ХЕЛЬСИНКСКАЯ КОМИССИЯ
Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря
РЕКОМЕНДАЦИЯ 16/3
Сохранение естественной динамики прибрежных территорий
Принята 15.03.95
в соответствии со Статьей 13, Параграф b)
Хельсинкской Конвенции 1974 г.
НАПОМИНАЯ Статью 13g Конвенции по защите окружающей морской среды района Балтийского моря, 1974 г., Хельсинкская Конвенция,
ОТМЕЧАЯ Статью 15 Хельсинкской Конвенции 1992 г. и Рекомендацию 15/1, касающуюся защиты прибрежных территорий, в частности следующие фразы: “На защищаемой прибрежной территории, деятельность, которая может привести к непоправимым изменениям природы и ландшафта, не должна быть дозволена, за исключением случаев, когда неоспоримо доказана ее необходимость для проживающего на ней населения...”; “…чтобы зона суши, по крайней мере, 3 километровая от среднебереговой линии воды, была установлена как зона берегового планирования...”
НАПОМИНАЯ ТАКЖЕ, что существует противоречие между целями по укреплению берегов* и целями сохранения природы, и что мероприятия по укреплению берегов часто приводят к следующему, например:
_______________
* Определение “укрепление берегов” - означает все построенные человеком сооружения вдоль берега моря, такие как: молы, пристани, волноломы, дамбы и т.п, что является вмешательством в естественную динамику морского берега (однако, эти меры имеют цель защитить прибрежную зону от наводнений, от ущерба, наносимого волнами, и от береговой эрозии).
- нарушению естественных процессов экосистемы и структур биотопов морских отмелей, дюн, отвесных обрывов и зоны, прилегающей к берегу моря, к частичным или полным изменением местной и региональной морфодинамики;
- постоянной утрате морского воздействия на экосистемы, такого как периодическое затопление прибрежных земель наводнениями, речными потоками, влажные прибрежные леса или отвесные скалы;
- возрастающей угрозе биоразнообразию прибрежных районов.
ПРИЗНАВАЯ, что типичная флора и фауна прибрежных районов является весьма специфичной и зависит от особенностей обитателей побережья и сохранности естественной динамики побережья,
ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что прибрежные районы, которые периодически затапливаются (особенно болота), способствуют развитию самоочищаемости прибрежных и лагунных вод,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, что естественная береговая линия обладает неповторимой красотой, и мероприятия по укреплению берега сокращают размеры побережья для экологически чистого туризма,
БУДУЧИ УБЕЖДЕНА, что мероприятия по укреплению берегов очень дороги и могут вызвать общее повышение цен,
БУДУЧИ ТАКЖЕ УБЕЖДЕНА, что мероприятия по укреплению берегов необходимы на тех участках, где наступление моря, волны и высокий уровень воды могут угрожать населенным пунктам, человеческой жизни, дорогостоящим сооружениям, либо могут уничтожить культурное наследие,
РЕКОМЕНДУЕТ Правительствам Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции следующее:
a) динамический характер и неизбежные изменения берега должны быть признаны и приняты как естественный процесс, и новые меры по защите побережья населенных пунктов, как правило, не должны осуществляться, когда объединенные планы перспективного развития предполагают обратное;
b) разрушающиеся скалы, как источники осадка, и прибрежные затопляемые площади, как потенциальные источники выноса биогенов, не должны быть предметом каких-либо новых защитных мер, когда перспективные планы развития прибрежных территорий предполагают обратное;
c) прибрежные территории населенных пунктов, которые периодически затоплялись, пока не были защищены дамбами только в целях использования земли, должны быть восстановлены как заливные земли путем перемещения, либо разборки дамб, если это возможно;
d) если меры по укреплению и защите берегов необходимы, то искусственным материалам (таким как бетон, асфальт или пластик) следует предпочесть естественные природные материалы: камни, песок, почва, лес и т.п.;
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ, чтобы меры по укреплению берегов включались в объединенные планы перспективного развития прибрежных зон на региональном либо национальном уровнях. Такие планы должны:
- базироваться на детальных знаниях важнейших параметров прибрежной морфодинамики;
- принимать во внимание тесную взаимосвязь между физиографическими, экологическими и экономическими сторонами;
- объединять эти стороны в специальную стратегию развития прибрежных территорий;
- включать оценку воздействия на окружающую среду;
- включать анализ стоимости планируемой деятельности;
- должны быть основаны на соответствующих административных и юридических положениях.
РЕКОМЕНДУЕТ ДАЛЕЕ, чтобы Правительства Договаривающихся Сторон Хельсинкской Конвенции информировали ХЕЛКОМ о новых проектах и мастер-планах мероприятий по укреплению берегов.
Текст документа сверен по:
Сборник Рекомендаций Хельсинкской Комиссии.
СПб, 2002