Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901717241.htm


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 января 1998 года


Правовой акт субъекта Российской Федерации
об изменении границ заказника
обоснованно признан судом недействительным

(Извлечение)


    19 декабря 1995 года правительство Ленинградской области приняло постановление N 526 "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 года".

    Межрегиональное общественное объединение "Партия зеленых" обратилось в суд с заявлением о признании пп.1, 3 и 4 названного постановления незаконными. По мнению заявителя, предусмотренное данными пунктами положение о закреплении границ особо охраняемой природной территории Линдуловской лиственной рощи в составе 1-13 кварталов Линдуловского лесничества в пределах 355 гектаров не соответствует требованиям ранее принятого нормативного акта, а также нарушает права граждан на благоприятную среду, изменение режима природопользования может отрицательно повлиять на состояние животного мира.

    Правительство Ленинградской области в лице своих представителей требования общественного объединения "Партия зеленых" не признало, ссылаясь на отсутствие юридической силы принятых ранее исполкомом Ленинградского областного Совета народных депутатов решений по вопросу образования и расширения площади заказника "Линдуловская роща", поскольку они не были утверждены Советом Министров РСФСР.

    Приняв дело к своему производству по первой инстанции, Ленинградский областной суд требования заявителя удовлетворил.

    В кассационной жалобе представители правительства Ленинградской области просили об отмене решения суда, считая, что факта нарушения прав граждан на благоприятную среду в результате исполнения обжалуемого постановления судом не установлено.

    Кроме того, по мнению представителей правительства, объединение "Партия зеленых", согласно Уставу объединения, неправомочно оспаривать нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 января 1998 года решение областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

    В соответствии с преамбулой и ст.ст.1, 2, 34 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями) природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека и будущих поколений. При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане должны руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, соблюдать требования природоохранительного законодательства.

    Особой охране подлежат государственные природные заповедники и заказники, памятники природы.

    С учетом важности природоохранной деятельности названным Законом, а также Федеральным законом от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" предусмотрена обязательность государственной экологической экспертизы в отношении всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации.

    Как установлено судом, проект обжалуемого заявителем постановления правительства области об изъятии 584 из 939 гектаров леса из особо охраняемой категории - государственного заказника местного значения "Линдуловская роща", созданного решениями исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 30 июня 1946 года и 29 марта 1976 года, государственную экологическую экспертизу, как это предусмотрено законом, не проходил. Эти обстоятельства ответчиком не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни в кассационной жалобе.

    Законность образования заказника "Линдуловская роща" в пределах 939 гектаров подтверждается материалами дела и вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 20 декабря 1995 года по спору между теми же сторонами, рассмотренному по другому делу о признании правового акта частично недействительным.

    Доводы, приведенные в кассационной жалобе, о неправоспособности "Партии зеленых" на предъявление в суд данного заявления не основаны на законе и противоречат ст.31 ГПК РСФСР, а также Уставу общественного объединения, согласно которым последнее как юридическое лицо обладает способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности наравне с государственными предприятиями, учреждениями, организациями, другими общественными объединениями и как всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст.3 ГПК РСФСР).

    Возможное наступление или отсутствие вредных экологических последствий в связи с изменением правового статуса, режима и размера государственного заказника "Линдуловская роща" в результате реализации постановления правительства области от 19 декабря 1995 года может быть установлено только государственной экологической экспертизой, которая вопреки требованиям закона не состоялась и принятию правительством области оспариваемых заявителем положений нормативного акта не предшествовала.

    Таким образом, довод, приведенный в кассационной жалобе, о том, что принятие постановления правительства не может негативно сказаться на окружающей природной среде и повлечь нарушение прав граждан на проживание в благоприятных для их здоровья природных условиях, никаких правовых последствий по данному спору не создает и не может быть принят во внимание.

    При таких обстоятельствах пп.1, 3 и 4 постановления правительства Ленинградской области "О признании границ заказника местного значения "Линдуловская роща" в соответствии со статусом 1952 года", повлекшие изменение правового статуса и размера заказника, являются незаконными и суд правомерно постановил об этом решение.



Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации"
N 8, 1998 год