Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/4334.htm

    

ИЗМЕНЕНИЕ N 2
НПБ 111-98* "Автозаправочные станции.
Требования пожарной безопасности"



    СОГЛАСОВАНО с Госстроем России письмом N 9-18/419 от 11.09.2000 г., c Госгортехнадзором России письмом N 03-35/406 от 29.11.2000 г      
    
    УТВЕРЖДЕНО приказом ГУГПС МВД России N 66 от 08.11.2000 г.
            
    
    1. В конце пункта 1* добавить предложение: "Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов".
    
    2. Пункт 2* изложить в следующей редакции:
    
    "В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
    
    Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
    
    Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
    
    Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

_______________

    * Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.
    
    Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
    
    Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
    
    Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным  расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
    
    Передвижная автозаправочная станция - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
    
    Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.
    
    Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом".
    
    3. Первый абзац п.5* изложить в следующей редакции: "Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - разделами I, II, III и IV приложения 6, к автомобильным газозаправочным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС или разделом V приложения 6 как для АГЗС с одностенными резервуарами, к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям - разделами I, II, III и IV приложения 6 как для участка технологической системы многотопливной АЗС".
    
    4. Второй абзац п.10* изложить в следующей редакции: "от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;".
    
    5. Первое предложение п.11 изложить в следующей редакции: "АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:"
    
     В последнем абзаце п.11 после слова "хранения" добавить - "жидкого моторного".
    
    6. Пункт 12* изложить в следующей редакции:
    
    "Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
    


Таблица 1

N п.п.

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м







Тип А

Тип Б

1

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

15

25

2

Лесные массивы:









хвойных и смешанных пород

25

40

30



лиственных пород

10

15

12

3

Жилые и общественные здания

25

50

40

4

Места массового пребывания людей

25

50

5

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

18

30

20

6

Торговые киоски

20

25

7

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):









I, II и III категории

12

20

15



IV и V категории

9

12

9



Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

15

20

20

8

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

25

30

9

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

15

30

25

10

Технологические установки категорий А, Б, Г, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

100



11

Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

По ПУЭ


12

Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

20

40

30

Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров    с одностенными перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в табл.1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны  предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м".

         
     7. Пункт 13* изложить в следующей редакции:
    
    "Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
    


Таблица 2

N п.п.

Наименование зданий и сооружений АЗС

Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование... ", м

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Подземные резервуары для хранения топлива

-

4

-

3/9

9

9/15

15

-

6

9

2

Топливораздаточные колонки

4

-

-

6/9

9

12/15

15

4

9

9

3

Площадка для АЦ

-

-

-

6/9

9

12/15

15

-

9

12



Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:





















4

    I, II и III степеней огнестойкости класса С0 или С1

3/9

6/9

6/9

6

9

9

9

3/9

-/9

6

5

    IV степени огнестойкости класса С0

9

9

9

9

12

9

12

6/9

6/9

9



Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:





















6

    I, II и III степеней огнестойкости класса С0 или С1


9/15

12/15

12/15

9

9

6

9

9/15

-/9

9

7

    IV степени огнестойкости класса С0

15

15

15

9

12

9

12

12/15

6/9

12

8

Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами

-

4

-

3/9

6/9

9/15

12/15

-

6

9

9

Площадка для стоянки транспортных средств

6

9

9

-/9

6/9

-/9

6/9

6

12

6

10

Котельная на дизельном топливе

9

9

12

6

9

9

12

9

6

-

Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-", не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.

4. Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.

6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ".

         
    8. В первом предложении п.14* после слова "АЗС" добавить - "жидкого моторного топлива".
    
    9. Пункт 20* изложить в следующей редакции:
    
    "На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
    
    Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС, отвечающих требованиям разделов I, II, III и IV приложения 6, допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
    
    На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами (раздел V приложения 6) размещение котельной не допускается.
    
    Магазин сопутствующих товаров, размещаемый на территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива или АГЗС с одностенными резервуарами, не должен иметь торгового зала".
    
    10. Пункт 21* изложить в следующей редакции:
    
    "На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для оборудования  со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и "Г" (за исключением котельной).
    
    В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т.п.)".
    
    11. Пункт 22* изложить в следующей редакции:
    
    "Здания и сооружения*, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степеней огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

_______________

    * Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.
    
    При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.
    
    Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 °С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с  наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии".
    
