Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901792545.htm


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИКАЗ

от 11 марта 2001 года N 33

   


Об утверждении Инструкции о порядке
действий подразделений Росгидромета
при радиационных авариях


    В целях совершенствования деятельности подразделений Росгидромета при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными авариями и радиоактивным загрязнением окружающей природной среды на территории Российской Федерации
    

приказываю:


    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке действий подразделений Росгидромета при радиационных авариях (далее - Инструкция).

    2. Руководителям УГМС, Диксонского СЦГМС, Калининградского и Московского ЦГМС:

    2.1. В месячный срок разработать и утвердить Инструкцию о порядке действий подчиненных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными авариями и радиоактивным загрязнением окружающей природной среды на территории, обслуживаемой УГМС (ЦГМС). Копию Инструкции представить в Росгидромет (УМЗ);

    2.2. Во взаимодействии с территориальными органами МЧС России, МПР России, Госатомнадзора России, Минздрава России и других заинтересованных министерств и ведомств, а также администрациями местных органов государственной власти уточнить перечень радиационно-опасных объектов, расположенных на территории обслуживаемой УГМС (ЦГМС), порядок взаимодействия с ними в случае радиационной аварии или возникновения радиационно-опасных ситуаций на указанных объектах.

    2.3. Обеспечить передачу в администрации радиационно-опасных объектов, в территориальные органы МЧС России и в Росгидромет в срок не более одних суток информации об изменениях реквизитов (номеров телефонов, телефаксов, адресов электронных почт и абонируемых телеграфных установок) УГМС (ЦГМС), имеющих непосредственную связь с радиационно-опасными объектами, территориальными органами МЧС России и постоянный контроль за состоянием связи между УГМС (ЦГМС) и администрациями радиационно-опасных объектов и органами МЧС России.

    3. Считать утратившими силу Инструкцию о порядке действий подразделений Росгидромета при ядерных авариях, утвержденную приказом Росгидромета от 04.08.94 N 92 "Об утверждении Инструкции о порядке действий подразделений Росгидромета при ядерных авариях".

    4. Контроль за выполнением приказа возложить на УМЗ.


    

Руководитель Росгидромета
    А.И.Бедрицкий


УТВЕРЖДЕНА

приказом Росгидромета

от 11.03.2001 N 33


Инструкция
о порядке действий подразделений Росгидромета
при радиационных авариях
 

1. Общие положения

    1.1. Настоящая инструкция определяет порядок действий подразделений Росгидромета при получении сообщений о радиационных авариях, произошедших на территории Российской Федерации, сопровождающихся выбросом (сбросом) радиоактивных веществ в окружающую природную среду на любых ядерных реакторах и установках ядерного топливного цикла и переработки радиоактивных отходов; при транспортировке ядерного топлива и радиоактивных отходов; изготовлении, использовании, хранении, удалении и перевозке источников ионизирующего излучения, а также использовании их в космических объектах (в дальнейшем - радиационные аварии).

    Подразделения Росгидромета могут также привлекаться в случаях радиационных аварий, иных, чем указанные выше.

    К подразделениям Росгидромета, непосредственно привлекаемым к работам, связанным с последствиями радиационной аварии, относятся Управление мониторинга загрязнения природной среды (УМЗ), Федеральный информационно-аналитический центр по обеспечению оперативной и прогностической информацией в чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды на территории Российской Федерации (ФИАЦ Росгидромета), ИЭМ НПО "Тайфун", ИГКЭ, Гидрометцентр России, ГРМЦ, ГВЦ Росгидромета, УГМС (ЦГМС, ЦМЗПС, радиометрические лаборатории, гидрометеорологические станции и пункты наблюдения, оперативные группы и т.д.).

    К этим работам по указанию руководства Росгидромета могут привлекаться и другие подразделения Росгидромета.

    Общее оперативное руководство и координацию действий указанными подразделениями при их действии в случае радиационной аварии осуществляет Ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям Росгидромета (КЧС Росгидромета).

    Подразделения Росгидромета в случае радиационных аварий, как правило, обязаны действовать в рамках Федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Решением Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 29.11.96 (протокол N 6);

    1.2. Основными задачами подразделений Росгидромета при проведении работ, связанных с последствиями радиационной аварии, являются:

    - оценка и прогноз гидрометеорологической и радиационной обстановки в районе аварии и за его пределами;

    - оперативное прогнозирование возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ, образовавшихся в результате аварии;

    - обследование радиационной обстановки, сложившейся в результате аварии, в том числе с помощью передвижных наземных и авиационных средств (в случае их выделения);

    - информирование федеральных и местных органов государственной власти и управления, а также заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации с результатами оценки и прогноза радиационной обстановки.

