Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/2003.htm


ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 сентября 1993 года N 91


О выполнении платных медицинских работ и услуг
органами, учреждениями и предприятиями
Госсанэпидслужбы России

(с изменениями на 7 августа 1996 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом Госкомсанэпиднадзора России от 7 августа 1996 года N 125.
____________________________________________________________________



    Во исполнение приказа Госсанэпиднадзора России от 20.02.92 N 15 "О расширении платных работ и услуг" в организациях и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1992-1993 годах получили широкое распространение платные работы и услуги. В 1992 году они составили значительную часть всех видов внебюджетных средств, направленных на финансирование учреждений службы. В условиях экономического кризиса, недостаточности бюджетного финансирования, особенно в первом квартале 1992 года и первом полугодии 1993 года, средства, получаемые учреждениями службы за работы, выполняемые по договорам с предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами, во многом способствовали сохранению кадрового потенциала, сглаживанию крайне острых финансовых проблем и социальных конфликтов, устойчивой работе многих трудовых коллективов.

    Вместе с тем изучение дела на местах, встречи с руководителями, работниками службы, обращения органов здравоохранения, предприятий, правоохранительных органов, местных советов показывают, что эта деятельность в учреждениях службы нуждается в совершенствовании. Слабое знание руководителями и специалистами службы основ экономической деятельности, законов, нормативных и инструктивных актов в ряде случаев приводит к ошибкам, что сдерживает расширение этой работы.

    В целях дальнейшего упорядочения организации и проведения платных медицинских работ и услуг органами, учреждениями и предприятиями Госсанэпидслужбы России, дальнейшего развития хозяйственной самостоятельности и усиления социальной защиты работников, в соответствии с законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 года N 375,

утверждаю:


    1. Перечень платных медицинских услуг и работ, оказываемых органами, учреждениями и предприятиями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (приложение 1).

____________________________________________________________________

    Перечень платных медицинских работ и услуг, оказываемых учреждениями Госсанэпидслужбы России утратил силу - приказ Госкомсанэпиднадзора России от 7 августа 1996 года N 125.     

____________________________________________________________________


    2. Положение о порядке внебюджетного финансирования органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (приложение 2).

    3. Положение о порядке ценообразования на платные медицинские работы и услуги в органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (приложение 3).

    4. Комментарии к методическим рекомендациям по расчету стоимости медицинских услуг и работ в органах и учреждениях Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (приложение 4).

Приказываю:


    1. Главным врачам республиканских, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городских районных, бассейновых на водном транспорте и на воздушном транспорте центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, начальникам противочумных станций, директорам научно-исследовательских институтов, главным врачам Российского республиканского информационно-аналитического центра, противочумного центра, директору информационно-издательского центра:

    1.1. При выполнении платных медицинских работ и услуг органами, учреждениями и предприятиями Госсанэпидслужбы России договорные цены, не подтвержденные расчетами, не применять. Не допускать централизованного утверждения единых цен на платные медицинские работы и услуги для всех учреждений республики, края, области, округа.

    1.2. Платные медицинские услуги и работы, расчет их стоимости проводить в соответствии с Перечнем платных медицинских услуг и работ, оказываемых органами, учреждениями и предприятиями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Положением о порядке ценообразования на платные медицинские работы и услуги в органах и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, утвержденным настоящим приказом.

    1.3. При осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности с использованием внебюджетных средств, строго руководствоваться утвержденным настоящим приказом Положением о порядке внебюджетного финансирования органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

    1.4. Направлять средства, получаемые за оказание платных услуг и работ, на укрепление материально-технической базы учреждений и социальную защиту работников учреждений и организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

    1.5. Не взимать плату за работы и услуги с учреждений, финансируемых исключительно из федерального и (или) местного бюджета, деятельность, виды и объемы которых необходимы для обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с действующим санитарным законодательством.

    2. Начальнику Управления экономики Данилиной М.Д. в целях обеспечения финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструктивных работ и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 60 образовать централизованный фонд Госсанэпиднадзора России, для чего в месячный срок представить на утверждение проект Положения о централизованном фонде Госсанэпиднадзора России и порядке его формирования.

    3. Приказ Госсанэпиднадзора России от 20.02.92 N 15, письмо Госсанэпиднадзора от 14.04.93 "О порядке выполнения платных работ (услуг) для лечебно-профилактических учреждений" считать утратившими силу.

    Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя председателя Госсанэпиднадзора России Н.В.Беляеву.


Председатель комитета
                                    Е.Н.Беляев



Приложение 1
к приказу
Госсанэпиднадзора России
от 07.09.93 N 91


ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И РАБОТ,
ОКАЗЫВАЕМЫХ ОРГАНАМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ
И ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________________
Перечень утратил силу на основании
приказа Госкомсанэпиднадзора России от 7 августа 1996 года N 125.
____________________________________________________________________



Приложение 2
к приказу
Госсанэпиднадзора России
от 07.09.93 N 91


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке внебюджетного финансирования органов
и учреждений Государственной
санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации

    1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.91 N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, порядке поступления, учета, отчетности и использования внебюджетных средств.

    2. К внебюджетным средствам относятся средства, получаемые органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее именуемые - учреждения Службы) помимо ассигнований, выделяемых им из республиканского бюджета Российской Федерации.

    Право иметь внебюджетные средства предоставляется центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, научно-исследовательским и иным санитарно-профилактическим учреждениям Службы.

    3. К внебюджетным средствам учреждений Службы относятся:

    средства, получаемые от предприятий, организаций и учреждений в порядке возмещения понесенных расходов на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей;

    часть средств из фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, направляемых на финансирование санитарно-профилактических мероприятий;

    часть средств из экологических фондов, направляемых на выполнение работ по оценке состояния окружающей среды, ее влияния на здоровье населения, а также по профилактике заболеваний людей, связанных с экологическими факторами;

    часть средств из фонда социального страхования, направляемых на обеспечение контроля и экспертизы состояния условий труда работающих;

    часть сумм штрафов за санитарные нарушения;

    средства, получаемые за выполнение платных работ и услуг, перечень и порядок ценообразования на которые утверждается Госсанэпиднадзором России;

    средства, выделяемые органами исполнительной власти для выполнения работ по реализации местных и региональных программ охраны и укрепления здоровья населения, профилактике заболеваний, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

    добровольные взносы и пожертвования предприятий, организаций, учреждений и граждан.

    4. Внебюджетные средства учреждений Службы не планируются. Их поступление осуществляется на расчетные счета в порядке и в сроки, определяемые условиями договоров или устанавливаемыми соответствующими постановлениями главных государственных санитарных врачей (о наложении штрафов, возмещении затрат), или по решению суда, арбитражного суда.

    5. Учет и отчетность по внебюджетным средствам ведется в соответствии с инструкциями и указаниями финансовых органов.

    6. Законность образования, правильность учета и составление отчетности по внебюджетным средствам контролируются в ходе ревизий и проверок основной деятельности учреждений Службы.

    7. Распорядителями внебюджетных средств являются руководители учреждений Службы.

    8. Внебюджетные средства при согласии учреждений Службы могут полностью или частично в виде добровольных взносов централизоваться на расчетных счетах учреждений Службы, выполняющих функции органов управления, образуя специальные фонды развития Службы соответствующего уровня.

    9. Внебюджетные средства используются в целях поддержания устойчивости функционирования учреждений и выполнения ими важнейших задач и направляются исключительно на возмещение затрат учреждений, для экономического стимулирования и усиления социальной защиты работников, на производственное и социальное развитие учреждений.

    10. Порядок расходования внебюджетных средств устанавливается учреждениями Службы самостоятельно.


Начальник Управления
экономики
                                              М.Д.Данилина



Приложение 3
к приказу
Госсанэпиднадзора России
от 07.09.93 N 91


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке ценообразования на платные медицинские
работы и услуги в органах и учреждениях
Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета стоимости платных медицинских работ и услуг, выполняемых организациями и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (далее - учреждения Службы).

    К платным медицинским работам и услугам в учреждениях Службы относятся такие виды деятельности, не противоречащей законодательству Российской Федерации, которые, не являясь для них обязательными, могут быть выполнены с учетом уровня подготовки, квалификации специалистов и возможностей материально-технической базы учреждений.

    Методика расчета стоимости платных медицинских работ и услуг должна быть едина для всех учреждений Службы.

    В основе положения лежит определение финансовых затрат на один вид платных медицинских работ и услуг.

