I. Общие положения
1.1. Макеты подготовлены в качестве методического пособия для территориальных органов МПР России при разработке ими программ по ведению государственного мониторинга водных объектов на территориальном и бассейновом уровнях.
1.2. Государственный мониторинг водных объектов (ГМВО) осуществляется на основе "Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 307.
В соответствии с указанным Положением
1.2.1. Государственный мониторинг водных объектов включает:
- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;
- сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
- создание и ведение банков данных;
- оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
1.2.2. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
- мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей (ГМПВО);
- мониторинга подземных водных объектов (ГМПВ);
- мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХС).
1.2.3. Государственный мониторинг подземных водных объектов осуществляется в составе государственного мониторинга геологической среды (ГМГС).
1.2.4. ГМВО ведется Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченным федеральным органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом, который осуществляет мониторинг поверхностных вод, в том числе наблюдение за качеством поверхностных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
1.2.5. Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.
На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами МПР России, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы МПР России и Росгидромета во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.
На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы МПР России и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.
На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается МПР России и Росгидрометом.
На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке.
1.3. Ведение мониторинга различных уровней проводится в соответствии с программами мониторинга.
Программа является основным документом для финансирования работ по ГМВО.
С целью унификации проектирования и проведения работ по ГМВО, конкретизации решаемых задач и методов их решения разработаны макеты программ территориального и бассейнового уровня (далее в целях сокращения вводятся условные термины: "территориальные программы", "бассейновые программы").
1.4. Территориальные программы ГМВО по территории соответствующего субъекта Российской Федерации разрабатываются по заданию территориальных комитетов природных ресурсов (КПР), либо, в тех субъектах, где отсутствует единый комитет, а действуют соответственно комитет по геологии и использованию недр и комитет водного хозяйства по заданию указанных комитетов.
При этом в первом случае возможна как разработка единой программы мониторингов ГМГС и ГМВО, так как ответственность за проведение обоих видов мониторинга возложена на КПР, либо подготовка двух автономных, но взаимоувязанных программ, - соответственно по:
1) ГМПВО и ГМВХС;
2) ГМГС, в составе которой рассматривается ГМПВ.
При разработке единой программы она должна состоять из двух перечисленных разделов. Раздел по ГМПВО и ГМВХС составляется в соответствии с настоящим макетом, а раздел по ГМГС, включающий ГМПВ, должен выполняться в соответствии с "Макетом программы работ по ведению государственного мониторинга геологической среды на территории субъекта Федерации", утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации 20.01.98.
Во втором случае составляются две программы:
1) программа ГМГС (комитет по геологии и использованию недр) в соответствии с указанным макетом;
2) программа ГМПВО и ГМВХС (комитет по водному хозяйству) в соответствии с настоящим макетом.
1.5. Бассейновые программы разрабатываются по ГМПВО и ГМВХС бассейновыми водохозяйственными (водными) управлениями (БВУ), либо по их заказу производственными организациями по зоне деятельности БВУ. Их разработка осуществляется главным образом на базе территориальных программ, а также на основе материалов подведомственных БВУ управлений эксплуатации водохранилищ.
1.6. В настоящей работе приводятся макеты территориальной и бассейновой программ ГМПВО и ГМВХС. В программах обязательными являются разделы по оценке состояния водных объектов и характеристика источников загрязнения на современный период, анализу проводимых наблюдений, оценке достаточности получаемых материалов для решения поставленных задач и разработке схемы размещения наблюдательных пунктов с учетом пунктов наблюдений других министерств и ведомств.
1.7. Основное целевое назначение программ ГМПВО и ГМВХС - обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.
1.8. Финансирование работ по реализации территориальных программ предусматривается за счет экологических фондов, платы за пользование водными объектами, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет и средств водопользователей.
Финансирование работ по реализации бассейновых программ предусматривается за счет платы за пользование водными объектами, зачисляемой в федеральный бюджет.
1.9. Разработанная территориальная программа ГМПВО и ГМВХС утверждается Председателем КПР (теркомвода) по согласованию с БВУ и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляется в соответствующее БВУ до 1 августа и в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому. Если КПР составляет единую программу ГМГС и ГМВО, то ее раздел по ГМПВО и ГМВХС согласовывается с БВУ и представляется в БВУ в вышеуказанные сроки.
Разработанная бассейновая программа утверждается начальником БВУ и представляется в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому.
1.10. В программах указываются:
- структура программы: какие подсистемы государственного мониторинга водных объектов намечены на планируемый год;
- техническое обеспечение;
- информационное и финансовое взаимодействие КПР (теркомвода) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с органами, осуществляющими ведение ГМПВО и ГМВХС;
- методы определения сметной стоимости видов работ по ГМПВО и ГМВХС;
- авторы, участвовавшие в подготовке программы.
1.11. При подготовке программ следует руководствоваться тем, что согласно "Положению о ведении государственного мониторинга водных объектов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 года N 307 МПР России и его территориальные органы:
совместно с Росгидрометом и его территориальными органами обеспечивают создание и развитие Государственной наблюдательной сети (ГНС) станций и постов на водных объектах и ведут ГМПВО;
координируют работы, связанные с ведением ГМПВО;
создают наблюдательную сеть постов на подведомственных водохозяйственных системах и сооружениях, осуществляют ведение ГМВХС на них;
контролируют и координируют ведение ГМВХС водопользователями.
1.12. Важным направлением в ведении ГМПВО является создание и развитие ГНС. Согласно федерального закона "О гидрометеорологической службе" специально уполномоченный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет), его территориальные органы и организации обеспечивают формирование и функционирование государственной наблюдательной сети, которая в части мониторинга водных объектов представляет собой системы стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими, химическими и гидробиологическими процессами, происходящими в водной среде, определения гидрометеорологических характеристик, а также определения уровней ее загрязнения.
Государственная служба наблюдений выполняет работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также работы специального назначения по заказам физических, юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К работам федерального назначения относятся наблюдения:
- в районах городов с населением более 1 млн. жителей;
- при пересечении реками Государственной границы (пограничных водных объектов);
- на замыкающих створах больших и средних рек (по ГОСТ 17.1.1.02);
- в устьях загрязненных притоков больших рек и водоемов (по ГОСТ 17.1.1.02);
- в районах повторяющихся аварийных сбросов загрязняющих веществ и заморных явлений среди водных организмов;
- на незагрязненных участках водоемов и водотоков, а также водоемах и водотоках, расположенных на территории государственных заповедников и природных национальных парков.
К работам специального назначения относятся наблюдения:
- в районах городов с населением менее 1 млн. жителей;
- в районах сброса сточных вод отдельно стоящими крупными предприятиями;
- в местах нереста и зимовья ценных и особо ценных видов промысловых организмов (по ГОСТ 17.1.2.04);
- в районах организационного сброса сточных вод, в результате чего наблюдается высокая загрязненность воды;
- на важных для рыбного хозяйства предплотинных участках рек;
- в местах организованного сброса дренажных сточных вод с орошаемых территорий и промышленных сточных вод.
В зависимости от размеров и значимости водных объектов, степени их загрязнения, характера их использования, пункты наблюдений на водных объектах подразделяются на 4 категории по видам программ наблюдений (РД 52.247309-92).
Сюда же следует относить пункты наблюдений для определения фонового состояния водных объектов на участках, не подверженных прямому антропогенному воздействию.
