ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 20/3
Снижение биогенов и других загрязнений, выщелачиваемых от лесных массивов
Принята 23.03.99
в соответствии со статьeй 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.
КОМИССИЯ,
НАПОМИНАЯ Параграф 1 Статьи 6 Конвенции по защите окружающей морской среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкской Конвенции), в котором Договаривающиеся Стороны должны принять все необходимые меры для контроля и сведения к минимуму сброса загрязнений от наземных источников в окружающую морскую среду района Балтийского моря.
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ также Статью 3 Хельсинкской Конвенции, согласно которой Договаривающиеся Стороны индивидуально или совместно должны принять все необходимые законодательные, административные или другие приемлемые меры для предотвращения и уменьшению сброса загрязнений.
НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ Рекомендации ХЕЛКОМ, касающиеся возможного воздействия на окружающую среду от интенсивного лесоводства и осушения болот, в частности:
- в Рекомендации ХЕЛКОМ 18/4 ("Управление водно-болотными угодьями и пресноводными экосистемами для удержания биогенов") отмечено, что увеличившееся удержание биогенов в водно-болотных угодьях и пресноводных системах необходимо рассматривать через широкомасштабное восстановление естественного водного режима в осушенных топях и болотах;
- в Рекомендации ХЕЛКОМ 15/1 ("Охрана прибрежной полосы") отмечено, что в целях охраны прибрежной полосы необходимо ограничить интенсивную посадку лесов и их интенсивное хозяйственное использование, включая осушение;
- в Рекомендации ХЕЛКОМ 15/5 (Система береговых и морских охраняемых территорий в районе Балтийского моря (BSPA) предлагается установить системы управления для каждой охраняемой территории с целью обеспечения охраны природы и устойчивого использования природных ресурсов, а планы управления должны предусматривать все возможные негативные последствия, вызванные интенсивным лесоводством.
НАПОМИНАЯ ДАЛЕЕ Министерскую Декларацию 1988 г. и Декларацию Балтийского моря 1990 г., призывающих, среди прочего, к устойчивому снижению поступления загрязнений от рассредоточенных источников.
ПРИЗНАВАЯ, что значительная часть проблем, связанных с процессами эвтрофикации, наблюдаемыми в Балтийском море, вызвана поступлением биогенов от рассредоточенных источников,
ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ общие принципы устойчивого лесоводства, утвержденные Министрами на Конференции по защите лесов в Европе (Хельсинки 1993), в частности: "управление лесами и их использование должно выполняться таким образом и на таком уровне, чтобы поддержать их биологическое разнообразие, продуктивность, восстановительную способность, жизнеспособность и потенциальные возможности, соответствующие экологические, экономические и социальные функции как в настоящее время, так и в будущем, на местном, национальном и мировом уровнях, без нанесения вреда другим экосистемам"
ПРИЗНАВАЯ ДАЛЕЕ, что концепция устойчивого развития лесоводства должна базироваться на сохранении качества и охраны поверхностных и грунтовых вод,
ПОНИМАЯ, что дальнейшее снижение выпадений загрязнений из атмосферы (особенно биогенов, соединений серной кислоты и токсичных тяжелых металлов) в лесные экосистемы и почвы лесов является необходимой предпосылкой для принятия долгосрочных и эффективных мер в лесном секторе,
ЖЕЛАЯ ограничить загрязнения от лесного сектора и от прочей антропогенной нагрузки, выщелачиваемой из лесных массивов,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон обеспечить следующую практику управления лесным хозяйством, принимая во внимание наилучшую природоохранную практику и наилучшие имеющиеся технологии:
a) должны быть установлены значительные буферные полосы для минимизации выщелачивания биогенов и прочих загрязнителей, в соответствии с последними достижениями науки, с учетом характера почв, формы ландшафта, гидрологических условий и пр. Они должны быть расположены между береговой линией моря, озера, рек, ручьев и участками лесных работ, таких как: чистая валка деревьев, скарификация и предусмотренное сжигание (подготовка места), распыление удобрений и пестицидов;
