Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/1200034986.htm


ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ

Комиссия по охране природной среды Балтийского моря


РЕКОМЕНДАЦИЯ  19/5*

Цели ХЕЛКОМ по отношению к вредным веществам

________________
    * заменяет Рекомендацию ХЕЛКОМ 12/7

    
    
Принята 26 марта 1998 года,
в соответствии со Статьей 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.

    
    
    КОМИССИЯ,
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ Статью 3, Параграфа 1 Конвенции по защите морской окружающей среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская Конвенция), в которой Договаривающиеся Стороны обязались предпринимать совместно и каждая в отдельности необходимые законодательные, административные или другие необходимые меры, обеспечивающие защиту и предотвращение загрязнения Балтийского моря, с тем, чтобы содействовать процессу возрождения природной среды всего района Балтийского моря и сохранению его экологического баланса;
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ Статью 5 Хельсинкской Конвенции 1992 г., в которой Договаривающиеся Стороны обязались не допускать, а при наличии - устранять имеющиеся загрязнения акватории Балтийского моря вредными веществами, поступающими от различных источников;
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ, что Декларация  Балтийского Моря 1992 г. одобрила стратегию и принципы, отражeнные в “Совместной комплексной программе природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря”;
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ, что “Кальмарское Коммюнике” Совета Глав Балтийских Государств (CBSS) 1966 г. указало на то, что особое внимание должно быть уделено неконтролируемому обращению и использованию химикатов, включая пестициды, и потребовало от Хельсинкской Комиссии разработать программу мероприятий, рассчитанную на 25 лет и гарантирующую непрерывное сокращение сбросов, выбросов и потерь вредных веществ вплоть до их полного прекращения, с доведением уровней концентраций химических веществ природного происхождения до их фоновых значений, при полном изъятии из элементов природной среды синтетических (созданных человеком) веществ;
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ДАЛЕЕ, что Кальмарское Коммюнике CBSS 1996 г. указало, что для достижения этой цели все Страны региона - участницы Европейских Соглашений должны в максимально краткие сроки выполнить Директивы Европейского Союза в части химикатов, включая пестициды, тогда как другие Страны региона должны обеспечить условия, необходимые для достижения сопоставимого стандарта;
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ТАКЖЕ, что “Министерская Декларация” ХЕЛКОМ 1988 г. потребовала существенно сократить загрязнeнность от наземных источников;
    

    ИМЕЯ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ как об успехах, так и о трудностях и недостатках на пути к достижению поставленной цели в части вредных веществ, и
    
    ЖЕЛАЯ достичь цели, определeнные Кальмарским Коммюнике CBSS 1996 г. в части вредных веществ;
    
    ОСОЗНАВАЯ необходимость согласования принципиальных подходов, реализуемых HELCOM и OSPAR, в части вредных веществ;
    
    РЕШИЛА, что целью Комиссии в части вредных веществ является предотвращение загрязнений на территории, входящей в зону Конвенции, путeм постоянного сокращения сбросов, выбросов и потерь вредных веществ с доведением уровней концентрации веществ природного происхождения до их фоновых значений, при полном изъятии из элементов природной среды синтетических (созданных человеком) вещества;
    
    РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон продолжить усилия по сокращению сбросов, выбросов и потерь вредных веществ, способных попасть в морскую окружающую среду, до уровней, не представляющих опасности ни для человека, ни для природы, осуществляя это в установленных временных пределах, последовательно и в кратчайшие сроки;
    
    РЕКОМЕНДУЕТ ТАКЖЕ Правительствам Договаривающихся Сторон принять нижеизложенную Стратегию с тем, чтобы достичь целей ХЕЛКОМ в части вредных веществ в том виде, как это представлено в настоящем Приложении, а также осуществлять любые мероприятия, направленные на прекращение сбросов, выбросов и потерь вредных веществ к 2020 году, как это принято Кальмарским Коммюнике CBSS;
    
    РЕШИЛА, что, при необходимости, но не ранее 2004 года, нижеизложенная Стратегия должна пересматриваться и уточняться для согласования еe со стратегией, действующей в рамках OSPAR;   

    РЕКОМЕНДУЕТ Договаривающимся Сторонам, начиная с 2003 года, представлять через Технологический Комитет отчeт через каждые 3 года.
    
         

Рекомендация ХЕЛКОМ 19/5

Дополнение 1

Стратегия достижения целей ХЕЛКОМ в отношении вредных веществ

    

   

     1. Руководящие принципы

    
    Производимые оценки, программы и методы, применяемые для выполнения Стратегии достижения целей ХЕЛКОМ в части вредных веществ, должны соответствовать общим обязательствам, сформулированным в Статьях 3 и 5 Хельсинкской Конвенции 1992 года и, следовательно, предусматривать использование:
    
    - принципа превентивности,
    
    - принципа “загрязнитель платит”,
    
    - наилучшей имеющейся технологии и наилучшего опыта природоохранной деятельности.
    
    Кроме того, как средство достижения этих целей, предусматривается замена использования вредных веществ на менее вредные вещества, или, что более предпочтительно, на безвредные вещества везде, где такая замена возможна.
    
    Используя законодательные принципы Европейского Сообщества (ЕС) в отношении оборота и использования вредных веществ, а также аналогичные законодательства Стран-участниц Конвенции, но не членов ЕС, следует избегать образования сбросов, выбросов и потерь новых вредных веществ, за исключением тех случаев, где они оправданы как промежуточный этап при реализации принципа замены.
    
    В работе по достижению этой цели, оценка риска служит инструментом расстановки приоритетов разработки программы конкретных действий.
    
