ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1999 года N 85
Об утверждении Инструкции по согласованию
годовых планов развития горных работ
Федеральный горный и промышленный надзор России
постановляет:
Утвердить Инструкцию по согласованию годовых планов развития горных работ* и ввести ее в действие с 1 января 2000 года.
__________________
* Госгортехнадзором "Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" присвоено обозначение РД 07-330-99. - Примечание .
Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.Лозовой
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
10 декабря 1999 года,
Регистрационный N 2000
ИНСТРУКЦИЯ
по согласованию годовых планов
развития горных работ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст.657).
2. Инструкция устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.
3. Требования Инструкции являются обязательными для территориальных органов Госгортехнадзора России, для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
5. Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее - проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
6. Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
7. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере, включая все фактические потери полезных ископаемых, допущенные за период работы без наличия согласованных с территориальными органами Госгортехнадзора России годовых планов. В случае задержки в согласовании годовых планов по вопросам, не связанным с нормированием потерь, или не по вине пользователя недр, допускается отдельное согласование нормативов потерь.
8. Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.
9. В соответствии с приложением 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов.
10. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В соответствии со статьей 13 экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Годовые планы в случаях, когда проекты устарели, не скорректированы в соответствии с фактическими условиями разработки месторождений и не обеспечивают безопасный и рациональный порядок отработки запасов, не содержат технических решений по охране подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, подземных сооружений и горных выработок, согласовываются при наличии положительного заключения экспертизы охраны недр и промышленной безопасности.
11. Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах" комплекса геологических и маркшейдерских работ, невыполнении существенных условий лицензий на пользование недрами, при отсутствии лицензий органов Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.
12. Годовые планы в соответствии с техническим заданием пользователя недр, согласованным с органами Госгортехнадзора России, могут разрабатываться иной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств, а в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых с объемом добычи горной массы менее 50 тыс. куб.м/год без производства взрывных работ - организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.
II. Порядок рассмотрения и согласования
годовых планов
13. Годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа (управлением) Госгортехнадзора России или, по его поручению, отделом управления округа (управления). Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа (управлению).
14. Рассмотрение годовых планов осуществляется по графику. Графиком должно устанавливаться рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому. Допускается включение в график более поздних дат рассмотрения годовых планов при сезонном характере добычных работ, но не позднее чем за две недели до начала добычного сезона.
Пользователь недр извещается о запланированной дате рассмотрения годового плана не позднее чем за два месяца до рассмотрения. В случае, если пользователь недр представил годовой план менее чем за 15 дней до запланированной даты рассмотрения, территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести дату рассмотрения на срок не более 30 дней. О всех случаях переноса дат рассмотрения пользователь недр извещается не позднее чем за 5 дней до запланированной даты по графику, а в случае представления материалов вне графика или с его нарушением - в срок не позднее 15 дней со дня получения годового плана.
15. Для вновь вводимых предприятий или объектов, годовые планы которых представляются вне графика, срок рассмотрения годовых планов не должен превышать 30 дней со дня их представления.
16. В случае необходимости получения дополнительных материалов, заключения экспертизы промышленной безопасности территориальные органы Госгортехнадзора России вправе направить мотивированный запрос и перенести рассмотрение годового плана на срок не позднее 10 дней с момента получения запрашиваемых материалов или экспертного заключения.
17. Годовой план рассматривается в присутствии представителей недропользователя, включая одного из руководителей организации, главного маркшейдера и главного геолога. При отсутствии указанных представителей территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести рассмотрение на срок, не превышающий 30 дней.
18. Годовые планы могут рассматриваться как в месте нахождения управления округа (управления) или его отдела, так и в месте нахождения недропользователя. Место и время рассмотрения годового плана указываются в графике.
19. При наличии нерешенных проблем охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды следует практиковать рассмотрение годовых планов на Совете управления округа.
20. Рассмотрение годовых планов без участия представителей службы охраны недр территориального органа Госгортехнадзора России не допускается.