    12. В п.25 после слова "средств" добавить - "(за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе)".
    
    13. Пункт 29 изложить в следующей редакции:
    
    "В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону".
    
    14. Второй абзац п.30* изложить в следующей редакции: "Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается".
    
    15. Пункт 32 изложить в следующей редакции:
    
    "Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается".
    
    16. В первом предложении п.35* после слова "АЦ" добавить - "с жидким моторным топливом".
    
    17. Заголовок IV раздела изложить в следующей редакции: "Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива".
    
    18. Пункт 94 изложить в следующей редакции:
    
    "Наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 м, которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.
    
     Расход воды на наружное пожаротушение АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода воды на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров (сосудов).
    
    Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяется по СНиП 2.04.02-84* (для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров, а также зданий для персонала АЗС - как для общественных зданий, для зданий сервисного обслуживания транспортных средств - как для производственных зданий). Общий расход воды на охлаждение надземных резервуаров (сосудов) следует принимать не менее 15 л/с".
    
    19. Пункт 95 изложить в следующей редакции:
    
    "Наружное противопожарное водоснабжение АГНКС или АЗС жидкого моторного топлива, размещенных вне населенных пунктов, допускается не предусматривать в следующих случаях:
    
    на АЗС жидкого моторного топлива, если применяются только двустенные надземные резервуары общей вместимостью не более 40 м или подземные резервуары;
    
    на АГНКС или АЗС на жидком моторном топливе, если отсутствуют помещения сервисного обслуживания.
    
    На таких АЗС необходимо предусматривать дополнительные стационарные или передвижные огнетушители. Тип дополнительных огнетушителей и их количество определяются по согласованию с территориальными подразделениями ГПС".
    
    20. Пункт 96 изложить в следующей редакции:
    
    "Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
    
    Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.
    
    В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания".
    
    21. В приложение 1* "Термины и определения" добавить следующее определение: "АГЗС с одностенными резервуарами - АГЗС, технологическая система которой не отвечает требованиям п.20.2 и 20.3 приложения 6 настоящих норм".
    
    "Аварийный расход газа по трубопроводу - расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы".
    
    "Безопасное перекрытие утечки топлива - перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от НКПР".
    
    22. Заголовок приложения 2 изложить в следующей редакции: "Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива".
    
    23. Пункт 1 приложения 2 изложить в следующей редакции:
    
    "Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с таблицей.
    
    

N п.п.

Наименование зданий, сооружений и наружных установок

Подземные резервуары для топлива и очистные сооружения

Надземные резервуары
для
топлива

Топли- воразда- точные колонки

Площадка
для
АЦ

1

Производственные здания и помещения категорий А, Б, Г; наружные установки категорий А, Б, В, Г; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

30

30

30

30

2

Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории Д:

 









    здания I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0;

6

12

6

9



    здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0

9

16

9

12



    здания IV, V степеней огнестойкости и наружные установки категории Д

12

20

12

18

3

Административные и бытовые здания

18

25

18

25

4

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

6

12

6

9

5

До оси внутренних железнодорожных путей предприятия

10

15

10

15

6

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

5

9

5

9

7

Здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007; площадки хранения транспортных средств для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

100

100

100

100

Примечания: 1. Расстояния до зданий, указанные в строке 2, не нормируются, а расстояния, указанные в строке 3, допускается уменьшать на 50%, если стена здания, обращенная в сторону топливозаправочного пункта, является противопожарной и не имеет проемов.

2. В таблице приведены расстояния до очистных сооружений, относящихся к топливозаправочному пункту и отвечающих требованиям настоящих норм. Расстояния до очистных сооружений предприятия определяются в зависимости от их категории.

3. Расстояния, указанные в строке 4, приведены до площадок хранения легкового и мототранспорта в количестве не более 10 ед. При увеличении этого количества до 50 ед. указанные расстояния должны быть увеличены на 30%, а свыше 50 ед. - на 60%. При организации стоянок для других транспортных средств расстояния следует увеличивать на 50%.

4. При размещении в зданиях категорий В и Д, не относящихся к топливозаправочному пункту, помещений категорий А, Б, Г расстояния до стен (перегородок) этих помещений должны приниматься не менее 30 м".

         
    24. Заголовок приложения 4 изложить в следующей редакции:
    
    "Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров".
    
    25. В позиции 6 таблицы п.3* приложения 4 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".
    