    Стоимость платных медицинских работ и услуг включает в себя отраслевую себестоимость и может включать плановый размер прибыли.

    Себестоимость характеризует в денежной форме затраты на оказание платежных медицинских работ и услуг.

    Себестоимость планируется и учитывается по калькуляционным статьям расходов.

    2. Для проведения расчета величины себестоимости используются следующие документы:

    отчетная форма 18, 46;

    отчет об исполнении сметы расходов (форма 2);

    баланс сметы расходов (форма 1);

    отчет о движении основных средств (форма 5);

    единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства (Утверждены постановлением СМ СССР от 22.10.90 N 1072), первичная медицинская документация, учетно-оперативные формы учета деятельности санэпидучреждений, планово-бухгалтерская документация.

    3. Платные медицинские работы и услуги выполняются в основном по одинаковой технологии для любых территорий и обладают относительной устойчивостью ценообразования (изменение стоимости может происходить только при вариациях одной или нескольких ее стоимостных образующих, например стоимости оборудования, тарифных ставок сотрудников и т.п.).


СОСТАВ КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ

    Калькуляционными статьями расходов являются:

    1. Основная заработная плата.

    2. Дополнительная заработная плата.

    3. Отчисления на социальное страхование.

    4. Материальные затраты.

    5. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

    6. Амортизация.

    7. Накладные расходы.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ ЗАТРАТ НА ЕДИНИЦУ РАБОТЫ
(УСЛУГИ)

    1. Основная заработная плата (Ф(о)). Включается: основная заработная плата персонала, занятого в производстве данного вида услуг, исходя из среднемесячной ставки на одну должность в соответствии с тарификационной ведомостью.

    2. Дополнительная заработная плата (Ф(д)). Включается: основная заработная плата за время отпуска, премии и другие выплаты. Дополнительная заработная плата определяется по нормативному коэффициенту, исчисляемому как отношение суммы дополнительных выплат к основному фонду заработной платы за базисный период в целом по учреждению.

    3. Начисление на заработную плату. Принимается в размере 39% от фонда заработной платы.

    4. Материальные затраты (М(з)). Включаются: стоимость питательных средств, реактивов, бакпрепаратов, лабораторных животных, дезинфекционных и дератизационных средств. Определяются путем прямой выборки расходов, производимых на каждый вид услуг.

    5. Капитальный ремонт зданий (К(рз)) и сооружений. Определяется как произведение балансовой стоимости зданий и сооружений на норму амортизации. Распределяется между отделениями пропорционально занимаемой ими площади.

    Расчет производится по формуле:


КР = С(з)А(з)S(i)/S,

    где С(з) - балансовая стоимость здания;

    А(з) - норма амортизации здания;

    S(i) - площадь подразделения;

    S - площадь учреждения;

    S(i)/S - удельный вес площади подразделения в общей площади учреждения.

    6. Амортизация - А.

    Определяется как произведение балансовой стоимости оборудования на годовую норму износа.

А = С(о)И(з),

    где С(о) - балансовая стоимость оборудования;

    И(з) - годовая норма износа.

    7. Накладные и прочие расходы.

    Включается: основная и дополнительная заработная плата административно-хозяйственного персонала, отчисления на социальное страхование по этим группам работников, расходы на приобретение мягкого инвентаря, расходы на содержание учреждения (отопление, освещение, связь, аренда, содержание автотранспорта, текущий ремонт, охрана помещения и т.д.), командировочные расходы, подготовка кадров.

    Рассчитывается как произведение основного фонда заработной платы на коэффициент, исчисленный отношением накладных и прочих расходов к фонду заработной платы по учреждению в целом.

    Расчет производится по формулам:

Нр(i) = З(о)Нр(у)/З(уо);

Нр(у) = Р(у) - (З(уо) + З(уд) - З(ус) + М(у)) = О(у) Кр(у),


    где Нр(i) - накладные расходы на платные услуги i;
    
    З(о) -  основная   заработная   плата   работников,   занятых производством платных медицинских работ и услуг;

    Нр(у) -накладные расходы учреждения в целом, включая заработную плату и отчисление на нее административно-хозяйственного персонала;

    З(уо) - основная заработная  плата  персонала  учреждения  (без административно-хозяйственного персонала);

    Р(у)  - общая  сумма  расходов  по  учреждению (определяется по расчету в смете расходов по учреждению);

    З(уд) - дополнительная зарплата по учреждению (в  пределах  10 % от ФЗП);

    З(ус) - начисление на заработную плату по учреждению;
    
    М(у)  - расходы  на реактивы,  питательные среды,  лабораторных животных, дезсредства по учреждению;

    О(у)  - расходы на приобретение оборудования по учреждению;
    
    Кр(у) - расходы на капитальный ремонт по учреждению.
    