21. При рассмотрении годового плана территориальным органам Госгортехнадзора России следует обращать особое внимание на:
соответствие планируемых направлений и объемов горных работ техническому проекту и проектным технологическим документам;
планомерность разработки месторождения полезных ископаемых или его части, исключающую выборочную отработку наиболее богатых по минеральному составу участков;
соответствие предусмотренных годовым планом основных технических и технологических параметров разработки месторождения фактическим геологическим и горнотехническим условиям, их эффективность в части рационального извлечения полезных ископаемых и промышленной безопасности;
предотвращение сверхнормативных потерь;
соответствие нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств) проектным показателям и условиям лицензии на пользование недрами;
наличие лицензии на пользование недрами и выполнение условий ее действия;
наличие горного и земельного отводов;
причины образования временно неактивных запасов и порядок их отработки;
ликвидацию (консервацию) горных выработок, участков, блоков, горизонтов на отработанных участках месторождения полезных ископаемых;
техническую обоснованность расчетов платежей при пользовании недрами;
обоснованность технико-экономическими расчетами нормативов потерь и разубоживания по каждой выемочной единице;
обеспечение рационального использования и сохранности попутно добываемых полезных ископаемых, а также горных пород, пригодных для производства строительных материалов;
эффективность мероприятий по рациональному использованию и охране недр;
ожидаемые деформации подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, планируемые меры по охране;
соблюдение требований промышленной и экологической безопасности;
правильность определения опасных зон и наличие вокруг них утвержденных границ безопасного ведения горных работ, эффективность мероприятий по безопасному ведению работ вблизи опасных зон;
соответствие планируемых объемов эксплуатационной разведки, вскрышных и горноподготовительных работ планируемой добыче полезных ископаемых;
соответствие планируемых работ по рекультивации нарушенных горными работами земель проектным направлениям и заданиям, а также условиям лицензий на пользование недрами, договору аренды земельных участков.
22. При ведении на действующем предприятии недропользователя (шахте, руднике, карьере и др.) горных работ иными организациями (шахтостроительными и др.), а также в случаях совместного ведения открытых и подземных работ при рассмотрении годового плана следует учитывать указанные виды горных работ в целях предупреждения опасных совмещений работ, потерь полезных ископаемых и нарушений правил безопасности и установленного порядка совместного ведения работ.
23. Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Госгортехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.
В протокол рассмотрения годового плана включается решение, а также могут включаться условия согласования и рекомендации. В случаях переноса даты рассмотрения годового плана или отказа в его согласовании в протоколе указываются причины.
24. При рассмотрении годовых планов по ряду объектов недропользования, разрабатываемых одной организацией, допускается составление общего протокола.
25. Протокол рассмотрения годового плана подписывается начальником территориального органа Госгортехнадзора России или его заместителем или по их поручению начальником отдела. На графических материалах в случае согласования ставится специальный штамп с надписью "СОГЛАСОВАНО" (наименование территориального органа Госгортехнадзора России), а также указываются номер и дата протокола.
Один экземпляр протокола годового плана в срок не позднее 7 дней направляется пользователю недр.
26. В решении о согласовании годового плана указываются:
перечень согласованных нормативов потерь и разубоживания при добыче по выемочным единицам;
перечень нормативов потерь при переработке полезного ископаемого по каждому из компонентов, извлечение которых предусмотрено лицензией на пользование недрами и проектом перерабатывающего производства (при наличии перерабатывающих производств);
условия по устранению выявленных недостатков годового плана;
рекомендации по повышению уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и геолого-маркшейдерского обслуживания горных работ.
27. Согласованию не подлежат годовые планы в случаях выявления в них существенных нарушений законодательных и нормативных требований, а также условий лицензий на пользование недрами, отклонений от проектов, возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и норм безопасности, невыполнения условий согласования годовых планов за предыдущий период.
28. При несогласии с отказом в согласовании годового плана пользователь недр вправе обжаловать принятое решение в Госгортехнадзоре России или в суде.
