ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МВЭС РОССИИ)
от 1 января 1994 года
ПИСЬМО
Порядок определения расчетной стоимости строительства
и расчетных затрат в составе технико-экономических
обоснований и технико-экономических предложений по
строительству объектов за границей при участии
организаций Российской Федерации
"Порядок определения расчетной стоимости строительства и расчетных затрат в составе технико-экономических обоснований и технико-экономических предложений по строительству объектов за границей при участии организаций Российской Федерации" разработан Внешнеэкономическим объединением "Стройкомплектэкспорт" Министерства внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС России) и представлен для введения в действие Главным управлением ценообразования , сметных норм и расхода строительных материалов (Главценообразованием) Госстроя России и Главным управлением инвестиций и технического содействия МВЭС России. В подготовке документа принимали участие специалисты АО "Зарубежстроймонтаж", ГПО "Зарубежтрансстрой", ВПО "Зарубежэнергострой", ВПО "Зарубежатомэнергострой", ВПО "Зарубежнефтегазстрой", ВО "Атомэнергоэкспорт", ГПВО "Технопромэкспорт". Предназначен для широкого круга специалистов, связанных с вопросами определения стоимости указанного строительства в составе предпроектных проработок.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок предусматривает положение по определению проектными организациями Российской Федерации расчетной стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации, в валюте страны строительства и расчетных затрат российских организаций в смешанных ценах в составе технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических предложений (ТЭП) по строительству, осуществляемому за границей при участии организаций Российской Федерации.
Порядок является обязательным для исполнения по строительству объектов, осуществляемому по межправительственным соглашениям, и носит рекомендательный характер по объектам, строящимся вне указанных соглашений.
1.2. В составе ТЭО и ТЭП* по строительству объектов, осуществляемому за границей с участием организаций Российской Федерации, определяются:
__________________
* Разработка ТЭО или ТЭП производится в случаях, предусмотренных действующим порядком проектирования объектов для строительства за границей. На 01.04.93 действует "Инструкция по проектированию объектов для строительства за границей" (СНиП 1.02.03-83). В дальнейшем вместо этой инструкции намечено ввести в действие новое "Положение по проектированию объектов для строительства за границей".
при строительстве на подрядных условиях:
расчетная стоимость строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации;
расчетные затраты российских организаций в смешанных ценах;
расчетная стоимость строительства в валюте страны строительства с выделением расчетной стоимости поставок и услуг российских организаций;
при техническом содействии:
расчетная стоимость строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации;
расчетная стоимость строительства в валюте страны строительства с выделением расчетной стоимости поставок и услуг российских организаций;
1.3. Расчетная стоимость строительства в валюте страны строительства определяется в следующих случаях:
по предложению иностранного заказчика;
при необходимости определения капиталовложений в валюте страны строительства при разработке ТЭО или ТЭП.
Необходимость определения расчетной стоимости строительства в валюте страны строительства устанавливается в задании на разработку ТЭО или ТЭП.
1.4. Для определения расчетной стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации, в валюте страны строительства и расчетных затрат российских организаций в смешанных ценах составляются сводные расчеты в порядке, установленном разделами 2-4 настоящего Порядка.
2. Сводный расчет стоимости строительства объектов
за границей на подрядных условиях и при техническом содействии
российских организаций во внутренних (базисных)
ценах Российской Федерации
2.1. Сводный расчет стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации составляется на объект в целом по форме N 1, приведенной в приложении 1 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей",* на основании расчетов стоимости строительства отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат, составляемых по формам N 2-5, приведенным в приложениях 2-5 этого же Порядка.
----------------
* Порядок введен в действие Госстроем России и МВЭС России с 1 апреля 1993 г.
По каждой строке сводного расчета стоимости строительства за границей на подрядных условиях во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации выделяется стоимость строительных и монтажных работ, выполняемых собственными силами и силами иностранных субподрядных фирм.
В сводном расчете стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации средства распределяются по главам, перечисленным в п.4.4. "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 1.02.01-85). При этом стоимость работ и затрат, перечисленных в п.2.10 "б" "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей", в сводный расчет стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации не включается.
2.2. Расчеты стоимости строительства отдельных зданий и сооружений и локальные расчеты стоимости отдельных работ и затрат составляются с использованием укрупненных сметных нормативов или показателей объектов-аналогов в ценах и нормах, введенных в действие с 01.01.91. При этом должны учитываться поправки на различия в технологических, конструктивных, объемно-планировочных решениях и территориальных условиях строительства.
