ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 30 марта 1998 года N 181
Об экологическом аудировании
в системе Госкомэкологии России
В целях организации экологического аудирования в системе Госкомитета и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России.
2. Возложить на Управление науки и информации (Комаров) организацию работ по введению экологического аудирования в системе Госкомитета, включая обеспечение разработки нормативных правовых и инструктивно-методических документов по экологическому аудированию.
3. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов) оказывать консультативно-методическую помощь по вопросам организации экологического аудирования в системе Госкомитета.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Госкомэкологии России А.А.Соловьянова.
Председатель
В.И.Данилов-Данильян
Вопросы организации
экологического аудирования в системе
Госкомэкологии России
1. Правовыми предпосылками введения экологического аудирования в системе Госкомэкологии России являются постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст.69), от 26.02.96 N 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст.937), от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст.2605).
2. Экологическое аудирование (далее - экологический аудит) является одним из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в Российской Федерации, подлежащих лицензированию.
3. Экологический аудит - предпринимательская деятельность экологических аудиторов (далее - экоаудитор) или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
4. Основные принципы экологического аудита:
объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
планирование работ по проведению экологического аудита;
комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.
5. Экологический аудит может быть обязательным и инициативным.
5.1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.2. Инициативный экологический аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита.
6. Задачи экологического аудита:
обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
7. При проведении экологического аудита оценивается соответствие осуществляемой деятельности природоохранным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными документами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.
8. Экологическим аудитом имеют право заниматься физические лица, прошедшие обучение и аттестацию, и юридические лица (экологические аудиторские организации) независимо от форм собственности, получившие лицензию на осуществление данного вида деятельности.
8.1. Для аттестованных экоаудиторов, работающих в составе имеющей лицензию организации по экологическому аудированию, наличие лицензии на данный вид деятельности не является обязательным.
8.2. Аттестация экоаудиторов на право осуществлять экологический аудит в Российской Федерации проводится с целью обеспечения профессионального и эффективного выполнения аудиторами своих обязанностей.
9. Экологические аудиторские организации могут иметь любую организационно-правовую форму в соответствии с действующим законодательством, за исключением формы открытого акционерного общества.
10. Для осуществления своей деятельности экологическая аудиторская организация должна иметь в своем штате не менее трех аттестованных в установленном порядке экологических аудиторов.
11. Экологические аудиторские организации и экоаудиторы могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов для координации своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов в соответствии с действующим законодательством. При этом непосредственная экологическая аудиторская деятельность указанных объединений не допускается.
12. Выбор организации, привлекаемой для проведения экологического аудита, осуществляется заказчиком работ.
13. Взаимоотношения экологических аудиторских организаций или экоаудиторов с субъектом хозяйственной деятельности строятся на договорной основе.
14. Работы, связанные с выполнением в процессе экологического аудита измерений, химических анализов уровня загрязнения (состояния) окружающей среды и природных объектов проводятся испытательными (экоаналитическими) лабораториями, аккредитованными в установленном порядке.
15. Оплата работ по проведению экологического аудирования осуществляется в соответствии с условиями договора за счет субъекта хозяйственной деятельности, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Экологическая аудиторская организация должна:
предоставлять информацию о наличии лицензии и аттестованных экоаудиторов до заключения договора о проведении экологического аудита;
систематически повышать квалификацию экоаудиторов организации;
обеспечивать экоаудиторов нормативной правовой, методической, специальной документацией, необходимой для работы по данному направлению;
составлять план работ и программу экологического аудита в соответствии с поставленными целями и задачами экологического аудита и согласовывать их с руководством предприятия (в случае, если заказчиком является третья сторона, согласование проходит в трехстороннем порядке);
обеспечивать квалифицированное и эффективное проведение экологического аудита в соответствии с поставленными целями и задачами;
уведомлять субъект хозяйственной деятельности об обнаруженных нарушениях природоохранительного законодательства в процессе экологического аудита;
предоставлять заказчику исчерпывающую информацию о проделанной работе в пределах согласованного периода времени в соответствии с планом экологического аудита;
при проведении обязательного экологического аудита предоставлять копии отчета и заключения об экологическом аудите органу, принявшему решение о проведении экологического аудита.
17. Экологический аудит не может проводиться:
а) экоаудиторами, являющимися учредителями, акционерами, руководителями и иными должностными лицами аудируемого хозяйственного субъекта, либо состоящими в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с указанными лицами;
б) экологическими аудиторскими организациями:
в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении субъектов хозяйственной деятельности, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.
18. Экологические аудиторы и экологические аудиторские организации несут ответственность за свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
19. Экологическая аудиторская организация вправе:
самостоятельно определять формы и методы экологического аудита исходя из требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с аудируемым объектом;
формировать группы экоаудиторов, привлекать на договорной основе экоаудиторов, экспертов или других специалистов с опытом работы в области охраны окружающей среды и природопользования;
запрашивать необходимую документацию у руководства аудируемого объекта;
отказаться от проведения экоаудита в случае непредставления субъектом хозяйственной деятельности достаточной документации и информации.
20. Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов. При проведении экологического аудита экологической аудиторской организацией заключение подписывается всеми экоаудиторами, участвовавшими в проведении экологического аудита, и руководителем организации по экологическому аудиту и скрепляется печатью.
В случае привлечения к участию в экологическом аудите экспертов заключение эксперта включается в документацию экологической аудиторской организации.
21. Заключение по экологическому аудиту состоит из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
В вводной части указывается юридический адрес, расчетный счет и телефоны экологической аудиторской организации, фамилии, имена и отчества всех экоаудиторов, принимавших участие в проверке, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита.
В аналитической части указываются:
наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его деятельности, за который проводится экологический аудит;
результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям;
факты выявленных в ходе поверки существенных нарушений природоохранительного законодательства Российской Федерации, которые нанесли или могут нанести ущерб окружающей природной среде и здоровью населения.
Итоговая часть содержит:
обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;
конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.
22. Госкомэкология России с целью проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды:
разрабатывает проекты нормативных правовых актов по экологическому аудиту в Российской Федерации;
разрабатывает и утверждает инструктивно-методические и нормативно-технические документы по проведению экологического аудита;
согласовывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологического аудита в различных отраслях, представляемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий на проведение экологического аудита;
осуществляется международное сотрудничество по вопросам экологического аудита, в том числе по вопросам признания удостоверений (сертификатов) экоаудиторов;
организует аттестацию экоаудиторов и аккредитацию центров обучения по экологическому аудиту и испытательных (экоаналитических) лабораторий;
ведет Реестр аттестованных экоаудиторов, организаций по экологическому аудиту, центров обучения по экологическому аудиту;
оказывает методическую помощь организациям по экологическому аудиту и экоаудиторам.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка