ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2006 года N CAЭ-3-19/798@
Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов
В целях реализации положений главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 22, ст.2066; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 45, ст.4377) в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3436)
приказываю:
1. Утвердить Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что:
2.1. Решения об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов в форме отсрочек и рассрочек на срок не более одного года, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по федеральным налогам и сборам на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки принимаются Федеральной налоговой службой.
2.2. Решения об изменении срока уплаты региональных и местных налогов и сборов в форме отсрочек и рассрочек на срок не более одного года, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов и решения о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по региональным и местным налогам на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки принимаются управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
2.3. Заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов по основаниям, указанным в подпунктах 3-5 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а также заинтересованное лицо, претендующее на предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют поручительство, предусмотренное статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.4. Заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате региональных и (или) местных налогов по основаниям, указанным в подпунктах 3-5 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а также заинтересованное лицо, претендующее на предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным и (или) местным налогам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют поручительство, предусмотренное статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации, либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога.
3. С момента вступления настоящего приказа в силу приказ ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени" (зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2005, регистрационный N 6604; Российская газета, 2005, N 139; ) и приказ ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/623@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127" (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006, регистрационный N 7364; Российская газета, 2006, N 18) отменить.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2007 года.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.Сердюков
СОГЛАСОВАНО
Статс-секретарь -
заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.Шаталов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 декабря 2006 года,
регистрационный N 8636
Приложение
ПОРЯДОК
организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки,
инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов
I. Общие положения
1. В случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы:
а) заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку);
б) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в пункте 1 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации;
в) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
г) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
д) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку);
е) копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
ж) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
з) в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего приказа, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации;
и) в случаях, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего приказа, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации, либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога и проект договора залога, подписанный залогодателем;
к) документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 или пункте 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. В зависимости от основания обращения налогоплательщика с заявлением об изменении срока уплаты налогов и сборов налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 или пункте 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.1. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы:
а) документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;
б) справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.
2.2. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.
2.3. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, представляются следующие документы:
а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;
б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;
в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом;
г) копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке;
д) копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке.
2.4. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 4 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований.
2.5. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст.1827; 2001, N 37, ст.3692; 2003, N 43, ст.4239) перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.
2.6. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели;
в) бизнес-план инвестиционного проекта.
2.7. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 2 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
2.8. В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита по основаниям, определенным подпунктом 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению, представляются следующие документы:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
2.9. Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.
2.10. Документы, указанные выше, в действующей редакции до истечения месячного срока с момента подписания их уполномоченным лицом должны быть направлены налогоплательщиком в органы, уполномоченные на изменение срока уплаты налогов и сборов. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, налогоплательщик должен в течение семи дней известить органы, уполномоченные на изменение срока уплаты налогов и сборов, и представить документ (документы) с учетом изменений.
3. Проценты за предоставленные отсрочку, рассрочку начисляются в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
II. Порядок оформления договора поручительства, предоставляемого для получения налогоплательщиком отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов
4. Договор поручительства в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса Российской Федерации оформляется между налоговым органом и поручителем.
5. Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - налоговые органы).
Договор поручительства со стороны налогового органа подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.
6. Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (рекомендуемые формы заявлений приведены в приложениях N 3 и 4 к настоящему Порядку).
7. При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также задолженности по платежам во внебюджетные фонды и его платежеспособности.
8. Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган.
При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.
Основаниями для отказа в заключении договора поручительства могут являться такие основания, как имеющаяся у поручителей задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, по платежам во внебюджетные фонды, имеющиеся у налогового органа достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также выявленная налоговым органом недобросовестность налогоплательщика или поручителя.
Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:
наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика;
получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации (в том числе путем внесения имущества организации в уставной капитал других организаций) или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;
анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других лиц;
иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для отказа в заключении договора поручительства, в том числе:
неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; несовпадение местонахождения налогоплательщика с адресом, указанным в его учредительных документах; непредставление в налоговые органы необходимых для расчета налогов документов два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу.
9. Налоговые органы самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн.рублей.
