Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/1200035070.htm

 
ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ

Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря


РЕКОМЕНДАЦИЯ 16/3

Сохранение естественной динамики прибрежных территорий

    
    
Принята 15.03.95
в соответствии со Статьей 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г
.

    
    
    НАПОМИНАЯ Статью 13g Конвенции по защите окружающей морской среды района Балтийского моря, 1974 г., Хельсинкская Конвенция,
    
    ОТМЕЧАЯ Статью 15 Хельсинкской Конвенции 1992 г. и Рекомендацию 15/1, касающуюся защиты прибрежных территорий, в частности следующие фразы: “На защищаемой прибрежной территории, деятельность, которая может привести к непоправимым изменениям природы и ландшафта, не должна быть дозволена, за исключением случаев, когда неоспоримо доказана ее необходимость для проживающего на ней населения...”; “…чтобы зона суши, по крайней мере, 3 километровая от среднебереговой линии воды, была установлена как зона берегового планирования...”
    
    НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ, что существует противоречие между целями по укреплению берегов* и целями сохранения природы, и что мероприятия по укреплению берегов часто приводят к следующему, например:

_______________

     * Определение “укрепление берегов” - означает все построенные человеком сооружения вдоль берега моря, такие как: молы, пристани, волноломы, дамбы и т.п, что является вмешательством в естественную динамику морского берега (однако, эти меры имеют цель защитить прибрежную зону от наводнений, от ущерба, наносимого волнами, и от береговой эрозии).
    
    - нарушению естественных процессов экосистемы и структур биотопов морских отмелей, дюн, отвесных обрывов и зоны, прилегающей к берегу моря, к частичным или полным изменением местной и региональной морфодинамики;
    
    - постоянной утрате морского воздействия на экосистемы, такого как периодическое затопление прибрежных земель наводнениями, речными потоками, влажные прибрежные леса или отвесные скалы;
    
    - возрастающей угрозе биоразнообразию прибрежных районов.
    
    ПРИЗНАВАЯ, что типичная флора и фауна прибрежных районов является весьма специфичной и зависит от особенностей обитателей побережья и сохранности естественной динамики побережья,
    
    ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что прибрежные районы, которые периодически затапливаются (особенно болота), способствуют развитию самоочищаемости прибрежных и лагунных вод,
    
    ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что естественная береговая линия обладает неповторимой красотой, и мероприятия по укреплению берега сокращают размеры побережья для экологически чистого туризма,
    
    БУДУЧИ УБЕЖДЕНА, что мероприятия по укреплению берегов очень дороги и могут вызвать общее повышение цен,
    
    БУДУЧИ ТАКЖЕ УБЕЖДЕНА, что мероприятия по укреплению берегов необходимы на тех участках, где наступление моря, волны и высокий уровень воды могут угрожать населенным пунктам, человеческой жизни, дорогостоящим сооружениям, либо могут уничтожить культурное наследие,
    
    РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции следующее:
    
    a) динамический характер и неизбежные изменения берега должны быть признаны и приняты как естественный процесс, и новые меры по защите побережья населенных пунктов, как правило, не должны осуществляться, когда объединенные планы перспективного развития предполагают обратное;
    
    b) разрушающиеся скалы, как источники осадка, и прибрежные затопляемые площади, как потенциальные источники выноса биогенов, не должны быть предметом каких-либо новых защитных мер, когда перспективные планы развития прибрежных территорий предполагают обратное;
    
    c) прибрежные территории населенных пунктов, которые периодически затоплялись, пока не были защищены дамбами только в целях использования земли, должны быть восстановлены как заливные земли путем перемещения, либо разборки дамб, если это возможно;
    
    d) если меры по укреплению и защите берегов необходимы, то искусственным материалам (таким как бетон, асфальт или пластик) следует предпочесть естественные природные материалы: камни, песок, почва, лес и т.п.;
    
    РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ, чтобы меры по укреплению берегов включались в объединенные планы перспективного развития прибрежных зон на региональном либо национальном уровнях. Такие планы должны:
    
    - базироваться на детальных знаниях важнейших параметров прибрежной морфодинамики;
    
    - принимать во внимание тесную взаимосвязь между физиографическими, экологическими и экономическими сторонами;
    
    - объединять эти стороны в специальную стратегию развития прибрежных территорий;
    
    - включать оценку воздействия на окружающую среду;
    
    - включать анализ стоимости планируемой деятельности;
    
    - должны быть основаны на соответствующих административных и юридических положениях.
    
    РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ, чтобы Правительства Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции информировали ХЕЛКОМ о новых проектах и мастер-планах мероприятий по укреплению берегов.
    
    
    

Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002