    1.3. Для качественного выполнения вышеуказанных задач должно быть обеспечено:

    - своевременное получение информации о факте радиационной аварии и ее характеристик;

    - оперативное оповещение соответствующих подразделений Росгидромета о радиационной аварии;

    - оперативный анализ полученных данных о радиационной аварии, ее характеристик и предварительное прогнозирование радиационной обстановки;

    - прогноз траектории воздушных масс из района аварии, в том числе прогноз возможности их трансграничного переноса;

    - оценка и прогноз радиационной обстановки в районе аварии и по пути перемещения воздушных масс из района аварии;

    - уточнение масштабов и характера радиационных последствий радиационной аварии для окружающей природной среды c использованием передвижных наземных и авиационных средств;

    - подготовка материалов по результатам оценки радиационной обстановки для информирования федеральных и местных органов государственной власти и управления, а также заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации.

    1.4. Временной порядок работы подразделений Росгидромета, объем и содержание выполняемых ими задач в случае радиационной аварии, сопровождающейся выбросом (сбросом) радиоактивных веществ в окружающую среду, и загрязнением территории за пределами санитарно-защитной зоны аварийного объекта, разделяется условно на три этапа:

    - первый этап - период после получения информации о факте радиационной аварии и ее предварительных характеристиках;

    - второй этап - период после получения более полной информации о данных источника радиационной аварии и характеристиках радиоактивного выброса (сброса) в окружающую среду;

    - третий этап - период уточнения радиоактивного загрязнения территории в результате радиационной аварии и ликвидации радиационных последствий аварии.

    Временной график подготовки и прохождения информации на первом этапе работы приведен в приложении 1.

    Наименование, объем и содержание мероприятий, проводимых подразделениями Росгидромета на последующих этапах, зависит от характера дальнейшего развития аварии, уровней и масштабов радиоактивного загрязнения, поступления в Росгидромет уточненных или дополнительных данных об источнике аварии и выбросов (сбросов) радиоактивных веществ в окружающую среду, а также задач, решаемых для обеспечения безопасности населения и реабилитации загрязненных в результате аварии территорий..

    1.5. В соответствии с установленным порядком Минатом России (концерн "Росэнергоатом"), а также администрация объекта, где произошла радиационная авария, немедленно представляют в Росгидромет и соответствующие его региональные органы (УГМС, ЦГМС) сведения об авариях.

    Объем, содержание и сроки представляемой информации приведены в приложении 2.

    1.6. Передача данных подразделениями Росгидромета, обнаружившими повышенное загрязнение природной среды радиоактивными веществами, осуществляется в порядке, установленном приказом Росгидромета от 31.10.2000 N 156, Положением о порядке информационного обеспечения Федеральным информационно-аналитическим центром Росгидромета министерств и ведомств Российской Федерации оперативной и прогностической информацией, связанной с загрязнением окружающей среды на территории Российской Федерации и другими действующими документами.


    

2. Функции подразделений росгидромета при получении
информации о радиационной аварии

    2.1. КЧС Росгидромета действует в соответствии с Положением о ней, утвержденным приказом Росгидромета от 19.02.96 N 22, а также другими законодательными и нормативно-правовыми актами.

    В части, касающейся радиационной аварии организует и обеспечивает:

    - уточнение и подтверждение в соответствующих министерствах и ведомствах информации о характеристиках источника аварии и выбросов (сбросов) радиоактивных веществ в окружающую природную среду;

    - оповещение членов КЧС Росгидромета, начальника ФИАЦ Росгидромета, начальника УГМС (ЦГМС), на территории которого произошла ядерная авария, начальников смежных ему УГМС (ЦГМС), а также руководителей других привлекаемых подразделений Росгидромета, и определение им программы и порядка работы в соответствии с требованиями инструкций;

    - оповещение заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации (если первичная информация поступила в Росгидромет от подведомственных ему подразделений);

    - взаимодействие с соответствующими территориальными и функциональными подсистемами Единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    - координацию работ ФИАЦ Росгидромета, ИЭМ НПО "Тайфун", ИГКЭ, Гидрометцентр России, ГРМЦ, ГВЦ Росгидромета, УГМС (ЦГМС), а также в случае необходимости других подразделений Росгидромета;

    - проведение оперативного прогнозирования траектории воздушных масс из зоны аварии и радиационной обстановки по траектории их перемещения;

    - подготовку для руководства Росгидромета заключений о возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ, образовавшихся в результате аварии.

