Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/1246.htm


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 28 июня 2005 года N СН-3923/9


[Разъяснения по вопросу учета потерь газа]



    В целях урегулирования разногласий, возникающих при проведении расчетов между поставщиками, потребителями газа и газораспределительными организациями, оказывающими услуги по транспортировке газа (далее - ГРО), по вопросу учета потерь газа ФСТ России дает разъяснения.
    
    Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС) и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае, их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами:
    
    а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления;
    
    б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО;
    
    в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ;
    
    г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.):
    
    д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям;
    
    е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа.
    
    Не относится к разбалансу газа и далее не рассматривается потребление газа ГРО на плановые собственные и технологические нужды (использование газа на собственных котельных и газопотребляющих установках, проведение регламентных работ по обслуживанию систем газоснабжения и т.п.). Указанный объем газа должен оплачиваться ГРО по отдельному договору на общих условиях для всех потребителей. При этом указанные расходы в случае их обоснованности в части, относимой на регулируемый вид деятельности, учитываются при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы) по статье "материальные расходы".
    
    Ответственность за разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными причинами, по мнению ФСТ России, распределяется между поставщиком газа и ГРО следующим образом.
    
    На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные:
    
    вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке, ввиду того что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа. В этом случае ФСТ России считает целесообразным проводить соответствующую работу с целью приведения установленных нормативов потребления газа к обоснованному уровню. Кроме того, считаем необходимым проведение работы по внедрению приборов учета газа у населения, в том числе на ГРП и ШРП, распределяющих газ на жилые микрорайоны;
    
    вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения. Погрешность приборов учета определяется на основании паспортных данных и в соответствии с ГОСТом 8.143-75. В этом случае ФСТ России считает целесообразным в технических соглашениях и договорах поставки газа предусматривать механизм урегулирования разногласий, а также проводить необходимую работу по замене устаревшего оборудования на узлах учета газа.
    
    Для целей определения фактического потребления газа населением, не имеющим приборов учета, рекомендуем использовать РД 153-39.0-071-01, утвержденный приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100.
    
    Финансовые потери от разбаланса газа, вызванного прочими причинами, в том числе несоблюдением технологического режима транспортировки газа по вине ГРО, должны относиться на финансовый результат ГРО с учетом следующих замечаний.
    
    Объем газа, использованный ГРО при локализации и ликвидации аварий, для проведения внепланового отключения или подключения оборудования или отдельных участков газопроводов и т.п., должен быть оплачен организацией, по вине которой потребовалось производить указанные работы. Соответственно указанные расходы не могут быть учтены при установлении тарифа ГРО.
    
    Кроме того, соответствующие расходы по страхованию, в том числе и объектов газоснабжения на случай аварийных ситуаций, могут быть учтены при установлении тарифов.
    
    Объем технологических потерь газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.) и соответственно уровень расходов ГРО по этой статье в целях расчета тарифов ГРО определяется по "Методике определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа" РД 153-39.4-079-01. принятой и введенной в действие приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 231.
    
    При этом необходимо отметить, что размер учтенных при расчете тарифа технологических потерь не может превышать 0,5% - 0,6% от общего объема транспортировки газа.
    
    В отношении объемов газа, использованных при ликвидации аварийных ситуаций, а также связанных с технологическими потерями, не должен применяться тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
    
    Одновременно прошу считать информационное письмо ФЭК России от 08.08.2003 N ЮС-2831/9 утратившим силу.
    
    

Руководитель
С.Г.Новиков



Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Федеральной службы по тарифам",
N 17, 29 июня,2005 год