    

    2. Определения

    
    2.1 Для задач данной Стратегии:
    
    а) “вредными” называются вещества, входящие в одну из следующих категорий:
    
    (i) вещества или группы веществ, являющиеся токсичными, устойчивыми и склонными к биоаккумуляции;
    
    (ii) другие вещества или группы веществ, которые, с точки зрения Комиссии, требуют такого же подхода как и вещества по п.(i), даже если они не удовлетворяют всем критериям токсичности, устойчивости и биоаккумуляции, но имеют все основания быть особо выделенными. Эта вторая категория включает в себя как вещества, вызывающие синергетический эффект с другими веществами, тем самым подтверждая правомочность быть особо выделенными, так и вещества, которые сами по себе не являются вредными, но склонны разлагаться или превращаться в вещества, относящиеся к пп.(i) или (ii).
    
    Комиссия идентифицирует и оценивает также и другие вещества или группы веществ, используя всю доступную информацию и принятые методы и критерии на международном уровне.
    
    b) “Вещество” означает химический элемент или соединение природного происхождения или полученное с помощью какого- либо производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для сохранения стабильности продукта, а также любое загрязнение, образующееся в ходе применяемого процесса, за исключением любого растворителя, который может быть удалeн без влияния на стабильность вещества или на его состав.
    
    c) “Группа веществ” означает набор веществ:
    
    (i) в котором вещества представлены с целью продемонстрировать идентичный уровень опасности при использовании для их оценки международно признанных критериев;
    
    (ii) которые достаточно близки как с точки зрения их физико-химических свойств, так и области применения, что означает идентичность обращения с ними, и которые требуют общих мер предосторожности, поскольку обладают сопоставимым уровнем опасности для природы и человека. Этот уровень опасности определяется путeм экстраполяции оценки, полученной для представительного образца группы.
    
    2.2 Комиссия будет стимулировать дальнейшие разработки критериев вредных веществ, а именно: токсичности, устойчивости и способности к биоаккумуляции по отношению к окружающей среде моря.
    
    2.3 В дополнение к этому будут разрабатываться и другие технические термины, используемые в рамках данной Стратегии. Их описание приводится в Глоссарии (Приложение 1).
    

   

    3. Стратегия ХЕЛКОМ по отношению к вредным веществам

    
    Используя руководящие принципы и, в частности, принцип превентивности, Комиссия проводит работу по идентификации вредных веществ, их обращению и выделению из их числа приоритетных, а также требует от Договаривающихся Сторон контролировать (т.е. предотвращать, снижать до возможных пределов и исключать) сбросы выбросы и потери вредных веществ, которые попадают или могут попадать в морские элементы окружающей среды.
    
    3.1 Критерии для выбора и приоритетного ранжирования веществ
    
    Учитывая работу, проводимую другими международными объединениями, Комиссия будет:
    
    (i) участвовать в разработках методов динамического выделения и механизмов ранжирования с тем, чтобы выделить вредные вещества, являющиеся значимыми в работе Комиссии с вредными веществами. При этом будут приниматься во внимание конкретные условия Балтийского моря;
    
    (ii) применять эти методы выделения и механизмы ранжирования к рассматриваемым веществам, включая те вещества и их группы, которые в соответствии с нижеизложенными критериями, приведены в Приложении 2. Целью такой работы является создание приоритетного перечня ХЕЛКОМ, в котором вещества приводятся в порядке их приоритетного ранжирования.
    
    Критерии, используемые для механизма ранжирования, могут учитывать, что вещества или группы веществ:
    
    а) представляют общую угрозу водоeмам в силу их вредных свойств;
    
    b) проявляют степень риска для окружающей среды моря или могут угрожать здоровью человека при прямом или косвенном потреблении пищи, имеющей морское происхождение;
    
    c) находятся в одном или более элементов (природной среды) территории, охватываемой настоящей Конвенцией;
    
    d) попадают или могут попадать в экосистему моря вследствие, например, разнообразия источников и различных по характеру путей.
    
    Применение этих критериев должно как выявить опасные характеристики веществ и их групп, так и ранжировать их по реальной или потенциальной вероятности их нахождения или их влияния на территории, охватываемой настоящей Конвенцией.
    
    При разработке механизмов выделения или ранжирования веществ или их групп особое внимание должно уделяться тем из них, которые разрушают эндокринную систему. В своей работе ХЕЛКОМ будет учитывать результаты исследований в области этих веществ, проводимых такими международными организациями, как OSPAR, EU и OECD. При наличии подходящей методики мониторинга и испытаний ХЕЛКОМ будет проводить наблюдение за территорией, охватываемой настоящей Конвенцией, с тем, чтобы дать оценку пространственного распределения этих веществ и их негативного влияния.
    

    Комиссия будет постоянно пересматривать механизмы селекции и ранжирования с тем, чтобы гарантировать их эффективность в части идентификации всех аспектов опасности и риска, которые дают основание считать вещество вредным. При этом будут приниматься во внимание исследования, проводимые OSPAR и Международным Фондом по Химической Безопасности.
    
    3.2 Методология оценки
    
    Отмечая тот факт, что опыт по оценке риска вредных веществ для окружающей среды моря ограничен, и это особенно справедливо по отношению к таким явлениям, как последствия малых скоростей разложения веществ, их продолжительного воздействия на морские организмы и высокие степени разбавления, Комиссия намеревается, учитывая конкретные условия Балтийского моря, использовать результаты работ в этих областях, полученные другими международными организациями. При этом в качестве первоочередных рассматриваются следующие аспекты:
    
    a) разработка приемлемых методик оценки риска вредных веществ для окружающей среды моря;
    
    b) пределы, в которых методология и результаты оценки риска применительно к пресной воде, а также другие, относящиеся к опасным веществам методики, могут быть трансформированы и использованы для оценки риска, который опасные вещества представляют для окружающей среды моря;
    
    c) критерии и методы, которые могли бы быть использованы для идентификации и разработки менее вредных (предпочтительно безвредных) веществ, которые могли бы использоваться взамен вредных веществ.
    