В случае применения в качестве показателей объектов-аналогов смет, составленных в ценах и нормах, действующих до 01.01.91, в них должны вноситься поправки, связанные с их пересчетом в нормы и цены, введенные в действие с 01.01.91.
При отсутствии укрупненных нормативов или объектов-аналогов определение стоимости во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации производится:
по строительно-монтажным работам - на основании объемов
основных строительных и монтажных работ, определенных в ТЭО или ТЭП,
с использованием "Сметных норм и расценок на строительные работы"
(СНиР-91) и "Расценок на монтаж оборудования" (СНиП 4.06 -91), а
остальных строительно-монтажных работ - в процентах к стоимости
основных работ, определяемых расчетом проектной организации**;
__________________
** Расчеты по определению процентов составляются на основании смет на строительство аналогичных объектов на территории Российской Федерации.
по оборудованию - по приводимым в составе ТЭО или ТЭП спецификациям на основное оборудование*** или укрупненным показателям стоимости этого оборудования, а по остальному оборудованию - в процентах к стоимости основного оборудования, определяемых расчетом проектной организации.***
__________________
*** Спецификации составляются с применением оптовых цен, приведенных в прейскурантах, утвержденных во исполнение постановления Совета Министров бывшего Союза ССР от 14.06.88 N 741, и коэффициентов, утвержденных постановлениями Государственного комитета СССР по ценам от 01.06.90 N 411 и Государственного комитета РСФСР по ценам от 07.06.90 N 308. Транспортные расходы, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и заготовительно-складские расходы включаются в спецификации в процентах к стоимости оборудования, определяемых расчетом проектной организации на основании смет на строительство объектов на территории Российской Федерации (или за границей с участием российских организаций) с приведением к уровню базисного района.
Стоимость строительно-монтажных работ определяется для условий базисного района (первый территориальный район), стоимость местных материалов - по Московской области. В случае, если в качестве показателей объектов-аналогов принимаются сметы для объектов строительства в других территориальных районах Российской Федерации, то в них должны вноситься поправки, связанные с приведением их к уровню базисного района.
2.3. Накладные расходы* принимаются:
__________________
* В отличие от Методических рекомендаций, приложенных к письму Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.10.92 N ВФ-907/12.
на строительные работы - по предельным нормам, установленным для организаций генеральных подрядчиков постановлением Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству от 17.01.91 N 10;
на монтажные и специальные строительные работы - по единым предельным нормам, установленным постановлением Госстроя СССР от 29.12.90 N 117 и подтвержденным постановлением Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству от 17.01.91 N 10.
Плановые накопления** принимаются в размере 8 процентов от
суммы сметных прямых затрат и накладных расходов.***
__________________
** В отличие от Методических рекомендаций, приложенных к письму Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.10.92 N БФ-906/12.
*** См. п.1.2.3 "Методических рекомендаций по определению сметной стоимости и договорных цен в строительстве и капитальном ремонте, осуществляемом на территории РСФСР в 1992 году", приложенных к письму Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству от 23.09.91 N Ц-60/12, и Изменения и дополнения к этому письму Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12.
2.4. Средства на временные здания и сооружения определяются:
для строительства на подрядных условиях - по сметным нормам СНиП 4.09-91 или на базе объектов-аналогов, построенных за границей, с учетом поправок на конкретные условия строительства, в том числе по строительству жилых поселков и производственных баз, исходя из предложений по организации строительства, предусмотренных ТЭО или ТЭП;
для строительства при техническом содействии организаций Российской Федерации - по сметным нормам СНиП 4.09-91.
2.5. Дополнительные затраты, связанные с производством строительно-монтажных работ в зимнее время,* определяются по нормам НДЗ-91 (СНиП 4.07-91) для III температурной зоны, без пересчета в текущий уровень цен.**
________________
* В сводный расчет на строительство в странах с жарким климатом не включаются.
________________
** В отличие от п.2.3.1 Методических рекомендаций, приложенных к письму Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.11.92 N БФ-925/12.
2.6. Стоимость проектных и изыскательских работ определяется по укрупненным показателям объектов-аналогов во внутренних ценах Российской Федерации с приведением к уровню 1991 года.
2.7. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты принимается в размерах, установленных для определения расчетной стоимости строительства в ТЭО строительства на территории Российской Федерации.*
________________
* На территории Российской Федерации действуют "Предельные размеры резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включаемого в сводные сметные расчеты" (приложение 9 "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 1.02.01-85). В соответствии с письмом Госстроя СССР и Госплана СССР от 28.04.86 N 18-Д/ЛБ-11-Д к этим нормам при определении расчетной стоимости строительства в ТЭО применяются коэффициенты:
по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - 1,4;
по другим предприятиям и сооружениям (зданиям), намечаемым к строительству по индивидуальным проектам, - 1.2.
2.8. При составлении сводного расчета стоимости строительства во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации не учитываются расходы, перечисленные в п.2.1.1 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей".
3. Сводный расчет затрат Российской Федерации
в смешанных ценах на строительство объектов за
границей на подрядных условиях
3.1. Сводный расчет затрат российских организаций в смешанных ценах составляется по форме N 6, приведенной в приложении 6 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей" (без надписей о согласовании и утверждении) по номенклатуре приложения 7 этого же Порядка.
Допускается укрупнение указанной номенклатуры.
3.2. Сводный расчет затрат российских организаций в смешанных ценах может составляться одним из следующих способов:
3.2.1. Пересчет стоимости во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации в смешанные цены по коэффициентам, определенным по объектам-аналогам;
3.2.2. Применение удельных показателей в смешанных ценах, разработанных на основании данных объектов-аналогов;
3.2.3. Определение в смешанных ценах одних видов затрат по удельным показателям в смешанных ценах и других видов затрат по индивидуальным расчетам;
3.2.4. Определение всех видов затрат в смешанных ценах по индивидуальным расчетам.
3.3. При применении способа, указанного в п.3.2.1 настоящего Порядка, стоимость в смешанных ценах строительно-монтажных работ, оборудования, проектно-изыскательских работ определяется умножением их стоимости во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации по проектируемому объекту на коэффициенты, определенные по объектам-аналогам, построенным или строящимся в той же стране. Эти коэффициенты определяются делением соответствующих видов затрат в смешанных ценах на стоимость их во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации по принятому объекту-аналогу.
При этом:
стоимость во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации строительно-монтажных работ, оборудования, проектно-изыскательских работ по объекту-аналогу и проектируемому объекту должна приниматься в сопоставимых ценах, а если их уровень различен - приводиться к единому уровню;
затраты в смешанных ценах по объекту-аналогу принимаются по утвержденной смете с внесением соответствующих поправок, определяемых расчетами.
К таким поправкам, например, могут относиться:
поправки на различия в географических условиях строительства (удаленность объекта от морского порта и железных дорог страны строительства, особенности климатических условий и др.);
поправки на различия в организационных формах строительства (привлечение иностранных субподрядных фирм к выполнению работ, соотношение российских и местных рабочих и др.);
поправки на различия в ожидаемых контрактных условиях (налоги и сборы, предоставление жилья, оплата отдельных видов расходов инозаказчиком сверх цены контракта и др.);
поправки на различия ценообразующих факторов (уровень цен на материалы и оборудование, поставляемые из Российской Федерации или закупаемые за иностранную валюту, уровень заработной платы российских специалистов или местных рабочих, курс иностранной валюты и др.).
Размер затрат российского заказчика, устанавливаемых по смете в смешанных ценах для объекта-аналога, определяется в процентах от стоимости строительно-монтажных работ или оборудования с внесением, в случае необходимости, соответствующих поправок.
Средства на пусконаладочные работы определяются в смешанных ценах в таком же порядке, что и на строительно-монтажные работы, причем при расчете коэффициентов принимаются сметы на пусконаладочные работы в смешанных ценах и во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации. В случае отсутствия по объектам-аналогам смет во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации на пусконаладочные работы для этих целей могут быть использованы коэффициенты, определенные по тем же объектам-аналогам для строительно-монтажных работ, с внесением соответствующих поправок на различия в структуре строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Средства на обеспечение периода гарантийной эксплуатации определяются в смешанных ценах, исходя из показателей по объекту-аналогу, с пересчетом их по данным для проектируемого объекта: на командирование российских специалистов - по числу человеко-месяцев и на материальные ресурсы - по количеству и виду ресурсов, а также с учетом поправок, аналогичных вышеупомянутым.
