Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/2/4416.htm


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 12 октября 2004 года N 14-1-04/4175@


О неоприходовании (неполном оприходовании)
в кассу денежной наличности



    Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
    
    Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
    
    В соответствии со статьей 15.1 КоАП совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, а также должностных лиц.
    
    В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
    
    Учитывая изложенное, положения статьи 15.1 КоАП распространяются также и на индивидуальных предпринимателей.
    
    Таким образом, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) индивидуальным предпринимателем в кассу денежной наличности, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 15.1 КоАП.
    
    В соответствии с пунктом 1 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), нормы Положения распространяются на индивидуальных предпринимателей.
    
    В соответствии с пунктом 11 Положения на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
    
    Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.
    
    В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
    
    Порядок ведения кассовых операций (далее - Порядок) утвержден Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (письмо Центрального банка России от 04.10.93 N 18).
    
    Согласно пункту 19 письма Центрального банка России от 16.03.95 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью" Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.
    
    В соответствии с Центральным банком Российской Федерации 18.08.93 N 51 и Государственной налоговой службой Российской Федерации 18.08.93 N ВЗ-6-13/272 (письмо Центрального банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51) (далее - Методические рекомендации), предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.
    
    Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки.
    
    В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
    
    В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, под предприятиями понимаются в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг.
    
    В соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215-1 письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 были утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила), определяющие порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности.
    
    При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать в кассу денежную наличность.
    
    Учитывая изложенное, соответствующие положения указанных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности, распространяются на индивидуальных предпринимателей.
    
    Таким образом, индивидуальные предприниматели подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
    
    

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Н.Шульгин

    
    

Текст документа сверен по:

"Бухучет в торговле",
N 3, 2005 год