29. В случаях выявления несущественных нарушений установленных требований согласование допускается при условиях, обеспечивающих охрану недр, промышленную безопасность и охрану окружающей среды. Указанные условия включаются в протокол рассмотрения годового плана. При этом представитель пользователя недр на экземпляре, который остается в территориальном органе Госгортехнадзора России, письменно подтверждает свое согласие с условиями согласования годового плана.
30. Производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.
31. При выявлении в процессе ведения горных работ изменений геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или отработки отдельных выемочных единиц, строительства подземных сооружений, необходимые изменения вносятся в годовой план по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России. Перечень изменений, подлежащих согласованию, и порядок их согласования определяются территориальным органом Госгортехнадзора России.
Изменения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых вносятся только по тем выемочным единицам, по которым выявлены изменения геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий их отработки.
III. Требования по охране недр при обосновании
нормативов потерь и разубоживания
32. Нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде, в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче.
33. Нормативы потерь гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой скважины (колодца, штольни), а по лечебным грязям для участка месторождения, отрабатываемого в планируемом периоде.
34. Нормативы потерь при переработке твердых полезных ископаемых устанавливаются для каждого компонента утвержденных запасов месторождения и предусмотренных к извлечению в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и техническим проектом. При переработке добытого полезного ископаемого по технологическим сортам норматив потерь определяется по каждому технологическому сорту.
35. Пересчет нормативов потерь при переработке минерального сырья в соответствии с параметрами качества исходного полезного ископаемого при изменении его качества в пределах вида или сорта не производится. Пересчет нормативов потерь компонентов при переработке минерального сырья при значительном изменении качества исходного сырья осуществляется в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь при переработке. Пересчитанные величины нормативов потерь согласовываются с территориальным органом Госгортехнадзора России.
36. Нормативы потерь попутного (растворенного) газа при добыче нефти не должны превышать уровни потерь, предусмотренные условиями лицензии на пользование недрами.
IV. Требования по обеспечению охраны
недр и промышленной безопасности
при составлении годового плана
37. Годовые планы должны предусматривать:
рациональное ведение горных работ, исключающее выборочную отработку более богатых участков, порчу других полезных ископаемых и обеспечивающее правильность разработки месторождения полезных ископаемых;
оптимальные показатели нормативов потерь и разубоживания при добыче, установленные по выемочным единицам и нормативов потерь при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также нормативов потерь попутного (растворенного) газа и нефти при их подготовке;
оптимальную концентрацию горных работ, исключающую их разбросанность и многогоризонтность при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
применение технологий, повышающих извлечение запасов;
восполнение вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;
меры по охране зданий, сооружений и природных объектов, расположенных на земной поверхности в зоне вредного влияния горных разработок;
горные меры по охране подземных объектов, сооружений и горных выработок;
безопасное ведение горных работ и мероприятия по промышленной безопасности;
систему наблюдений за вредным влиянием горных работ на окружающую среду (горно-экологический мониторинг);
геологическое изучение недр, включая реализацию рекомендаций ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России и ЦКР (ТКР) Минтопэнерго России;
мероприятия по охране недр, рациональному и комплексному использованию минерального сырья;
предотвращение подработки барьерных целиков:
ликвидацию (консервацию) отработанных горных выработок, блоков, горизонтов;
установление границ опасных зон и порядка ведения работ вблизи них;
рекультивацию нарушенных горными работами земель;
предотвращение образования сверхнормативных потерь в результате неправильного ведения горных работ, включая случаи подработки или надработки запасов полезных ископаемых;
сохранность попутно добываемых полезных ископаемых, а также горных пород, пригодных для производства строительных материалов.
38. Годовой план подписывается руководителем (главным инженером), главным маркшейдером и главным геологом горнодобывающей организации, подписи скрепляются печатью.
V. Оформление графических материалов
при разработке месторождений
твердых полезных ископаемых
39. Графические материалы годовых планов должны быть представлены планами горных работ (проекциями на вертикальную или горизонтальную плоскость) с разбивкой по кварталам и необходимыми поперечными разрезами.
