Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/2382.htm


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

  

от 05 мая 1994 года N НИ-6-07/152


Об отдельных вопросах применения законодательства о контрольно-кассовых машинах


    В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым органам о применении законодательства Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Методические рекомендации по отдельным вопросам применения законодательства о контрольно-кассовых машинах, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением.

    Указанные Методические рекомендации, основанные на законодательных и иных нормативных актах, действовавших по состоянию на 25 апреля 1994 г., не являются ведомственным нормативным актом, а носят методологический характер.

    

Государственный советник
    налоговой службы I ранга
Н.В.Иванов



Приложение
к письму Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152


Методические рекомендации
по вопросам применения контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением


    Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи налоговым органам в осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Рекомендации разработаны с учетом запросов, поступивших из налоговых органов и заданных на семинарах-совещаниях.

    1. Куда следует зачислять 20 процентов от общей суммы штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", взысканных в республиканский бюджет Российской Федерации и 80 процентов в местный бюджет?

    Зачисления 20 процентов от общей суммы штрафов за нарушения требований указанного Закона следует производить на балансовый счет 100 "Доходы федерального бюджета", лицевой счет 20 "Прочие поступления" и 80 процентов на соответствующий счет в местный бюджет.

    2. Производятся ли отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России от суммы штрафов, взысканных за нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин?

    Отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России от суммы штрафов, взысканных за нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин, не предусмотрены.

    3. Распространяется ли действие п.30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в части предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства Российской Федерации на штрафы, взыскиваемые за нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением?

    Не распространяется, поскольку законодательство о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением не относится к налоговому законодательству.

    4. Как должно быть организовано взаимодействие налоговых органов разных районов в тех случаях, когда при проверке торговой точки, расположенной на территории одного района, установлены нарушения указанного выше Закона, а предприятие, которому принадлежит упомянутая торговая точка, расположено на территории другого района?

    В тех случаях, когда налоговым органом одного района в ходе проверки обнаружены нарушения правильности применения контрольно-кассовых машин в торговой точке, принадлежащей предприятию, зарегистрированному в налоговом органе другого района, следует составить акт о допущенных нарушениях в соответствии с установленным порядком и направить материалы проверки в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.*)

    Налоговая инспекция по месту нахождения предприятия выносит решение по представленным материалам проверки, На эти же органы возлагаются обязанности по обеспечению своевременного взыскания указанных санкций, а также рассмотрению споров в судебных органах.

____________________

    *) Далее по тексту в настоящих Рекомендациях термин "предприятие" употребляется в значении: предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения.


    5. Как должно осуществляться взаимодействие работников налоговых органов и налоговой полиции при проведении проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением?

    В соответствии со ст.6 указанного Закона контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях возложен на налоговые органы. Статьей 9 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" установлено, что органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми органами.

    Приказом Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 14.03.94 N ВГ-3-14/18/77 конкретизированы формы и способы этого взаимодействия.

    Необходимо также иметь в виду, что согласно телеграмме Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции Российской Федерации от 31.08.93 N ВГ-6-09/303/20/47 налоговые органы в целях повышения эффективности контроля за применением контрольно-кассовых машин и обеспечения безопасности своих работников обязаны проводить контрольные мероприятия по этому вопросу с обязательным участием работников налоговой полиции. При совместном проведении проверок работники налоговых органов определяют характер выявленных нарушений законодательства, а работники налоговой полиции, наряду с обеспечением безопасности членов бригады проверяющих, решают вопросы в соответствии с их компетенцией.

    6. Могут ли служить основанием для взыскания штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" акты проверок, проведенных правоохранительными или иными контролирующими органами?

    В соответствии со ст.6 указанного Закона обязанности по контролю за правильностью применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением возложены на налоговые органы. В случае проведения проверок правоохранительными или иными контролирующими органами и получения от них материалов проверок, налоговым органам следует перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные ст.7 этого Закона, составить акт, если они подтверждаются, и принять соответствующее решение.

    7. Где должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая машина - по месту нахождения предприятия или принадлежащей ему торговой точки?

    В соответствии со ст.4 указанного Закона и п.2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, регистрация контрольно-кассовых машин должна проводиться в налоговых органах по месту нахождения предприятия.

    8. Необходимо ли налоговым органам при регистрации контрольно-кассовой машины требовать отметки центра технического обслуживания в ее техническом паспорте о постановке контрольно-кассовой машины на техническое обслуживание?