1.13. С учетом изложенного в п.п.1.11.-1.12. при подготовке Программ рекомендуется КПР (теркомводами) и БВУ совместно с территориальными органами Росгидромета проанализировать состояние ГНС и определить, достаточна ли она для решения федеральных задач на территории субъекта Российской Федерации и в зоне деятельности БВУ. В случае, если пунктов наблюдений ГНС недостаточно для решения федеральных задач, БВУ и КПР (теркомводы) предлагают соответствующему территориальному органу Росгидромета рассмотреть возможность создания дополнительных пунктов наблюдений либо реконструкции устаревших пунктов ГНС за средства Росгидромета.
При невозможности создания (реконструкции) пунктов ГНС территориальным органом Росгидромета, КПР (теркомвод) и БВУ создают собственные пункты наблюдений за свои средства для решения федеральных задач. При этом БВУ и КПР (теркомводы) должны обеспечить единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием водных ресурсов на этих наблюдательных пунктах в соответствии с требованиями Росгидромета. В последующем указанные наблюдательные пункты с согласия Росгидромета могут быть включены в государственную наблюдательную сеть.
1.14. В целях упорядочения терминологии и упрощения работ по подготовке программ условно принимается следующее деление наблюдательной сети ГМПВО и ГМВХС:
ГНС - государственная наблюдательная сеть (сеть Росгидромета),
БНС - бассейновая наблюдательная сеть (сеть наблюдений БВУ, включая сеть подведомственных управлений эксплуатации водохранилищ),
ТНС - территориальная наблюдательная сеть (сеть наблюдений территориальных органов Госкомэкологии России, Минздрава России, Госкомрыболовства России и других министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, КПР и теркомводов МПР России),
МНС - муниципальная наблюдательная сеть (сеть органов власти городов и других населенных пунктов),
ЛНС - локальная наблюдательная сеть (сеть водопользователей).
1.15. При подготовке программ по ведению мониторинга внутренних морских вод и территориального моря рекомендуется руководствоваться следующим.
1.15.1. Система мониторинга состояния внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - морских водных объектов), выполняемый МПР России и его подразделениями подразделяется на 2 уровня: федеральный и территориальный.
Мониторинг на федеральном уровне проводится НИИ и другими подразделениями МПР России по специальным многолетним программам, утверждаемым техсоветом МПР России, в основном за счет средств федерального бюджета с привлечением прочих источников.
Мониторинг на территориальном уровне выполняется территориальными органами МПР России, либо по их заказу специализированными организациями за счет источников финансирования поименованных в п.1.8.
1.15.2. Территориальная программа мониторинга морских водных объектов разрабатывается территориальными органами МПР России, либо по их заказу любой научной или проектной организацией, имеющей лицензию (полномочия) на проведение подобных разработок. Программа согласовывается с администрацией субъекта федерации и территориальным подразделением ФПС России, руководителями подразделений МПР России, утверждается председателем КПР и руководителем подразделения МПР России, ответственным за проведение мониторинга морских водных объектов.
Программа представляется на рассмотрение в МПР России до 1 октября года, предшествующего планируемому.
Территориальная программа мониторинга морских водных объектов должна содержать:
описание района наблюдений (в рамках деятельности КПР или теркомвода). Прилагаются карты-схемы соответствующего масштаба (1:1000000 или более подробные) с нанесенными объектами водопользования, станциями наблюдения, гидрологическими характеристиками;
данные о состоянии водного объекта на момент составления программы, приводятся гидрохимические и гидрологические характеристики, направления течений, основные климатические характеристики района наблюдений, фоновые характеристики загрязнения морской среды, класс загрязненности морских вод, квалификация рыбохозяйственной категории водоема, анализируется тенденция в изменении качества морской среды за последние 5 лет и приводятся сведения, объясняющие причины изменений;
перечень всех водопользователей водного объекта с указанием вида и срока деятельности;
состав наблюдательной сети различных ведомств (в основном Росгидромета и Госкомэкологии) и вневедомственной, действующей на данной акватории;
описание используемых при этом лабораторий, плавсредств, методик и т.п.;
указания на тенденции сокращения или увеличения количества наблюдений;
обоснование выбора станций (с указанием горизонтов наблюдений по глубинам) и частоты наблюдений, их привязка к существующим станциям фонового мониторинга;
обоснованный перечень ингредиентов морской воды и донных осадков (гидрохимические показатели, температура воды, показатели загрязнения), по которым предполагается проводить наблюдения;
характеристику плавсредства (судна), с которого производится отбор проб и средств отбора проб воды и донных осадков, сведения о первичной пробоподготовке, проводимой на борту судна.
1.15.3. Экономическое обоснование программы должно содержать:
Расчет стоимости каждого анализа (считается на 10 проб), в том числе,
- стоимость реактивов, затраченных на анализ,
- амортизация аналитического прибора и вспомогательного оборудования,
- затраты на отбор пробы (включая эксплуатацию судна и механизмов отбора, экспедиционной машины, стоимость горючего для судна и машины),
- суммарные трудозатраты в зависимости от квалификации персонала,
- расчет стоимости выполнения всей программы (по месяцам), включая также стоимости информации получаемой от других ведомств;
- стоимость электронных карт, средств связи и дистанционного наблюдения и т.д.;
- указание источников финансирования программы - местный бюджет, внебюджетные источники, в том числе фонды, средства водопользователей.
II. Макет территориальной программы по ведению
государственного мониторинга поверхностных водных объектов
и государственного мониторинга водохозяйственных систем
и сооружений на территориальном уровне
Макет обложки территориальной программы
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА)
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММА
работ по ведению государственного мониторинга поверхностных
водных объектов и государственного мониторинга водохозяйственных
систем и сооружений на территории______________________на_____год
(наименование субъекта Российской Федерации)
Город, год
Макет титульного листа
территориальной программы
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА)
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласовано: |
Согласовано: |
Утверждаю: |
Заместитель главы администрации субъекта Российской Федерации |
|
Председатель |
|
_______________________ |
_________________________ (наименование субъекта РФ) |
|
____________________БВУ |
|
________________Ф.И.О (подпись) |
________________Ф.И.О (подпись) |
________________Ф.И.О (подпись) |
"______"___________год |
"______"___________год |
"______"___________год |
ПРОГРАММА
работ по ведению государственного мониторинга поверхностных
водных объектов и государственного мониторинга водохозяйственных
систем и сооружений на территории_______________________на_____год
(наименование субъекта Российской Федерации)
Руководитель органа, (подпись) | |
Должность составителя программы_______________________________________Ф.И.О. (подпись) | |
Город, год | |
|
Макет технического задания |
|
Утверждаю: |
|
_______________________ (наименование субъекта РФ) |
|
|
|
__________________Ф.И.О (подпись) |
|
"______"______________год |
Техническое задание
на разработку программы на ведение ГМПВО
и ГМВХС на территориальном уровне
1. Основание выдачи задания_______________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
2. Цели и задачи программы |
3. Ожидаемые результаты и графики выполнения работ |
4. Представляемые материалы |
Начальник отдела КПР (теркомвода)________________________________И.О.Фамилия (подпись) |
Введение
Отмечается:
что программа является составной частью территориальной программы водоохранных и водохозяйственных работ;
основное целевое назначение программы: обоснование видов, объемов и стоимости работ по оценке состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов, оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.
Указывается:
структура программы;
орган, осуществляющий ведение ГМПВО и ГМВХС;
техническое обеспечение;
информационное и финансовое взаимодействие КПР (теркомводов) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с органами осуществляющими ведение ГМПВО и ГМВХС;
методы определения сметной стоимости и видов работ;
авторы подготовки программы.
1.1. Объекты ГМПВО и их краткое гидрографическое описание
Перечисляются и кратко описываются основные водные объекты, на которых ведутся либо намечаются Программой наблюдения: реки, ручьи, озера, болота, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
1.2. Характеристика антропогенного
воздействия на водные объекты
Дается характеристика источников загрязнения, количественные и качественные характеристики сбрасываемых сточных вод, степень их очистки, состояние контроля за источниками загрязнения.