    Комиссия будет стремиться к сотрудничеству с OSPAR и другими имеющими отношение к проблеме организациями, а также структурами ЕС с целью совершенствования применяемых методов. ХЕЛКОМ будет также использовать имеющие отношение к проблеме элементы в документе ЕС, озаглавленном: “Техническое руководство по применению Директивы 93/67/ЕС по оценке риска вновь зарегистрированных веществ” и руководящем документе ЕС 1488/94 по оценке риска для существующих веществ, включая последующие редакции этого документа.
    
    Классификация критерия “Опасные Вещества”, приводимая в Дополнении VI Директивы ЕС 67/548, могла бы стать основой для разработки общего метода выборки при идентификации вредных веществ, значимых для окружающей среды моря, а также служить руководством при разработке менее вредных или, предпочтительно, безвредных заменителей. Раздел 5.2 Дополнения VI (“Критерии классификации, указание на опасность, выбор описания риска”) и в особенности раздел 5.2.1, посвящeнный экологии водоeмов, а также раздел 4 о конкретном воздействии на здоровье человека, представляют собой хорошую стартовую позицию для разработки приемлемого метода выборки.
    
    При оценке данных мониторинга, относящихся к присутствию вредных веществ в элементах окружающей среды моря, ХЕЛКОМ располагает данными (хоть и недостаточными) о фоновых/относительных величинах концентраций в том объeме, в котором они представлены в “Периодических Оценках Состояния Балтийского Моря”. Учитывая трудности, возникающие при принятии решений о наличии или отсутствии значимости того или иного факта при недостатке фоновых/относительных величин, данных мониторинга или оценки риска, Комиссия будет инициировать программы, направленные на рассмотрение этих недостатков. Однако наличие фоновых значений не является необходимым условием для проведения выборки и ранжирования рассматриваемых веществ.
    

    3.3 Критерии для выбора и выполнения мероприятий
    
    В соответствии с принципом превентивности, необходимость в проведении эффективных мероприятий наступает тогда, когда имеются убедительные причины опасаться, что вредные вещества, присутствующие в окружающей среде моря, а также те из них, которые в состоянии проникнуть в эту среду, могут причинить вред здоровью человека, экосистеме моря, нарушить системы благоустройства или осложнить любые формы активного использования моря, даже в том случае, если отсутствуют убедительные факты причинной связи между поступлением этих веществ и эффектом.
    
    Наиболее экономичные мероприятия должны иметь наивысший приоритет; при этом необходимо принимать во внимание следующее:
    
    a) устойчивость развития экосистем моря;
    
    b) принцип “загрязнитель платит”, при котором стоимость ущерба от загрязнения, мер предотвращения, контроля и мер по снижению (загрязнения) оплачивается загрязнителем;
    
    c) достоинства и недостатки предлагаемых мероприятий.
    
    Разрабатываемые и/или реализуемые мероприятия должны удовлетворять требованиям, наилучшей имеющейся технологии (ВАТ) и наилучшей природоохранной практике (ВЕР), определение которых приводится в Хельсинкской Конвенции; при этом обязательно учитывается необходимость минимизации использования вредных веществ. Если в таком процессе вредные вещества заменяются другими, более доступными, то необходима гарантия меньшей вредности этих веществ или их безвредности.
    
    Признавая принцип продолженной ответственности производителя, процесс совершенствования производства, направленный на замену веществ, продуктов и процессов на более экологически чистые, должен способствовать достижению общей цели - прекращению сбросов, выбросов и потерь вредных веществ, в частности:
    
    a) разработке и использованию экологически чистых продуктов, а также разработке менее вредных или предпочтительно безвредных веществ или более экологически чистых технологий;
    
    b) принципу замены - везде, где это только возможно (в соответствии и с другими природоохранными задачами) - продукты или процессы, приводящие к поступлению вредных веществ в окружающую среду, заменяются на те, в которых этого не происходит. Это включает в себя замену вредных веществ путeм замены процесса на другой, в котором эти вещества не используются. При осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать весь жизненный цикл продукта;
    
    c) обращению и управлению отходами, а также разработке и использованию технологий обработки, которые исключают попадание (в виде потерь) вредных веществ в окружающую среду.
    

    3.4 Мероприятия и их выполнение
    
    Принимается принцип последовательности, что означает необходимость определения промежуточных целей и временных рамок для их достижения.
    
    Действия по отношению к вредным веществам, идентифицируемым Комиссией как значимые, будут включать в себя следующее:
    
    a) идентификацию источников вредных веществ и путей их проникновения в окружающую среду моря;
    
    При этом используется информация, полученная в ходе мониторинга, исследований, конкретных инспекций и мероприятий по оценке риска;
    
    b) классификацию проблемы как имеющей глобальный или региональный характер. Для этого будет применяться наиболее приемлемое сочетание мониторинга, моделирования и методов оценки риска, и как результат этого;
    
    c) идентификацию мероприятий, имеющих отношение к проблеме, включая освоение методов снижения сбросов, выбросов и потерь вредных веществ, учитывая при этом источники и пути движения этих веществ.
    
    Учитывая также необходимость разработки ХЕЛКОМ программы по точечным и диффузным источникам и объединения их со Стратегией ХЕЛКОМ по вредным веществам, должны быть рассмотрены следующие аспекты:
    
    - работа на соответствующем географическом и административном уровнях;
    
    - совершенствование форм реализации политики;
    
    - эффективность экономических рычагов;
    
    - сотрудничество со всеми заинтересованными официальными лицами и общественными организациями.
    