    В соответствии с действующим Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, налоговые органы не имеют права требовать наличия отметки центра технического обслуживания в техническом паспорте о взятии контрольно-кассовой машины на техническое обслуживание. Однако, ввиду того, что наличие такой отметки позволит налоговым органам более тесно взаимодействовать с центром по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин, им следует организовать учет сведений о постановке регистрируемых контрольно-кассовых машин на техническое обслуживание, например, в Книге учета контрольно-кассовых машин предприятий, организаций и учреждений (графа 7).

    9. Как зарегистрировать контрольно-кассовую машину в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?

    Для регистрации контрольно-кассовой машины в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой предприятию следует рекомендовать обратиться на завод-изготовитель для получения дубликата паспорта или в центр по техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин для получения документа (паспорта технического освидетельствования, формуляра и др.), его заменяющего, в котором должны быть отражены следующие основные реквизиты: наименование контрольно-кассовой машины, заводской номер, наименование завода-изготовителя, дата выпуска, наименование предприятия-владельца контрольно-кассовой машины, адрес, телефон, показания денежных счетчиков, показания контрольных счетчиков, кем выдан документ и др.). До получения такого документа контрольно-кассовая машина регистрации не подлежит.

    10. Подлежат ли регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой машины, включенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин со сроком использования до 01.01.94, но разрешенные к эксплуатации решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 09.12.93 N 6) до 01.01.95?

    Указанные контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговых органах, однако, владельцы этих машин должны быть предупреждены об ограничении срока их использования до 01.01.95 и о том, что по истечении указанного срока они подлежат снятию с эксплуатации и регистрации.

    11. Подлежат ли регистрации контрольно-кассовые машины, находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и используемые для приема коммунальных платежей?

    В соответствии с решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (протокол от 05.11.93 N 4) контрольно-кассовые машины, находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и используемые при приеме коммунальных платежей, подлежат регистрации на срок до 01.01.95. При их регистрации необходимо предупреждать владельцев контрольно-кассовых машин об ограничении срока их использования до 01.01.95 и о том, что по истечении указанного срока, они подлежат снятию с эксплуатации и регистрации.

    12. При передаче контрольно-кассовой машины в аренду, кто должен регистрировать ее в налоговых органах и нести ответственность за соблюдение правил ее эксплуатации - арендодатель или арендатор контрольно-кассовой машины?

    В случае аренды контрольно-кассовой машины предприятие-арендатор обязано согласно установленному порядку регистрации контрольно-кассовых машин зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение требований законодательства по ее применению.

    13. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины при торговле бензином с бензовозов?

    В Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, включены предприятия, осуществляющие продажу из цистерн пива, кваса, молока, керосина. Бензин в этом перечислении не упомянут. Следовательно, применение контрольно-кассовых машин при торговле бензином с бензовозов обязательно.

    Кроме того, бензовоз является передвижной АЗС и согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" применение контрольно-кассовых машин при торговле бензином с бензовозов обязательно с 01.08.93 на всей территории Российской Федерации.

    14. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины при реализации пива населению в бутылках, в розлив из емкостей в палатках, ларьках, киосках?

    В соответствии с указанным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации, продажа пива населению без применения контрольно-кассовых машин разрешена только в случаях торговли из цистерн. В остальных случаях продажи пива применение контрольно-кассовых машин обязательно.

    15. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины в случае реализации населению промышленным предприятием продукции собственного производства?

    В соответствии со ст.1 указанного Закона, промышленное предприятие, реализующее населению за наличный расчет продукцию собственного производства, обязано применять контрольно-кассовые машины. Кроме того, обязательность применения контрольно-кассовых машин при приеме наличных денег предприятиями, ведущими расчеты с населением, предусмотрена п.3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40.

    16. Обязано ли предприятие, осуществляющее мелкорозничную торговлю с автолавки (машины), применять контрольно-кассовые машины при денежных расчетах с населением?

    В соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 мелкорозничная торговля без применения контрольно-кассовых машин разрешена только с лотков, ручных тележек, из корзин.

    В остальных случаях продажи товаров, в том числе с автолавок (машин), применение контрольно-кассовых машин обязательно.

    17. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины уполномоченными банками и их филиалами при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты у граждан?

    В соответствии с инструкцией Банка России от 25.01.94 N 21 "О порядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации" указанные обменные пункты, являясь структурными подразделениями уполномоченных банков, используют при совершении валютно-обменных операций бланки строгой отчетности: "справка форма N 377", "разрешение на вывоз иностранной валюты за границу". Указанные бланки заказываются уполномоченными банками в Банке России и учитываются на внебалансовых счетах.

    Вместе с тем, форма N 377 не утверждена Минфином России в качестве документа строгой отчетности и согласно п.2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 ее использование не освобождает банки и их филиалы от обязанности применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

    18. В каких случаях при торговле на колхозных рынках можно не применять контрольно-кассовые машины?