    26. Пункт 1 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "На многотопливных АЗС не допускается размещение:
    
    - передвижных АЗС для заправки любым видом топлива;
    
    - пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств;
    
    - газораспределительного пункта".
    
    27. Пункт 2 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Допускается использование передвижных газозаправочных (СУГ) и газонаполнительных (сжатый природный газ) станций при условии размещения их в безопасных местах и эксплуатации по инструкции, согласованных с территориальными подразделениями ГПС  с учетом требований, предъявляемых настоящими нормами к АГЗС с надземными одностенными резервуарами (для газозаправочных станций) и АГНКС (для газонаполнительных станций)".
    
    28. Первое предложение п.4 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Минимальные расстояния от многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П.6.1".
    
    В позиции 6 таблицы П.6.1 приложения 6 вместо слов "Торговые палатки и киоски" записать "Торговые киоски".
    
    29. Таблицу П. 6.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    


Таблица П.6.3

N п.п.

Наименование зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия

Расстояния, м, до зданий с оборудованием технологической системы АЗС с наличием

Расстояния, м, до наружных установок технологической системы АЗС с наличием

Расстояния, м, до заправочной колонки с наличием

Рассто- яния, м, до пло- щадки для А Ц с СУГ





СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа



1

Производственные здания и помещения категорий А, Б и Г. Наружные установки категорий А, Б, В, Г; площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

40

30

40

30

40

30

40

2

Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории Д :

















    здания I, II степеней огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0

25

10

25

15

25

15

25



    здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0

30

15

30

20

30

20

30



    здания IV, V степеней огнестойкости и наружные установки категории Д

35

20

35

25

35

25

35

3

Административные и бытовые здания

35

20

35

25

35

25

35

4

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

20

10

20

15

20

15

20

5

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

15

10

20

15

15

10

20

6

Площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

100

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм".

         
    30. Пункт 8 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм".
    
    31. Первый абзац п.11 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91."
    
    32. Первое предложение п.12 приложения 6 исключить.
    
     33. Второй абзац п.13 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС".
    
    34. Пункт 14 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:
    
    - оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;
    
    - поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;
    

    - оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от  датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей".
    
    35. В п.17 приложения 6 после слова "АЗС" добавить "и АГНКС".
    
    36. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:
    
    "При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС".
    
    37. Первый абзац п.19.9 изложить в следующей редакции:
    
    "Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544".
    
    38. Пункт 19.11 изложить в следующей редакции:
    
    "Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы".
    
    39. Пункт 20.1 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.
    
    К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, засыпаемые грунтом на высоту не менее 0,5 м выше их верхней образующей и ширину, обеспечивающую предотвращение разрушения насыпи в условиях эксплуатации, или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом в течение времени эксплуатации резервуара (трубопровода).
    
    На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м, а единичная - 10 м.
    
    Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
    
    Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящими нормами расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС".
    
    40. Пункт 20.2 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10 в год.
    
    Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т.п.), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными. Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС".
    
    41. Пункт 20.3 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Трубопроводы СУГ и его паров, проходящие в зоне возможного присутствия водителей и пассажиров, должны быть размещены  подземно. Технологическая система должна обеспечивать возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из указанных трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени с вероятностью выше 10в год.
    
    Указанное требование допускается выполнять следующим образом. Помимо патрубков, указанных в п.20.2, трубопроводы СУГ и его паров, проходящие по территории АЗС, на которой проектом допускается присутствие водителей и пассажиров, должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования".
    
    42. Пункт 20.5 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема)".
    
    43. Пункт 20.6 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Ввод трубопроводов, штуцеров, патрубков, люков и т.п. в резервуары для хранения СУГ рекомендуется осуществлять в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения".
    
    44. Пункт 20.8 приложения 6 изложить в следующей редакции:
    
    "Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ.
    
    Допускается предусматривать подачу СУГ на раздаточные колонки АГЗС общего пользования из резервуаров газонаполнительных станций или пунктов при условии:
    
    - отсутствия резервуаров СУГ на территории АГЗС;
    
    - обеспечения дистанционного (из операторной АГЗС) перекрытия трубопровода подачи СУГ, осуществляемого на территории газонаполнительной станции или пункта;
    
     - блокировки подачи СУГ на раздаточные колонки АГЗС при наполнении резервуара, из которого осуществляется указанная подача.
    