    Рекомендации в части использования наилучшей имеющейся технологии и наилучшего опыта природоохранной работы (BAT/BEP) во все планы и программы, нацеленные на конкретные действия. Наилучший опыт природоохранной работы (ВЕР) должен использоваться в работе со значимыми диффузными источниками, включая продукты.
    
    Комиссия требует, чтобы Договаривающиеся Стороны продолжали работу с теми веществами, 50%-ное сокращение сброса которых было определено как цель Комиссии (HELCOM 12/18, Дополнение 6, и HELCOM 14/18, Параграф 6.40). Эти вещества приводятся в Приложении 2, лист 1.
    
    Комиссия инициирует работу по созданию информационной базы, системы отчeтности о производстве и использовании выбранных вредных веществ в рамках законодательных систем Договаривающихся Сторон.
    

    Несмотря на явления, отмеченные в разделах 3.1 и 3.2, Комиссия будет продолжать работу с теми веществами, которые уже выбраны ХЕЛКОМ как претенденты на полное изъятие из оборота (Хельсинкская Конвенция, 1992, Дополнение 1, Части 2 и 3), включая те вредные вещества или группы вредных веществ, которые даны в перечне UN-ECE как требующие первоочередных действий, определeнных протоколом (“СОЗ'ы и Опасные Вещества”) к Конвенции о трансграничном  переносе воздушных загрязнений. Сюда же включаются вещества, выбранные OSPAR, вошедшие в Программу Действий этой организации и утверждeнные как приоритетные решениями 3-й и 4-й Конференций по Северному Морю. Вещества, требующие принятия незамедлительных мер в части их обращения, приводятся в Приложении 3.
    
    В качестве первых шагов соответствующие Комитеты ХЕЛКОМ должны выполнить следующее:
    
    - собрать информацию о ввозе, производстве, захоронении, использовании и вывозе веществ, выбранных и представленных в Приложении 3, включая загрязнители;
    
    - собрать информацию о сбросах, выбросах и потерях, которые не являются следствием производства, использования или коммерческого оборота этих выбранных веществ;
    
    - опираясь на полученный опыт, разработать соответствующую систему отчeтности;
    
    - провести оценку полученной информации с тем, чтобы выделить мероприятия;
    
    - приоритетного характера.
    
    Первоначально выбор производится как промежуточный и в максимально короткие сроки (но не позднее 2000 года) уточняется, принимая во внимание вещества, выбранные в соответствии с разделом 3.1 в качестве приоритетных
    
    3.5 Сотрудничество и диалог
    
    Комиссия и Договаривающиеся Стороны вместе и по отдельности будут прилагать усилия для поддержания и дальнейшего развития конструктивного диалога о сокращении оборота вредных веществ со всеми заинтересованными сторонами, включая производителей, объединения потребителей, официальных лиц и природоохранных общественных организаций с тем, чтобы иметь в распоряжении максимально полную информацию, необходимую Комиссии для реализации обсуждаемой Стратегии.
    
    Комиссия и Договаривающиеся Стороны будут поощрять сотрудничество с промышленностью, направленное на достижение целей ХЕЛКОМ в отношении вредных веществ, в том числе:
    

    a) в части использования Стратегии при реализации BAT и/или ВЕР;
    
    b) в части предоставления достоверных данных об объeмах производства, характере использования, путях потерь, концентрациях воздействия и свойствах веществ.
    
    С целью достижения согласованных подходов и исключения дублирования работ по вредным веществам, Комиссия будет следить за тем, чтобы мероприятия и информация, которые уже согласованы или которые ещe только обсуждаются Договаривающимися Сторонами на других Международных форумах, были приемлемыми для ХЕЛКОМ в его работе по разработке мероприятий и вводными при его работе над методами контроля. Договаривающиеся Стороны должны представлять Комиссии эти мероприятия и эту информацию. Комиссия организует соответствующие обсуждения, чтобы определить уровень необходимого сотрудничества и кооперации.
    
    

    4. Выполнение

    
    Комиссия будет инициировать и поддерживать программы конкретных действий, направленные на выполнение целевой задачи 2020 года, что особенно важно для стран с переходным типом экономики. Работа будет проводиться через соответствующие Комитеты и с помощью Целевой Группы по выполнению Программы (HELCOM PITF). Комиссия будет способствовать также процессам адекватной передачи технологии, систем управления и администрирования, а также информации.
    
    4.1 Рабочие планы вспомогательных подразделений ХЕЛКОМ
    
    Стратегия в области вредных веществ будет включена в рабочие планы таких подразделений как, Технологический Комитет (ТС), Экологический Комитет (ЕС) и Морской Комитет (МС), а также  Целевой Группы по  выполнению первоочередных задач (PITF), которые проведут ранжирование, сформулируют задания, установят соответствующие конечные сроки исполнения и цели.
    
    Соответствующие подразделения ХЕЛКОМ рассмотрят следующее:
    
    - программы PITF и ТС обеспечат получение необходимой информации о выбранных вредных веществах, находящихся в элементах природной среды, например, о нагрузке на окружающую среду, о наблюдениях за использованием и за потоками вредных веществ в районе водосбора (анализ материального баланса) для точечных и диффузных источников;
    
    - программы МС обеспечат необходимую информацию о вредных соединениях, используемых для предотвращения биообрастания,  и об их менее вредных заменителях или альтернативных действиях, направленных на отказ от использования химических ингибиторов биообрастания.
    
    - программы ЕС обеспечат необходимую информацию о результатах мониторинга, например о результатах обследования выбранных вредных веществ в части их влияния на природную среду моря;
    
    - пересмотр параметров мониторинга с тем, чтобы они соответствовали целям настоящей Стратегии.
    