Графические материалы составляются в соответствии с установленными требованиями условных обозначений для горной графической документации.
На графические материалы наносятся:
контуры балансовых запасов, утвержденных ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России запасов, уточненных по результатам последующей доразведки и разработки месторождения, запасов уже погашенных и намечаемых к погашению на планируемый год с разбивкой по кварталам, временно неактивных запасов;
участки нормируемых потерь, выделяемые в пределах намечаемых к отработке выемочных единиц особым условным обозначением;
участки опасных зон по всем факторам опасности и границы безопасного ведения работ;
схема вентиляции, виды механизации выемки, типы крепи, способ управления кровлей в подготовительных и очистных забоях, расположение водоотливных станций и дренажных выработок;
границы барьерных и предохранительных целиков;
участки постоянно затопленных выработок;
участки с заложенным выработанным пространством и погашенные горные выработки;
геологические нарушения;
вынимаемая мощность полезного ископаемого (фактическая и планируемая);
местоположение других полезных ископаемых, попадающих в зону влияния горных работ;
скважины различного назначения;
положение забоев подземных горных выработок, уступов карьеров и разрезов на начало и конец планируемого периода;
границы горного отвода;
границы земельного отвода (на планах поверхности и планах открытых горных работ);
проектные границы разноса бортов карьера или разреза, как в плане, так и на глубину разработки;
границы участков нарушенных, отработанных и рекультивированных земель (на планах поверхности и планах открытых горных работ);
границы отвалов, хвосто- и шламохранилищ, складов плодородного слоя почвы;
технологическая схема движения (транспортирования) минерального сырья от места добычи до выпуска готовой продукции;
надписи, ориентирующие по сторонам света.
40. На топографических планах поверхности (обзорных) в масштабе не мельче 1:25000 показываются жилые и промышленные здания и сооружения, объекты наземных и подземных коммуникаций, водоемы, устья действующих и ликвидированных выработок, границы горного и земельного отводов, контуры разведанных запасов.
41. На схемах вскрытия месторождения показываются:
пересеченные вскрывающими выработками пласты, рудные тела, залежи и вмещающие породы;
основные выработки, определяющие характер вскрытия месторождения (стволы, штольни, квершлаги, уклоны, гезенки и др.);
абсолютные отметки устьев стволов шахт и скважин, околоствольных дворов и горизонтов, сетки высот (на вертикальной проекции).
42. На погоризонтных планах горных работ показываются:
контуры пласта, рудного тела, углы его падения и простирания;
технические границы по проекту;
границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;
границы блоков, камер, целиков с указанием их номеров и среднего содержания или зольности полезного ископаемого, мощности пласта, контуры очистной выемки и погашенных участков, границы безопасного ведения работ;
устья выработок, вскрывающих месторождение, капитальные, подготовительные, нарезные и погашенные выработки;
линии разрезов, прилагаемых к планам.
43. На сводных планах горных работ показываются:
технические границы по проекту;
границы горного и земельного отводов;
границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;
основные формы рельефа земной поверхности на площади горного отвода и основные элементы ситуации поверхности;
охраняемые здания, сооружения и объекты, контуры предохранительных целиков, границы зон вредного влияния горных работ на земную поверхность;
главные разведочные, горнокапитальные и другие выработки, дающие общую картину горных работ;
основные тектонические нарушения, линии разрезов и проекций, а также отметки горизонтов горных работ;
способы погашения выработок;
места образования провалов на земной поверхности и прорыва плывунов.
44. На вертикальных разрезах показываются:
технические границы по проекту;
границы горного и земельного отводов;
границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;
стволы шахт и скважин, штольни, квершлаги, восстающие, а также основные выработки отдельных горизонтов, рудных тел, залежей;
номера эксплуатационных блоков, лав, камер, целиков и характеризующие их данные;
контуры пласта, рудного тела, углы их падения и углы падения выработок, контуры очистной выемки и погашенных участков, границы безопасного ведения горных работ, отметки устьев выработок и др.