1.3. Характеристика современного гидрологического
и гидрохимического состояния водных объектов
Приводится краткая характеристика состояния водных объектов (поверхностных водных объектов суши и вод морей): водность рек по сравнению с прошлогодней и среднемноголетней водностью; качество воды с учетом установленных норм качества, данные изменений уровня загрязненности вод, связь этих изменений с деятельностью предприятий - водопользователей, особенно тех, которые сбрасывают сточные воды; дается количественная оценка качества воды водных объектов, определяется индекс загрязнения воды (ИЗВ) и на его основе - класс качества воды в соответствии с "Методическими рекомендациями по формализованной количественной оценке поверхностных и морских вод по гидрохимическим показателям", разработанным Росгидрометом.
В обязательном порядке следует отметить все участки водных объектов, на которых произошло ухудшение качества вод (и причины этого ухудшения). Объяснить причины улучшения качества вод, если таковое произошло) и связь их с водоохранными мероприятиями либо другими факторами (например, со спадом производства).
1.4. Характеристика действующей сети наблюдений
за количественными и качественными показателями вод
Дается характеристика пунктов наблюдений за состоянием водных объектов ГСН Росгидромета, ТСН территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе КПР (теркомводов); органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ЛНС водопользователей: количество пунктов наблюдений всего, в том числе пункты гидрологических, гидрохимических, гидробиологических, комплексных наблюдений; состояние наблюдательных пунктов, их оснащенность; тенденции сокращения (наращивания) наблюдательной сети за последние 5 лет. Оценивается сопоставимость и полученных данных наблюдений и достаточность наблюдений для принятия управленческих решений. Даются предложения по изменению и развитию сети.
Пункты наблюдений показываются на карте-схеме (таблица 1).
Таблица 1
Условные обозначения
к карте-схеме расположения существующих
и намечаемых пунктов наблюдения гмпво
NN |
Ведомственная принадлежность пунктов наблюдения |
Пункты наблюдения | |
|
|
Существующие |
Намечаемые |
1. |
МПР России: |
|
|
Карта-схема составляется на любой топографической основе, совместимой с системой Arc View.
Для территориальной программы рекомендуется масштаб 1:200000-1:1000000.
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ
существующих пунктов наблюдений
(по состоянию на 01.01. _______ года)
N |
Наименование |
Местоположение |
Вид |
Ориентировочные |
Организация, | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
1. |
|
|
|
|
| ||
2. |
|
|
|
|
| ||
3. |
|
|
|
|
| ||
и т.д. |
|
|
|
|
| ||
Итого: (общее кол-во пунктов) | |||||||
в том числе: |
| ||||||
Росгидромед |
+ | ||||||
КПР (теркомвод) |
+ | ||||||
Коскомэкология |
+ | ||||||
Минздрав |
+ | ||||||
и т.д. |
|
________________
* Примечание: В целом по каждому ведомству.
Нумерация пунктов наблюдения проводится от истока водного объекта до устья.
Графа 4: Гх - гидрохимические наблюдения, ГЛ - гидрологические наблюдения, ГБ - гидробиологические наблюдения.
1.5.1. Сбор, анализ и обобщение имеющейся информации
по современному состоянию ГМПВО
КПР (теркомводы) производят сбор, анализ, обработку и обобщение информации по мониторингу, ведущемуся всеми министерствами и ведомствами, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями.
Производится расчет затрат труда и стоимости этих работ, которые показывают, согласно таблицы 3.
Таблица 3
Затраты труда и стоимость работ по сбору,
анализу и обобщению материалов по зоне деятельности
______________КПР (теркомвода) на ____________________год
(планируемый)
NN |
Вид работ |
Затраты труда |
Стоимость работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Смета составляется по форме 3 П.
1.5.2. Создание новых и реконструкция существующих пунктов
наблюдений на водных объектах
Пункты наблюдений организуют в первую очередь на водотоках и водоемах, имеющих большое значение для экономики национального хозяйства, а также на водных объектах, подверженных значительному загрязнению промышленными, хозяйственно-бытовыми и сельскохозяйственными сточными водами. На незагрязненных сточными водами водных объектах создаются пункты для фоновых наблюдений.
Пункты наблюдений организуют на водных объектах в районах:
расположения городов и крупных населенных пунктов, сточные воды которых сбрасываются в водные объекты;
сброса сточных вод промышленными предприятиями, территориально-производственными комплексами;
организованного сброса сточных вод объектами сельского хозяйства;
мест нереста и зимовья ценных и особо ценных видов промысловых рыб;
забора воды для питьевых и иных целей;
трансграничных водных объектов;
пересечения реками границ субъектов Российской Федерации;
замыкающих створов рек;
устьев загрязненных притоков.
В пунктах наблюдений организуют один или несколько створов.
Один створ на водотоках устанавливают при отсутствии организованного сброса сточных вод в устьях загрязненных притоков, на незагрязненных участках водотоков, предплотинных участках рек, в местах пересечения рек государственной границы и границ между субъектами Российской Федерации.
При организованном сбросе сточных вод на водотоках устанавливаются два створа и более. Один из них располагается выше источника загрязнения (вне влияния сточных вод), а второй - ниже этого источника.
При наличии группы близко расположенных друг к другу выпусков сточных вод верхний створ располагается выше первого выпуска, а нижний - ниже последнего.
Расстояние верхнего и нижнего створов от выпуска(ов) сточных вод определяется с учетом всего комплекса условий, влияющих на характер распространения загрязняющих веществ в водотоке.
На водоемах наблюдения проводятся по водоему в целом или на отдельных загрязненных участках.
При наблюдениях на водоеме в целом устанавливают не менее трех створов по возможности равномерно распределенных по акватории. При наблюдении на определенных загрязненных участках водоемов створы устанавливают с учетом условий водообмена водоемов.
Создание сети пунктов наблюдений, установление их категорийности осуществляется в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92
КПР (теркомводы) совместно с территориальными органами Росгидромета и БВУ:
намечают создание новых и реконструкцию существующих станций и постов государственной наблюдательной сети (ГНС), определяют стоимость и сроки их строительства, намечают, по каким из них заказчикам будет УГМС Росгидромета, а по каким КПР (теркомвод) и (или) БВУ;
получают информацию о намечаемом создании (реконструкции) пунктов наблюдений ТНС, заказчиками которых являются территориальные органы других федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при необходимости дают предложения указанным органам по уточнению местоположения новых пунктов и срокам их строительства;
определяют совместно с водопользователями пункты наблюдений ЛНС и сроки их строительства, имея в виду, что строительство ЛНС ведется по заказу водопользователей.
С учетом вышеуказанных работ КПР (теркомводы) определяют дополнительные пункты наблюдений ТНС, строительство которых будет осуществляться по заказу КПР (теркомвода) за счет отчислений на восстановление и охрану водных объектов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации и за счет территориальных экологических фондов.
К разделу 1.4.2. прилагаются:
перечень пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) на планируемый год сторонними организациями по зоне деятельности КПР (теркомвода) таблица 4;
перечень пунктов ГМПВО, намечаемых к строительству (реконструкции) по заказу КПР (теркомвода) на планируемый год, таблица 5.
Пункты наблюдений, намечаемые к строительству, наносятся на карту-схему (таблица 1).
1.5.3. Наблюдения за состоянием водных объектов
В зависимости от категорийности станций и постов, наблюдения на них за состоянием водных объектов проводятся либо комплексные по гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим показателям, либо по одному из этих показателей.
