Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/2179.htm


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 22 мая 2007 года N 355


Об утверждении и введении в действие Методических указаний
по проверке выполнения Основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

    
    
Приказываю:
    
    Утвердить и ввести в действие с 25 июля 2007 года прилагаемые Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (РД-07-08-2007).
    
    

Руководитель
К.Б.Пуликовский

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проверке выполнения основных правил учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации

РД-07-08-2007

    
    
Введены в действие
с 25 июля 2007 года


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 22 мая 2007 года N 355

    
    
I. Общие положения

    
    1. Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее -Методические указания) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401.
    
    2. Методические указания распространяют свое действие и являются обязательными для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и непосредственное выполнение проверок, предусмотренных настоящим документом.
    
    3. Методические указания конкретизируют требования к работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы (на этапе подготовки к проведению инспекции и на этапе проведения инспекции деятельности организаций) по проверке учета и контроля РВ и РАО в организации.
    
    4. В названиях глав Методических указаний приведены в кавычках наименования соответствующих разделов Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации НП-067-05 (далее - Правила).
_______________
     В Методических указаниях приведены номера пунктов Правил, подлежащих проверке.
    
    
    5. Перечень сокращений, используемых в Методических указаниях, и их расшифровка приведены в приложении N 1.
    
    6. Термины, используемые в Методических указаниях, и их определения приведены в приложении N 2.
    
    

II. Проверка требований, содержащихся в разделе 2 "Общие положения"

    
    7. С целью проверки применения принципов учета и контроля РВ и РАО на практике работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы необходимо:
    
    По п.2.2:
    
    Проверить, что принципы учета и контроля, изложенные в подпунктах 2.2.1-2.2.8, с надлежащей полнотой отражены в соответствующих документах (инструкциях) организации, по этим вопросам ведется инструктаж работников. Проверку практического применения указанных принципов необходимо провести путем выборочной или полной проверки оперативного учета и отчетности.
    
    По п.2.2.3:
    
    Определить факт наличия РВ и РАО во время инвентаризации путем проведения измерений.
    
    Проверить наличие методик выполнения измерений (далее - МВИ), аттестованных в установленном порядке для определения факта наличия РВ и РАО и зарегистрированных в Федеральном реестре методик выполнения измерений;
    
    По п.п.2.2.4-2.2.6:
    
    Проверить наличие разработанной с учетом характера деятельности организации системы учетных и отчетных документов (журналы, накладные, требования и т.д.), в соответствии с которой:
    
    - учетные документы содержат данные по каждому виду РВ и РАО, включая количество РВ и РАО в организации и изменения количеств РВ и РАО в организации.
    
    - исправление ошибочно сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится внесением новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной записи с отметкой ее как ошибочной, а не исправлением записи;
    
    - исправление отчетных данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов.
    
    По п.п.2.2.7-2.2.8:
    
    Проверить наличие и реализацию документально закрепленного порядка, обеспечивающего:
    
    - своевременную регистрацию РВ и РАО;
    
    - проведение внутреннего административного контроля с целью своевременного выявления и незамедлительного исправления ошибок при проведении учета и устранения причин их возникновения.
    
    По п.п.2.3-2.5:
    
    Проверить наличие документов, устанавливающих порядок учета и проверки наличия РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам, предусмотренным Правилами, т.е.:
    
    - к группе ЗРИ с активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
    
    - к группе ОРИ на основе одного радионуклида или смесей радионуклидов с удельной активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
    
    - к ядерным материалам и тритию (кроме ядерных материалов, находящихся в ЗРИ), в количествах, подлежащих учету в системе учета и контроля РВ и РАО и не подлежащих учету в системе учета и контроля ядерных материалов.
    
    - к другим группам, перечисленным в соответствующих подпунктах пунктов 2.3-2.5 Правил.
    
    Необходимо учитывать, что инспектируемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ядерные материалы и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ядерных материалов и радиоактивных веществ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки). С учетом этого должен строиться круг проверяемых вопросов.
    
    Специальный вопрос, который может представлять особую сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев, в этом случае искусственно может занижаться количество ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы.
    
    Формула для пересчета активности радиоактивного вещества в его массу приведена в приложении N 3.
    