    Применение контрольно-кассовых машин при торговле на колхозных рынках не обязательно, если для территорий, где они расположены не наступили сроки, установленные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

    Кроме того, согласно п.2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, осуществление торговых операций без применения контрольно-кассовых машин на колхозных рынках разрешено только в отношении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, а также продажи сельскохозяйственной продукции. В остальных случаях применение контрольно-кассовых машин при осуществлении торговли на колхозном рынке обязательно.

    19. Завод продает населению стройматериалы. Прием денег за отпущенный товар осуществляется по приходному кассовому ордеру. Обязан ли в данном случае завод применять контрольно-кассовую машину?


    В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" продажа строительных материалов населению с 01.08.93 осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кроме того, форма приходного кассового ордера не утверждена Минфином России в качестве формы документа строгой отчетности, а потому не может являться основанием для получения наличных денег от населения без применения контрольно-кассовых машин.

    20. Должны ли применяться контрольно-кассовой машины в магазинах торговой площадью свыше 400 кв.м, но использующих для целей торговли лишь ее часть, площадью менее 400 кв.м, а остальную часть сдающие в аренду?

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного выше постановления такие магазины не освобождаются от обязанности применять контрольно-кассовые машины, если неиспользуемая площадь остается в их распоряжении.

    В тех случаях, когда эта площадь передана магазином в аренду другому предприятию, то обязанность применять контрольно-кассовые машины магазином наступает в сроки, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 1 этого постановления.

    21. Как должны применяться контрольно-кассовые машины в тех случаях, когда предприятие торговой площадью менее 400 кв.м, расположенное в городе или поселке городского типа, торгует алкогольными напитками?

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предприятия, расположенные в городах или поселках городского типа и торгующие алкогольными напитками, обязаны применять контрольно-кассовые машины независимо от размеров торговой площади. При этом весь ассортимент товаров, выставленных на продажу, подлежит реализации с использованием контрольно-кассовых машин.

    22. Можно ли продолжать реализацию товара при выходе из строя контрольно-кассовой машины?

    Продолжать реализацию товара при выходе из строя контрольно-кассовой машины возможно лишь при замене ее на исправную резервную контрольно-кассовую машину с соблюдением требований, изложенных в Порядке регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденном Госналогслужбой России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71, и в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104.

    23. Какими нормативными документами следует руководствоваться при определении перечня строительных материалов?

    Перечень строительных материалов определяется в соответствии с действующим Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 25.12.75 N 44. С 1 июля 1994 г. будет действовать Общероссийский классификатор продукции, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 301.

    24. Относится ли пиво к алкогольным напиткам?

    В соответствии с ГОСТом 3473-78 "Пиво. Общетехнические условия" и п.11 раздела III Методических рекомендаций по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденных Минэкономикой России совместно с Госкомстатом России 27.07.93 N МЮ-636/14-131, N 10-01/246, пиво относится к алкогольным напиткам.

    25. На какие виды деятельности и услуг при осуществлении денежных расчетов с населением не распространяется действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

    Действие указанного Закона не распространяется на виды деятельности, а также услуги, не связанные с предпринимательством. К таким видам деятельности относится, например, деятельность частных нотариусов. В соответствии с частью 6 ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    26. Какие организации и предприятия могут осуществлять техническое обслуживание контрольно-кассовых машин?

    Техническое обслуживание контрольно-кассовых машин могут осуществлять предприятия и организации, которые согласно п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" органами исполнительной власти определены как республиканские (республик в составе Российской Федерации) и региональные (краевые, областные, межрайонные, районные, городские) центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

    Согласно п.7.2.2. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, ремонт и техническое обслуживание контрольно-кассовых машин частными лицами запрещены.

    27. Какие организации имеют право осуществлять модернизацию устаревших контрольно-кассовых машин с целью увеличения разрядности вводимых чисел цены товара?

    Какими документами должны комплектоваться модернизированные контрольно-кассовые машины?

    Модернизация контрольно-кассовых машин устаревших моделей (например, моделей "ОКА" Рязанского производственного объединения счетно-аналитических машин) с целью увеличения разрядности вводимых чисел цены товара по технологии завода-изготовителя может производиться заводом-изготовителем или центром технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

    В документе (паспорте технического освидетельствования, формуляре и др.), выданном после модернизации указанными заводом или центром, должен быть отражен факт соответствия модели контрольно-кассовой машины заводской модели более высокого класса, а также все основные реквизиты, указанные в п.9 настоящих Рекомендаций.

    28. В каких случаях контрольно-кассовая машина считается неисправной во время ее применения?

    Контрольно-кассовая машина считается исправной, если ее функциональные характеристики соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам данной модели. Отклонение характеристик применяемой контрольно-кассовой машины от технических требований означает ее неисправность.