Распределение стоимости по отдельным статьям номенклатуры затрат (см. п.3.1 настоящего Порядка) производится пропорционально их удельному весу в общей стоимости по сводной смете в смешанных ценах по объекту-аналогу с учетом указанных выше поправок.
Копии сводных смет в смешанных ценах и сводных сметных расчетов во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации по объекту-аналогу, расчеты поправок и другие расчеты включаются в состав обосновывающих материалов к сводному расчету затрат российских организаций в смешанных ценах.
3.4. При применении способа, указанного в п.3.2.2 настоящего Порядка, затраты в смешанных ценах (по номенклатуре, указанной в п.3.1) определяются умножением удельного показателя, разработанного, по данным объекта-аналога, в смешанных ценах, на количество единиц по проектируемому объекту, на которые разработаны удельные показатели в смешанных ценах.
Удельные показатели в смешанных ценах, в зависимости от вида затрат, могут разрабатываться:
на единицу сметной стоимости в сопоставимых ценах (1 млн.рублей строительно-монтажных работ или оборудования во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации, 1 млн.рублей стоимости оборудования или материалов в смешанных ценах и др.);
на единицу проектного показателя (годовой выпуск продукции промышленного предприятия, мощность электростанции, протяженность пути железной дороги, количество жилой или общей площади объектов жилищно-гражданского назначения и др.);
на единицу потребных для строительства трудовых затрат или материально-технических ресурсов (на 1 человеко-час, 1 человеко-день или 1 человеко-месяц трудовых затрат; 1 тонна материально-технических ресурсов);
на другую единицу, применение которой обеспечивает достаточную достоверность определяемых затрат.
При разработке удельных показателей в смешанных ценах на основании данных объектов-аналогов должны применяться поправки, аналогичные предусмотренным в п.3.3 настоящего Порядка.
Расчеты удельных показателей в смешанных ценах вместе с копиями сводных смет в смешанных ценах и сводных сметных расчетов во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации по объекту-аналогу и расчетами поправок включаются в состав обосновывающих материалов к сводному расчету затрат российских организаций в смешанных ценах.
3.5. При применении способа, указанного в п.3.2.3 настоящего Порядка, затраты в смешанных ценах (по номенклатуре, указанной в п.3.1) определяются в соответствии с п.3.4 или 3.6 настоящего Порядка, в зависимости от степени достоверности определения затрат в соответствии с п.3.4 и полноты разработки проектных материалов, позволяющей определять затраты в соответствии с п.3.6.
3.6. При применении способа, указанного в п.3.2.4 настоящего Порядка, затраты в смешанных ценах (по номенклатуре, указанной в п.3.1) определяются для каждого вида затрат индивидуальными расчетами, составляемыми применительно к порядку, установленному разделом 3 "Сводная смета в смешанных ценах на строительство объектов за границей на подрядных условиях" "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей".
При этом:
вместо условий заключенного контракта применяются условия проекта контракта, а при его отсутствии - предполагаемые контрактные условия по данным соответствующего российского заказчика;
вместо данных раздела проекта "Организация строительства" применяются предложения по организации строительства, содержащиеся в ТЭО или ТЭП;
потребное количество материальных ресурсов для строительства определяется на основании выборок из расчетов во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации, разработанных в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка;
стоимость основного оборудования определяется на основании спецификаций, разрабатываемых в составе ТЭО (ТЭП), а вспомогательного оборудования - в процентах от стоимости основного оборудования, исчисленных по объектам-аналогам;
стоимость содержания российских специалистов определяется расчетами, составляемыми по укрупненным показателям, исчисляемым на основе объектов-аналогов (на 1 человеко-месяц, на 1 млн.рублей строительно-монтажных работ во внутренних (базисных) ценах Российской Федерации и др.);
сумма амортизационных отчислений и эксплуатационные расходы по строительным машинам, механизмам, средствам транспорта и другим имущественным средствам генерального подрядчика определяются расчетами на основании укрупненных показателей, исчисляемых по объектам-аналогам;
перечни закупок за местную валюту не утверждаются;
в состав документации не включается форма N 13 (приложение 28), приведенная в "Порядке составления сметной документации по объектам, строящимся за границей".