    8. Проверка наличия ЗРИ технически трудно осуществима. В большинстве случаев невозможно провести визуальную идентификацию самого ЗРИ по соображениям радиационной безопасности. Основное внимание должно быть уделено косвенным методам подтверждения наличия ЗРИ, включая использование УИВ.
    
    

III. Проверка требований, содержащихся в разделе 3 "Требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

    
    9. По п.3.1.1 необходимо:
    
    Проверить:
    
    - что в организации имеется организационно-распорядительный документ о создании структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
    
    - что в положении о структурном подразделении, осуществляющем учет и контроль РВ и РАО, отражены его функции по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО;
    
    - наличие приказов организации о назначении в подразделениях организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО, должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях;
    
    - что в должностных инструкциях ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях отражены их обязанности по своевременному предоставлению информации в структурное подразделение, осуществляющее учет и контроль РВ и РАО.
    
    10. По п.3.1.5 необходимо проверить, что в организации имеется инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. В ней должны быть определены:
    
    - организация работ по учету и контролю РВ и РАО, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и РАО;
    
    - применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля РВ и РАО;
    
    - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
    
    - перечень и формы учетных и отчетных документов;
    
    - порядок административного контроля выполнения в организации требований к учету и контролю РВ и РАО;
    
    - порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
    
    - порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю РВ и РАО;
    
    - сроки составления СНК в организации;
    
    - порядок проведения инвентаризаций;
    
    - процедуры оценки потерь РВ и РАО.
    
    11. По п.3.1.6 необходимо проверить, что в организации, имеющей несколько подразделений, осуществляющих деятельность с РВ и РАО, имеются инструкции о порядке учета и контроля РВ и РАО в этих подразделениях, утвержденные руководителем организации, и их срок действия не истек. В инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделении должны быть определены:
    
    - применяемые в подразделении методики и средства измерений;
    
    - необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
    
    - процедуры учета и контроля РВ и РАО, применяемые в данном подразделении.
    
    12. По п.3.1.7 необходимо проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц за РВ и ответственных за РАО в подразделениях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО (кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.).
    
    13. По п.3.1.8 необходимо проверить, что передача РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
    
    14. По п.3.1.9 необходимо проверить, что передача РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещение РАО из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
    
    15. По п.3.1.10 необходимо проверить, что в организации:
    
    - потери РВ и РАО измеряются или определяются с помощью расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований;
    
    - списание потерь оформляется документально и регистрируется для РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.
    
    16. По п.3.2.1 необходимо проверить, что в организации ставятся на учет РВ и РАО с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах, отдельных журналах учета РАО и т.д.) при:
    
    - производстве (образовании);
    
    - получении от другой организации;
    
    - поступлении на склад готовой продукции ОРИ и ЗРИ;
    
    - переработке РАО (на каждую установку или комплекс переработки РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО).
    
    Необходимо проверить, что сведения, фиксируемые в учетной документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях 3-9 к Правилам.
    
    17. По п.3.2.2 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ:
    
    - при завершении операции, связанной с расходованием РВ, разрешенной условиями действия лицензии Службы;
    
    - при расходовании РВ со сбросами (выбросами);
    
    - если имели место потери РВ;
    
    - если в результате радиоактивного распада РВ по своим характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 Правил;
    
    - при переводе РВ в категорию ядерных материалов;
    
    - при переводе РВ в категорию РАО;
    
    - при передаче РВ другой организации.
    
    18. По п.3.2.3 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен и соблюдается порядок:
    
    - снятия с учета как РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы с переводом их в категорию РАО и с соответствующими записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале учета РАО с оформлением соответствующего акта;
    
    - продления назначенного срока службы ЗРИ с записью в приходно-расходном журнале учета РВ.
    
    19. По п.3.3.2.1 необходимо проверить факт установки УИВ в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на учетные единицы.
    
    Следует обратить внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и свинцовые пломбы, устанавливаемые с помощью пломбира, не являются устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
    
    Устройства индикации вмешательства должны соответствовать требованиям национальных стандартов:
    
    - ГОСТ Р 51912-2002 "Устройства пломбировочные. Классификация";
    
    - ГОСТ Р 51913-2002 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования";
    
    - ГОСТ Р 52077-2003 "Пломбы индикаторные. Общие технические требования";
    
    - ГОСТ Р 52259-2004 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования".
    