Пункты наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях, как правило, должны совпадать со створами наблюдений за поверхностными водами.
Таблица 4
ПЕРЕЧЕНЬ
пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству
(реконструкции) КПР (теркомводами) и сторонними организациями
по зоне деятельности ______________КПР (теркомвода)
N пун- |
Наиме- |
Местопо- |
Вид наблю- |
Сроки строи- |
Смет- |
Объем финансирования по годам |
Органи- | ||||
|
|
|
|
|
|
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Бассейн р.Камы |
Общее кол-во пунктов |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
23 |
р.Кама |
|
Гх, гл. |
1999-2000 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
КПР |
|
Бассейн р.Вятки |
Общее кол-во пунктов |
|
1999-2003 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
45 |
р.Вятка |
|
Гх, гб |
2003 |
+ |
|
|
|
|
+ |
СЭС |
|
Бассейн С.Двины |
Общее кол-во пунктов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
р.Юг |
|
Гл, гх., гб |
2002 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Росгидро- |
|
Итого: |
Общее кол-во пунктов |
|
1999-2003 годы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
КПР (терком- |
-"- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Росгид- |
-"- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Госком- |
-"- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Минздрав |
-"- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гр.4: Гх. - гидрохимические наблюдения; Гл. - гидрологические наблюдения; Гл. - гидрологические наблюдения. Указываются только бассейны притоков первого порядка основных рек.
Таблица 5
ПЕРЕЧЕНЬ
пунктов наблюдений ГМПВО, намечаемых к строительству
(реконструкции) по заказу КПР (теркомвода)
на _______________ год
планируемый
N пун- |
Наиме- |
Местопо- |
Вид наблю- |
Сроки строи- |
Сметная стоимость (тыс. руб.) |
Объем финан- |
Из них по источникам финансирования | ||
|
|
|
|
|
|
|
ФБ |
СФ |
Экологи- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
| |||||||||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
Итого: | |||||||||
| |||||||||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
| |||||||||
Итого: | |||||||||
Всего: |
ФБ - отчисления, поступающие на восстановление и охрану водных объектов в федеральный бюджет.
СФ - отчисления, поступающие на восстановление и охрану водных объектов в бюджет субъектов Российской Федерации.
Виды, состав, периодичность наблюдений, отбор проб определяется в соответствии с методическими указаниями Росгидромета РД 52.24.309-92 с учетом "Правил охраны поверхностных вод от загрязнений" и воздействий сбрасываемых в водные объекты сточных вод.
В данном разделе приводится расчет затрат времени, труда и стоимости работ на производство наблюдений, выполняемых КПР (теркомводами), а также приводятся данные по стоимости наблюдений за состоянием водных объектов, проводимых другими ведомствами и водопользователями.
Стоимость работ по проведению наблюдений показывается в таблице 6.
Таблица 6
Стоимость работ по проведению наблюдений
за состоянием водных объектов ________________ году
(планируемом)
NN |
Наименование органа, проводящего |
Стоимость работ |
1 |
2 |
3 |
1. |
УГМС Росгидромета |
|
2. |
Территориальные органы Госкомэкологии |
|
3. |
..................................... |
|
4. |
Водопользователи |
|
|
Итого |
|
|
КПР (теркомвод) |
|
|
Всего |
|
1.5.4. Сбор метеорологических данных и данных
о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО
Предусматривается стоимость работ, выполняемых КПР (теркомводами) по сбору метеорологических данных (по запросу) и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО.
Стоимость работ по сбору данных указывается в таблице 7.
Таблица 7
Стоимость работ
по сбору метеорологических данных и данных о подземных водах,
необходимых для ведения ГМПВО в _______________ году
(планируемом)
NN |
Вид собираемых материалов |
Стоимость |
1 |
2 |
3 |
1 |
Сбор метеорологических данных (по запросу) |
|
2 |
Сбор данных о подземных водах (уровенный и химический режим, характер взаимосвязи поверхностных вод с подземными, доля питания поверхностных вод за счет подземных и др.) |
|
Работы по пункту 2 предусматриваются по подземным водам, гидравлически связанным с поверхностными водами.
2.1. Объекты ГМВХС
К водохозяйственным системам (далее ВХС) относятся: водохранилища, каналы различного назначения, мелиоративные системы, системы технического водоснабжения промузлов, промпредприятий, электростанций, системы очистки и сброса сточных, коллекторно-дренажных вод.
ВХС включает гидротехнические сооружения (далее ГТС) и узлы гидротехнических сооружений (гидроузлы).
ГТС определены статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений".
Узел гидротехнических сооружений (гидроузел) - группа ГТС, связанных единой компоновкой; увязаны функционально и служат одним хозяйственным целям.
В Программе приводится перечень и краткая характеристика основных водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений этих систем, на которых ведутся либо, в соответствии с Программой намечаются наблюдения ВХС и ГТС приводятся на карте-схеме зоны деятельности КПР (теркомвода), основные параметра сводятся в таблицу 8.
Таблица 8
Основные параметры водохозяйственных систем
и сооружений в зоне деятельности КПР (теркомвода)*
_________________
* В таблице и на карте-схеме приводятся все имеющиеся в зоне деятельности КПР сооружения вне зависимости от их ведомственной принадлежности и поднадзорности в системе надзора за безопасностью ГТС.
N п/п |
Наименование ВХС, ГТС |
Класс капитальности |
Объем водохр. или накопит., млн. м куб. |
Характеристика напорных ГТС |
Код | |||||
|
|
|
|
Напор м |
Фронт м |
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||||
1. |
ВХС, ГУ, ГТС |
поднадзорные МПР России | ||||||||
1.1. |
Истринский ГУ |
II |
170 |
28 |
1500 |
| ||||
1.2. |
Можайский ГУ |
II |
1_____________________________________ | |||||||
1.3. |
__________________________________________________________________ | |||||||||
|
__________________________________________________________________ | |||||||||
2. |
ВХС, ГУ, ГТС |
поднадзорные другим ведомствам | ||||||||
2.1. |
Химкинский ГУ |
| ||||||||
2.2. |
__________________________________________________________________ | |||||||||
|
__________________________________________________________________ |
Таблица 9
Кодирование водохозяйственных систем и сооружений
на территории субъекта Российской Федерации
XX - X - XXX - X | ||||||||
|
|
|
|
порядковый номер сооружения или поста наблюдений ГМВХС, (ВКС, ГУ, ГТС) |
| |||
|
|
|
порядковый номер водного объекта |
| ||||
|
|
код принадлежности к отраслевым органам надзора |
| |||||
|
код территории |
| ||||||
|
субъекта РФ |
- Код территории принимается по общероссийской классификации.
- Код принадлежности к отраслевым органам надзора:
1. - МПР России.
2. - Минтопэнерго.
3. - Минтранс.
4. - Госгортехнадзор.
- Порядковый номер водного объекта - в единой системе кодирования постов ГМХС с Росгидрометом России.
- Порядковый номер сооружения (ВХС, ГУ, ГТС) присваивается КПР (теркомводом).
Таблица 10
Условные обозначения к карте-схеме расположения
существующих и намечаемых пунктов наблюдения ГМВХС
NN |
Ведомственная принадлежность |
Пункты наблюдения | |
|
|
Существующие |
Намечаемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
МПР России: |
|
|
|
БВУ (БНС) |
|
|
2. |
Росгидромет (ГНС) |
|
|
3. |
Госкомэкологии России (ТНС) |
|
|
4. |
Минздрав России (ТНС) |
|
|
5. |
Органы исполнительной власти субъекта РФ (ТНС) |
|
|
6. |
Водопользователи (ЛНС) |
|
|
7. |
Другие территориальные органы (ТНС) |
|
|
1. Карта-схема составляется на любой топографической основе, совместимой с системой Arc View. Для территориальной программы рекомендуется масштаб 1: 200000 - 1: 1000000.
