманск, Нарьян-Мар, Петрозаводск «Бесовец», Псков, Санкт-Петербург «Пулково», Санкт-Петербург «Пушкино», Сыктывкар, Усинск, Ухта, Череповец.
    
    В конце 2006г. организацией ООО «Геодинамика-М» на оценку в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» представлены материалы геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий аэродрома Старая Русса:
    * Пунктов опорной геодезической сети аэродрома;
    * Аэродрома (КТА, магнитное склонение, превышение аэродрома);
    * Элементов взлетно-посадочной полосы ИВПП 01/19;
    * Навигационных средств аэродрома:
    

    - двух дальних приводных радиомаяков: ДПРМ-187 и ДПРМ -7;
    - двух ближних приводных радиомаяков: БПРМ-187 и БПРМ-7;
    - курсового радиомаяка КРМ-187;
    - глиссадного радиомаяка ГРМ-187;
    - двух комплектов радиолокатора РСП-10;
    - радиомаячной системы ближней навигации РСБН;
    * Мест стоянок ВС: MC1, MC 2, МС 9 и МС 10;
    * Точек зоны ожидания на рулежной дорожке;
    * Препятствий в зонах захода на посадку и взлета, зоне визуального маневрирования и на аэродроме (251 препятствие).
    
    Выявление и определение координат препятствий в зонах захода на посадку и взлета, зоне визуального маневрирования и на аэродроме выполнено в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по проведению геодезической съемке ....» и Поправки №6 к «МОС НГЭА».
    По результатам определения координат АНО и препятствий дополнительно подготовлены каталоги препятствий в прямоугольной системе координат порогов ИВПП и полярной системе относительно КТА, а также системе высот - Балтийская 1977 года (в соответствии с Поправкой №6 к «МОС НГЭА»).
    
    Учитывая требования ИКАО к целостности данных, изложенные в поправке 33 к Приложению 15 к Конвенции о международной гражданской авиации, дополнительно к существующим требованиям Минтранса выполнен контроль целостности данных.
    По результатам выполненной оценки материалов и результатов съемки дано заключение ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» о соответствии объема и точности определения геодезических параметров вышеприведенных аэронавигационных ориентиров и препятствий аэродрома Старая Русса требованиям Минтранса России.
    По имеющимся данным, в текущем году геодезическая съемка также выполнена на аэродроме Нарьян-Мар и до конца года материалы будут направлены на оценку в ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация».
    Таким образом, за период 2002-2007г.г. на территории Северо-Западного окружного управления воздушного транспорта Минтранса России геодезическая съемка в соответствии с требованиями Минтранса России выполнена (рис. 3) на б6аэродромах: Архангельск, Вологда, Великие Луки, Великий Устюг, Старая Русса, Череповец.

Архангельск «Талаги»

-


Съемка выполнена




Вологда

-

-

Съемка выполнена




Великий Устюг

-

-

Съемка выполнена




Великие Луки

-

-

-

Съемка выполнена



Череповец

-

-

-

+

Съемка выполнена


Старая Русса

-

-

-

-

-

Съемка выполнена

Ухта

-

-

-

-

-

-

Усинск

-

-

-

-

-

-

Сыктывкар

-

-

-

-

-

-

С-Петербург «Пушкино»

-

-

-

-

-

-

С-Петербург «Пулково»

-

-

-

-

-

-

Псков

-

-

-

-

-

-

Петрозаводск «Бесовец»

-

-

-

-

-

-

Нарьян-Мар

-

-

-

-

-

-

Мурманск

-

-

-

-

-

-

Кировск «Апатиты»

-

-

-

-

-

-

Калининград

-

-

-

-

-

-

Котлас

-

-

-

-

-

-

Воркута

-

-

-

-

-

-

Амдерма

-



-

-



2002г

2003г

2004г.

2005г.

2006 г

2007г.

    

Рис.3 Состояние выполнения распоряжения Минтранса о проведении геодезической
съемки в Северо-Западном окружном управлении воздушного транспорта.