45. На геологические планы и разрезы наносятся основные горные выработки и скважины, характеризующие направление геологоразведочных работ и эксплуатационной разведки.
46. При наличии перерабатывающих производств прилагаются схема переработки минерального сырья (проектная и фактическая), схема цепи аппаратов, схема опробования и контроля технологических процессов по переработке минерального сырья (при раздельной переработке - по каждому сорту или виду сырья).
VI. Оформление табличных материалов
47. Материалы годовых планов включают таблицы:
состояния и движения вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых по состоянию на начало планируемого периода и ожидаемого на конец этого периода (при добыче твердых полезных ископаемых);
основных показателей по плану горных работ на планируемый период и ожидаемых на конец текущего года (план-факт);
потерь и разубоживания за текущий год (план-факт) и на планируемый период по выемочным единицам (при добыче твердых полезных ископаемых);
потерь минерального сырья при переработке (при наличии перерабатывающих производств);
состояния и движения отходов добычи и переработки минерального сырья;
пустот выработанного пространства при добыче с закладкой выработанного пространства и план погашения (закладки) их на планируемый период;
объемов (бурения, проходки) эксплуатационно-разведочных работ (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);
объемов закачки (агентов) в системах поддержания пластового давления по каждой залежи (при добыче нефти);
движения фонда скважин (при добыче нефти и газа).
VII. Оформление пояснительной записки
48. В пояснительной записке годового плана приводятся сведения о:
новых геологических данных, обеспеченности запасами на начало планируемого периода, а при разработке месторождений твердых полезных ископаемых - запасами по степени их подготовленности к отработке (вскрытыми, подготовленными и готовыми к выемке по норме и фактически);
наличии временно неактивных запасов, причинах их образования и намечаемых сроках их погашения (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);
применяемых системах разработки, их удельном весе в объеме годовой добычи;
выполнении ранее согласованных годовых планов по извлечению запасов полезных ископаемых, а также мероприятий по охране недр, промышленной и экологической безопасности;
технико-экономических расчетах показателей планируемых нормативов потерь при добыче и переработке минерального сырья;
состоянии вентиляционного хозяйства и обеспеченности отдельных участков и в целом рудника или шахты требуемым количеством воздуха на начало и конец планируемого периода (при подземных работах);
мероприятиях по улучшению использования и охраны недр в планируемом году, а также по промышленной и экологической безопасности;
состоянии горных работ, в том числе горнокапитальных;
наличии опорного и съемочного обоснования, видах и сроках работ по маркшейдерскому и геологическому обеспечению горных работ;
фактической обеспеченности планируемых горных работ маркшейдерскими и геологическими кадрами и их техническом оснащении;
выполненных и намечаемых направлениях и объемах рекультивации нарушенных горными работами земель;
технической обоснованности расчетов платежей при пользовании недрами;
выполненных и намечаемых направлениях и объемах геологоразведочных работ и эксплуатационной разведки (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);
выполненных и намечаемых мерах охраны подрабатываемых зданий, сооружений и объектов;
намечаемых мероприятиях по безопасному ведению работ вблизи опасных зон;
наличии у недропользователя лицензий на право ведения работ, связанных с повышенной опасностью, и на пользование недрами;
выполнении условий лицензии на пользование недрами, включая внесение платежей при пользовании недрами, рекомендаций ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России, ЦКР (ТКР) Минтопэнерго России;
состоянии авторского надзора проектной организации за реализацией проекта, наличии у нее лицензии на право проектирования горных производств и объектов, дате составления проекта разработки месторождения и дополнений к нему:
мероприятиях по совершенствованию технологического процесса переработки минерального сырья, обеспечивающих оптимальное извлечение полезных компонентов (при наличии перерабатывающих производств);
организации учета количества и качества минерального сырья, поступающего на переработку и потребителю.
VIII. Контроль за соблюдением требований
настоящей инструкции
49. Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России*.
----------------
* Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 234.
50. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации*.
----------------
* Статья 49 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ.
Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 52, 27.12.99