2. Посты наблюдений ГМПВО и ГМВХС могут быть приведены либо на одной совмещенной карте-схеме, если это позволяет плотность постов наблюдения, либо раздельно.
2.2. Состояние водохозяйственных систем и сооружений.
Как показала инвентаризация ГТС, на территории субъектов федерации (зона деятельности КПР), как правило, имеется чрезвычайно большое разнообразие ГТС: сооружения разномасштабны, различны по конструктивно - компановочным решениям, находятся на балансе предприятий различных форм собственности. На территории КПР могут быть сооружения с большим сроком эксплуатации (более 20, 50 лет), обветшавшие и запущенные, имеющие запредельный износ, находящиеся в аварийном состоянии, бесхозные, а также ГТС, подлежащие консервации, ликвидации и т.д.
В последние годы из-за отсутствия средств на текущие и капитальные ремонты произошло резкое ухудшение состояния сооружений. Старение сооружений без надлежащих ремонтов прогрессирует. В связи с этим Программой должно быть предусмотрено выявление фактического состояния сооружений и соответственно усиление наблюдений за их состоянием с приоритетом наиболее крупных, потенциально опасных в случае аварии на этих сооружениях, аварийных.
В Программе приводится предварительная оценка ВХС и ГТС по следующим укрупненным показателям их состояния:
- удовлетворительное;
- требует ремонта;
- предаварийное (требуются неотложные противоаварийные мероприятия);
- подлежит консервации;
- подлежит ликвидации.
Оценка состояния касается сооружений, поднадзорных (по обеспечению безопасности) МПР России (т.е. за исключением ГТС, поднадзорных Минтопэнерго, Минтрансу и Госгортехнадзору России - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.97. N 1320).
Данные о состоянии сооружений приводятся в Программе по форме таблицы 11. По крупным и особо опасным сооружениям приводится дополнительно описательная характеристика их состояния.
Данные таблицы 11. являются основой для планирования комиссионных обследований-проверок. По аварийным и бесхозным ГТС формируются отдельные контрольные списки.
Таблица N 11
Перечень ВХС, поднадзорных МПР России по обеспечению
безопасности ГТС, и оценка состояния сооружений
NN |
Водохозяйственный |
Год ввода в |
Ведомственная |
Состояние |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Водохранилище А. |
|
|
|
2. |
_____________________ |
|
|
|
2.2. |
_____________________ |
|
|
|
2.1. |
_____________________ |
|
|
|
2.3. Существующее состояние ГМВХС
В программе приводится характеристика существующей сети наблюдений ГМВХС (станций, пунктов, постов). При этом ГТС (или узел ГТС) в системе ГМВХС рассматривается как пункт наблюдений (см. п.2.1.).
В соответствии с действующим законодательством (Водный Кодекс Российской Федерации) основной объем работ по ведению ГМВХС осуществляется за счет водопользователей (собственников ВХС и эксплуатирующих организаций) Вместе с тем на крупных водохранилищах и каналах существуют пункты наблюдений территориальных органов Росгидромета, других федеральных органов исполнительной власти, БВУ, КПР (теркомводов).
Поэтому в Программе пункты наблюдений следует сгруппировать по их принадлежности (ГНС, БНС, ТНС, МНС, ЛНС) и по водохозяйственным системам. При этом выделить:
- пункты БВУ МПР России;
- пункты КПР (теркомводов) МПР России;
- пункты наблюдений водопользователей
- ГТС которых поднадзорны МПР России;
- ГТС которых поднадзорны другим федеральным органам.
- пункты государственной сети наблюдений (Росгидромет), субъектов Федерации и других Федеральных органов власти:
Группировка по ВХС не требует пояснений.
В программе дается общее описание сети ГМВХС в регионе, оценка ее достаточности, определяется необходимость дооборудования постов, восстановление раннее существовавших или организация новых (дополнительных).
Виды получаемой информации по пунктам сети ГМВХС отражаются в Программе в соответствующих разделах.
Все пункты существующей сети ГМВХС наносятся на карту-схему.
Перечень пунктов ГМВХС, а также их принадлежность и затраты на содержание и проведение наблюдений приводятся в таблице 12.
Таблица 12
ПЕРЕЧЕНЬ
существующих пунктов наблюдений ГМВХС,
их принадлежность, затраты на проведение
наблюдений и содержание
N п/п |
Наименование ВХС, наименование пункта наблюдений (код) |
Принадлежность |
Затраты на проведение наблюдений и содержание постов (тыс. руб. год) |
Вид наблюдений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А. Пункты государственной сети наблюдений Росгидромета | ||||
1. |
Водохранилище А |
МПР России |
30,0 |
Общие, состояние сооружений |
2. |
58-1-037-6 |
|
20,0 |
Общие |
Пункты наблюдений КПР | ||||
1. |
…………….……………. |
……………...……. |
|
|
2. |
…………….……………. |
…..………………. |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
В. Пункты сети наблюдений других Федеральных органов | ||||
1. |
Водохранилище А |
Росгидромет |
15,0 |
Общие (гидрологич., гидрохимич.) |
2. |
………………………….. |
……………...……. |
………..…...……. |
…………...………. |
3. |
……………….…………. |
……………...……. |
………….....……. |
……………………. |
|
Итого: |
|
|
|
Г. Пункты наблюдений водопользователей | ||||
1. |
Водохранилище К |
|
15,0 |
Общие, состояние сооружений |
2. |
…………………………... |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
_______________
Примечание: В таблице наблюдения за состоянием сооружений не раскрываются, дается как вид "состояние сооружения". Конкретные данные по составу этих наблюдений по ВХС, поднадзорным МПР России (КПР, БВУ) приводятся в таблице 21.
2.4.1. Сбор, анализ, обработка и обобщение имеющейся
информации по ведению ГМВХС
В Программе должны быть установлены:
- форма предоставления информации пунктами ГМВХС в КПР (в зависимости от вида информации);
- периодичность (сроки) получения информации;
- форма и периодичность передачи информации в БВУ;
- информация в зависимости от вида и содержания должна собираться накопительно по каждому сооружению и переводиться на современную компьютерную технологию.
Предусматриваются следующие виды работы с информацией ГМВХС (для определения трудозатрат):
- сбор информации;
- предварительный анализ, определяющий характер обработки информации;
- обработка информации, позволяющая оперативное ее использование и дающая наглядность и взаимосвязь параметров наблюдений;
- обобщение информации, анализ, выводы;
- передача данных в БВУ.
Обработанная информация в зависимости от ее вида может представляться в форме графиков, таблиц или описательно.
Вся информация ГМВХС в КПР (теркомводах) комплектуется в два информационных блока:
- общая информация (климатическая, гидрологическая, гидрохимическая, водохозяйственная);
- информация о состоянии сооружений.
Специфика блока информации о состоянии сооружений требует специального программного и технического обеспечения.
В Программе следует определить затраты труда и стоимость работ по сбору, анализу, обработке и обобщению информации по ГМВХС (таблица 13 и 14).
Таблица 13
Затраты труда и стоимость работ по
сбору, анализу, обработке и обобщению информации по ведению
ГМВХС по зоне деятельности КПР (теркомвода) на 1999 год
NN |
Вид работ |
Затраты труда |
Стоимость работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Общие данные |
|
|
1.1. |
|
|
|
1.2. |
|
|
|
1.3. |
|
|
|
2 |
Мониторинг состояния сооружений |
|
|
2.1. |
|
|
|
2.2. |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
Таблица 14
Затраты на технические средства сбора
и хранения информации для службы надзора
за безопасностью ГТС
NN |
Наименование |
Количество |
Стоимость |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Приобретение компьютеров, других технических средств и оборудования |
|
----- |
|
2. |
Ежегодные затраты по содержанию технических средств и зарплате персонала. |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
2.4.2. Создание новых и реконструкция
существующих пунктов наблюдений
за состоянием водохозяйственных
систем и сооружений (ВХС).