    - оперативное проведение (в случае необходимости) аэрогаммасъемки местности в зоне аварии и отбора проб воздуха на траекториях перемещения загрязненных воздушных масс.

    - проведение оперативными группами подразделений Росгидромета обследования радиационной обстановки в зоне аварии;

    - подготовку на основании полученных предварительных данных предложений об изменении режимов работы соответствующих подразделений Росгидромета (учащенных измерений уровней радиации, прекращения озоления проб атмосферных аэрозолей, порядка доставки и анализа проб и т.д.);

    - оперативное доведение до подразделений Росгидромета уточненных и дополнительных данных о радиационной аварии, в том числе данных о радиоактивном выбросе (сбросе) в окружающую среду;

    - подготовку для различных государственных и международных организаций, ответственных за принятие решений в случае радиационных аварий, необходимых прогностических материалов и информации о радиационной обстановке, сложившейся в результате аварии, а также обеспечение соответствующих УГМС (ЦГМС) необходимыми данными о радиационной обстановке в зоне их обслуживания. 2.2. ФИАЦ Росгидромета:

    - осуществляет сбор, обобщение и оперативное представление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, сложившейся в результате аварии, для представления необходимых сведений в КЧС Росгидромета;

    - осуществляет (совместно с ИГКЭ и Гидрометцентром России) оперативный анализ и прогноз распространения загрязнения в атмосфере и формирования следа загрязнения на территории Российской Федерации и за ее пределами. Результаты прогноза с заключением о возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ немедленно представляет в КЧС Росгидромета;

    - на основании результатов оперативного прогнозирования выдает КЧС Росгидромета предложения об изменении режима работы сетевых подразделений и программ работ участников ФИАЦ Росгидромета;

    - осуществляет взаимодействие с Ситуационно-Кризисным центром Минатома России, Кризисным центром концерна "Росэнергоатом", а также другими подразделениями министерств и ведомств, ответственными за работы в случае радиационной аварии на подведомственных им объектах;

    - выполняет задачи Росгидромета в составе Группы оказания экстренной помощи атомным станциям (ОПАС) в случае радиационно опасных ситуаций и как Центр технической поддержки Кризисного центра концерна "Росэнергоатом" и группы ОПАС;

    - осуществляет взаимодействие с международными Центрами, ответственными за предоставление информации в случае радиационной аварии, обеспечивает обмен информацией с использованием установленных международных кодов.

    ФИАЦ Росгидромета осуществляет свою работу в соответствии с Положением о нем.

    2.3. ИЭМ НПО "Тайфун":

    - по указанию и согласованию с КЧС Росгидромета направляет (в случае необходимости) в район аварии заблаговременно сформированную оперативную группу специалистов для оценки радиационной обстановки, в том числе с помощью специально оборудованного самолета (вертолета) (в случае его выделения). Для обеспечения постоянной готовности к выезду оперативной группы ИЭМ НПО "Тайфун" заблаговременно подготавливает необходимые документы, включая командировочные удостоверения, справки и предписания, типовую программу, методические указания по производству работ и т.д.;

    - осуществляет измерение проб природной среды, отобранных в районе загрязнения (или возможного загрязнения). Порядок отбора и доставки проб для изменерения определяет КЧС Росгидромета;

    - по прибытии в район работ оперативная группа ИЭМ НПО "Тайфун" по имеющимся каналам связи информирует КЧС Росгидромета, ФИАЦ Росгидромета и УГМС (ЦГМС), на территории которого расположен аварийный объект, а также руководство местного органа МЧС России о своем прибытии, уточняет обстановку, сложившуюся в результате аварии, организует взаимодействие с представителями (подразделениями) МЧС России, Минздрава России, Минатома России, Госатомнадзора России и других министерств и ведомств, участвующих в работах по оценке сложившейся радиационной обстановки, ее последствиях, и проводит необходимые обследования состояния природной среды в районе аварии, в том числе измерение мощностей дозы и отбора проб природной среды;

    - о ходе работ и полученных результатах обследования оперативная группа установленным порядком сообщает в КЧС Росгидромета, ФИАЦ Росгидромета и соответствующему УГМС (ЦГМС), а при необходимости осуществления оперативных мероприятий по ликвидации отрицательных последствий аварии для природной среды, также администрации объекта, представителям контролирующих органов и администрации местных органов государственного управления.