    20. По п.3.3.2.2 необходимо проверить фактическую частоту проверок работоспособности и состояния УИВ и документальную регистрацию результатов таких проверок.
    
    21. По п.3.3.2.3 необходимо проверить наличие программы использования УИВ, в которой должны быть определены.
    
    - процедуры получения, приемки, хранения, установки/снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных УИВ;
    
    - порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
    
    - обязанности персонала по применению УИВ;
    
    Программа применения устройств индикации вмешательства в организации должна учитывать требования национального стандарта ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация".
    
    22. По п.3.4.1 необходимо проверить, что в организации разработана программа измерений, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. Указанная программа должна пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. В ней должны быть предусмотрены:
    
    - перечни методик выполнения измерений;
    
    - перечни технических средств;
    
    - перечни процедур пробоотбора;
    
    - сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений;
    
    - сведения о сроках и форме представления результатов измерений.
    
    23. По п.3.4.2 необходимо проверить наличие МВИ и их надлежащее оформление. Построение, содержание и изложение документов, регламентирующих МВИ, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений", ГОСТ Р 8.594-2002 "Метрологическое обеспечение радиационного контроля. Основные положения" и ОСТ 95 924-88 "ОСОЕИ. Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению методик анализа проб веществ и материалов".
    
    24. По п.3.4.3 необходимо проверить наличие метрологической аттестации МВИ, выполненной в соответствии с ГОСТ Р 8.315-97 "ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения" и ОСТ 95 10430-90 "Порядок проведения метрологической аттестации методик анализа и методик выполнения измерений свойств веществ и материалов".
    
    25. По п.3.4.4 необходимо проверить, что образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений (т.е. радионуклидные источники ионизирующего излучения):
    
    - метрологически аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ 8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов";
    
    - имеют установленного образца свидетельства об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
    
    26. По п.3.4.5 необходимо проверить наличие перечня средств измерений и соответствие его содержания требованиям п.3.4.5 Правил (наименование технического средства, его тип, заводской номер).
    
    27. По п.3.4.6 необходимо проверить порядок поверки средств измерений в организации и наличие не просроченных клейм поверки на средствах измерения, включенных в Перечень средств измерений, используемых в системе измерений РВ и РАО.
    
    28. По п.3.4.7 необходимо проверить наличие программы контроля качества измерений и что контроль качества измерений в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО осуществляется в соответствии с этой программой.
    
    29. По п.3.5.1 необходимо проверить отправку организацией-отправителем в адрес организации-получателя сопроводительной документации, а также паспортов на ЗРИ, ОРИ, РАО.
    
    30. По п.3.5.2 необходимо проверить соответствие данных о контейнерах с РВ и РАО, указанных в сопроводительных документах на РВ и РАО, требованиям п.3.5.2 Правил (типы и идентификаторы печатей/пломб, брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные).
    
    31. По п.3.5.3 необходимо проверить, что при отправлении РВ и (или) РАО организация-отправитель в течение одного рабочего дня сняла их с учета и осуществила в течение трех рабочих дней отправку паспортов (формуляров, сертификатов) на них (если они не были отправлены с грузом) организации-получателю.
    
    32. По п.3.5.4 необходимо проверить наличие записи об отправлении РВ и/или РАО в приходно-расходном журнале учета РВ или в журнале учета РАО организации-отправителя.
    
    33. По п.3.5.5 необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих действий:
    
    - внешний осмотр и проверка количества и целостности тары, соответствие идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов;
    
    - проверка количества, типа и целостности УИВ, примененных к транспортному средству и/или к таре с РВ и РАО, соответствие мест их установки и идентификаторов данным сопроводительных документов;
    
    - подтверждающие измерения массы-брутто контейнеров с РВ и РАО, параметров РВ и РАО по методике согласованной с организацией отправителем.
    