В соответствии с оценкой существующего состояния ГМВХС, приведенной в п.2.3., Программой намечается оборудование дополнительных пунктов наблюдений, либо восстановление пунктов наблюдений, закрытых в настоящее время по экономическим условиям.
Серьезное внимание в Программе должно быть уделено ГТС, как пунктам ГМВХС: на сравнительно некрупных ВХС в большинстве случаев наблюдения за их состоянием поставлено недостаточно или отсутствует полностью. При этом иметь ввиду, что на сооружениях I, II, III классов капитальности установка стационарной контрольно-измерительной аппаратуры обязательна (СНиП 2.06.01-86). На сооружениях IV класса допустимо ограничиться регулярным визуальным осмотром и соответствующими замерами переносными приборами.
Дополнительные пункты ГМВХС наносятся на карту-схему, а их перечень на планируемый год, сроки оборудования и стоимость приводится в Программе по форме таблицы 15.
Таблица 15
ПЕРЕЧЕНЬ
пунктов наблюдений ГМВХС, намечаемых
к строительству (реконструкции) на ______________ год
планируемый
NN |
Наименование |
Вид |
Сроки |
Стоимость строительства, | |||
|
|
|
|
Всего |
В том числе | ||
|
|
|
|
|
ФБ |
СФ |
Экологич. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
ГТС |
Общее |
1999 |
120,0 |
100 |
20 |
- |
10. |
ГТС водохранилища Н |
Безопасность |
1999 |
150,0* |
- |
- |
- |
________________
* За счет средств собственника
2.4.3. Обследование источников загрязнения водных объектов
Обследование источников загрязнения водных объектов производится с целью оценки состояния качества воды водных объектов и его изменения под влиянием антропогенного воздействия.
Обосновываются количество объектов обследования в планируемом году, составляется график обследования.
Указанные работы проводятся с учетом работ, намечаемых в рамках государственного контроля и охраны водных объектов.
Виды работ, осуществляемые при обследовании очистных сооружений, даны в таблице 16.
Определяются затраты времени, транспорта объем отбираемых проб и лабораторных анализов согласно таблицы 17.
На основании анализа данных мониторинга источников загрязнения водных объектов составляется отчет, в котором отражаются следующие вопросы:
оценка влияния сброса загрязненных сточных вод на качество воды водных объектов (составление банка данных источников загрязнения, качественный состав сбрасываемых сточных вод, основные загрязняющие вещества);
определение мер по снижению степени загрязнения водных объектов в зонах влияния сброса сточных вод;
выявление потенциально опасных (аварийных) объектов с точки зрения возможного экстремального загрязнения водных объектов; разработка мер и рекомендаций по предотвращению аварийных ситуаций и минимизации последствий от наносимого ущерба водным объектам;
определение приоритетных зон ведения мониторинга и установление в них режима проведения наблюдений (основные источники загрязнения, аварийные объекты и др.)
Таблица 16
Виды работ, осуществляемые при
обследовании очистных сооружений
N п/п |
Виды работ |
Решаемые задачи |
Стоимость (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Отбор и анализ проб сточных вод |
Проверка эффективности работы очистных сооружений и соответствия показателей очистки сточных вод проектным параметрам (отбор и анализ проб сточных вод по звеньям очистки) |
|
2. |
Отбор и анализ проб воды водных объектов |
Определение влияния сброса сточных вод на водный объект (отбор проб выше и ниже выпуска сточных вод). |
|
3. |
Измерения количества забираемой и сбрасываемой воды |
Контроль за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения |
|
4. |
Лабораторный контроль |
Проверка соблюдения утвержденных регламентов осуществления ведомственного лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта: |
|
Таблица 17
Затраты времени, потребное количество
транспорта, количество отбираемых проб воды
и лабораторных анализов при обследовании
источников загрязнения водных
объектов на _____________ год
планируемый
NN |
Наименование |
Количество |
Потребное |
Количество |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.4.4. Инвентаризация и обследования ГТС
Программой должно быть предусмотрено проведение инвентаризации и обследований ГТС.
Инвентаризация ГТС - сбор основных данных по сооружениям и системам, ведется для общего учета, выявления аварийных, бесхозных ГТС и принятия мер (в т.ч. для включения в Программу мониторинга).
При этом по инвентаризации (сбору основных данных по сооружениям и системам для их учета в надзоре за безопасностью ГТС) по всем КПР (теркомводам) планируется ее завершение в 1999 году.
По обследованиям ГТС Программой следует предусматривать следующие виды обследований:
- плановые специально созданными комиссиями с обязательным участием представителя КПР (теркомвода), ответственного за безопасность ГТС. При планировании этих обследований соблюдать приоритет крупных и потенциально опасных ГТС, а также определенных как аварийные и бесхозные;
- внеплановые по экстренным ситуациям, заявленным собственником;
- предшествующие составлению декларации безопасности (с обязательным участием представителей КПР), организуются в соответствии с планом декларирования безопасности ГТС;
- предпаводковые и послепаводковые - проводятся силами эксплуатирующей организации (собственника). КПР участвует выборочно;
- инспекционные проверки проводятся КПР в соответствии с Программой и являются каждодневной задачей КПР по обеспечению безопасности ГТС.
Количество ВХС, подлежащих обследованиям и инвентаризации в Программе должно быть соответственно обосновано (аварийностью ГТС, планом декларирования ГТС, завершением инвентаризации и т.д.).
Приводится график обследований (таблица 18), в соответствии с которым определяются затраты времени, транспорта и стоимость этих работ (таблица 19.).
Результаты инвентаризации и обследований (акты и отчеты) являются составной частью ГМВХС, оформляются по установленной форме, заносятся в банк данных по надзору, включаются в материалы для БВУ и отчеты.
Материалы обследований и инвентаризации прошлых лет должны быть также собраны и введены в банк данных ГМВХС.
Таблица 18
График
проведения инвентаризации и обследований ВХС
N п/п |
Объект или ГТС |
Код сооружения |
Сроки |
Обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Завершение инвентаризации |
|
|
Приказ МПР России от____N______ |
1.1. |
ГТС на р.К. |
|
15.05. - 20.05. |
|
1.2. |
…………………………….. |
|
|
|
1.3. |
…………………………….. |
|
|
|
2. |
Обследование специальными комиссиями |
|
|
График, утвержденный зам. министра МПР России от_________ |
2.1. |
|
|
|
|
2.2. |
|
|
|
|
2.3. |
|
|
|
|
3. |
Обследование комиссиями КПР |
|
|
|
3.1. |
…………………………….. |
|
|
Аварийное ГТС |
3.2. |
…………………………….. |
|
|
--"-- |
3.3. |
…………………………….. |
|
|
Бесхозное ГТС |
4. |
Участие в предпаводковых обследованиях |
|
|
|
5. |
Обследования, предшествующие декларированию Безопасности ГТС |
|
|
Приказ МПР России от______N 39 |
5.1. |
…………………………….. |
|
|
|
5.2. |
…………………………….. |
|
|
|
6. |
Инспекционные проверки |
|
|
|
6.1. |
…………………………….. |
|
|
|
6.2. |
…………………………….. |
|
|
|
6.3. |
…………………………….. |
|
|
|
Таблица 19
Затраты времени, потребное количество
транспорта и стоимость работ на обследование,
инвентаризацию и ведение надзора за ГТС
по ____________________КПР (теркомводу)
NN |
Вид надзора и |
Количество |
Потребное количество транспорта (маш./смен) |
Стоимость работ на обследование и инвентаризацию, (тыс.руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Инвентаризация |
|
|
|
2. |
Обследования |
|
|
|
2.1. |
Плановые |
|
|
|
2.2. |
Предпаводковые |
|
|
|
2.3. |
Аварийные |
|
|
|
3. |
Ведение надзора |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
2.4.5. Наблюдения за состоянием ВХС
Наблюдения за состоянием ВХС осуществляются его собственником (эксплуатирующей организацией) в соответствии с проектом, инструкцией по эксплуатации и предписаниями органов надзора за безопасностью ГТС.
