Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901787336.htm


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ХАРТИЯ
Содружества Независимых Государств*

______________

    * Хартия вступает в силу вступает в силу со дня ее подписания Сторонами, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, - со дня сдачи депозитарию уведомления о выполнении таких процедур.
    Россия утвердила Хартию (Постановление Правительства РФ от 22.11.2000 N 880). Хартия вступила в силу для Российской Федерации 4 декабря 2000 года.


    
    Государства - участники настоящей Градостроительной хартии в лице правительств (далее - Стороны),
    
    сознавая необходимость перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий, обеспечивающих сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения и экологической реконструкции окружающей среды и природно-ресурсного потенциала государств - участников Содружества Независимых Государств,
    
    будучи убежденными, что основные направления формирования и осуществления политики в сфере градостроительства и архитектуры населенных пунктов и всей совокупности материально-пространственной среды жизнедеятельности продиктованы насущными интересами народов государств Содружества, необходимостью формирования и совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы,
    
    принимая во внимание:
    
    программу действий "Повестка дня на XXI век" (в части устойчивого развития населенных пунктов), принятую на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992 год);
    
    "Стамбульскую декларацию по населенным пунктам" и "Повестку дня ХАБИТАТ", принятые на Международной конференции ООН по устойчивому развитию населенных пунктов ХАБИТАТ II (г.Стамбул, 1996 год);
    
    материалы заседаний Комиссии ООН по населенным пунктам (г.Найроби, 1997 год) и сессий Комитета по населенным пунктам ЕЭК ООН (г.Женева, 1996 и 1997 годы);
    
    "Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов ЕЭК ООН" (1996 год) и обзор Комитета по населенным пунктам ЕЭК ООН "К устойчивому развитию населенных пунктов в регионе ЕЭК" (1996 год),
    
    руководствуясь документами, подписанными в рамках многостороннего сотрудничества государств - участников СНГ,
    
    приняли настоящую Градостроительную хартию, которая определяет руководящие принципы, цели, основные направления и задачи устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества, а также совместные действия Сторон по реализации Градостроительной хартии.
    
    

1. Руководящие принципы устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий

    
    Стороны в качестве руководящих признают следующие принципы устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий;
    
    суверенность и демократичность, обеспечивающие право каждого народа на свой путь развития с учетом общих интересов и целей, принятых мировым сообществом;
    
    сбалансированность социального, экономического и экологического развития общества, обеспечивающую стабильность жизнедеятельности человека;
    
    безопасность, определяющую право каждого человека проживать в социально и экологически безопасной для его жизни и здоровья среде обитания;
    
    достаточность, определяющую необходимость перехода общества от избыточного потребления к рациональному использованию природных и других видов ресурсов исходя из минимально достаточного их потребления;
    
    гуманность среды обитания, обеспечивающую развитие национальных и этнических культурных традиций и особенностей в архитектуре и градостроительстве.
    
    

2. Цели устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий

    
    Стороны в целях улучшения условий жизни нынешнего поколения без ущерба нуждам будущих поколений определили следующие цели устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий:
    
    комплексное развитие и экологическую реконструкцию городских, сельских и других населенных пунктов, урбанизированных и межселенных территорий государств;
    
    улучшение жилищной обеспеченности и условий проживания населения;
    
    совершенствование систем социальной инфраструктуры, включая организацию современных мест отдыха и систем оздоровления населения;
    
    формирование экологически безопасных производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
    
    сохранение и возрождение объектов историко-культурного наследия каждого народа;
    
    совершенствование процессов регулирования землепользованием.
    
