ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2005 года N 378
О внесении изменений в федеральную целевую программу
"Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Внести изменения в постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 604 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3563), изложив ее в редакции согласно приложению.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 16 июня 2005 года N 378
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРМОЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР ИТЭР"
на 2002-2005 годы
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Международный термоядерный реактор
ИТЭР" на 2002-2005 годы
Наименование Программы |
- |
федеральная целевая программа |
Дата принятия решения о |
- |
распоряжение Правительства |
Государственный заказчик |
- |
Федеральное агентство по атомной |
Основной разработчик |
- |
Федеральное агентство по атомной |
Цель и задачи Программы |
- |
целью Программы является подготовка |
Целевые индикаторы и |
- |
реализация мероприятий Программы |
Сроки и этапы реализации |
- |
2002-2005 годы, в том числе: |
Объемы и источники |
- |
объем финансирования |
Ожидаемые конечные |
- |
готовность российских организаций к |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Ядерная энергетика на основе реакций синтеза легких элементов может стать одним из путей решения глобальной энергетической проблемы человечества. Исследования в области управляемого термоядерного синтеза ведутся в мире уже более 50 лет. Основными достоинствами такой энергетики является наличие практически неограниченных запасов топлива, обеспечение более высокой степени экологической безопасности (по сравнению с тепловыми и атомными электростанциями) и физическая невозможность возникновения неуправляемой термоядерной реакции.
Осознавая глобальное значение и сложность проблем, которые возникнут при решении задачи создания термоядерного реактора, Россия, США, Европейское сообщество и Япония в 1992 году решили объединить свои усилия для совместной разработки технического проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР (далее - проект ИТЭР), основой которого являются термоядерные установки "Токамак", разработанные в России.
Работа над проектом ИТЭР в России проводилась в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. N 97-рп "О разработке технического проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР", Соглашением между Европейским сообществом по атомной энергии, Правительством Российской Федерации, Правительством Соединенных Штатов Америки и Правительством Японии о сотрудничестве в разработке технического проекта Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР от 21 июля 1992 г. и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. N 1119.
В июле 1998 г. проект ИТЭР был завершен. К этому времени в ходе международных исследований, проведенных с использованием действующих установок типа "Токамак", были получены серьезные научные результаты, позволившие странам - участницам проекта уменьшить стоимость сооружения реактора ИТЭР почти в 2 раза без изменения основных программных целей проекта.
С учетом полученных результатов Россия, Европейское сообщество и Япония в течение 1999-2001 годов провели необходимую доработку проекта ИТЭР. В результате уточнения размеров реактора ИТЭР изменены некоторые технические параметры систем, а также генерируемая термоядерная мощность (500 МВт). Ориентировочная стоимость сооружения реактора ИТЭР 4 млрд. долларов США.
Работы над проектом ИТЭР в России в 1999-2001 годах проводились в соответствии с федеральной целевой научно-технической программой "Международный термоядерный реактор ИТЭР и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в его поддержку" на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. N 1417.
Федеральная целевая программа "Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года N 245-р.
Реализация Программы - это очередной шаг на пути создания основ развития энергетики будущего, что отвечает долгосрочным интересам страны. Это шаг по подготовке к полномасштабному участию России в сооружении реактора ИТЭР, за которым последует введение его в действие и достижение проектных технических параметров. Только после этого возможно создание первой термоядерной электростанции.
Уникальность проекта, его значимость для решения энергетических и экологических проблем человечества обусловили применение программного метода решения стоящих задач.
Программа имеет межведомственный характер.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является подготовка российских организаций к участию в сооружении реактора ИТЭР в рамках международного сотрудничества.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:
участие российских специалистов в подготовке проекта соглашения о совместной реализации проекта ИТЭР;
проведение научно-исследовательских работ с использованием действующих установок типа "Токамак" в режимах, необходимых для уточнения параметров реактора ИТЭР;
участие российских специалистов в проведении технического анализа площадок, предлагаемых для сооружения реактора ИТЭР, и в работах по привязке проекта ИТЭР к площадке, выбранной для сооружения реактора;
участие российских специалистов в разработке нормативной базы, необходимой для надежной и безопасной эксплуатации реактора ИТЭР, и проведении ресурсных испытаний полномасштабных прототипов и макетов оборудования для реактора ИТЭР;
разработка и освоение технологий изготовления штатного оборудования для реактора ИТЭР на базе российских организаций;
подготовка технологической базы российских организаций для участия в сооружении реактора ИТЭР;
пополнение и обновление научной и технологической базы данных, необходимой для разработки программы проведения научно-исследовательских и технологических работ на реакторе ИТЭР после ввода его в эксплуатацию.