    8. Для определения затрат (себестоимости) одной единицы платных медицинских работ и услуг, рассчитанные по приведенным выше статьям калькуляции, расходы суммируются и умножаются на время выполнения услуг.

    Причем следует учесть, что первоначально в расчете учтен месячный фонд заработной платы; материальные затраты на единицу платных медицинских работ и услуг; капитальный ремонт в расходе на год; амортизация в расчете на год.

    Затраты по калькуляционным статьям следует привести к общей единице времени, рассчитав затраты на 1 час затраченного времени.

    Для определения затрат на единицу времени (1 час) необходимо: месячный фонд заработной платы разделить на 24,5 (средняя продолжительность рабочего дня в месяц) и продолжительность рабочего дня в часах (определение трудовых затрат);

    Затраты на капитальный ремонт зданий и сооружений:

                  Ф(оу) = Ф(о)/24,5 (7; 6; 5,5).

    Расчетную сумму затрат разделить на 12 месяцев, 24,5 дня и продолжительность рабочего дня.

    Так же производится расчет по калькуляционной статье "Амортизация".

    Таким образом, произведенные затраты на единицу времени суммируются и умножаются на время выполнения услуг.

    Расчет производится по следующей формуле:

(Ф(оу) + З(с) + М(у) + Кр + А + Нр(i)) t,

    где t - время выполнения услуг.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ РАБОТ (УСЛУГ)

    Полная стоимость платных медицинских работ и услуг определяется как сумма себестоимости и прибыли. Прибыль определяется как сумма налоговых платежей в госбюджет, отчислений в централизованные фонды, в фонды производственного социального развития и финансовый резерв.

    Полная стоимость платных медицинских работ и услуг увеличивается в предусмотренных ниже случаях, при этом применяются установленные коэффициенты:

    1) при проведении срочных исследований оплата производится с надбавкой в размере 10% для возмещения дополнительных и непредвиденных расходов;

    2) при выполнении работ в праздничные (выходные) дни, а также в ночное время оплата услуг производится с коэффициентом "2".


Начальник Управления
экономики
                                              М.Д.Данилина



Приложение 4
к приказу
Госсанэпиднадзора России
от 07.09.93 N 91


КОММЕНТАРИЙ
к Положению о порядке ценообразования на платные
медицинские работы и услуги в органах и учреждениях
Государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации


    Статьей 4 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

    Названное Положение утверждено постановлением Президента Российской Федерации от 05.08.92 N 552.

    С введением в действие Положения с 1 июля 1992 года расширен перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

    В себестоимость включаются расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

    К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями с 1 июля 1992 года относятся затраты, связанные с оплатой предприятиями и организациями в соответствии с договором за предоставление учебными заведениями в процессе подготовки специалистов услуг, не предусмотренных утвержденными учебными программами, а именно - за обучение кадров, принятых на обучение по договору; за переподготовку и повышение квалификации кадров.

    Указанные затраты подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию).

    В целях обеспечения финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 1992 году по распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.12.91 N 165-р разрешено предприятиям и организациям республиканского подчинения включать в себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) затраты на выполнение общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции (работ, услуг) с перечислением получаемых за счет этого средств в специальные фонды, финансирования указанных работ, образуемые в соответствующих министерствах, ведомствах Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года N 60 по предложению Минэкономики Российской Федерации определено образование указанных фондов за счет отчислений в размере до 1,5% себестоимости продукции (работ, услуг).

    Внесены изменения в 1992 году в отношении затрат по оплате процентов за пользование банковским кредитом на приобретение товарно-материальных ценностей, выплату заработной платы.

    С 1 января 1992 года на себестоимость продукции относятся платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством.