    

    Выводы и предложения

    
    1. За период 2002 - 01.12.2007г. геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров и препятствий на гражданских аэродромах и воздушных трассах России в общеземной системе координат WGS-84 и системе координат ПЗ-90 в соответствии с требованиями Минтранса России выполнена на:
    - 32 аэродромах, что составляет 26,2 % от всех аэродромов международного и федерального значения с длиной ВПП более 2000м, в том числе на 19 аэродромах международного значения;
    - 70 пунктах воздушных трасс, что составляет 25,5 % от количества рекомендованных к съёмке пунктов.
    На ряде аэродромов международного значения (Барнаул, Братск, Кемерово, Нижний Новгород «Стригино», Омск «Центральный», Улан-Удэ) геодезическая съемка выполнена без определения координат навигационных средств аэродромов, относящихся к зоне ответственности ФГУП Госкорпорация по ОрВД.
    Таким образом, только на 13 международных аэродромах России, что составляет 18,3% от российских аэродромов международного значения, геодезическая съемка выполнена в полном объеме (включая определения координат навигационных средств аэродрома).
    2. В текущем году на экспертную оценку в ФГУП «ГосНИИ «Аэронавигация» поступили материалы и результаты геодезической съемки:
    * Аэронавигационных ориентиров и препятствий 7 аэродромов: Краснодар «Пашковский», Ростов-на-Дону, Нижний Новгород «Сормово», Кемерово (без съемки навигационных средств), Омск «Центральный» (без съемки навигационных средств), Улан-Удэ (без съемки навигационных средств), Нижний Новгород «Стригино» (без съемки навигационных средств),
    * Радионавигационных средств аэродромов и воздушных трасс зоны ответственности филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»:
    - радионавигационных средств аэродромов Краснодар «Пашковский» и Ростов-на-Дону (филиал «Аэронавигация Юга»),
    - 22 пунктов воздушных трасс зоны ответственности филиала «Аэронавигация Центральной Сибири».
    3. В текущем году заключения ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» о полном соответствии объемов и точностей геодезической съемки требованиям Минтранса России даны по:
    - аэродромам: Краснодар «Пашковский», Ростов-на-Дону, Нижний Новгород «Сормово», Ставрополь «Шпаковское», Екатеринбург «Кольцово, Красноярск «Емельяново»;
    - 59 пунктам воздушных трасс зоны ответственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (22 пункта - филиал «Аэронавигация Центральной Сибири» и 37 пунктов - филиал «Аэронавигация Юга»).
    По аэродромам Кемерово, Нижний Новгород «Стригино», Омск «Центральный», Улан-Удэ подобные заключения могут быть даны после геодезической съемки и положительной оценки навигационных средств этих аэродромов (как отмечалось ранее, относящихся к зоне ответственности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
    4. Геодезическая съемка АНО и препятствий на гражданских аэродромах и воздушных трассах ведется медленно, что является следствием рекомендательного характера распоряжений федеральных органов о проведении съемки, а также отсутствием сертификационных требований к аэродромам об обязательности представления аэронавигационных данных в геоцентрических системах координат.
    5. За период 2002-2007г.г. геодезическую съемку аэронавигационных ориентиров и препятствий в системах координат WGS-84 и ПЗ-90 на аэродромах и воздушных трассах России выполняли 15 геодезических организации, имеющие лицензии Роскартографии и ФСБ РФ.
    Материалы и результаты геодезической съемки, выполненные предприятиями ЗАО «ПРИН», МИИГАиК (в том числе ООО «Ингеофинпроект», ООО «Геодинамика-М»), 29 НИИ МО, ЦНИИГАиК, Пятигорское отделение ФГУП «Северо-Кавказского АГП», ГУП Архангельской области «Земкадастр», НИИ ВТ «Ленаэропроект», ОКЭ № 167 Западно-Сибирского АГП, ООО «Кадастр», ОАО «Ставрополь ТИЗИС», после устранения выявленных в ходе оценки недостатков получили положительные заключения о соответствии их требованиям Минтранса.