    2.4. ИГКЭ:

    - на основе данных об источнике аварии и выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую природную среду, получаемых из ФИАЦ Росгидромета и метеорологической обстановки в зоне аварии, получаемой из Гидрометцентра России участвует в расчетах возможных уровней радиоактивного загрязнения атмосферы и местности по траектории перемещения загрязненных воздушных масс, в том числе концентраций в атмосфере и плотности выпадений йода-131 и других короткоживущих радионуклидов;

    - организует проведение аэрогаммасъемки (в случае выделения самолета или вертолета) радиоактивного загрязнения на обширных территориях начиная с 5-7 дней после аварии на траекториях перемещения загрязненных воздушных масс. Порядок проведения аэрогаммасъемки, отбора и доставки проб природной среды для измерения определяет КЧС Росгидромета;

    - принимает участие в измерениях проб природной среды, доставляемых из районов возможного загрязнения и сети радиационного мониторинга;

    - результаты работ немедленно передает в КЧС Росгидромета и ФИАЦ Росгидромета.

    2.5. Гидрометцентр России:

    - осуществляет подготовку и передачу КЧС Росгидромета и ФИАЦ Росгидромета данных анализа и прогноза метеорологической обстановки;

    - с помощью траекторной модели немедленно готовит экспресс прогноз траектории воздушных масс из зоны аварии на 3 суток вперед с момента аварии и передает его в КЧС Росгидромета и ФИАЦ Росгидромета;

    - участвует в подготовке предварительного заключения о возможности трансграничного переноса радионуклидов;

    - осуществляет оперативный контроль данных наблюдений сети радиационного мониторинга.

    Результаты работ немедленно передаются в КЧС Росгидромета и ФИАЦ Росгидромета.

    2.6. ГРМЦ:

    - обеспечивает надежную связь между КЧС Росгидромета, ФИАЦ Росгидромета и другими подразделениями Росгидромета, а также с организациями, ответственными за подготовку и принятие решений в случае радиационной аварии (в том числе и международными);

    - обеспечивает устойчивую и непрерывную передачу и прием гидрометеорологической информации и данных сети радиационного мониторинга, поступающих по каналам АСПД Росгидромета и ГСТ ВМО в ФИАЦ Росгидромета. 2.7. ГВЦ Росгидромета обеспечивает проведение расчетов по анализу и прогнозу метеорологической обстановки для детализированных модельных расчетов распространения радиоактивного загрязнения.

    2.8. Территориальные УГМС (ЦГМС):

    - осуществляют постоянный контроль радиационной обстановки в районах АС, предприятий ядерного топливного цикла и других радиационно-опасных объектов силами гидрометстанций и постов, в том числе расположенных в 100-км зоне этих объектов путем ежедневных измерений мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности (МЭД) и отбора проб атмосферных аэрозолей и выпадений в пунктах сети радиационного мониторинга. Обеспечивают оперативное проведение радиометрического (гаммаспектро-метрического) анализа отобранных проб.

    - в случае поступления информации о радиационной аварии, обеспечивают проведение учащенных (через каждые 3 часа) измерений МЭД на местности всеми пунктами, расположенными в 100- км зоне аварийного объекта, оперативную отправку проб аэрозолей в радиометрическую лабораторию для немедленного анализа. На остальной части сети радиационного мониторинга вводятся 2-х разовые за сутки наблюдения за МЭД на местности.

    - при обнаружении в ходе текущих наблюдений, а также по получении сообщения о радиационной аварии, уровней радиации на местности 60 мкР/час и более, а также значений концентрации радионуклидов в приземном слое атмосферного воздуха (объемной активности) или воде (удельной активности), превышающих допустимые уровни, указанные в НРБ-99 для населения, информацию об этом немедленно передают в УМЗ Росгидромета, ФИАЦ Росгидромета, ИЭМ НПО "Тайфун" и Гидрометцентр России. В этом пункте, а также на ближайших гидрометеорологических станциях вводятся учащенные (каждые 3 часа) измерения уровней радиации, а вся остальная сеть радиационного мониторинга УГМС (ЦГМС) переходит на 2-х разовые за день наблюдения; пробы аэрозолей и выпадений оперативно направляются в радиометрическую лабораторию, где проводится их анализ. Результаты анализа немедленно передаются в ФИАЦ Росгидромета и ИЭМ НПО "Тайфун".