    Комиссия будет проверять деятельность ТС, ЕС, и МС на регулярной основе.
    
    4.2 Отчeт о результатах
    
    Технологический Комитет разработает к концу 1998 года необходимые процедуры, позволяющие проверять через каждые 3 года результаты, полученные в ходе реализации настоящей Стратегии. Комитет будет на основании такой проверки пересматривать данную Стратегию. Такой пересмотр должен учитывать следующие обстоятельства:
    
    a) оценку характера исполнения и эффективности мероприятий;
    

    b) опыт, приобретeнный в ходе реализации Стратегии;
    
    c) научные результаты качественных оценок в отчeтах территорий, охватываемых Конвенцией;
    
    d) успехи, достигнутые при разработке и использовании схемы выбора вредных веществ;
    
    e) любую последующую новую информацию.
    
  

Приложение 1  

    
Словарь специальных терминов, используемых при реализации
стратегии ХЕЛКОМ в области вредных веществ

    
    
    Для целей рассматриваемой Стратегии предлагаются нижеследующие рабочие определения. Время от времени эти определения будут пересматриваться.
    
    1. “Токсичность” определяется как способность вещества вызывать токсическое воздействие на организмы и их потомство, выражающееся в следующем:
    
    - снижение способности к выживаемости, росту и воспроизводству;
    
    - проявления канцерогенности, мутагенеза и тератогенеза;
    
    - негативные эффекты как следствие поражения эндокринной системы.
    
    В зависимости от времени воздействия и жизненного цикла поражeнного организма токсичность классифицируется как:
    
    - острая токсичность: летальная и/или сублетальная токсичность, проявляющаяся в результате переменного или постоянного воздействия вещества или смеси веществ в течение периода времени значительно более краткого, чем жизненный цикл рассматриваемого организма(напр. 96 часов Л50 для рыбы, жизненный цикл которой измеряется месяцами или годами);
    
    - субхроническая токсичность: сублетальная (и возможно также летальная) токсичности, проявляющиеся в результате переменного или постоянного воздействия вещества или смеси веществ в течение периода времени, представляющего значительную часть жизненного цикла рассматриваемого организма (напр. 21 день репродуктивного цикла для рачков, жизненный цикл которых измеряется неделями или месяцами);
    
    - хроническая токсичность: сублетальная токсичность, проявляющаяся в результате переменного или постоянного воздействия вещества или смеси веществ в течение периода времени не меньшего, чем период жизненного цикла рассматриваемого организма (напр. репродуктивный цикл рыбы, который включает замеры, проводимые для F1 поколения).
    
    Для предосторожности конкретные устойчивые вещества, которые или обнаружены в элементах природной среды моря, или вполне могут попасть туда  и которые в силу их природных свойств вполне могут вызывать хронический или субхронический токсический эффекты, должны рассматриваться так, как если бы они принадлежали к этой категории, до тех пор, пока не будет доказано обратное.
    
    2. Вещество определяется как “устойчивое”, если его собственные превращения или превращения продуктов его разложения происходят настолько медленно, что становится возможным его долговременное пребывание во всех элементах окружающей среды моря.
    

    3. “Биоаккумуляция” определяется как насыщение организма веществом; она включает в себя “биоконцентрирование” из окружающей среды и дополнительное поступление через пищевую цепочку; биоаккумуляция включает в себя все возможные пути поступления: через воздух, воду, почву и пищу.
    
    4. “Биоконцентрирование” определяется как результирующий эффект нетто, складывающийся из поступления и распределения вещества в организме с последующим частичным выносом его из организма.
    
    5. “Оценка риска” - определение связи между предполагаемым воздействием и отрицательным влиянием, производимое в результате 4 основных этапов: идентификация опасности, оценка реакции на полученную дозу, оценка воздействия и характеристика риска.
    
    6. “Оценка воздействия” - определение характера выделения, путей и скоростей перемещения вещества, продуктов превращений или распада с целью оценить концентрацию/дозы, под воздействием которых находится или может находиться человек или элементы окружающей среды.
    
    7. “Идентификация вредности” является идентификацией негативного влияния, которое вещество оказывает (на организм) в силу его природных свойств.
    
    8. “Оценка дозы (концентрации) - ответной реакции (эффекта)” представляет собой оценку связи между дозой или уровнем воздействия вещества и сферой действия и степенью серьeзности вызванных при этом отрицательных последствий.
    
    9. “Характеристика риска” - это оценка сферы действия и серьeзности вызванных отрицательных последствий, которые имеют вероятность произойти по отношении к человеку или элементам окружающей среды вследствие реального или предполагаемого воздействия вещества. Эта оценка может включать “оценку риска”, т.е. количественное выражение вероятности.
    
    10. В соответствии с материалами Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (OECD), проходившем в Weybridge, “разрушителем эндокринной системы” является вещество, негативно действующее на здоровый организм и его потомство в следствии функциональных изменений эндокринной системы. При использовании этого определения для экосистемы моря следует рассматривать вещества, которые могли бы влиять прямо или косвенно на гормональную регуляцию всего организма путeм симуляции гормональной деятельности или путeм имитации работы энзимных систем, ответственных за гормональный баланс.
    
    11. “Потери” - это поступление веществ прямо или косвенно в окружающую среду моря путeм, отличным от сбросов и выбросов, или вследствие аварии. Это может происходить путeм:
    

    a) просачивания, эрозии или отделения от произведeнного продукта или отхода;
    
    b) просачивания или стекания с поверхности земли, на которой вещество было распределено или размещено;
    
    c) протечки из eмкости, в которой содержится вещество.
    