    Внесены изменения в элемент "Затрат на оплату труда". С 1 июля 1992 года в фонд оплаты труда включается стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Cевера, приравненных к ним местностях и отдельных районах Дальнего Востока.

    Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по последующим элементам:

    материальные затраты;

    затраты на оплату труда;

    амортизация основных фондов;

    прочие затраты.


МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

    Материальные ресурсы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), включаются наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческими и внешнеэкономическими организациями, стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенные пошлины, плата за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемую сторонними организациями.

    В стоимость материальных ресурсов заключаются затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на них установлены особо, т.е. сверх цены на эти ресурсы.


ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА

    В элемент "Затраты на оплату труда" включаются затраты на оплату труда персонала, занятого в производстве данного вида услуг, с учетом премий (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией в пределах, предусмотренных законодательными нормами).

    К выплатам за объем выпущенной продукции (работ, услуг) относятся:

    расходы заработной платы, исчисленные исходя из тарифных ставок, должностных окладов в соответствии с действующей системой оплаты труда;

    выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

    за работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда.

    Выплаты стимулирующего характера:

    за производственные показатели, вознаграждения по итогам года, надбавки к тарифным ставкам и окладам;

    стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания и продуктов;

    оплата проезда к месту отдыха работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдельных районах Дальнего Востока;

    вознаграждения за выслугу лет;

    выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

    порайонным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынях, безводных и высокогорных местностях, производимые по действующему законодательству;

    надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

    Не подлежат включению в затраты на оплату труда выплаты, осуществляемые из фондов специального назначения:

    премии различного рода;

    материальная помощь;

    оплата дополнительно предоставляемых отпусков;

    компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах и профилакториях;

    оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования.

    В элементе "Затраты на оплату труда" учитываются все начисления работникам как состоящим, так и не состоящим в списочном составе учреждения.

    Для исчисления налогооблагаемой прибыли принимается во внимание нормируемая (минимальная) заработная плата.

    Порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, принимаемой для исчисления налогооблагаемой прибыли, устанавливается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

    На 1992 год нормируемая величина расходов на оплату труда при исчислении налогооблагаемой прибыли определяется исходя из фактически среднемесячной оплаты труда в 1992 году работников, занятых в основной деятельности, в части, относимой на себестоимость продукции (работ, услуг), но не выше 4-кратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации и фактической среднесписочной численности этой категории работников (включая работников по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате и выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера).

    Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР 17 сентября 1987 года N 17-10-0370 с учетом дополнений, изложенных в письме от 14 июня 1991 года N 6-135/144 "О некоторых уточнениях порядка учета средств, направляемых в 1991 году".


ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

    В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по нормам, установленным законодательством органам Государственного социального страхования, пенсионного фонда, Государственного Фонда занятости и затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда".

    Предприятия и организации производят отчисления на социальные нужды в размере 39% от затрат на оплату труда, из которых 31,6% - в Пенсионный фонд, 5,4% - на социальное страхование и 2% - в Фонд занятости.


АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

    В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма начисленной амортизации (износа) основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

    Активная часть основных фондов - оборудование, транспорт. Следует учесть, что амортизация основных фондов как элемент затрат входит и в калькуляционную статью затрат "Капитальный ремонт зданий и сооружений".

    Предприятия, организации, учреждения, осуществляющие свою деятельность на условиях аренды, по элементу "Амортизация основных фондов" отражают амортизационные отчисления на капитальный ремонт как по собственным, так и по арендованным фондам.


ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ

    К элементу "Прочие затраты" относятся все расходы, не вошедшие в первые четыре элемента состава затрат.

    "Прочие затраты" полностью входят в калькуляционную статью затрат "Накладные расходы".

    К прочим затратам в себестоимости продукции (работ, услуг) относятся:

    налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи по кредитам в пределах ставок, устанавливаемых законодательством, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, на гарантийный ремонт и обслуживание, плата услуг связи, вычислительных центров, банков, затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, затраты, связанные с содержанием административно-хозяйственного персонала;

    материально-техническое обслуживание;

    затраты по компенсации работникам административно - хозяйственного персонала, производственная деятельность которых связана с необходимостью систематических служебных поездок, расходов по использованию для этих целей личного легкового автотранспорта.