    

3. Основные направления взаимодействия в обеспечении устойчивого развития населенных пунктов и обустройстве территорий

    
    Стороны в качестве основных направлений устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий на современном этапе определили следующие:
    
    создание градостроительными средствами среды обитания, безопасной для жизни и здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию, адекватной прогрессивным тенденциям социально-экономического и культурного развития государств;
    
    совершенствование систем расселения, осуществляемых с учетом этнических и национальных традиций;
    
    рациональное использование земельных ресурсов в соответствии со стратегией государств - участников Содружества, отражаемой в законодательстве о земле и нормативно-правовых актах о землепользовании;
    
    обеспечение развития городов и прилегающих к ним территорий за счет комплексного и эффективного решения задач совершенствования производственной, социальной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур, оптимизации окружающей среды и проведения экологической реконструкции;
    
    совершенствование пространственной организации населенных пунктов, их архитектурного облика, повышение эстетических качеств застройки, их благоустройства и озеленения;
    
    применение преимущественно "чистых технологий" при внедрении новых технологий устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий;
    
    улучшение жилищной обеспеченности граждан (населения) государств - участников Содружества путем строительства жилья с современным инженерно-техническим оснащением, высокой экологической безопасностью и комфортностью условий проживания;
    
    обеспечение жильем малоимущих и других социально защищаемых групп населения;
    
    реконструкция и модернизация застройки, обеспечивающие соблюдение стандартов жизни населения;
    
    развитие и совершенствование систем социального обслуживания населения;
    
    совершенствование градостроительных и инженерно-технических решений об освоении и застройке горных, пустынных, сейсмоопасных и других территорий со сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями;
    
    обеспечение благоприятных условий труда и быта, развитие сферы услуг в сельских поселениях, совершенствование транспортных и информационных связей этих поселений с городами (центрами) и между собой;
    
    совершенствование и развитие систем всех видов экологически безопасного общественного пассажирского транспорта;
    
    применение энергоэффективных систем инженерно-технического обеспечения населенных пунктов, использование локальных и нетрадиционных экологически чистых и безопасных источников энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.);
    
    модернизация систем водоснабжения и водоотведения для обеспечения населения достаточным количеством питьевой воды, повышение качества очистки питьевой воды и очистки сточных вод с минимизацией непроизводительных ресурсных потерь;
    
    формирование условий для развития предприятий всех форм собственности, особенно малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест, количественно и качественно адекватных численности и социальному составу населения;
    
    обеспечение развития производственных зон и промышленных комплексов при рациональном использовании имеющихся природных, материальных и людских ресурсов, новейших и наукоемких технологий, экологически безопасных источников энергии;
    
    совершенствование системы сбора, удаления и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов, включая токсичные и трудноперерабатываемые;
    
    совершенствование и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов;
    
    сохранение, восстановление и рациональное использование памятников архитектуры, истории и культуры как национального достояния общества, развитие экологического туризма;
    
    сохранение природных ландшафтов и создание систем природоохранных территорий, обеспечение рационального использования природных ресурсов;
    
    совершенствование системы организации отдыха и оздоровления населения с экологической реконструкцией природных комплексов на урбанизированных и межселенных территориях при максимальном использовании природных и восстановленных ландшафтов;
    
    использование градостроительных методов и средств для предупреждения и снижения негативных последствий от аварий, природных и техногенных катастроф на урбанизированных территориях;
    
    совершенствование управления градостроительным развитием крупных и крупнейших городов (городов-метрополий) с окружающими их агломерациями и урбанизированными территориями.
    
    

4. Основные задачи перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий

    
    Стороны на современном этапе перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий основными задачами определили следующие:
    
    4.1. Создание системы национальных и межгосударственных нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование градостроительной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях, направленных на:
    
    правовое обеспечение перехода к реализации руководящих принципов устойчивого развития населенных пунктов, формирование системы расселения и обустройства территорий градостроительными средствами;
    
    законодательное регламентирование прав, обязанностей и ответственности органов государственного управления всех уровней и других субъектов градостроительной деятельности;
    
    законодательное закрепление гарантированного государством социального стандарта в градостроительстве;
    
    нормативно-правовое регламентирование использования территорий городских, сельских и других населенных пунктов, а также межселенных территорий;
    
    рациональное использование градостроительных и территориальных ресурсов;
    
    развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
    
    охрану природных и историко-культурных ценностей.
    
    4.2. Совершенствование системы управления градостроительной деятельностью за счет:
    
    формирования и укрепления системы органов государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью на региональном и местном уровнях;
    
    разграничения полномочий и нормативно-правового закрепления функций и ответственности органов государственного управления на национальном, региональном и местном уровнях;
    
    совершенствования механизма и организационных форм государственного управления градостроительной деятельностью;
    
    усиления роли органов местного самоуправления и роли населения в формировании и проведении градостроительной политики, поддержании благоприятного состояния и экологической реконструкции среды обитания.
    