Приложение 2  

    
Список веществ, которые являются кандидатами для выбора, оценки и
определения приоритетности в соответствии со Стратегией по выполнению задач
ХЕЛКОМ относительно вредных веществ

    
    
    Ключ к спискам 1-9
    
    1. Список веществ, идентифицированных для целей ХЕЛКОМ.
    
    2. Список веществ, принятый для международных действий в рамках UNECE LRTAP POP и протоколов по тяжелым металлам.
    
    3. Список веществ для международных действий (Программа UNEP POP).
    
    4. Список веществ, идентифицированный OSPAR В 1991-96 г.г.
    
    5. Список приоритетных веществ, принятый на 3-й Конференции стран Северного моря.
    
    6. Список веществ, принятый на 3-й и 4-й Конференции по Северному морю для дальнейшего отбора приоритетных веществ.
    
    7. Пестициды, обозначенные в параграфе 27 Декларации Esbjerg для приоритетного просмотра в рамках Директивы ЕС 91/414
    
    8. Список  OSPAR потенциальных эндокринных разрушителей - часть А воздействующих на изменения в эндокринной системе, который был представлен в научной литературе.
    
    9. Список OSPAR потенциальных эндокринных разрушителей - часть В воздействующих на изменения в эндокринной системе, который был представлен в научной литературе.
    
    

Номер

Название

1

2

3

4

5

6

7

8

9

            

Алканы


79345

1,1,2,2-Тетрахлорэтан






Х




79005

1,1,2-Трихлорэтан






Х




76131

1,1,2-Трихлотрифторэтан






Х




75343

1,1-Дихлорэтан






Х




78875

1,2-Дихлорпропан






Х

Х



2163000

1,6-Дихлоргексан






Х




544105

1-Хлоргексан






Х




56235

Карбонтетрахлорид

Х




Х





85535848

Хлорированные парафины с короткой цепочкой


Х


Х







Хлорированные парафины с длинной и средней цепью




Х






67663

Хлороформ

Х




Х





110827

Циклогексан






Х




107062

Дихлорэтан 1,2-

Х




Х





75092

Дихлорметан (метиленхлорид)






Х




101815

Дифенилметан






Х




67721

Гексахлорэтан






Х




108872

Метилциклогексан






Х




111659

Октан






Х




76017

Пентахлорэтан






Х




109660

Пентан






Х




558134

Тетрабромметан






Х




71556

Трихлорэтан, 1,1,1-

Х




Х





           

Алкены (Олефины)

75354


1,1-Дихлорэтилен






Х





540590


1,2-Дихлорэтилен






Х




542756

1,3-Дихлорпропилен






Х

Х



78886

2,3-Дихлорпропилен






Х




126998

2-Хлор-1,3-бутадиен (хлорпрен)






Х




107051

3-Хлорпропилен (Хлористый аллил)






Х




75014

Хлорэтилен (винилхлорид)






Х





Галогенные растворители




Х






127184

Тетрахлорэтилен

Х




Х





79016

Трихлорэтилен

Х




Х





            

Анилины

14861177

2,4-Дихлорфенокси-7-анилин






Х




95512

2-Хлоранилин






Х




95761

3,4-Дихлоранилин








Х


108429

3-Хлоранилин






Х




106478

4-Анилин






Х




121879

4-Хлор-2-нитроанилин






Х




27134276

Дихлоранилин (все изомеры)






Х




             
    

Бензолы

95943

1,2,4,5-Тетрахлорбензол






Х




95501

1,2-Дихлорбензол






Х




541731

1,3-Дихлорбензол






Х




99650

1,3-Динитробензол






Х




106467

1,4-Дихлорбензол






Х




97007

1-Хлор-2,4-динитробензол






Х




1544689

1-фтор-4-изоцианбензол






Х




89214

2-Хлорнитробензол






Х




88733

3-Хлорнитробензол






Х




121733

4-Хлорнитробензол






Х




1817476

4-Нитро-1-изопропилбензол






Х




71432

Бензол






Х




108907

Хлорбензол






Х




25567673

Хлординитробензол (смешанные изомеры)






Х




27900750

Дихлорнитробензол (все изомеры)






Х




100414

Этилбензол






Х




98828

Изопропилбензол (кумол)






Х




98953

Нитробензол






Х




608935

Пентахлорбензол






Х




12002481

Трихлорбензол

Х



Х

Х





            

Гормоны


57636

17-этинэстрадиол








Х


56531

Диэтилстильбэстрол








Х


72333

Местранол








Х


50282

Эстрадиол








Х


53167

Эстрон








Х


       

Неорганические соединения

7681529

Гипохлорит, натрий-




Х






      

Металлы и их соединения

7440382

Мышьяк

Х




Х





7440439

Кадмий

Х

Х



Х





7440473

Хром

Х




Х





7440508

Медь

Х



Х

Х





7439921

Свинец

Х

Х



Х





7439976

Ртуть

Х

Х


Х

Х





7440020

Никель

Х




Х





7782492

Селен

Х









7440666

Цинк

Х



Х

Х






Органические  соединения азота

33855479

1,2-Этандиамин






Х




108770

2,4,6-Трихлор-1,3,5-триазин (хлорангидрид циануровой кислоты)






Х




92875

4,4'-диаминдифенил (Бензидин)






Х




14678058

5-изоксазоламин






Х




461585

Циангуанидин






Х




108918

Циклогексиламин






Х




1331471

Дихлордиаминдифенил (дихлорбензидин) (все изомеры)






Х




109897

Диэтиламин






Х




124403

Диметиламин






Х




122394

N,N-дифениламин






Х




     