    При этом Правительство Российской Федерации постановлением от 20 июня 1992 года N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок" установило, что предприятия и организации включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок по следующим предельным нормам:

    автомобиль марки ЗАЗ      -   427 руб. в месяц;

    ВАЗ (кроме ВАЗ-2121)      -   595 руб. в месяц;

    АЗЛК, ИЖ                  -   628 руб. в месяц;

    ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121        -   730 руб. в месяц.

    Кроме того, Правительство Российской Федерации разрешило предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, принять указанные нормы с повышением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легковых автомобилей.

    В связи с поручением Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в письме от 21 июля 1992 года N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок" установило:

    компенсация выплачивается работникам предприятий, учреждений и организаций за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями;

    компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в тех размерах, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль.

    Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации, учреждения, в котором предусматриваются размеры этой компенсации.

    Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

    Работнику, использующему личный автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в порядке, аналогичном указанному.

    Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования легкового автомобиля для служебных поездок.

    В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт).

    Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней. За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

    К расходам, связанным с управлением производством, относятся также затраты на командировки по служебной необходимости работников административно-хозяйственного персонала в соответствии с установленными законодательными нормами.

    Руководитель предприятия в соответствии с пунктом первым постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 года N 122 может принять решение в порядке исключения производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм с отнесением:

    в бюджетных учреждениях - за счет экономии по сметам на их содержание;

    в организациях, финансируемых из специальных фондов и других источников, в пределах имеющихся средств;

    в других организациях и на предприятиях - за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим Законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет.

    К расходам, связанным с управлением производства, кроме перечисленных выше, относятся также:

    почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телетайпов, радиосвязи и других видов связи, используемой для управления и числящейся на балансе учреждения;

    расходы на содержание и эксплуатацию обслуживания счетно-вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе учреждения, расходы на типографские работы;

    на содержание эксплуатации машинописной, множительной и другой оргтехники;

    расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов;

    расходы на подписку периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение специальной литературы, арендная плата за гаражи;

    расходы на наем служебных автомобилей;

    оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, подтвержденных документально.

    Следует учесть, что доходы от платных услуг должны покрывать все расходы, связанные с производством работ, услуг. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы выполняют платные услуги на площадях, оборудовании и силами работников названных учреждений без создания каких-либо специализированных хозрасчетных подразделений.

    Содержание этих учреждений осуществляется за счет республиканского бюджета в минимальных размерах.

    Доходы от платных услуг направляются в первую очередь на возмещение затрат, учтенных в себестоимости продукции (работ, услуг) на покрытие расходов, понесенных ранее учреждениями за счет бюджетных средств.

    Платные услуги выполняются по разовым договорам с заказчиками.

    Договора с заказчиками на выполнение работ, услуг заключаются по ценам, утвержденным руководителем учреждения.

    Цены подтверждаются калькуляцией расходов на каждый вид работ, услуг.

    После заключения договора на выполнение работ, услуг составляется смета доходов и расходов, в которой доходы соответствуют сумме, указанной в договоре; в расходах отражается, на какие цели направляются средства.

    Средства, полученные от выполнения платных услуг, направляются на:

    возмещение материальных затрат;

    оплату труда и создание фонда материального поощрения;

    создание фонда производственного и материального развития;

    отчисление в специальный фонд вышестоящей организации.

    В учреждении по решению трудового коллектива может применяться норматив распределения средств, оставшихся после возмещения материальных затрат.

    В бухгалтерии учреждения ведется учет по фактической себестоимости выполняемых работ, услуг.

    Ежемесячно составляется справка-расчет на возмещение материальных затрат, понесенных учреждением при выполнении работ, услуг, фиксируется в табели учета рабочего времени.

    Причем, если на выполнение этих работ затрачено основное рабочее время за счет уплотнения и интенсивного его использования, то работнику устанавливается надбавка к основной заработной плате, соответствующая объему выполняемых работ.

    Если работник выполняет работу сверх установленной нормы часов по основной должности, оплата ему производится за фактически отработанное время.

    Отчетность по выполнению платных работ, услуг представляется в Госсанэпиднадзор России в установленные сроки по форме 4 "Отчет об исполнении сметы по специальным средствам".

    Заполняется форма 4 отдельно от спецсредств.


Начальник Управления
          экономики
                                              М.Д.Данилина



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений