ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 23/7*
Ограничение сбросов и выбросов от участков по обработке поверхностей металлами
________________
* заменяет Рекомендацию ХЕЛКОМ 16/6
Принята 06.03.2002
в соответствии со Статьей 20 Параграф 1 b)
Хельсинкской Конвенции
КОМИССИЯ,
НАПОМИНАЯ Параграф 1 Статьи 6 Хельсинкской Конвенции, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны обязуются предотвращать и ограничивать загрязнение района Балтийского моря от наземных источников, используя, кроме всего прочего, наилучшую природоохранную практику для всех источников и наилучшую имеющуюся технологию для точечных источников,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ также Статью 3 Хельсинкской Конвенции, в соответствии с которой Договаривающиеся Стороны будут совместно или индивидуально принимать все соответствующие юридические, административные или прочие приемлемые меры для предотвращения или снижения сброса загрязнений с целью обеспечения экологического возрождения Балтийского моря,
НАПОМИНАЯ Статью 5 Конвенции о защите морской окружающей среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкская Конвенция), в которой Договаривающиеся Стороны обязались не допускать, а при наличии устранять имеющиеся загрязнения акватории Балтийского моря вредными веществами, поступающими от различных источников,
НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ Приложение I, Часть 1 Конвенции, в соответствии с которым Договаривающиеся Стороны будут в своих превентивных мерах отдавать приоритет группе веществ, включающей тяжелые металлы, галогенные соединения, цианиды и EDTA, перечисленные в Приложении I, Часть 1, которые общепризнанны как вредные вещества,
НАПОМИНАЯ ДАЛЕЕ Министерское Коммюнике 1998 г., призывающее выполнить стратегию по прекращению сбросов, выбросов и потерь вредных веществ к 2020 г.,
НАПОМИНАЯ ДАЛЕЕ, что Министерская Декларация 1988 г., принятая на девятой сессии Хельсинкской Комиссии, призывает к значительному сокращению сбросов загрязнений от наземных источников,
ПРИЗНАВАЯ, что обработка поверхностей металлами* является существенным источником сбросов данных вредных веществ в воду и атмосферу;
________________
* Настоящая Рекомендация, в первую очередь, применяется к тем участкам, на которых обработка поверхности металлами производится электролитическим или химическим способом и включает следующие основные операции:
- предварительная обработка (обезжиривание/очистка или протравка);
- электролитическое или химическое покрытие поверхностей металлами, включая промежуточную обработку;
- последующая обработка (хромирование, окрашивание);
- снятие металлического покрытия;
- фосфатирование.
ПРИЗНАВАЯ важность ограничения сбросов в воду и выбросов в атмосферу, загрязнений в результате обработки поверхностей металлами, путем применения наилучшей имеющейся технологии,
ЖЕЛАЯ иметь больше информации о сбросах, возникающих при обработке поверхностей металлами,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон применять принцип предосторожности, принцип наилучшей имеющейся технологии и принцип замены, который означает замену вредных веществ на менее вредные или, что предпочтительнее, на безвредные в тех случаях, если такая альтернатива приемлема.
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции предпринять следующее меры:
1. Общие требования:
1.1 Если это технически возможно, заменять опасные вещества (например, цианиды, кадмий, ртуть, EDTA и подобные ей агенты, нонилфенолэтоксилат, хлорорганические соединения) веществами, которые легко разрушаются, биодеградабельны, не подвержены биоаккумуляции, не обладают мутагенными свойствами и имеют низкую токсичность.
1.2 Заменять EDTA в растворах для обезжиривания, в растворах для протравливания и в растворах для нанесения никеля химическим способом. Возможными заменителями являются: лимонная кислота, винная кислота, глюконовая кислота.
1.3 Заменять везде, где это возможно, процессы, в результате которых образуются вредные вещества (например, процесс окисления цианидов гипохлоритом).
1.4 С помощью соответствующих технологий обрабатывать рабочие растворы для обеспечения максимального срока их использования. Такие технологии включают, например, мембранную фильтрацию, ионообмен, электролиз, термическую обработку и выпаривание.
1.5 Сохранять соответствующим способом компоненты растворов, снижая, таким образом, утечки; применять защитные устройства против переливов или оптимизировать состав растворов.
1.6 Многократно использовать воду для противоточной промывки (промывку нужно проводить, по крайней мере, в три ступени). Приемлемыми технологиями, позволяющими сохранять более 90% химических веществ в малом объеме для последующей регенерации и повторного использования, являются:
i) стационарная промывка в сочетании с регенерацией металлов;
ii) 2-х ступенчатая каскадная промывка плюс промывка путем ионобмена, с замкнутым циклом;
iii) комбинированная промывка - погружение/распыление/орошение.
Промывные концентраты должны быть, по возможности, возвращены в рабочий раствор после специальной обработки/концентрирования, если таковое необходимо. С применением таких технологий промывки производственные растворы могут функционировать как системы с замкнутым водооборотом и низким уровнем отходов.
1.7 Выделять соответствующие потоки сточных вод, содержащие цветные металлы, для повторного внутреннего использования (например, электролизом) или для внешнего (например, направлять на предприятия цветной металлургии).
1.8 Восстанавливать EDTA из растворов для нанесения меди методом химического покрытия (например, путем осаждения в виде H4EDTA) и из промывных растворов (например, осаждением после стадии концентрирования методом ионного обмена).
2. Требования по снижению сбросов сточных вод:
Должно быть запрещено смешивание или разбавление сточных вод (т.е. смешивание очищенной производственной воды с охлаждающей водой) с целью соответствия предельным показателям, установленным для стоков. Это означает, что все предельные значения, указанные ниже, относятся к технологическим сточным водам.
2.1 Потоки сточных вод должны быть разделены в соответствии с типом необходимой обработки, а также для того, чтобы получить осадок такого состава, из которого можно было бы восстанавливать металлы. Обработку необходимо выполнять в бункерных реакторах.
2.2 Сточные воды, содержащие кадмий и ртуть, следует очищать и контролировать отдельно от других стоков при этом концентрации металлов в них должны быть не более:
Кадмий - 0,2 мг/л
Ртуть - 0,05 мг/л
2.3 Стоки перед сбросом в канализационную сеть или в поверхностные воды необходимо подвергнуть очистке таким образом, чтобы концентрации загрязняющих веществ в них не превышали следующих значений:
Вещество |
Концентрация (мг/л) | |
Хром (общий) |
0,7 | |
Хром (VI) |
0,2 | |
Медь |
0,5 | |
Свинец |
0,5 | |
Никель |
1,0 | |
Серебро |
0,2 | |
Цинк |
2,0 | |
Несвязанные цианиды |
0,2 | |
Летучие галогенорганические соединения (VOX) |
0,1 |
Для участков, сбрасывающих незначительное количество металлов (менее 200 г/день, определяемых как сумма общего хрома, меди, свинца, никеля и цинка на выходе из цеха до очистных сооружений), можно установить предельные значения на сброс, максимум в 4 раза превышающие приведенные выше показатели для хрома, меди, свинца и никеля. Максимальная концентрация цинка не должна превышать 4 мг/л;
2.4 В некоторых случаях в сточных водах могут присутствовать органические вещества. По возможности, такие сточные воды должны проходить биологическую очистку. Это включает очистку данного стока на городских очистных сооружениях.
3. Требования, направленные на прекращение, насколько это возможно, использования хлорсодержащих растворов:
Хлорсодержащие растворы должны быть заменены растворами на водной основе или органическими растворами, не содержащими галогены. В особых случаях, когда доказано, что подобная замена технически не возможна, необходимо соблюдать следующие требования:
3.1 На действующих участках по обработке поверхностей летучими хлористыми углеводородами для обезжиривания должны быть использованы следующие растворители коммерческого качества: тетрахлорэтен, трихлорэтен или дихлорметан. Использование других галогенсодержащих растворителей не является необходимым по техническим причинам. Вещества, широко известные как канцерогенные, не должны содержаться в качестве добавок к галогенным углеводородам.
3.2 Участки по обработке поверхностей металлов должны создаваться и эксплуатироваться таким образом, чтобы обработка изделий летучими растворителями проводилась исключительно в закрытых помещениях. Такой участок, за исключением отверстий для вытяжной вентиляции, является изолированным со всех сторон.
3.3 Газы, которые выводятся через вентиляцию, должны быть направлены через сепаратор, обеспечивающий уровень массовой концентрации летучих галогенных углеводородов в выбросах не более 20 мг/м. Другой вариант: если растворитель содержит более 50% дихлорметана в составе летучих галогенных углеводородов, выброс не должен превышать по массовой концентрации 50 мг/м. Достижение приведенных концентраций путем разбавления газов воздухом недопустимо. Выделенные с помощью сепаратора летучие галогенорганические соединения необходимо восстанавливать.
3.4 Растворители, содержащие галогены, или галогенсодержащие отходы, должны храниться, транспортироваться и обрабатываться в закрытых eмкостях.
3.5 Сточные воды от процессов, в которых используются летучие галогенорганические соединения (например, процесс обезжиривания, обработка смазочным материалом), должны очищаться раздельно и соответствовать следующим нормам сброса:
Сумма трихлорэтена, тетрахлорэтена и дихлорметана должна быть менее чем 0,1 мг/л (выраженная по хлору в представительной пробе)
4. Аналитические методы.
Необходимо, по возможности, использовать международно-принятые методы отбора проб, анализа и гарантии качества (например, CEN - стандарт, ISO - стандарт, и OECD - Руководство).
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ Договаривающимся Сторонам пересмотреть в течение 3 лет предельные значения сбросов, представленные в данной Рекомендации.
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ Договаривающимся Сторонам представлять отчеты Комиссии через каждые 3 года, начиная с 2006 года.
Отчетный формат к Рекомендации 23/7
Ограничение сбросов и выбросов от участков по обработке
поверхностей металлами
1. Количество и тип участков, сбрасывающих сточные воды непосредственно в поверхностные воды, количество и тип участков, сбрасывающих сточные в муниципальную систему канализации.
2. Общее описание отрасли*, включая:
- мероприятия по снижению объемов сбрасываемых сточных вод и нагрузки загрязнений, как обозначено в абзаце 1 данной Рекомендации
- меры, предпринятые для избежания или замены хлорированных растворителей, как обозначено в абзаце 3 данной Рекомендации
- действия, предпринятые для снижения сбросов и выбросов в течение последних 3 лет.
_______________
* - применяется, главным образом, для предприятий, на которых поверхности покрываются металлами электролитическим или химическим способом. Это включает следующие основные операции: предварительная очистка (например, ликвидация смазки/очистка, протравка); электролитическое или химическое осаждение металлов, включая промежуточную очистку; обработка, проводимая после покрытия поверхности металлом (например, хромирование, окраска); обдирка и обработка фосфатом.
3. Информация по сбросам сточных вод, касающаяся предприятий, сбрасывающих сточные воды непосредственно в поверхностные воды
3.1 Объем сточных вод, концентрация тяжелых металлов и прочих веществ, как обозначено в абзаце 2 Рекомендации.
завод |
Объем сточных вод |
Концентрация, мг/л | ||||||||||
|
|
Cd |
Hg |
Cr- |
Cr-IV |
Cu |
Pb |
Ni |
Ag |
Zn |
Несвязанные цианиды |
Летучие галогенорганические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 Суммарное количество трихлорэтена, тетрахлорэтена и дихлорметана, выраженное по хлору в представительной пробе, мг/л
4. Выброс летучих органических соединений (VOX) в атмосферу
5. Суммарные данные по участкам, сбрасывающим непосредственно в муниципальную систему канализацию, включая:
- Количество или процент участков, которые работают полностью в соответствии с различными требованиями Рекомендации (обозначить, по каким параметрам/требованиям возникают проблемы относительно соответствия Рекомендациям)
6. Суммарная оценка соответствия требованиям Рекомендации, включающая проблемы при выполнении требований и будущее развитие данной ситуации.
7. Укажите методы, применяемые на государственном уровне, для ввода в действие Рекомендации:
- через общие рекомендации в национальном законодательстве;
- через принятие специальных поправок к существующему национальному законодательству;
- путем принятия административных или иных мер. Пожалуйста, укажите, каких.
Укажите возможные проблемы на государственном уровне, появившиеся в процессе ввода в действие Рекомендации:
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002