Органические соединения, содержащие кислород

96231

1,3-дихлор-2-пропанол






Х




75990

2,2-дихлорпропионовая кислота






Х




107073

2-хлорэтанол






Х




104767

2-этил-1-гексанол






Х




3452979

3,5,5-триметил-1-гексанол






Х




108601

Би(2-хлоризопропиловый) эфир






Х




85687

Бутилбензилфталат






Х


Х


79118

Хлоруксусная кислота






Х




112301

Деканол






Х




117840

Ди-n-октилфталат






Х




84742

Дибутилфталат






Х


Х


117817

Диэтилгексилфталат









Х

84662

Диэтилфталат






Х




102090

Дифеноксиметаналь (угольная кислота, динфениловый эфир)






Х




101848

Дифениловый эфир






Х




106898

Эпихлоргидрин






Х




25339177

Изодеканол






Х




27258942

Изононанол






Х




90193763

Ортофталиевая кислота






Х




111875

Октанол






Х




-

Фталаты









Х

76039

Трихлоруксусная кислота






Х




302170

Трихлоэтаналь (хлораль)






Х




       

Органические фосфорные соединения

26444495

Крезилдифенилфосфат






Х




126727

Три(2,3-дибром-1-пропил) фосфат






Х




126738

Трибутилфосфат






Х




1330785

Трикрезилфосфат






Х




78422

Триоктилфосфат






Х




115866

Трифенилфосфат






Х




25155231

Триксиленилфосфат






Х




           

Органические соединения

107642

Диметилдистеариламмонийхлорид




Х






61789808

Диметилби(гидрогенезированный жировой алкил)аммонийхлорид




Х






68783788

Диметилдиталлоалкиламмонийхлорид




Х






-

Органогалогены (токсичные, устойчивые и способные к биаккумуляции)




Х






-

Галогенорганические соединения
(определяемые как АОХ)

Х









-

Вещества, представляющие опасность для эндокринной и гормональной системы




Х






       

Органические  соединения, содержащие металлы

77587

Дитутилбис(оксилаурил)олово






Х




818086

Оксид дибутилолово






Х




712481

Дифенилхлорарсин






Х




598141

Этилдихлорарсин






Х




1461252

Тетрабутилолово






Х




13463393

Тетракарбонилникель






Х




78002

Тетрабутилсвинец
    






Х




       

Пестициды/Биоциды

106934

1,2-Дибромэтан

Х









94757

2,4-Дихлорфеноксиуксусная кислота






Х




120365

2,4-Дихлорфеноксипропановая кислота






Х




1194656

2,6-Дихлорбензонитрил






Х




93765

2,4,5-Трихлорфеноксиуксусная кислота










93765

2,4,5-Т

Х









94764

2-метил-4-хлорфноксиуксусная кислота (МСРА)






Х




93652

2-метил-4-хлорфнеоксипропановая кислота (МСРР)






Х




107131

Акрилонитрил

Х









116063

Алдикарб






Х




309002

Алдрин

Х

Х

Х







61825

Амитрол






Х




140578

Арамит

Х









1912249

Атразин

Х




Х




Х

2642719

Азинфос-этил

Х




Х





865500

Азинфос-метил

Х




Х





25057890

Бентазон






Х




319857

Бэта-НСН

Х

Х






Х


86748

Карбазол






Х




1563662

Карбофуран






Х




57749

Хлордан

Х

Х

Х






Х

143500

Хлордекан (Капон)

Х

Х






Х


6164983

Хлордимеформ

Х









76062

Хлорпикрин

Х









56724

Кумафос






Х




21725462

Цианизин







Х



50293

ДДТ

Х

Х

Х


Х



Х


57749

Деметон






Х




-

Дибутилолово соль (все)






Х

Х



62737

Дихлофос

Х




Х


Х



115322

Дикофол






Х



Х

60571

Диэлдрин

Х

Х

Х


Х




Х

13464807

Дигидразинсульфат






Х




60515

Диметоат






Х

Х



88857

Диносеб






Х




148185

Дитиокарбамат






Х




298044

Дисульфотон






Х

Х



33054

Дьюорон







Х



-

Дрины


Х

Х


Х





115297

Эндосульфан

Х




Х




Х

72208

Эндрин

Х

Х

Х







122145

Фенитротион

Х




Х





55389

Фентион

Х




Х





7664393

Монофторуксусная кислота  и еe производные

Х









14816183

Фоксим






Х




608731

Гексахлоргексан  (HCH)

Х

Х



Х





76448

Гептахлор

Х

Х

Х







118741

Гептахлорбензол

Х

Х

Х


Х




Х

87683

Гегсахлорбутадиен

Х




Х





51235042

Гексазион







Х



34123596

Изопротурон







Х



297789

Изобензан

Х









465736

Изодрин

Х









4234791

Келеван

Х









115322

Келтан









Х

143500

Кепон  (Хлордекон)

Х

Х






Х


38899

Линдан

Х

Х


Х




Х


330552

Линурон






Х




121755

Малатион

Х




Х





1929880

Метабензтиацурон







Х



67129082

Метилазахлор







Х



51218452

Метилхлор







Х



10265926

Метилмидофос






Х




72435

Метоксихлор









Х

19937596

Метоксирон







Х



7786347

Мевинфос






Х

Х



2385855

Мирекс


Х

Х







1746812

Монолинурон






Х




4636833

Морфамкват

Х









18367655

Нитрофен

Х









301122

Оксидиметон-метил






Х




2074502

Паракват






Х




56382

Паратион

Х




Х


Х



87865

Пентахлорфенол

Х

Х



Х





298000

Паратион-метил

Х




Х





-

Пестициды (Сельское хоз-во, садоводство, лесоводство)
    




Х






1918167

Пропахлор







Х



709988

Пропанил






Х




1698608

Пиразон (Хлоридазон)






Х

Х



-

Пиретроиды, синтетические









Х

82688

Хинизин

Х









122349

Симазин

Х




Х





148798

Тиабендазол







Х



8001352

Токсафен

Х

Х

Х






Х

-

Триазины (напр. Атразин)