3.7. При составлении сводных расчетов затрат российских организаций в смешанных ценах:
применяются исходные данные по местным затратам в соответствии с пп.3.4 и 4.1 "Инструкции по проектированию объектов для строительства за границей" (СНиП 1.02.03.-83), а при их отсутствии или недостаточной полноте - ранее собранные исходные данные для других объектов в данной стране и информационные материалы Торгпредства Российской Федерации в стране строительства;
перевод иностранной валюты (свободно конвертируемой валюты, валюты страны строительства и валюты третьих стран) производится по соответствующим видам курсов иностранных валют в рублях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с п.1.8 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей" на дату составления сводного расчета;
резерв средств на непредвиденные работы и затраты принимается в размере до 14 процентов от общей стоимости по сводному расчету в смешанных ценах (в рублях и иностранной валюте, пересчитанной в рубли), за исключением затрат, перечисленных в п.3.4.1 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей", и с учетом отнесения части резерва к затратам генерального подрядчика в соответствии с тем же пунктом этого Порядка;
при включении в сводный расчет затрат на приобретение российским заказчиком на иностранную валюту для генерального подрядчика строительных машин, механизмов, транспортных средств и других основных средств из общего итога сводного расчета и из общей суммы затрат генерального подрядчика исключается рублевое покрытие в сумме приобретения этих основных средств с начислением комиссионных в пользу российского заказчика в размере (в проценте), установленном российским заказчиком по согласованию с генеральным подрядчиком.
3.8. В тех случаях, если предполагается заключение контракта на строительство объекта, то перед передачей иностранному заказчику проекта контракта сводный расчет затрат российских организаций в составе ТЭО или ТЭП приводится в соответствие с условиями проекта контракта и утверждается российским заказчиком и генеральным подрядчиком. Утверждение оформляется протоколом, составляемым по форме, приведенной в приложении к настоящему порядку.
Если к этому времени в соответствии с п.12.11 (последний абзац) "Инструкции по проектированию объектов для строительства за границей" (СНиП 1.02.03-83) выпущена (но не утверждена) сводная смета в смешанных ценах к проекту (рабочему проекту), то указанный протокол составляется на основе этой сметы, которая также должна быть приведена в соответствии с условиями проекта контракта.
3.9. Общая сумма по сводному расчету затрат российских организаций, утвержденному в порядке, установленном п.3.8 настоящего Порядка, является предельным размером для общей суммы сводной сметы в смешанных ценах.
В случае, если при заключении контракта будут изменены контрактные условия или объем контрактных обязательств, исходя из которых составлен утвержденный протокол, то он подлежит соответствующему уточнению, а также переутверждению в том же порядке.
Сводные расчеты затрат российских организаций также корректируются и переутверждаются с учетом пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату заключения контракта.
4. Сводный расчет стоимости строительства
объектов за границей на подрядных условиях и при
техническом содействии организаций Российской
Федерации в валюте страны строительства
4.1. Сводный расчет стоимости строительства в валюте страны строительства составляется по форме N 15, приведенной в приложении 30 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей". К нему прилагается ведомость расчетной стоимости поставок и услуг российских организаций, составляемая по форме N 16, приведенной в приложении 31 этого же Порядка.
4.2. Сводный расчет в валюте страны строительства для строительства объектов за границей составляется в порядке, аналогичном указанному в разделе 6 "Порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за границей".
4.3. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в сводные расчеты стоимости строительства в валюте страны строительства в размере до 14 процентов от общей суммы по расчету.
Приложение
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:
___________________ ___________________
должность, подпись должность, подпись
(инициалы, фамилия) (инициалы, фамилия)
" " 19 год " " 19 год
ПРОТОКОЛ
согласования затрат российских организаций в смешанных ценах
на строительство ______________________________________________
(наименование объекта и страны строительства)
на подрядных условиях
1. Затраты Российских организаций в смешанных ценах,
определенные сводным сметным расчетом в составе
технико-экономических обоснований предложений (ненужное не
печатать), составленным ____________________________________________
___________________________________________________, утверждаются в
(наименование организации, составившей расчет)
следующих суммах:
всего затрат российских организаций по строительству объекта
_________ тыс.руб., в том числе в инвалюте _______ тыс.руб.;
всего затрат, относимых на контракт _______ тыс.руб., в том
числе в инвалюте ________ тыс.руб.;
в расчет внесены уточнения, произведенные при согласовании затрат.
2. Перевод иностранной валюты в рубли произведен по ______
(вид
_______ по курсу Центрального банка Российской Федерации на _______. (дата)
курса) (дата)
Текст документа сверен по:
"Стройинформ-СПб", N 6, июнь 1995 года.