    Для уточнения обстановки и выявления причин повышенного загрязнения на место обнаружения повышенных уровней радиации выезжает оперативная группа УГМС (ЦГМС).

    3. С целью обеспечения необходимой оперативности работ в ФИАЦ Росгидромета, территориальных УГМС (ЦГМС) и при необходимости в других подразделениях Росгидромета осуществляется круглосуточное дежурство специалистов, обеспечивающих установленный порядок действий при получении информации о радиационной аварии.

    4. В центральном аппарате Росгидромета ответственность за экстренное информирование руководства Росгидромета о получении сведений об аварии во вне рабочее время возлагается на ответственного дежурного Росгидромета.


Приложение:

    1. Временной график представления информации.

    2. Объем, содержание и сроки представления информациио радиационной аварии или радиационно-опасной
ситуации на АС, представляемой концерном "Росэнергоатом" в Росгидромет
.


    3. Критерии для объявления на АС состояний "Аварийная готовность" и "аварийная обстановка".

    4. Перечень нарушений режима работы АС, о которыхдирекция АС должна сообщать немедленно.
    
    5. Категории нарушений в работе АС.
    


Начальник УМЗ
    В.В.Челюканов


Приложение 1


Временной график
подготовки и представления информации
в случае радиационной аварии на 1 этапе работ после аварии  

    

NN
п.п.

Краткое содержание информации
(указания, доклада, отчета)

Кто
представ-
ляет

Кому
представ-
ляется

Срок
представ-
ления

Способ
передачи

1

2

3

4

5

6

1.

Информация о факте радиационной аварии и ее предварительных характеристиках

Дежурный диспетчер концерна "Росэнергоатом"

Руководству Росгидромета непосредственно или ответственному дежурному Росгидромета

"Ч" (время получения информации)

Телефон
Телефакс
Телеграф

2.

Информация о факте радиационной аварии и ее предварительных характеристиках

Ответственный дежурный Росгидромета

Руководителю Росгидромета - председателю Ведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям Росгидромета (КЧС Росгидромета),
- начальнику УМЗ
- начальнику ФИАЦ Росгидромета

"Ч" + 20 мин

Телефон
или лично

3.

Информация о факте радиационной аварии и ее предварительных характеристиках

Администрация аварийного объекта

Руководителю УГМС (ЦГМС)

Немедленно после получения информации

Телефон
Телефакс
Телеграф

4.

Постановка задач по выполнению работ, связанных с радиационной аварией

Председатель КЧС Росгидромета или его заместитель

- Членам КЧС Росгидромета
- Начальнику ФИАЦ
- Директору Гидрометцентра России
-Руководителю УГМС (ЦГМС)

"Ч" + 40 мин

Телефон
Телефакс
Телеграф

5.

Постановка задач по выполнению работ, связанных с радиационной аварией

Члены КЧС Росгидромета по направлениям

Руководителям подразделений Росгидромета по направлениям

"Ч" + 1 ч

Телефон
Телефакс
Телеграф

 

 

Начальник ФИАЦ Рос-гидромета

Руководителям подразделений ФИАЦ

 

 

 

 

Начальник УГМС

Подразделениям УГМС

"Ч" + 1 ч

Телефон
Телефакс

6.

Метеорологические данные в районе аварии (скорость и направление ветра, температура, облачность, осадки) на момент начала аварии

ФИАЦ Росгидромета или Гидрометцентр России

КЧС Росгидромета ИГКЭ

"Ч" + 30 мин

Телефон
Телефакс
Электрон-
ной почтой
(ЭП)

7.

Метеорологические данные в районе аварии (скорость и направление ветра, температура, облачность, осадки) на момент начала аварии

КЧС Росгидромета или ФИАЦ Росгидромета

Дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом"

"Ч" + 40 мин

Телефон
Телефакс

8.

Прогноз погоды на 3 суток вперед в районе аварии

ФИАЦ Росгидромета (Гидрометцентр России)

КЧС Росгидромета

"Ч" + 40 мин

Телефон
Телефакс
ЭП

9.