10. Договор поручительства, подписанный обеими сторонами, где сумма поручительства более 20 млн.руб., направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России. Для рассмотрения указанного договора ФНС России необходимо направить следующие документы:
- договор поручительства;
- справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов поручителя с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
- информацию об уплате текущих платежей поручителем с начала года;
- информацию об уплате текущих платежей налогоплательщиком с начала года;
- пояснительную записку налогового органа о целесообразности заключения данного договора поручительства.
11. Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе.
Приложение N 1
к Порядку организации работы
по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате
налогов и сборов, утвержденному
приказом ФНС России
от 21 ноября 2006 года N САЭ-3-19/798@
ЗАЯВЛЕНИЕ
о предоставлении |
||||||||||||||||
(указать нужную форму изменения срока уплаты налога) | ||||||||||||||||
(ИНН/КПП, полное наименование организации, адрес местонахождения или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) | ||||||||||||||||
прошу изменить срок уплаты |
||||||||||||||||
(наименование налога(ов), сбора(ов)) | ||||||||||||||||
в сумме |
на срок |
|||||||||||||||
| ||||||||||||||||
пункта(ов) |
статьи(ей) |
части | ||||||||||||||
(подпись руководителя организации (физического лица) |
(дата) | |||||||||||||||
М.П. |
Приложение N 2
к Порядку организации работы
по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате
налогов и сборов, утвержденному
приказом ФНС России
от 21 ноября 2006 года N САЭ-3-19/798@
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита
(нужное подчеркнуть)
(ИНН/КПП, полное наименование организации, адрес местонахождения или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) |
на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) обязуется неукоснительно выполнять все условия, в соответствии с которыми предоставлена отсрочка (рассрочка, инвестиционный налоговый кредит), а именно: |
(подпись руководителя организации (физического лица) |
(дата) | ||
М.П. |
Приложение N 3
к Порядку организации работы
по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате
налогов и сборов, утвержденному
приказом ФНС России
от 21 ноября 2006 года N САЭ-3-19/798@
Фирменный бланк |
В Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации | |||||||
N |
от |
200 |
г. |
ЗАЯВЛЕНИЕ
о согласии на предоставление поручительства
(заполняется лицом, заинтересованным в изменении срока уплаты налога, сбора)
В связи с предстоящим рассмотрением |
|||||||
(указать уполномоченный орган) | |||||||
вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных (региональных и (или) местных) налогов и сборов | |||||||
(нужное подчеркнуть) | |||||||
(ИНН/КПП, полное наименование организации-налогоплательщика, | |||||||
адрес местонахождения или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) | |||||||
на сумму |
рублей в обеспечение принимаемых нами на себя | ||||||
обязательств по погашению налоговой задолженности просим рассмотреть вопрос о заключении договора поручительства между | |||||||
(ИНН/КПП, полное наименование организации-поручителя, адрес местонахождения или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) | |||||||
и |
|||||||
(наименование Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации) | |||||||
на сумму |
рублей. | ||||||
(Ф.И.О., должность руководителя, подпись, печать организации (Ф.И.О. физического лица, подпись) дата) |
Приложение N 4
к Порядку организации работы
по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного
налогового кредита по уплате
налогов и сборов, утвержденному
приказом ФНС России
от 21 ноября 2006 года N САЭ-3-19/798@
Фирменный бланк |
В Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации | |||||||||
N |
от |
200 |
г. |
ЗАЯВЛЕНИЕ
о поручительстве
(заполняется поручителем)
В связи с предстоящим рассмотрением |
|||||
(указать уполномоченный орган) | |||||
вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных (региональных и (или) местных) налогов и сборов | |||||
(нужное подчеркнуть) | |||||
(ИНН/КПП, полное наименование организации-плательщика, адрес местонахождения | |||||
или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) | |||||
просим рассмотреть вопрос о заключении договора поручительства между | |||||
(ИНН/КПП, полное наименование организации-поручителя, адрес местонахождения или Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии), адрес места жительства) | |||||
и |
|||||
(Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации) | |||||
на сумму |
рублей. |
Все типовые условия и обязанности налогоплательщика-должника, предусматриваемые в решениях ФНС России о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) по уплате налогов и сборов, заявителю известны и не оспариваются. |
(Ф.И.О., должность руководителя, подпись, печать организации (Ф.И.О. физического лица, подпись) дата) |
Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 4, 22.01.2007