    Кроме того, в ходе инспекций по проверке процедур передач ядерных материалов следует проверить:
    
    - своевременность (в течение 3 рабочих дней) постановки на учет РВ и РАО;
    
    - соответствие выполняемых персоналом процедур передачи порядку, установленному в организации.
    
    34. По п.3.5.6 необходимо проверить своевременность окончательной приемки и постановки на учет РВ и (или) РАО (не позднее 10 суток после получения РВ и/или РАО и паспортов, формуляров, сертификатов).
    
    35. По п.3.5.7 необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих действий:
    
    - внешнего осмотра и проверки количества и целостности учетных единиц (контейнеров), соответствия идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов;
    
    - фактического проведения подтверждающих измерений РВ и РАО.
    
    Вид и объем подтверждающих измерений должны отвечать требованиям, установленным документами организации.
    
    Кроме того, должны регулярно проводиться инспекции по проверке данных входного/выходного контроля с использованием средств измерений, имеющихся в распоряжении организации и/или Службы.
    
    36. По п.3.5.8 необходимо проверить наличие документально оформленных данных, полученных в результате измерений, и соответствие их требованиям п.3.5.8 Правил (сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, типы и идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения).
    
    37. По п.3.5.9 необходимо проверить наличие записей в приходно-расходном журнале учета РВ и РАО о постановке на учет, сделанных на основании результатов входного контроля.
    
    38. По п.3.5.10 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в орган управления системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу информации о выявлении организацией-получателем при сопоставлении с данными организации-отправителя утраты, хищения, несанкционированного использования, или обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО в течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.
    
    39. По п.3.5.11 необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
    
    - описание обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
    
    - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
    
    - исходные данные для определения количественных характеристик РВ и/или РАО;
    
    - принятые меры и программу последующих действий для разрешения возникших проблем.
    
    40. По п.3.6.1.2 необходимо проверить - проведение в организации первичной инвентаризации РВ и РАО при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
    
    41. По п.3.6.1.3 необходимо проверить в организации:
    
    - проведение ежегодной инвентаризации РВ;
    
    - проведение один раз в пять лет инвентаризации РАО.
    
    42. По п.3.6.1.4 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок проведения внеочередной инвентаризации РВ и РАО в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ и РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях по решению руководителя организации.
    
    43. По п.3.6.2.1 необходимо проверить, что руководителем организации издан приказ о проведении ФИ, в котором определены инвентаризационная комиссия, сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещении РВ и РАО на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправку и получение РВ и РАО (кроме непрерывных технологических процессов образования и переработки РАО).
    
    44. По п.3.6.2.2 необходимо проверить наличие в организации перечня документов, необходимых для проведения инвентаризации. В перечень должны входить:
    
    - документы, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации (инструкции и методики);
    
    - учетные документы РВ и РАО;
    
    - список наличного количества РВ и РАО;
    
    - отчетные документы по предыдущей инвентаризации РВ и РАО;
    
    - документы перевода РВ и РАО в другую физическую форму, документы перевода РВ в категорию РАО;
    
    - документы на передачу РВ и РАО;
    
    - документы о расходовании РВ.
    
    45. По п.3.6.2.3 необходимо проверить, что перед инвентаризацией в организации проведена соответствующая подготовка - учетные единицы были приведены в состояние, удобное для проверки их наличия, целостности и идентификационных номеров.
    
    46. По п.3.6.2.4 необходимо проверить, что во время инвентаризации:
    
    - было проведено измерение фактического количества и состава всех РВ и РАО с анализом полученных результатов измерений и их документальному подтверждению;
    
    - было проведено определение фактического наличного количества РВ и РАО (только для организаций - изготовителей РВ);
    
    - был сформирован список наличного количества РВ и РАО по учетным данным;
    
    - была осуществлена проверка соответствия РВ, РАО и пунктов их хранения паспортным данным.
    
    47. По п.3.6.2.5 необходимо проверить, что в ходе инвентаризации были выполнены подтверждающие измерения, соответствующие требованиям п.3.6.2.5 Правил. Совокупность подтверждающих измерений должна подтвердить отсутствие недостачи или излишка РВ и РАО.
    