Прогноз погоды на 3 суток вперед в районе аварии

КЧС Росгидромета

Дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом"

"Ч" + 1 ч.

Телефон
Телефакс

10.

Прогноз траектории перемещения воздушных масс на 72 часа вперед на уровнях:
- поверхность земли;
- 925 гПа (750 м);
- 850 гПА (1500 м);
- 700 гПа (3000 м).

ФИАЦ Росгидромета (Гидрометцентр России)

КЧС Росгидромета ИГКЭ

"Ч" + 1,5 ч

Телефакс
ЭП

11.

Прогноз траектории перемещения воздушных масс на 72 часа вперед на уровнях:
- поверхность земли;
- 925 гПа (750 м);
- 850 гПа (1500 м);
- 700 гПа (3000 м).

КЧС Росгидромета

Дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом"

"Ч" + 2,5 ч

Телефакс
ЭП

12.

Информация о радиационной обстановке в районе аварийного объекта по данным сети радиационного мониторинга Росгидромета (УГМС)

УГМС
(ЦГМС)

- КЧС Росгидромета
- ФИАЦ Росгидромета
-Администрации аварийного объекта

Немедленно по выявлении загрязнения

Телефон
Телефакс
Телеграф

13.

Оценка и прогноз радиационной обстановки в районе аварийного объекта и по траектории перемещения воздушных масс из района аварии, заключение о возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ

ФИАЦ Росгидромета

КЧС Росгидромета

"Ч" + 3 ч

Телефакс
ЭП
Телефон

14.

Оценка и прогноз радиационной обстановки в районе аварийного объекта и по траектории перемещения воздушных масс из района аварии, заключение о возможности трансграничного переноса радиоактивных веществ

КЧС Росгидромета

- Правительство РФ
-Заинтересован-
ные министерства и ведомства РФ

"Ч" +  5 ч

Телефон
Телефакс
Телеграф

     

Начальник УМЗ
    В.В.Челюканов


Приложение 2


Объем, содержание и сроки представления
информации о радиационной аварии или
радиационно-опасной ситуации, направляемой
концерном "Росэнергоатом" в Росгидромет

    (в соответствии с "Положением о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно-опасных ситуаций (НП-005-98)" и "Типовым содержанием плана мероприятий по защите персонала в случае аварий на АС (НП-015-2000)


    1. При возникновении радиационной аварии или радиационно опасной ситуации, не дожидаясь выяснения подробностей и получения уточненной картины происходящего, начальник дежурной смены (НСС) аварийного объекта лично немедленно докладывает директору и главному инженеру АС, дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом", территориальным органам МЧС России, одновременно поручает лицу, назначенному заранее приказом директора АС, оповестить организации других министерств и ведомств согласно приложению 5, в том числе Росгидромета (соответствующие УГМС и ЦГМС), с подтверждением приема сообщения со стороны оповещаемого.

    В течение первого часа после возникновения аварии на АС НСС (или по его указанию официальное лицо АС) обязан передать дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом" следующую информацию для последующего оперативного прогнозирования радиационной обстановки в Кризисном центре концерна "Росэнергоатом" и Росгидромете:

    - наименование АС и номер блока АС;

    - дату и время аварии;

    - состояние блока до нарушения;

    - предполагаемые причины аварии, краткую характеристику аварии, суммарное количество радиоактивных продуктов, поступивших в окружающую среду при аварии, их приблизительный изотопный состав;

    - состояние блока на время передачи информации;

    - краткое описание метеоусловий в момент и после аварии в районе АС (температура воздуха, облачность, скорость и направление ветра.

    Уточненную и дополнительную информацию об аварийном выбросе, обстановке на АС, радиоактивном загрязнении в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) и прилегающей территории НСС направляет дежурному диспетчеру концерна "Росэнергоатом" не позднее третьего и восьмого часов от начала аварии.

    2. Получаемую с АС информацию дежурный диспетчер концерна "Росэнергоатом" для обеспечения оперативного прогнозирования переноса воздушных масс из района аварии, в том числе трансграничного переноса, и оценки радиационной обстановки в районе аварии и за его пределами, обязан немедленно по мере получения данных передавать в Росгидромет (ФИАЦ Росгидромета), том числе:

    - наименование АС и номер блока АС;

    - дату и время аварии;

    - состояние блока до нарушения;

    - предполагаемые причины аварии, краткую характеристику аварии, суммарное количество радиоактивных продуктов, поступивших в окружающую среду при аварии, их приблизительный изотопный состав;

    - состояние блока на время передачи информации;

    - краткое описание метеоусловий в момент и после аварии в районе АС (температура воздуха, облачность, скорость и направление ветра.