    4.3. Разработка и реализация программ и проектов по долгосрочному планированию и прогнозированию развития населенных пунктов и обустройству территорий, ориентированных на:
    
    повышение уровня и качества жизни населения за счет совершенствования пространственной организации поселений и территорий; создание экологически безопасных условий проживания населения; сохранение и развитие социально-культурного потенциала общества; охрану природы, рациональное использование материальных и природных ресурсов территорий с учетом дифференциации территорий по условиям развития (ресурсному потенциалу и ограничениям); стабилизацию и расширение демографического потенциала населения; новые модели экологоориентированной пространственной организации городских, сельских, других населенных пунктов и территорий;
    
    межгосударственные, национальные, региональные и зональные программы и планы обустройства территории.
    
    4.4. Создание системы информационного обеспечения градостроительной деятельности, базирующейся на:
    
    использовании современных информационных средств и технологий; формировании банков данных о градостроительной деятельности, градостроительных и территориальных кадастрах;
    
    разработке и функционировании единой (согласованной) системы показателей (индикаторов) городского, жилищного, социального, коммунального, транспортного, территориального развития и экологической безопасности и их мониторинг.
    
    4.5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в области градостроительной деятельности, предусматривающей:
    
    организацию специализированных, в том числе межгосударственных, центров подготовки и переподготовки кадров в области градостроительной деятельности;
    
    разработку межгосударственных стандартов и программ обучения для архитекторов, специалистов по территориальному планированию, экологов и других специалистов градостроительного профиля;
    
    обмен опытом в области методики и форм обучения специалистов;
    
    подготовку и издание методической, справочной и учебной литературы.
    
    

5. Совместные действия по реализации Градостроительной хартии

    
    Стороны поручают национальным органам государственного управления строительством, градостроительной и архитектурной политикой обеспечить реализацию настоящей Градостроительной хартии путем:
    
    организации взаимодействия и консультативной поддержки в создании межгосударственных нормативно-правовых актов в области градостроительства и территориального развития;
    
    создания национальных и межгосударственного информационных банков данных о нормативно-правовых актах и других основополагающих документах о градостроительстве и территориальном развитии государств Содружества;
    
    разработки механизма и инструментов управления устойчивым развитием населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества на основе адаптации признанной международными организациями единой (согласованной) системы показателей (индикаторов);
    
    обеспечения взаимосогласованного планирования развития территорий, охраны окружающей среды и экологической реконструкции в зонах, представляющих межгосударственный интерес, в том числе в составе межгосударственных программ по строительству транспортно-коммуникационных коридоров, обустройству приграничных регионов и другим объектам строительства;
    
    определения градостроительных принципов развития столиц, крупных и крупнейших городов (городов-метрополий) и прилегающих к ним агломераций и урбанизированных территорий;
    
    содействия внедрению современных информационных технологий, средств и совместимых систем градостроительного и территориального мониторинга;
    
    создания системы информационно совместимых градостроительных и территориальных кадастров государств - участников Содружества;
    
    разработки национальных и межгосударственного словарей терминов и понятий по градостроительной деятельности на основе существующих дефиниций;
    
    организации обмена методологическими материалами по разработке генеральных и зональных планов, проектов застройки для разных типов и видов населенных пунктов и обустройству межселенных территорий;
    
    создания в государствах - участниках Содружества системы по обмену опытом в области подготовки и переподготовки специалистов по вопросам градостроительства и территориального развития;
    
    разработки межгосударственных программ и проектов, обеспечивающих реализацию и развитие настоящей Градостроительной хартии (перечень проектов приоритетных межгосударственных документов прилагается), в согласованные сроки и с учетом заинтересованности Сторон.
    
    

6. Заключительные положения

    
    Градостроительная хартия вступает в силу со дня ее подписания Сторонами, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, - со дня сдачи депозитарию уведомления о выполнении таких процедур.     
    
    В Градостроительную хартию, с согласия подписавших ее Сторон, могут быть внесены дополнения и изменения, которые являются неотъемлемой частью настоящей Градостроительной хартии и вступают в силу в соответствии с предусмотренной выше процедурой.
    