    Для неразборных учетных единиц должны выполняться проверки:
    
    - соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным;
    
    - целостности учетных единиц;
    
    - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
    
    Для разборных учетных единиц должны выполняться проверки:
    
    - соответствия типа учетных единиц и идентификаторов учетных единиц паспортным данным;
    
    - целостности учетных единиц;
    
    - соответствия типа и состояние У ИВ;
    
    - веса брутто учетных единиц, объема жидких РАО или твердых РАО в учетной единице;
    
    - наличия ионизирующего излучения от учетных единиц.
    
    48. По п.3.6.2.6 необходимо проверить, что по результатам инвентаризации был оформлен отчетный документ - акт инвентаризации РВ и (или) РАО, соответствующий требованиям п.3.6.2.6 Правил (рекомендуемая форма акта приведена в приложении 10 к Правилам).
    
    Необходимо проверить, что в акте отражены:
    
    - результаты проверки ведения учетной и отчетной документации, проверки наличия учетных единиц РВ и (или) РАО и условий их хранения;
    
    - основные результаты инвентаризации в соответствии с процедурами инвентаризации согласно пункту 3.6.2.4;
    
    - все выявленные нарушения и недостатки в учете и контроле РВ и РАО, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению;
    
    - предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков в учете и контроле РВ и РАО.
    
    49. По п.3.6.2.7 необходимо проверить, что в организации, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки и направления в течение 24 часов с момента установления фактов утраты, хищения, несанкционированного использования или обнаружения недостачи (излишка) РВ и/или РАО информации в орган управления системы государственного учета и контроля на региональном уровне, в орган управления системы государственного учета и контроля на ведомственном уровне, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Службу.
    
    50. По п.3.6.2.8 необходимо проверить, что информация о несанкционированном использовании РВ и РАО содержит:
    
    - описание обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с РВ и/или РАО, в отношении которого имело место несанкционированное действие;
    
    - идентификацию и определение РВ и/или РАО;
    
    - исходные данные для определения количественных характеристик РВ и/или РАО;
    
    - принятые меры и программу последующих действий для разрешения возникших проблем.
    
    51. По п.3.7.1 необходимо проверить, что в организации разработана система учетных документов, которые содержат данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО, включая количество РВ и РАО и изменения РВ и РАО в организации. Необходимо проверить, что учетные документы отвечают требованиям установленным в приложениях 3-9 к Правилам.
    
    52. По п.3.7.2 необходимо проверить, что в организации в систему учетных документов входят:
    
    - подлинники сопроводительных документов;
    
    - паспорта на ЗРИ, ОРИ и РАО;
    
    - подлинники учетных документов (приходно-расходные журналы учета РВ, журналы учета РАО);
    
    - электронные базы данных;
    
    - паспорта на хранилища;
    
    - результаты экспертных оценок.
    
    53. По п.3.7.3 необходимо проверить, что в организации разработана система, обеспечивающая хранение учетных документов в соответствии с требованиями п.3.7.3 Правил.
    
    54. По п.3.7.4 необходимо проверить, что в организации разработана система отчетных документов, отвечающая требованиям приказов Министерства Российской Федерации по атомной энергии:
    
    - "Об утверждении форм представления оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и контроля" от 24.07.2000 N 449;
    
    - "О введении в действие форм федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) и утверждении рекомендаций по их заполнению" от 11.11.2002 N 538.
    
    55. По п.3.7.5 необходимо проверить, что отчетные документы организации направляются в установленные сроки в информационные центры системы государственного учета и контроля РВ и РАО (ведомственный, региональный, федеральный).
    
    56. По п.3.7.6 необходимо проверить отчетные документы организации, которые направляются в Службу по запросу.
    
    

IV. Проверка требований, содержащихся в разделе 10 "Требования к работникам (персоналу), осуществляющим учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"

    
    57. По п.4.1 необходимо проверить, что:
    
    - в организации определен порядок обучения по выполнению процедур по учету и контролю РВ и РАО и прохождения периодической проверки знаний для работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО и имеющих необходимую квалификацию;
    
    - работники (персонал), осуществляющие учет и контроль РВ и РАО, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур и периодическую проверку знаний.
    