    3. По результатам полученных предварительных данных и прогностических оценок Росгидромет в течение шести часов передает в Минатом России заключение о возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных масс и прогнозы по мере получения дополнительных уточненных данных об аварии.

    4. Минатом России на основе полученных из Росгидромета прогнозных оценок трансграничного переноса загрязненных воздушных масс принимает решение об оперативном оповещении исполнительных органов Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и соответствующих стран о предполагаемых данных трансграничного переноса и задействовании для этих целей Глобальной системы телесвязи ВМО. Одновременно принимается решение о передаче в соответствии с положениями Конвенции данных мониторинга радиационной обстановки.


    

Начальник УМЗ
    В.В.Челюканов

    

Приложение 3


Критерии
для объявления на АС состояний
"Аварийная готовность и (или) "Аварийная обстановка"
(извлечение из "Типового содержания плана мероприятий по защите
персонала в случае аварий на АС (НП-015-2000")


N
п/п

Контролируемый параметр, место контроля

Состояние
"Аварийная
готовность"

Состояние
"Аварийная
обстановка"

1.

Мощность эквивалентной дозы (мкЗв/ч)

 

 

1.1

Помещения постоянного пребывания персонала ЗСР

> 10

> 600

1.2

Территория промплощадки АС и СЗЗ

> 2,5

> 200

1.3

Территория зоны наблюдения АС

> 0,1*

> 20

2.

Объемная активность йода-131 в воздухе (Бк/м)

 

 

2.1

Помещения постоянного пребывания персонала ЗСР

> 1100

> 2,9·10(4)

2.2

Территория промплощадки и СЗЗ

> 275

> 9,7·10(3)

2.3

Территория зоны наблюдения АС

> 7

> 670**

________________

  *  Превышение естественного фона

    ** Установлен для критической группы (дети в возрасте 1-2 года)
    


Начальник УМЗ
    В.В.Челюканов


Приложение 4


Перечень
нарушений режима работы АС, о которых дирекция
АС должна сообщить немедленно
(извлечение из Положения об ОПАС (НП-005-98) и "Типового
содержания плана мероприятий по защите персонала в случае
аварий на АС (НП-015-20000)

Наименование нарушений
режима безопасной
эксплуатации АС

Куда и кому сообщать при всех видах нарушения режима
безопасной эксплуатации АС

Объявление состояния "Аварийная готовность"

Дежурный диспетчер концерна "Росэнергоатом", СКЦ Минатома России

Объявление состояния "Аварийная обстановка"

Территориальные органы управления по делам ГО и ЧС города при АС и области (автономного округа)

Пожар, который может повлечь радиационную аварию
    

Начальники отдела инспекции Госатомнадзора России на данной АС

Стихийные бедствия
(землетрясения, ураганы,

Комитет по охране окружающей среды области

наводнения и т.п.), которые могут повлечь радиационную аварию

Дежурный соответствующего округа Гостехнадзора России (в случае повреждения элемента (элементов) АС, зарегистрированного в органах Гостехнадзора России

Попытки преступных элементов
совершить противоправные

Главы администрации города АС и области (автономного округа)

действия, которые могут повлечь радиационную аварию

Диспетчер соответствующего управления энергосистемы РАО "ЕЭС России" в случаях, предусмотренных действующим положением о взаимоотношениях АС с энергосистемой

 

Медсанчасть АС

 

Подразделение ГПС по охране АС и областной орган пожарной охраны

 

Воинская часть ВВ МВД России, охраняющая АС (дежурный по воинской части, начальник караула)

 

Органы МВД России и ФСБ России, обслуживающие АС

 

Территориальный орган Росгидромета, обслуживающий АС

 

Организации других министерств и ведомств на территории АС и СЗЗ

 

Администрации населенных пунктов в 5-километровой зоне вокруг АС

 

ОКЧС Минатома России (сообщает руководство АС)

    


Начальник УМЗ
    В.В.Челюканов


Приложение 5


Категории нарушений в работе АС
(выписки из "Положения об ОПАС (НП-005-98)" и
"Типового содержания плана мероприятий по защите персонала
в случае аварий на АС (НП015-2000)

Условное
обозначение
категории

Признаки и последствия нарушений

Авария

 

1

2

А01

Выброс в окружающую среду радиоактивных веществ при тяжелой запроектной аварии, в результате которого возможны острые лучевые поражения лиц персонала АС (работников) и лиц из населения, нанесение ущерба их здоровью, загрязнение радиоактивными веществами большой территории. Возможен трансграничный перенос радиоактивных веществ. Длительное воздействие на окружающую среду.