Программа имеет долгосрочный характер и будет реализовываться в 2002-2005 годах.
Основными этапами выполнения Программы являются:
I этап (2002 год) - участие в международном сотрудничестве в области разработки нормативной документации для оценки площадок, предлагаемых для сооружения реактора ИТЭР, и в работах по привязке проекта ИТЭР к площадке, выбранной для сооружения реактора;
II этап (2003 год) - завершение согласования и подписание межправительственного соглашения о совместном сооружении реактора ИТЭР;
III этап (2004 год) - участие в создании международной структуры управления сооружением реактора ИТЭР;
IV этап (2005 год) - завершение технологической подготовки российских организаций к изготовлению оборудования для реактора ИТЭР.
Срок реализации Программы может быть продлен в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Показателями реализации мероприятий Программы является количество российских организаций, участвующих в проведении работ в рамках проекта ИТЭР и готовых обеспечить на основе разработанных в ходе реализации Программы технологий изготовление штатного оборудования и систем для реактора ИТЭР с их поставкой на место его сооружения.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы по годам приведены в приложении N 1.
3. Система мероприятий Программы
В целях реализации Программы предусматривается осуществить комплекс мероприятий по следующим 6 основным направлениям:
исследование поведения плазмы на действующих установках типа "Токамак" для обновления физической базы данных проекта ИТЭР;
разработка нормативных актов для проведения анализа площадок, предлагаемых для сооружения реактора ИТЭР, и привязка технического проекта ИТЭР к площадке, выбранной для сооружения реактора;
проведение научно-исследовательских работ по обоснованию надежности и безопасности эксплуатации компонентов реактора ИТЭР и ресурсных испытаний прототипов элементов реактора;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке технологий промышленного изготовления компонентов реактора ИТЭР;
освоение технологий изготовления оборудования для реактора ИТЭР на базе российских организаций, участвующих в сооружении реактора;
информационное сопровождение проекта ИТЭР в период подготовки к его сооружению.
Мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы, выполняемые в рамках указанных направлений, приводятся в приложении N 2.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется:
за счет средств, предусматриваемых на научно-исследовательские работы по целевой статье расходов федерального бюджета по проекту ИТЭР;
за счет средств целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии (в 2002-2004 годах);
за счет средств федерального бюджета по целевой статье расходов "Услуги, связанные с реализацией работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия" и виду расходов "Финансирование других приоритетных направлений науки и техники" (2005 год).
Объемы финансирования Программы приводятся в приложении N 3.
Размер, источники и структура финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год в порядке, установленном для федеральных целевых программ.
Для выполнения мероприятий Программы на I этапе (2002 год) израсходовано 209 млн. рублей, на II этапе (2003 год) 221,6 млн. рублей, на III этапе (2004 год) - 199,4 млн. рублей, на IV этапе (2005 год) предусматривается израсходовать 230 млн. рублей.
5. Управление реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком работ, проводимых в рамках Программы, является Федеральное агентство по атомной энергии.
Финансирование указанных работ за счет средств федерального бюджета производится по целевому назначению через государственного заказчика.
Государственный заказчик Программы уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объем финансирования с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов ее выполнения.
Выполнение мероприятий Программы российскими организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на Федеральное агентство по атомной энергии.
Государственный заказчик осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральное агентство по атомной энергии ежеквартально рассматривает результаты выполняемых работ и проводит проверку с выездом специалистов на место.
Контроль за ходом выполнения Программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика Программы, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
6. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит Российской Федерации подготовиться к полноправному участию в строительстве первого в мире экспериментального термоядерного реактора в рамках международного сотрудничества.