b) необходимо избегать чистой вырубки больших территорий. Размер вырубок должен тщательно планироваться, принимая во внимание условия участка и условия местности, для того чтобы снизить реальное проникновение биогенов в воду. Договаривающиеся Стороны должны обозначить выделенные для чистой вырубки территории и отчитаться в соответствии с национальными правилами;
c) необходимо принимать во внимание защиту воды при поддержании дренажных систем;
d) дренирование болотных угодий в природном состоянии должно иметь место только при условии, что выщелачивание биогенов сведено к минимуму и это подтверждено оценкой воздействия на окружающую среду, кроме проектов по осушению, незначительных по размерам, времени и воздействию;
e) глубокая вспашка восстанавливаемых участков на минеральных почвах должна быть строго ограничена до минимальных размеров, когда альтернативные методы достаточно дороги и неэффективны, или вредны для окружающей среды;
f) использование пестицидов в лесоводстве, например, против древесных сорняков на бывших питомниках для лиственных пород, должно быть строго ограничено и допускается к примененю только в исключительных случаях и в минимальном количестве;
g) готовые растворы удобрений должны использоваться как можно в меньшем количестве, в соответствии с необходимостью для роста растений, но не во время погодных условий, благоприятных для загрязнения грунтовых и поверхностных вод (напр., мороз, снег и т.п.);
h) удобрение лесных участков, богатых природными биогенами, а также распыление азотистых удобрений (при превышении критических нагрузок и/или уровней) должно быть прекращено;
i) промежуток времени между вырубкой деревьев и регенерацией лесов должен быть сведен к минимуму, ведение лесного хозяйства должно гарантировать поддержание лесов в здоровом состоянии и хороший рост деревьев для снижения вымывания биогенов.
РЕКОМЕНДУЕТ ТАКЖЕ Договаривающимся Сторонам выполнить меры, обозначенные в пунктах a)-i) не позднее 2002 года.
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ Договаривающимся Сторонам представить отчет Комиссии обо всех действиях, рекомендациях, правилах, предпринятых в лесном секторе. Отчеты должны включать все возможные оценки количества выщелачиваемых биогенов и загрязнений, вызываемых лесоводством. Необходимо представить национальные инструкции, касающиеся применения параграфа b) через один год после принятия данной Рекомендации.
Формат отчетности к Рекомендации ХЕЛКОМ 20/3
относительно снижения вымывания биогенов и других загрязнителей из лесных массивов
Лидирующая страна: Финляндия
Страна: _________________ Год: _______________
Субрегион*
_______________
* Ботнический залив, Ботническое море, Архипелаг и Аландское море, Финский залив, Северная Балтика, Западный Готланд, Рижский залив, Восточный Готланд, Гданьский бассейн, Борнгольмский бассей, Арконский бассейн, море Белт, Саунд, Каттегат.
1. Общий объем и годовой прирост древесины на лесных участках
2. Общая площадь восстанавливаемых вырубок (включает чистые вырубки, вырубку семенных деревьев)
3. Общая площадь скарификации (обработка почвы, пахота и пр.) восстанавливаемых вырубок
4. Общая площадь новых дренажных и болотистых природных участков
5. Общее количество и площадь (оценка признана национальными законом) осушенной территории для лесного хозяйства (новых и восстановленных)
6. Общее количество и площадь осушаемых территорий с буферными зонами и/или заграждениями для ила
7. Общее количество использованного фосфора и азота в лесном хозяйстве при подкормке удобрениями
8. Общее количество использованных пестицидов в лесном хозяйстве
9. а) общая протяженность (км) новых (годовая) береговых буферных полос, расположенных между берегом моря, озерами, реками и ручьями и лесными участками. Данное обязательство необходимо выполнять на основе национальной законодательной системы;
b) общая протяженность (км) новых (годовая) береговых линий с несоответствующими буферными полосами, если возможно
Укажите методы, применяемые на государственном уровне, для ввода в действие
Рекомендации:
- через общие рекомендации в национальном законодательстве;
- через принятие специальных поправок к существующему национальному законодательству;
- путем принятия административных или иных мер. Пожалуйста, укажите, каких.
Укажите возможные проблемы на государственном уровне, появившиеся в процессе ввода в действие Рекомендации:
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002