Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2002 года N 74-Г02-9
[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению п.п.1 и 4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2001 года N 565 "О штрафных санкциях за превышение температуры обратного теплоносителя в системах теплоснабжения", поскольку оспариваемые нормы не противоречат действующему законодательству]
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кнышева В.П., судей Харланова А.В., Корчашкиной Т.Е., рассмотрела в судебном заседании от 1 марта 2002 года гражданское дело по кассационной жалобе ОАО АК "Якутскэнерго" на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2001 года по заявлению ОАО АК "Якутскэнерго" о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 1 и 4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2001 года N 565 "О штрафных санкциях за превышение температуры обратного теплоносителя в системах теплоснабжения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
30 октября 2001 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 565 "О штрафных санкциях за превышение температуры обратного теплоносителя в системах теплоснабжения". ОАО АК "Якутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 1 и 4 данного постановления, ссылаясь на то, что их положения нарушают права ОАО АК "Якутскэнерго" и приняты они с превышением полномочий Правительства Республики Саха (Якутия), поскольку содержат нормы гражданского законодательства.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2001 года в удовлетворении заявления ОАО АК "Якутскэнерго" отказано.
В кассационной жалобе ОАО АК "Якутскэнерго" ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.
Пунктом 1 указанного выше постановления Правительства Республики Саха (Якутия) определено: "запретить руководителям бюджетных учреждений (организаций) и жилищно-коммунальных хозяйств, финансируемых из республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов, заключать договоры на потребление тепловой энергии с энергоснабжающими организациями в объемах, превышающих нормы расхода топлива, установленных по методике "Нормирование расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР".
Пунктом 4 данного постановления Правительства установлено, что государственным органом урегулирования разногласий по вопросам сверхнормативного потребления тепловой и электрической энергии являются: Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) - по поставщику тепловой энергии ОАО АК "Якутскэнерго", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) - по прочим поставщикам тепловой энергии.
Отказывая ОАО АК "Якутскэнерго" в удовлетворении заявления, суд правильно, проанализировав оспариваемые положения постановления Правительства Республики Саха (Якутия), исходил из того, что они не устанавливают норм гражданского законодательства по договору энергоснабжения между энергоснабжающей организацией ОАО АК "Якутскэнерго" и бюджетными учреждениями (организациями), другими потребителями, финансируемыми из республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов, не определяют условий договоров, заключаемых ОАО АК "Якутскэнерго" с указанными выше потребителями тепловой энергии, не определяют конкретный размер штрафных санкций за превышение температуры обратного теплоносителя в системах теплоснабжения, а следовательно, не противоречат федеральному законодательству.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует действующему законодательству, и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Из содержания оспариваемых пунктов 1 и 4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) следует, что норм гражданского законодательства они не устанавливают, не устанавливают условий договоров теплоснабжения, а регулируют отношения по финансированию и контролю за расходованием бюджетных средств учреждениями и организациями, финансируемыми из республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов, с целью недопущения перерасхода бюджетных средств, то есть при принятии постановления Правительство Республики Саха (Якутия) за пределы предоставленных ему полномочий как республиканским, так и федеральным законодательством не вышло.
Так, руководителям бюджетных учреждений (организаций) и жилищно-коммунальных хозяйств, финансируемых из республиканского бюджета и бюджетов улусов и городов, не запрещено определять самостоятельно с ОАО АК "Якутскэнерго", другими энергоснабжающими организациями условия договоров по теплоснабжению. В п.4 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) лишь обращено внимание этих руководителей на то, что при заключении договоров они не должны превышать нормы расхода топлива, установленные соответствующими правовыми актами, то есть должны действовать в соответствии с требованиями закона, не допуская перерасхода выделенных бюджетных средств и необоснованного перерасхода топлива. Это положение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) полностью согласуется с требованиями Бюджетного кодекса РФ, постановлениями Правительства РФ по данному вопросу, Законом Республики Саха (Якутия) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)".
Что касается п.4 оспариваемого постановления Правительства Республики Саха (Якутия), то содержащееся в нем положение не подменяет установленный федеральным законодательством механизм разрешения разногласий по вопросам сверхнормативного потребления тепловой и электрической энергии, а допускает возможность разрешения разногласий, в том числе и указанными в нем органами.
Указанный порядок разрешения разногласий не является предварительным и обязательным, что следует, в том числе и из возражений Правительства Республики Саха (Якутия) на кассационную жалобу.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены решения суда.
Нарушений судом норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО АК "Якутскэнерго" - без удовлетворения.