Х

24017478

Триазофос






Х




-

Соединения трибутилолова

Х




Х


Х

Х


52686

Трихлорфон






Х




5262098

Трифлуралин

Х




Х





-

Соединения трифенилолова

Х




Х


Х



50471448

Винклозолин








Х


               

Фенолы

140669

1,1,3,3-Тетраметил-4-бутилфенол






Х




576249

2,3-Дихлорфенол






Х




120832

2,4-Дихлорфенол






Х




95852

2-амино-4-хлорфенол






Х




120321

2-бензил-4-хлорфенол






Х




95578

2-хлорфенол






Х




97541

2-метокси-4-пропенилфенол






Х




95487

2-метилфенол






Х




108430

3-Хлорфенол






Х




80057

4,4'-метилэтилиденбифенол






Х


Х


59507

4-хлор-3-метилфенол






Х




106489

4-хлорфенол






Х




25013165

Бутилгидроксианизол









Х

98544

Бутилфенол









Х

1335859

Динитро-2-метилфенол (динитро-о-крезол, DNOC)






Х




27193868

Додецилфенол (смешанные изомеры)






Х




104405

Нонилфенол, 4-




Х


Х


Х


9016459

Нонилфенолэтоксилат

Х



Х





Х

-

Нонилфенолэтоксилат карбоновой кислоты









Х

140669

Октилфенол




Х




Х


9036195

Октилфенолэтоксилат










95954

Трихлорфенол (все изомеры)






Х





Полициклические галогенированные  ароматические соединения

-

Бромированные проитовоспламеняющие вещества
    




Х





Х

36355018

Гексабромбифенил


Х








1336363

Полихлорбифенилы (ПХБ)

Х

Х

Х

Х




Х


-

ПХБ оксиметаболиты








Х


617883388

Полихлорированные тетрафенилы  ПХТ (смесь)

Х








Х

1335871

Полигалогенированные нафталены (гекасхлор-)




Х






1746016

Диоксины (смесь)

Х

Х

Х


Х



Х


          

Полициклические ароматические углеводороды

3389717

1,2,3,4,7-гексахлорнорборнадин






Х




131099

2-хлорантрахинон






Х




83329

Аценафтен






Х




120127

Антрацен






Х




92524

Бифенил






Х




25586430

Хлорнафтален (все изомеры)






Х




206440

Флуорантен






Х




1335871

Гексахлорнафтален






Х




91203

Нафтален






Х




50328

РАН

Х

Х


Х





Х

85018

Фенантрен






Х




          

Продукция

8012951

Сырая нефть






Х




            

Толуены и ксилены

95476

1,2-ксилен (о-ксилен)

Х





Х




108383

1,3-ксилен (m-ксилен)

Х





Х




106423

1,4-ксилен (р-ксилен)

Х





Х




602017

2,3-динитротолуен






Х




121142

2,4-динитротолуен






Х




95498

2-хлортолуен






Х




108418

3-хлортолуен






Х




106434

4-хлортолуен






Х




98511

4-тетро-бутилтолуен






Х




384225

Альфа, альфа,альфа-трифтор-2-нитротолуен






Х




98464

Альфа, альфа,альфа,трифтор-3-нитротолуен






Х




402540

Альфа, альфа,альфа,-трифтор-3нитро-4-хлорфтолуен






Х




402540

Альфа, альфа, альфа-трифтор-4-нитротолуен






Х




98873

Альфа, альфа-дихлортолуен (бензилиденхлорид)






Х




100447

Альфа-хлорфтолуен (бензилхлорид)






Х




1715408

Бромцилен




Х






-

Хлораминотолуен (хлортолуидин, все изомеры)






Х




25567684

Хлорнитротолуен (все изомеры)






Х




15550145

Этилтолуен (смесь изомеров)






Х




81152

Ксиленовый мускус




Х






108883

Толуен






Х




    

Приложение 3  

    
Перечень приоритетных вредных веществ для принятия  немедленных действий

    


Название


Алканы

85535848

Хлорированные парафины с короткой цепью

67663

Хлороформ


Фенолы

9016459

Нонилфенолэтоксилат и продукты его разрушения/превращения

104405

Нонилфенол, 4-


Ксилены

81152

Ксилол-мускус


Фталаты

117817

Диэтилгексилфталат

84742

Дибутилфталат


Соединения металлов

7440439

Кадмий

7439921

Свинец

7439976

Ртуть

7782492

Селен


Пестициды / Биоциды

106934

1,2-Дибромэтан

93765

2,4,5-Трихлорфеноксиуксусная кислота

107131

Акрилонитрил

309002

Алдрин

140578

Арамит

319857

бэта-НСН

57749

Хлордан

143500

Хлордекон (Кепон)

6164983

Хлордимеформ

50293

ДДТ

60571

Диэлдрин

-

Дрины

72208

Эндрин

7664393

Монофторуксусная кислота и еe производные

608731

Гексахлоргексан (HCH)

76448

Гептахлор

118741

Гексахлорбензол

297789

Изобензол

465736

Изодрин

4234791

Келеван

143500

Хлордекон (Кепон)

58899

Линдан

2385855

Мирекс

4636833

Морфамкват

1836755

Нитрофен

87865

Пентахлорфенол

82688

Хинизин

8001352

Тохафен


Оловоорганические соединения


Галогенированные полициклические ароматические соединения

36355018

Гексабромбифенил

1336363

Полихлорбифенилы (ПХБ)

617883388

Полихлортетрафенилы (ПХТ) (смесь)

1746016

Диоксины (смесь)


Полициклические ароматические углеводороды


РАН (смесь)

         
    
    

Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002