    58. По п.4.2 необходимо проверить, что:
    
    - периодичность проведения переподготовки или повышение квалификации для работников, ответственных за ведение учета и контроля РВ и РАО в организации, устанавливается руководителем организации и не превышает одного раза в пять лет.
    
    

Приложение N 1

    
    
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений и их расшифровка

    
    
    ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
    
    ОРИ - открытый радионуклидный источник
    
    ОТВС - облученная тепловыделяющая сборка
    
    РАО - радиоактивные отходы
    
    РВ - радиоактивное вещество
    
    РДЭО - руководящий документ эксплуатирующий организации
    
    СНК - список наличного количества РВ и РАО
    
    УИВ - устройство индикации вмешательства
    
    ОЯТ - отработавшее ядерное топливо
    
    ТУК - транспортный упаковочный комплект
    
    

Приложение N 2

    
    
Термины и их определения

    
    
    В настоящем документе используются следующие термины и определения:
    
    Закрытый радионуклидный источник - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.
    
    Инвентаризация радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение фактически наличного количества РВ и РАО в организации с последующей сверкой с данными учетных документов.
    
    Контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - контроль за наличием и перемещением РВ и РАО, включающий контроль доступа к РВ и РАО, оборудованию и информации, наблюдение за РВ и РАО, проверку санкционированного размещения и перемещения РВ и РАО.
    
    Облученная тепловыделяющая сборка - облученная в ядерном реакторе и извлеченная из него тепловыделяющая сборка, содержащая отработавшее ядерное топливо.
    
    Открытый радионуклидный источник - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.
    
    Отработавшее ядерное топливо - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее.
    
    Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых характеристик РВ и РАО.
    
    Радиоактивное вещество - вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которые распространяются Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05).
    
    Радионуклид - нуклид, обладающий радиоактивностью.
    
    Список наличного количества радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - перечень наличных РВ и РАО с указанием их количеств, составленный на основании учетных данных.
    
    Упаковочный комплект (транспортный упаковочный комплект) - совокупность компонентов, необходимых для размещения и удержания радиоактивного содержимого.
    
    Устройство индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к учетной единице.
    
    Учет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - определение наличного количества РВ и РАО, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.
    
    Учетная единица радиоактивных веществ или радиоактивных отходов (учетная единица) - поддающийся идентификации предмет, содержащий РВ или РАО, характеристики которого регистрируются документом и (или) отдельной записью (строкой) в учетных документах РВ или РАО, целостность которого остается неизменной в течение определенного периода времени.
    
    Учетные данные - характеристики РВ и РАО, используемые в учетных документах.
    
    Учетные документы - документы, содержащие данные о наличии, количестве, составе, местонахождении и состоянии РВ и РАО.
    
    Фактически наличное количество радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - измеренное или иначе определенное в соответствии с установленными организацией процедурами количество РВ и РАО, фактически имеющееся в наличии в данное время в организации.
    
    

Приложение N 3

    
    
МЕТОДИКА
пересчета активности радиоактивного вещества в его массу

    
    
    Пересчет активности радиоактивного вещества в его массу проводится по следующей формуле:
    

А =

    
    где
    
    А - активность удельная (распад/сек - Бк.);
    
    N - число радиоактивных атомов;
    
     - период полураспада (сек) Таблица 1.
    

m = N

    
     - атомная масса (г/моль);
    
    m - масса
    
    Na - число Авогадро Na = 6,022 х 10 моль
    

m =

    
    

Таблица 1

N
п/п

Ядерный материал

Период полураспада
(годы)

1

Плутоний-238

86,69


Плутоний-239

241113


Плутоний-240

6569

2

Уран-233

1,5927 х 10


Уран-235

7,098 x 10


Уран-238

4,4683 x  10

4

Нептуний-237

2,14 х 10

6

Америций-241

132,2

7

Америций-243

7348

8

Калифорний-252

2,368


Тритий-232

1,405 х 10

12

Тритий

12,33

_______________
     Н.Н.Гусев, П.Д.Дмитриев. Радиоактивные цепочки. Справочник. Энергоатомиздат, 1988.
    
    
    Пример расчета массы:
    
    Расчет массы урана-238 с активностью 1,86 + 5Бк.
    
     = 4,47 x 10 лет.
    
     = 238 г/моль.
    
    

m 15 г