Программа обеспечит накопление общих и специальных знаний в области создания перспективной термоядерной энергетики, обеспечит сохранение и подготовку кадров для строительства и эксплуатации будущего промышленного термоядерного реактора, что позволит создать базу для привлечения российских организаций к изготовлению высокотехнологичного наукоемкого оборудования для реактора ИТЭР.
Российские организации, участвующие в проведении работ в рамках проекта ИТЭР, заключили и выполнили контракты по созданию наукоемкой продукции на сумму более 20 млн. долларов США. Реализация мероприятий Программы позволит создать в Российской Федерации на этапе строительства реактора дополнительно около 2000 новых рабочих мест, главным образом в г. Москве и Московской области, гг. Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, в Удмуртской Республике и других районах.
В результате реализации Программы не ожидается каких-либо вредных экологических последствий. Программа не требует строительства новых промышленных объектов. Мероприятия Программы могут быть реализованы российскими организациями, в которых потребуется только некоторое обновление производственной базы.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Международный термоядерный
реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
Целевые индикаторы федеральной целевой программы "Международный
термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
Целевой индикатор |
2002- |
В том числе по годам |
|||
годы - |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Количество российских |
305(63) |
86 |
70 |
76 |
73 |
Целевые показатели федеральной целевой программы "Международный
термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
Направление работ |
Количество российских организаций, | ||||
2002- |
в том числе |
||||
годы - |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
1. Исследование поведения |
46(20) |
12 |
8 |
15 |
11 |
2. Разработка нормативных |
23(8) |
7 |
5 |
6 |
5 |
3. Проведение |
91(34) |
23 |
24 |
22 |
22 |
4. Проведение |
105(36) |
32 |
23 |
27 |
23 |
5. Освоение технологий |
104(24) |
28 |
23 |
27 |
26 |
6. Информационное |
20(20) |
5 |
5 |
5 |
5 |
________________
* В скобках приводится количество российских организаций, ежегодно участвующих в работах, проводимых в рамках проекта ИТЭР.
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Международный термоядерный реактор
ИТЭР" на 2002-2005 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы
"Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
(млн. рублей, в ценах соответствующего года реализации Программы)
Объем финансирования |
Ожидаемый результат | ||||||||||
2002- |
в том |
числе |
|||||||||
годы - |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|||||||
I. Исследование поведения плазмы на действующих установках типа "Токамак" | |||||||||||
1. Проведение |
21,9 |
5,2 |
5,3 |
3,6 |
7,8 |
создание теоретических моделей и | |||||
2. Создание и |
7,1 |
2,1 |
2,1 |
0,9 |
2 |
определение численных кодов, | |||||
3. Разработка методов |
32,3 |
8,4 |
8,5 |
5,4 |
10 |
проведение проектных и | |||||
4. Разработка математических |
12,9 |
3,8 |
3,2 |
0,9 |
5 |
создание программных модулей | |||||
| |||||||||||
5. Разработка нормативной |
30,3 |
8,4 |
8,5 |
5,4 |
8 |
разработка проекта стандарта | |||||
6. Участие в привязке проекта |
30,6 |
8,4 |
10,6 |
5,4 |
6,2 |
анализ планируемых затрат | |||||
7. Участие в проведении |
18,7 |
6,3 |
4,8 |
3,6 |
4 |
анализ планируемых затрат | |||||
| |||||||||||
8. Разработка программ |
16,3 |
4,2 |
4,8 |
3,3 |
4 |
разработка проектов программ | |||||
9. Разработка методологии и |
13,9 |
4,2 |
3,7 |
3 |
3 |
подготовка методологии и критериев | |||||
10. Сертификация и аттестация |
19,7 |
5,2 |
5,3 |
3,6 |
5,6 |
создание и сертификация стендов для | |||||