    Минимальные расстояния от раздаточных колонок до зданий и сооружений газонаполнительной станции или пункта, с которого осуществляется подача СУГ на раздаточные колонки АГЗС, следует определять в соответствии с табл.П.6.1 настоящих норм. При этом расстояния от раздаточных колонок АГЗС до подземных резервуаров газонаполнительной станции или пункта допускается уменьшать, но не более чем на 50%".
    
    45. В приложение 6 добавить п.20.11 следующего содержания ”На трубопроводах ТС для паровой и жидкой фазы СУГ в непосредственной близости от места их соединения с рукавами АЦ и заправочными устройствами транспортных средств следует предусматривать специальные устройства, обеспечивающие предотвращение поступления газа из трубопроводов ТС в атмосферу при нарушении герметичности указанных рукавов и заправочных устройств”.
    
    46. Во втором абзаце п.22 приложения 6 после слов "должны быть оснащены" исключить слово "кольцевым".
    
    47. Пункт 24 приложения 6 изложить в следующей редакции: "Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.
    
    Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспечивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара".
    
    48. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания: "Расчетное время подачи воды на охлаждение следует принимать не менее 60 мин".
    
    49. Пункт 28 приложения 6 исключить.
    
    50. Дополнить приложение 6 разделом "V. Требования к АГЗС с одностенными резервуарами" следующего содержания:
    
    "29. На АГЗС с одностенными резервуарами не допускается размещать здания и сооружения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств, за исключением магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
    
     30. Здания АГЗС с одностенными резервуарами должны быть I или II степени огнестойкости класса С0 или С1.
    
    31. Применение надземных одностенных резервуаров для хранения СУГ допускается только на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов и предприятий.
    
    32. Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, принимаются по табл.П.6.4.
    
    

Таблица П.6.4

N п.п.

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС

 

 

с подземными резервуарами с СУГ

с надземными резервуарами с СУГ

1

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

80

100

2

Лесные массивы:







    хвойных и смешанных пород

60

100



    лиственных пород

40

60

3

Жилые и общественные здания

100

300

4

Места массового пребывания людей

100

300

5

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

50

100

6

Торговые киоски

60

100

7

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):







    I, II и III категории

50

100



    IV и V категории

30

60



Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

50

100

8

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

80

100

9

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

100

100

10

Технологические установки категорий А, Б, Г, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007


100

100

11

Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

По ПУЭ

12

Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

50

100

         
    33. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АГЗС с одностенными резервуарами следует принимать по табл.П.6.2. Минимальные расстояния до надземных резервуаров хранения СУГ следует увеличивать на 50% по сравнению с расстояниями до подземных резервуаров, указанными в табл. П.6.2. Расстояния между надземными резервуарами должны быть не менее 20 м.
    
    34. Ввод трубопроводов, штуцеров и патрубков в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения.
    
    Допускается предусматривать ввод трубопроводов ниже номинального уровня заполнения резервуаров при условии оборудования указанных вводов устройствами:
    
    - автоматически предотвращающими выход СУГ из резервуара при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
    
    - обеспечивающими безопасное перекрытие трубопроводов;
    
    - защищенными от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к их отказу;
    
    - отвечающими требованиям п.19.9 приложения 6.
    
     35. Трубопроводы с СУГ и его парами допускается выполнять одностенными и размещать надземно в местах, исключающих их повреждение транспортными средствами и вне зон с наличием водителей и пассажиров.
    
    36. Общая вместимость резервуаров не должна превышать 20 м, единичная - 10 м. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
    
    37. На АГЗС допускается не предусматривать:
    
    - оснащение площадки для АЦ по п.14 приложения 6;
    
    - датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных островках по п.20.9 приложения 6;
    
    - защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п.20.10 приложения 6;
    
    - системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п.24 приложения 6;
    
    - противопожарный водопровод высокого давления.
    
    38. Подачу воды на наружное пожаротушение и охлаждение допускается осуществлять передвижной пожарной техникой от противопожарных водоемов или резервуаров вместимостью, определяемой расчетом, исходя из интенсивностей и времени тушения и охлаждения по п.25 приложения 6, но не менее 200 м, расположенных от АГЗС на расстоянии не более 200 м”.
    
    
    

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ГУП ЦПП, 2001