Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901798398.htm


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

    
от 26 октября 2000 года


Второе предложение абз. 2 п.10, абз. 3 п.10, пп.12 и 13 Положения о порядке и условиях
взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками
морского дна,  утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 октября 1992 года N 828 (в ред. от 22 августа 1998 года),
признаны  недействительными (незаконными)

(Извлечение)

____________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 января 2001 года N КАС 00-551 данное решение оставлено без изменения
____________________________________________________________________
    
    
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 года N 828 было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. от 22 августа 1998 года) (далее - Положение).
    
    Абзацами 2 и 3 п.10 Положения предусмотрено, что регулярные платежи за право на добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.
    
    Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов.
    
    В соответствии с пп.12 и 13 Положения в случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации.
    
    При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
    
    Акционерная нефтяная компания "Башнефть", акционеры данной компании С., И. и Б. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными вышеприведенных предписаний постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на их незаконность.
    

    Верховный Суд РФ 26 октября 2000 года требования заявителей удовлетворил по следующим основаниям.
    

    Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
    
    В соответствии с ч.3 ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
    
    Когда принималось Положение, данные принципы были закреплены Законом Российской Федерацией от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а в настоящее время - Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и названным Законом в действующей части.
    
    По содержанию пп.1 и 2 ст.1, ст.17 НК РФ налог, взимаемый в федеральный бюджет, считается установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
    
    В силу п.9 ст.13 НК РФ налог на пользование недрами относится к федеральным налогам. Следовательно, существенные элементы налогообложения по данному Закону могут быть установлены только федеральным законом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации.
    
    Между тем при рассмотрении дела судом выявлено, что оспариваемые заявителями предписания Положения устанавливают и дополняют ряд элементов обложения по федеральному налогу на пользование недрами.
    
    Так, согласно второму предложению абз.2 п.10 Положения "стоимость добытого минерального сырья (т.е. элемент налогообложения - налоговая база) исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость", что не может быть признано законным, поскольку аналогичного положения в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 2 января 2000 года) не содержится.
    
    В ч.4 ст.41 названного Закона предусмотрено, что размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора.
    
    Таким образом, предписание второго предложения абз.2 п.10 Положения о том, что стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость, фактически дополняет приведенную норму Закона по определению налоговой базы при исчислении платежей за пользование недрами. Поскольку Правительство Российской Федерации делать этого не вправе, данное предписание должно быть признано судом недействительным.
    

    По вышеизложенным основаниям не могут быть признаны законными пп.12 и 13 Положения, содержащие не закрепленные в федеральном законодательстве нормы об определении налоговой базы, ставок и порядка исчисления платежей (налога) на пользование недрами в случаях реализации минерального сырья по бартеру или для экспортных поставок, а также при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья.
    
    Подлежит признанию недействительным и закрепленное в абз.3 п.10 Положения   предписание о том, что конкретные размеры peгулярных  платежей за добычу полезных ископаемых устанавливаются органами,  предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов, поскольку размер налоговой ставки (существенный элемент налогообложения) за пользование недрами может быть определен только федеральным законом.
    
    Возражая против заявленных требований, представители Правительства Российской Федерации ссылались на ч.7 ст.41 Закона Российской Федерации "О недрах".
    
    В данной правовой норме закреплено, что порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
    
    Суд полагает, что приведенные положения Закона Российской Федерации "О недрах" не позволяют отказать заявителям в удовлетворении их требований.
    
    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 года "По делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
    
    В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал положения ч.2 ст.11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" об установлении Правительством Российской Федерации размеров сбора за пограничное оформление, а также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, не соответствующими ст.57 Конституции Российской Федерации.
    

    В силу ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" названное постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
    
    Принимая во внимание, что в ч.7 ст.41 Закона Российской Федерации "О недрах" содержатся правовые положения, аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 года N 16-П, суд не вправе ими руководствоваться при рассмотрении настоящего дела.
    
    Верховный Суд РФ заявление акционерной нефтяной компании "Башнефть", ее акционеров С., И. и Б. удовлетворил и признал недействительным (незаконным) второе предложение абз.2 п.10, абз.3 п.10, пп.12 и 13 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 года N 828 (в ред. от 22 августа 1998 года).
    
    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 16 января 2001 года судебное решение оставила без изменения.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации",
N 8, 2001