11. Ресурсные испытания |
36,7 |
7 |
8,5 |
7,2 |
14 |
ресурсные испытания компонентов | |||||
12. Изготовление и ресурсные |
50 |
12,5 |
12,7 |
10,8 |
14 |
проведение испытаний прототипов | |||||
13. Проведение комплексных |
48,2 |
12,5 |
12,7 |
9 |
14 |
проведение испытаний модели | |||||
| |||||||||||
14. Разработка технологии |
17,9 |
4,2 |
4,2 |
4,5 |
5 |
разработка технологии промышленного | |||||
15. Разработка технологии |
20,9 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
5 |
разработка промышленной технологии | |||||
16. Разработка технологии |
33,6 |
7,4 |
8,5 |
8,6 |
9,1 |
выбор и обоснование технологических | |||||
17. Разработка технологии |
21,1 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
5,2 |
выбор и обоснование технологических | |||||
18. Разработка технологии |
19,9 |
5,2 |
5,2 |
5,4 |
4,1 |
выбор и обоснование технологических | |||||
19. Разработка технологии |
23,9 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
5 |
адаптация к промышленным условиям | |||||
20. Разработка технологии |
17 |
4,2 |
4,2 |
4,5 |
4,1 |
создание опытно-промышленной | |||||
21. Разработка технологии |
15,5 |
4,2 |
4,2 |
3,6 |
3,5 |
создание технологии производства | |||||
22. Разработка технологии |
16,2 |
4,2 |
4,2 |
4,5 |
3,3 |
создание технологии изготовления | |||||
23. Разработка технологии |
34,9 |
9,4 |
9,5 |
9 |
7 |
создание технологии изготовления | |||||
24. Разработка технологии |
18,2 |
5,2 |
5,3 |
4,5 |
3,2 |
разработка технической документации | |||||
25. Разработка технологии |
15,4 |
4,2 |
4,2 |
3,6 |
3,4 |
разработка системы переработки | |||||
| |||||||||||
26. Составление перечня |
24,4 |
8,4 |
7,4 |
4,5 |
4,1 |
создание откорректированного | |||||
27. Подготовка российских |
109,2 |
20,8 |
26,3 |
31,6 |
30,5 |
освоение в российских организациях, | |||||
28. Проведение испытаний на |
64,3 |
12,5 |
13,7 |
18,1 |
20 |
отработка и испытания макетов | |||||
29. Подготовка внедрения в |
38 |
8,4 |
9,5 |
11,3 |
8,8 |
подготовка лицензирования и | |||||
| |||||||||||
30. Модернизация и |
12,4 |
2 |
3,2 |
2,3 |
4,9 |
освоение систем управления | |||||
31. Обновление физической и |
6,9 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
2 |
разработка физической и | |||||
32. Компьютерное моделирование |
9,1 |
1,6 |
2,1 |
1,4 |
4 |
разработка и моделирование | |||||
33. Структурирование |
2,6 |
0,6 |
0,7 |
1,1 |
0,2 |
создание полной базы данных | |||||
Итого |
860 |
209 |
221,6 |
199,4 |
230 |
||||||
в том числе: |
|||||||||||
за счет средств федерального |
268,4 |
54 |
61,6 |
67,8 |
85 |
||||||
целевого бюджетного фонда |
446,6 |
155 |
160 |
131,6 |
- |
||||||
федерального бюджета по |
145 |
- |
- |
- |
145 |
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Международный термоядерный
реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
ОБЪЕМЫ
финансирования федеральной целевой программы "Международный
термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы
(млн. рублей, в ценах соответствующего года реализации Программы)
Источники и направления |
Общий объем финансирования | ||||
2002- |
в том числе по годам | ||||
всего |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Всего |
860 |
209 |
221,6 |
199,4 |
230 |
в том числе: |
|||||
федеральный бюджет |
|||||
по целевой статье расходов по проекту ИТЭР |
268,4 |
54 |
61,6 |
67,8 |
85 |
по целевой статье расходов "Услуги, связанные с реализацией работы |
145 |
- |
- |
- |
145 |
внебюджетные источники (целевой бюджетный фонд Министерства Российской |
446,6 |
155 |
160 |
131,6 |
- |
федеральный бюджет |
|||||
по целевой статье расходов по проекту ИТЭР |
268,4 |
54 |
61,6 |
67,8 |
85 |
по целевой статье расходов |
145 |
- |
- |
- |
145 |
внебюджетные источники (целевой |
446,6 |
155 |
160 |
131,6 |
-" |
Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"