А02

Выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в результате которого за границей санитарно-защитной зоны АС достигнут или превышен уровень "Б" критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии: прогнозируемая доза облучения за первые 10 суток 500 мГр на все тело или 5000 мГр на щитовидную железу, легкие, кожу.

А03

Выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в результате которого за границей санитарно-защитной зоны АС достигнут или превышен уровень "А" критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии: прогнозируемая доза облучения за первые 10 суток 50мГр на все тело или 500 мГр на щитовидную железу, легкие, кожу.

 

Примечания:

 

1. Аварии категорий А01, А02, А03 характеризуются превышением максимального проектного предела повреждения твэлов.

 

2. Уровни "А" и "Б" критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии соответствуют НРБ-99.

А04

Выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в результате которого за границей санитарно-защитной зоны АС превышен основной дозовый предел облучения лиц из населения 1 мЗв в год, однократное внешнее и/или внутреннее облучение отдельных лиц из персонала, доза которого превышает потенциально опасную (200 мЗв).

Происшествия

 

П01

Поступление в помещение (помещения) постоянного пребывания персонала, на площадку АС или в окружающую среду радиоактивных веществ, произошедшее из-за отказов систем (элементов), недостатков эксплуатационных процедур, неправильных действий персонала, в результате которого:

 

- загрязнение помещения (помещений) постоянного пребывания персонала достигло бета-активными нуклидами 10000 част/(мин см) и/или альфа-активными нуклидами 200 част/(мин см);

 

- загрязнение санитарно-защитной зоны привело к созданию дозы облучения, которая не превышает 1 мЗв в год. Однократное внешнее и/или внутреннее облучение отдельных лиц из персонала, доза которого превышает основной дозовый предел, но не более потенциально опасной (200 мЗв).

П02

Нарушение пределов безопасной эксплуатации (кроме радиационной).

П0З

Нарушение условий безопасной эксплуатации.

П04

Неработоспособность одного или нескольких каналов систем безопасности, выявленная при регламентном опробовании или осмотре при эксплуатации блока АС.

П05

Срабатывание системы безопасности, связанное с необходимостью выполнения функции безопасности при экплуатации блока АС и не сопровождающееся дополнительными по сравнению с учитываемыми при проектных авариях отказами элементов системы безопасности сверх единичного отказа и/или неправильными действиями персонала.

П06

Срабатывание системы безопасности, связанное с необходимостью выполнения функции безопасности при эксплуатации блока АС и не сопровождающееся дополнительными по сравнению с учитываемыми при проектных авариях отказами элементов систем безопасности сверх единичного отказа и/или неправильными действиями персонала.

П07

Срабатывание системы безопасности или канала системы безопасности, не связанное с выполнением функции безопасности, в том числе той части системы пожаротушения, которая обеспечивает условия для функционирования систем безопасности.

П08

Останов реакторной установки или отключение блока от сети без срабатывания аварийной защиты при эксплуатации блока АС, вызванный отказом систем (элементов), и/или неправильными действиями персонала, или внешним воздействием.

П09

Снижение нагрузки блока АС на 5% и более от уровня мощности, непосредственно ей предшествовавшего, вызванное отказом систем (элементов), и/или неправильными действиями персонала, или внешним воздействием (за исключением событий, приведенных в п.2.2 Положения о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций (ПНАЭГ-12-005-97).

П10

Падение и/или повреждение ТВС, твэлов при операциях со свежим или отработавшим ядерным топливом, вызванные отказом систем, элементов (в том числе грузоподъемного оборудования АС, используемого при обращении с ядерным топливом), и/или неправильными действиями персонала.

П11

Повреждения или дефекты элементов АС 1 и 2 классов безопасности, произошедшие или выявленные при эксплуатации блока АС, но не приведшие к исходному событию.

    


Начальник УМЗ
В.В.Челюканов



Текст документа сверен по:
рассылка