    Прекращена экспертная оценка материалов геодезических съемок и в одностороннем порядке расторгнуты договора с геодезическими организациями ФГУП «Аэрогеодезия» и ООО «Полюс», выполнившими съемку АНО и препятствий аэродромов «Пулково» и Новосибирск «Толмачево». Причиной расторжения явились многочисленными отклонениями от предъявляемых требований к геодезической съемке и неспособность организаций устранить выявленные ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» недостатки в технологии съемки, обработке исходных данных и оформлении итоговых результатов.
    6. Качество съемок и оформления материалов организациями, имеющими лицензии Роскартографии, но впервые выполняющими работу подобного типа (ООО «Кадастр», ОАО «СтавропольТИЗИС», ГПИ «Сибаэропроект», ФГУП «Зап.Сиб.АГП» экспедиция 171), низкое.
    Основными недостатками проведения геодезической съемки остаются:
    - нарушения технологии построения опорной геодезической сети;
    - бесконтрольное определение координат АНО (от одного опорного пункта аэродрома);
    - использование одночастотных спутниковых геодезических приемников при построении опорной сети аэродрома;
    - ошибки в вычислении ортометрических высот АНО и высот геоида с использованием модели EGM-96;
    - ошибки при преобразовании геодезических параметров из системы координат WGS-84 в систему ПЗ-90.
    В подавляющем большинстве вышеперечисленные недостатки явились следствием незнания (зачастую, полного отсутствия в организации) действующих документов ИКАО по вопросам геодезической съемки в общеземной системе координат WGS-84.
    7. В целях устранения отмеченных недостатков и повышения качества геодезических работ рекомендовать Роскартографии:
    7.1. Принять меры по повышению качества геодезических съемок организациями, имеющими лицензии Роскартографии, независимо от их хозяйственно-правового статуса;
    7.2. Повысить требования к геодезическим организациям, которым дается право на выполнение высокоточных работ на аэродромах, связанных с обеспечением безопасности полетов.
    7.3. Принять меры к повышению конкурентоспособности организаций, подчиненных Роскартографии, при проведении конкурсов на проведение геодезических съемок на аэродромах и воздушных трассах.
    8. Основными факторами, продолжающими сдерживать проведение геодезической съемки на аэродромах и воздушных трассах России остаются:
    - рекомендательный характер документов по проведению геодезической съемки;
    - нерешенность вопроса использования Всемирной геодезической системы -1984 WGS-84 для целей аэронавигации и ОрВД России, а также публикации результатов съемки в системе координат WGS-84, в том числе с требуемыми ИКАО точностями;
    - отсутствие сертификационных требований к аэродромам об обязательности представления геопространственных аэронавигационных данных в системах координат WGS-84 и ПЗ-90;
    - разногласия по вопросам финансирования геодезических работ на аэродроме между администрацией аэропорта и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;
    - крайне медленное ведение работ по внедрению процедур зональной навигации и спутниковых технологий, связанных с использованием геодезических систем координат.
    9. Находится под угрозой срыва выполнение требований ИКАО, вводимых в действие с ноября 2008г. поправкой 33 к Приложению 15 и предусматривающих введение электронных данных о местности, а также обновление существующих требований к аэронавигационным данным. Необходимо форсировать внедрение разработанных ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» «Требований на проведение геодезической съемки аэронавигационных ориентиров, препятствий и местности на аэродромах и воздушных трассах России», учитывающих вышеуказанные требования ИКАО.
    10. До настоящего времени отсутствуют официальные решения на федеральном уровне о порядке и организации работ по съемке местности и препятствий для районов 1 - 4 и представления их результатов в электронном виде, требуемые ИКАО в качестве государственных документов.
    Требуется безотлагательное решение об ответственности Роскартографии за качество проведения геодезических работ на аэродромах и воздушных трассах и представления геопространственной информации в электронном виде.