КПР (теркомвод) осуществляет сбор, анализ, обработку и обобщение информации по состоянию сооружения (п.2.4.1.), принимает решения о дополнительных наблюдениях и измерениях, если это необходимо по состоянию сооружения.
Состав и режим наблюдений, оснащение сооружения КИА, периодичность инспекций или обследований для каждого сооружения индивидуальны, зависят от капитальности и сложности сооружения, его состояния, возможных последствий в случае аварии на сооружении.
В таблице 21 приведен полный комплекс (потребных) наблюдений для сооружений I, II и III класса. Фактически на большинстве небольших объектов этих наблюдений нет, поэтому Программой должно быть предусмотрено выявление фактического состояния наблюдений на каждом сооружении и определение необходимых дополнительных мер. В Программе это представляется по форме, приведенной в таблице 20.
В ходе выполнения Программы и изучения состояния ГТС требования к наблюдениям могут меняться, дополняться, поэтому программное предписание является в определенной степени предварительным.
Таблица 20
Виды наблюдений за состоянием сооружений,
поднадзорных МПР России
NN |
Наименование |
Код |
Вид наблюдений* | |
|
|
|
Установленных |
Необходимых |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
.......... |
|
|
|
2. |
.......... |
|
|
|
3. |
Плотина водохранилища N |
|
1.1, 2.1, 2.4., |
2.2., 2.3., 2.6., |
4. |
.......... |
|
|
|
5. |
.......... |
|
|
|
________________
* - Обозначение вида наблюдений приведено в соответствии с их нумерацией в таблице 21.
Таблица 21
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ
наблюдений за состоянием сооружений,
проводимых эксплуатирующей организацией
N п/п |
Виды работ и наблюдений |
Объекты наблюдений |
Рекомендуемая периодичность |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Сопутствующие общие данные |
|
|
1.1. |
Отборы воды |
По всем водозаборам |
Ежедневно (по режиму створов) |
1.2. |
Уровни воды в бьефах |
ВБ, НБ |
Ежедневно |
1.3. |
Температура воздуха |
|
--"-- |
1.4. |
Отбор воды на химанализ |
ВБ |
1 раз в год (лето) |
2. |
Осмотры и обследования |
|
|
2.1. |
Обход с визуальным осмотром, записями в журнал |
Все сооружения |
Ежедневно |
2.2. |
Обход с картированием изменений (состояние откосов, гребня, промывов, осадочных воронок, трещин в бетоне, бетона в зоне переменного уровня, разрушений, креплений и т.п.) |
Все сооружения |
1 раз в месяц |
2.3. |
Водолазные обследования подводных частей сооружений с зарисовкой |
Подводные части сооружений, плиты креплений в подводной части |
1 раз в год |
2.4 |
Предпаводковые обследования |
Все сооружения |
1 раз в год |
2.5 |
Послепаводковые обследования |
Все сооружения |
1 раз в год |
2.6 |
Обследование специально созданной комиссией |
Все сооружения |
1 раз в 5 лет |
3. |
Инструментальные и обмерные обследования |
|
|
3.1. |
Пьезометры |
Все пьезометры |
|
|
- замер уровня воды |
--"-- |
1 раз в месяц |
|
- температура воды |
--"-- |
2 раза в год |
|
- отбор воды на химанализ |
|
1 раз в год |
3.2. |
Нивелировка |
|
|
|
- высотных марок |
Все марки |
2 раза в год |
|
- подкрановых путей |
Все марки |
1 раз в три года |
3.3. |
Напряжение в арматуре |
По установленным тензометрам |
По сезонам 4 раза в год |
3.4. |
Замеры: |
|
|
|
- глубин для определения размывов |
За и перед водосборными сооружениями |
1 раз в год |
|
- толщины льда |
Акватория ВБ |
1 раз в год |
|
- относительных смещений секций бетонных сооружений |
Бетонные сооружения |
4 раза в год (по сезонам) |
|
- уровня битума в шпонках |
--"-- |
1 раз в год (лето) |
|
- вибрации |
Бетонные сооружения, трубопроводы, оборудование |
При усиленных вибрациях. При необходимости |
|
- характеристики бетона |
Бетонные сооружения |
|
3.5. |
Дренажи |
Всех дренажей |
|
|
- измерение расхода |
--"-- |
4 раза в год |
|
- уровней воды в колодцах |
--"-- |
--"-- |
|
- объема |
--"-- |
--"-- |
Примечание:
1. При обнаружении отклонений от нормальных условий эксплуатации могут быть назначены дополнительные к обычной программе наблюдения, замеры, исследования. Результаты дополнительных наблюдений также вносятся в материалы и отчеты по ведению мониторинга.
2.4.6. Наблюдения за воздействием ВХС на окружающую среду
Кратко характеризуются состояние наблюдений за переработкой берегов, подтоплением, оползнями, карстом, суффозией, другими процессами вызванными, строительством и эксплуатацией водохранилищ, каналов и других ВХС. Указывается, что эти работы ведутся в рамках ГМГС. Виды этих работ рассматриваются и осмечиваются только по ВХС, подведомственным КПР и БВУ.
3. Ведение ГМВО и МВХС при аварийных ситуациях
Работы ведутся в рамках ликвидации последствий аварийных ситуаций, приведших к загрязнению водных объектов, имея в виду, что "профилактические работы" по наблюдению за состоянием существующих сооружений, которые могут повлиять негативно на водный объект, ведут организации, эксплуатирующие данные сооружения (например, нефтепроводы).
Поскольку работы по мониторингу в рамках ликвидации последствий аварий должны вестись по заказу виновника аварии, в Программе предусматриваются затраты КПР (теркомводов) и БВУ на сбор и анализ результатов этого мониторинга, а также при необходимости, затраты на контрольное обследование состояния водных объектов и ВХС после ликвидации последствий аварии с отбором контрольных проб на лабораторные определения.
4. Обоснование видов и объемов лабораторных работ
По лабораторным работам, выполняемым по заказу КПР (теркомводов):
Обосновываются количество:
- проб воды и донных отложений из водных объектов и водохозяйственных систем;
- проб грунтов с нарушенной и ненарушенной структурой, отбираемых в теле плотин, дамб, подпорных и других гидротехнических сооружений;
- перечень анализируемых показателей (таблица 22).
Указываются лаборатории, которые будут производить анализы. Определяются затраты времени и стоимость лабораторных работ (таблицы 23, 24.)
Приводится стоимость лабораторных работ, выполняемых по заказу сторонних организаций.
Таблица 22
ПЕРЕЧЕНЬ
основных анализируемых показателей в пробах воды, выполняемых
по заказу КПР (теркомводов) и БВУ на _____________ год
(планируемый)
NN |
Наименование водного объекта |
Анализируемы показатели* |
1 |
2 |
3 |
_________________
* Набор показателей определяется с учетом показателей, анализируемых на пунктах наблюдений ГНС Росгидромета в регионе, а также с учетом воздействия сбрасываемых в водные объекты сточных вод.