    В ряде случаев эти отклонения могут быть установлены налоговым инспектором в ходе проверки (например: отсутствие блокировки чековой и контрольной ленты, если она предусмотрена конструкцией контрольно-кассовой машины, нарушение пломбировки кожуха контрольно-кассовой машины, неисправность дататора, нумератора, не полностью выполняется предусмотренный состав кассовых операций и т.д.). Кроме того, в соответствии с п.4.5. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, работа на контрольно-кассовой машине должна быть остановлена в случаях неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты, что приравнивается к неисправностям контрольно-кассовой машины.

    Более сложные неисправности определяются техническими специалистами центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин.

    29. Правомерно ли взыскание штрафов с предприятия, не вывесившего ценник на продаваемый товар, если на территории, где оно расположено, не наступил срок введения в действие Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

    Взыскание штрафов за любые нарушения указанного Закона, в т.ч. и за невывешивание ценника, с предприятия, расположенного на территории, где не наступил срок введения этого Закона в действие неправомерно.

    30. Как применяются штрафы к предприятию, допустившему одновременно два или несколько видов нарушений?

    Нарушения, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением или применении неисправной контрольно-кассовой машины могут рассматриваться как однородные, поэтому в тех случаях, когда предприятие допустило упомянутые нарушения одновременно, при исчислении размера штрафа следует руководствоваться принципом "поглощения", т.е. налагать на это предприятие штраф лишь в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

    В то же время, при одновременном неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением и невывешивании ценников на продаваемые товары, на предприятие может быть наложен штраф, равный сумме штрафов, предусмотренных в абзацах втором и четвертом части первой статьи 7 указанного Закона, т.е. 350 + 100 = 450-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.

    Аналогично, при использовании неисправной контрольно-кассовой машины и невывешивании ценников, штраф равен сумме штрафов, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части первой этой же статьи, т.е. 200 + 100 = 300-кратному установленному законом размеру минимальной месячной оплаты труда.

    31. Как применяются штрафы к предприятию, имеющему ряд торговых точек, если в нескольких из них обнаружены нарушения правильности применения контрольно-кассовых машин?

    Если при рассмотрении налоговыми органами актов проверок правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением выясняется, что нарушения указанного Закона установлены в ряде торговых точек, принадлежащих одному предприятию, то размер штрафов исчисляется в соответствии со ст.7 этого Закона независимо от числа торговых точек, в которых обнаружены нарушения одного и того же вида. В случае допущения нарушений различных видов, размер штрафов определяется так же, как в п.30 настоящих Рекомендаций.

    32. Применяются ли штрафы к предприятию, если в ходе проверки обнаружен излишек выручки в кассе?

    В соответствии с п.6.2. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104, и п.12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком России, совместно с Госналогслужбой России 18.08.93 N 51, N ВЗ-6-13/272, администрация предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их и отразить в учете на результатах хозяйственной деятельности. Однако, наличие значительных сумм излишков должно служить поводом для выяснения причин их образования. Налоговые органы, используя предоставленные им права и привлекая, при необходимости, органы налоговой полиции и других контролирующих организаций, анализируют обстоятельства, повлекшие за собой образование указанных излишков денежных средств.

    В тех случаях, когда причиной образования излишков явилось неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, возникает основание к наложению на предприятие штрафа в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

    33. Какова ответственность предприятий и их работников, имеющих право на использование квитанционной формы обслуживания и осуществляющих на этой основе денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин: за невыдачу квитанций, путевок билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, или выдачу квитанций не утвержденного образца, а также с указанием в квитанции суммы меньше фактически уплаченной?

    В соответствии с п.3 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие документы по формам, не утвержденным Минфином России в качестве документов строгой отчетности, не освобождают эти предприятия от обязанности применять контрольно-кассовые машины. Ответственность за эти нарушения наступает в соответствии со ст.7 указанного Закона.

    Если предприятие, имея право на квитанционную форму осуществления денежных расчетов с населением, не использует ее и не применяет контрольно-кассовые машины для этой цели, то оно также несет ответственность в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 7 указанного Закона.

    В связи с тем, что указанные документы строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением приравнены к чекам, при их невыдаче или выдаче с указанием суммы менее уплаченной, для лица, обязанного выдавать эти документы, наступает ответственность, в соответствии с абзацем шестым части первой статьи 7 этого Закона.

    34. Кому предоставлено право вынесения решения о взыскании штрафов за нарушения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"?

    В соответствии со ст.6 указанного Закона право вынесения решения о взыскании штрафов за нарушения требований этого Закона предоставлено налоговым органам. Решение подписывает начальник налоговой инспекции или его заместитель.