    Любая Сторона может заявить о своем выходе из состава участников Градостроительной хартии путем письменного уведомления об этом депозитария не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода.
    
    Градостроительная хартия открыта для присоединения других государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.
    
    Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Градостроительную хартию, ее заверенную копию.
    
    

(Подписи)

    
    Примечание.
    
    Хартия подписана Грузией с замечаниями.
    
    Хартия подписана Украиной с оговоркой: "Украина будет принимать участие в подготовке только тех программ и проектов, в которых она заинтересована".
    
    Хартия не подписана Азербайджанской Республикой, Туркменистаном, Республикой Узбекистан.
    

Приложение
к Градостроительной хартии
Содружества Независимых Государств


    
    
ПЕРЕЧЕНЬ
проектов приоритетных межгосударственных документов, направленных на реализацию Градостроительной хартии  

    
    
    1. Концепции устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества.
    
    2. Комплексная научно-техническая программа по приоритетным направлениям градостроительной деятельности государств Содружества.
    
    3. Концепция экологической реконструкции населенных пунктов и территорий государств Содружества в связи с переходом к устойчивому развитию.
    
    4. Концепция градостроительных принципов развития столиц, крупных и крупнейших городов и прилегающих к ним территорий государств Содружества.
    
    5. Соглашение о разработке национальных программ по сбалансированной политике развития сельских поселений, целевом инвестировании и усилении интеграции сельских районов в экономику государств Содружества.
    
    6. Рекомендации о принципах формирования и разработки в государствах Содружества концепций (схем) расселения, освоения и обустройства территорий и перехода к устойчивому развитию населенных пунктов в горных, пустынных, сейсмических и других сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях.
    
    7. Соглашение о разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.
    
    8. Конвенция о принципах формирования и взаимодействии национальных информационных систем о градостроительных и территориальных (земельных) кадастрах государств Содружества.
    
    9. Соглашение о координации действий по созданию и об обмене опытом ведения национальных геоинформационных систем мониторинга устойчивого развития населенных пунктов, обустройства территорий и экологической реконструкции в государствах Содружества.
    
    10. Соглашение о создании межгосударственного банка данных о проведении градостроительной политики в государствах Содружества.
    
    11. Концепции жилищной политики в государствах - участниках СНГ.
    
    12. Соглашение о взаимопризнании государствами Содружества групп населения, нуждающихся в обеспечении социальным (муниципальным) жильем.
    
    13. Соглашение об общих принципах проведения операций в жилищной сфере, совершаемых гражданами государств - участников СНГ.
    
    14. Рекомендации по формированию нормативно-правовой базы и механизмам использования внебюджетных источников финансирования для образования рынка жилья.
    
    15. Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества.
    
    16. Соглашение о системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности.
    
    

ЗАМЕЧАНИЯ ГРУЗИИ
по проекту о Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств

    
    
    Грузия в целом одобряет представленный проект документа, но вместе с тем имеет следующие замечания:
    
    - глава 5, абзац 5 изложить в следующей редакции: "обеспечения взаимосогласованного планирования охраны окружающей среды и обмен опытом и информацией по развитию территорий, представляющих межгосударственный интерес, в том числе в составе межгосударственных программ по строительству транспортно-коммуникационных коридоров, обустройству приграничных регионов и другим аспектам строительства";
    
    - глава 5, абзацы 6 и 7 объединить и изложить в следующей редакции: "содействие определению градостроительных принципов развития столиц, крупных и крупнейших городов (городов-метрополий) и прилегающих к ним агломераций и урбанизированных территорий и внедрению современных информационных технологий, средств и совместимых систем градостроительного и территориального мониторинга";
    
    - глава 5, абзац 8 изложить в следующем виде: "создания систем градостроительных и территориальных кадастров государств - участников Содружества, информационно совместимых с апробированными международными методами";
    
    - из приложения изъять 5, 7, 8, 12, 13 и 15 вопросы, а из 9-го вопроса изъять слова "координация действий". Из 16-го вопроса изъять слова "о системе" и вопрос изложить в следующей редакции: "16. Соглашение об обмене опытом по подготовке и переподготовке в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности".
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 5, май 2001 года