Таблица 23
Количество проб воды и донных отложений,
анализируемых по заказу КПР (теркомвода),
и стоимость лабораторных работ на ______________ год
(планируемый)
NN |
Наименование |
Количество проб |
Стоимость лабораторных работ, | ||||
|
|
Воды |
Донных |
Всего |
В том числе за счет: | ||
|
|
|
|
|
ФБ |
СФ |
Экологич. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Таблица 24
Количество проб грунтов и стоимость анализов
проб грунтов, выполняемых по заказу КПР (теркомводов)
на ______________________год
планируемый
NN |
Наименование |
Количество проб |
Стоимость | ||
|
|
Всего |
С нарушенной |
С ненарушенной |
грунтов, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Виды, объемы и стоимость работ по информационному
обеспечению ГМПВО и ГМВХС
Предусматриваются затраты на:
составление ежегодного информационного бюллетеня по состоянию водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений по территории субъекта Федерации;
передачу бюллетеня в соответствующее БВУ;
подготовку материалов обменного фонда с территориальными органами Росгидромета, Госкомэкологии, Минздрава и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и водопользователями;
создание банка данных (работы по сбору базовой и текущей информации по пунктам, ее пополнение в ходе ведения ГМПВО и ГМВХС);
создание информационных систем (компьютерное и программное обеспечение сбора, хранения и обработки информации).
Затраты труда и стоимость работ обосновываются в соответствии с таблицей 25.
Таблица 25
Стоимость работ по информационному
обеспечению ГМПВО и ГМВХС по зоне деятельности
___________КПР (теркомвода) на _________________ год
(планируемый)
NN |
Вид работ |
Стоимость работ (тыс.руб.) |
1 |
2 |
3 |
6. Прочие работы
Предусматриваются затраты на командировочные, транспортные расходы, на рекультивацию земель, аренду производственных помещений и другие расходы (таблица 26.).
Таблица 26
Объемы и стоимость прочих работ
на ведение ГМВПО и ГМВХС по зоне деятельности
________________КПР (теркомвода) на _____________год
(планируемый)
NN |
Вид работ |
Единицы |
Объемы работ |
Стоимость |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Производственные командировки |
|
|
|
2. |
Транспортные расходы |
|
|
|
3. |
Аренда производственных помещений |
|
|
|
4. |
............ |
|
|
|
5. |
............ |
|
|
|
6. |
............ |
|
|
|
7. Сводные показатели работ по программе.
Дается сводная таблица основных видов работ, перечисленных в разделах 1-6 (таблица 27.).
Таблица 27
Сводные показатели видов, объемов и стоимости работ
по ведению ГМПВО и ГМВХС на территории
____________________________________ на 1999 год
наименование субъекта РФ
N п/п |
Виды работ |
Единицы измерения |
Объем работ |
Стоимость работ по ведению ГМГС и ГМПВО, тыс. руб. | ||||
|
|
|
|
Всего |
ФБ |
Бюджет субъекта РФ |
Эколо- |
Средства водополь- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. |
Работы по ГМПВО и ГМВХС по заказу КПР (теркомводов) |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Сбор, анализ и обработка имеющейся информации. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Создание новых и реконструкция существующих пунктов наблюдений в том числе ГМВХС ГМПВО. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Наблюдения за состоянием водных объектов и ВХС. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Сбор метеорологических данных (по запросу) и данных о подземных водах, необходимых для ведения ГМПВО. |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Обследование источников загрязнения водных объектов. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Обследование и инвентаризация ВХС. |
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Наблюдение за состоянием ВХС и влиянием на окружающую среду (кроме геологической среды) |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Ведение ГМПВО и ГМВХС при аварийных загрязнениях водных объектов |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Лабораторные работы |
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Информационное обеспечение |
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Прочие работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Затраты сторонних организаций на ведение ГМПВО и ГМВХС (кроме водопользователей) |
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Затраты водопользователей на ведение ГМПВО и ГМВХС |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
III. Макет
программы по ведению государственного
мониторинга поверхностных водных объектов
и государственного мониторинга водохозяйственных
систем и сооружений на бассейновом уровне
Введение
Содержание бассейновой программы по ведению ГМПВО и ГМВХС аналогично территориальным программам. Бассейновая программа в основном имеет те же приложения, что и территориальная.
Бассейновая Программа разрабатывается по тому же содержанию, включает те же разделы и таблицы, что и территориальные Программы, формируется в основном на материалах территориальных Программ и дополняется данными пунктов наблюдений и видов работ, относящихся к компетенции БВУ (создание пунктов наблюдений и организация работы на водных и водохозяйственных объектах, расположенных на границе субъектов Российской Федерации, на трансграничных водных объектах, на подведомственных ВХС, обследование и инвентаризация объектов, подконтрольных БВУ.
В Программе БВУ отражаются также работы по координации деятельности КПР (теркомводов) по ведению ГМПВО и ГМВХС, участие в работе комиссий по ВХС, поднадзорных КПР (теркомводам) и другие.
Данные КПР (теркомводов) в бассейновых программах обрабатываются в виде сводной формы сбора информации и могут быть укрупнены либо освобождены от излишней информации.
В разделе виды, объемы и стоимость работ по информационному обеспечению предусматривается составление информационного бюллетеня по состоянию водных объектов и ВХС по зоне деятельности БВУ и передача его на федеральный уровень.
Ниже даны макет обложки и титульного листа бассейновой Программы, таблица сводных данных видов, объемов и затрат на ведение ГМПВО и ГМВХС в зоне деятельности БВУ.
По всем другим вопросам используются рекомендации, изложенные в разделах I и II.
Макет обложки бассейновой программы
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
_______________________бассейновое водное управление
ПРОГРАММА
работ по ведению государственного мониторинга водных объектов в зоне деятельности__________________________
водного управления на__________год
Город, год
Макет титульного листа
бассейновой программы
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
________________________бассейновое водное управление
Согласовано: |
Утверждаю: |
Начальник управления водообеспечения и охраны водных ресурсов МПР России |
Начальник__________________БВУ |
___________________________Ф.И.О (подпись) |
_________________________Ф.И.О (подпись) |
"______________"___________год |
"____________"___________год |
ПРОГРАММА
работ по ведению государственного мониторинга
водных объектов в зоне деятельности
_____________________________________________________
бассейнового водного управления
Руководитель органа, |
Должность составителя программы_______________________________________Ф.И.О. |
Город, год |
Таблица 28
Сводные данные видов, объемов и стоимости работ
по ведению ГМПВО и ГМВХС по зоне деятельности
______________________________БВУ на _______ год
N п/п |
Вид работ |
Единицы измерения |
Объемы работ |
Стоимость работ по ведению ГМПВО и ГМВХС, тыс. руб. | ||||
|
|
|
|
Всего |
В том числе по источникам финансирования | |||
|
|
|
|
|
Феде- |
Бюджет субъекта РФ |
Эколо- |
Средства водополь- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. |
Работы по ГМПВО и ГМВХС по заказу БВУ (Вид работ тот же, что и в п.1 таблицы N 27) |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
II. |
Затраты по ГМПВО и ГМВХС по заказу КПР (теркомводов) |
|
|
|
|
|
|
|
III. |
Затраты сторонних организаций (кроме водопользователей) по ведению ГМПВО и ГМВХС |
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
Затраты водопользователей по ведению ГМПВО и ГМВХС |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
Первый заместитель
Министра природных ресурсов
Российской Федерации
Н.Н.Михеев
Текст документа сверен по:
рассылка