МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об экологической безопасности в государствах - участниках
Содружества Независимых Государств
Признавая необходимость осуществления на рубеже XXI века согласованных действий по сохранению природно-ресурсного потенциала планеты и сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды, учитывая большое значение законодательного обеспечения этих процессов в государствах Содружества, Межпарламентская Ассамблея
постановляет:
1. Одобрить проект Конвенции о коллективной экологической безопасности, разработанный Постоянной комиссией МПА по экологии и природным ресурсам (приложение 1), и направить его в Совет глав правительств СНГ.
Обратиться в международные организации, правительства и парламенты государств - участников Содружества Независимых Государств с призывом поддержать инициативу Межпарламентской Ассамблеи по рассмотрению и подписанию Конвенции о коллективной экологической безопасности.
2. Принять модельный закон "Об экологическом страховании" (приложение 2*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание .
3. Принять модельный закон "Об основах экологического предпринимательства" (приложение 3*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание .
4. Направить модельные законы "Об экологическом страховании" и "Об основах экологического предпринимательства" в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи для использования их в законотворческой деятельности.
Председатель
Совета Ассамблеи
Е.С.Строев
Санкт-Петербург
13 июня 2000 года
N 15-6
Приложение 1
Проект
Проект конвенции принят
на пятнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 15-6
от 13 июня 2000 года)
КОНВЕНЦИЯ
о коллективной экологической безопасности
Преамбула
Государства - участники настоящей Конвенции в лице правительств, именуемые в дальнейшем Сторонами,
принимая во внимание важность исторических связей, сложившихся между Сторонами, и общие для них цели устойчивого социально-экономического развития,
сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды и сохранение природно-ресурсного потенциала планеты в интересах настоящего и будущих поколений,
признавая следующие положения:
- международная экологическая политика строится на принципах доверия, экологической ответственности и взаимной помощи;
- суверенитет государств над своей территорией является определяющим фактором формирования механизма реализации стратегии коллективной экологической безопасности;
- хозяйственная деятельность должна осуществляться на принципах сбалансированного природопользования, не нарушая естественных циклов воспроизводства и достигнутого уровня экологической емкости природных экосистем;
- страны формируют сеть особо охраняемых территорий, необходимых для сохранения биоразнообразия, устойчивости природных экосистем, сохранения уникальных памятников природы, в том числе и особо охраняемых территорий, имеющих международный статус;
- трансграничные природные переносы веществ-загрязнителей и неконтролируемое вторжение биологических видов в природные экосистемы других государств, а также нелегальная торговля редкими и исчезающими видами флоры и фауны должны быть объектом международной экологической безопасности;
- экологически опасные территории, зоны и объекты официально подтвержденного или потенциального экстремального экологического риска должны быть под международным экологическим контролем;
- ответственность за трансграничное опасное воздействие по фактам подтвержденного ущерба природной среде и здоровью населения возлагается на государство, в юрисдикции которого установлен источник опасного воздействия;
- развитие и глобализация экологического образования должны способствовать формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей сохранения окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития сообщества;
выражая готовность:
- использовать международный опыт директивного и экономического регулирования хозяйственной и иной деятельности для стимулирования конкурентных преимуществ в ресурсосбережении и обеспечении экологической безопасности, прогнозирования и раннего выявления возможных негативных последствий для природной среды и здоровья населения планируемых проектов хозяйственной деятельности на своей территории;
- создавать необходимые условия для работы экспертных комиссий и групп с международным участием для экологического аудирования проблемных территорий, объектов и видов деятельности, которые могут быть отнесены к источникам экологической опасности, затрагивающим субъекты международного экологического права настоящей Конвенции;
- оказывать содействие в проведении аналитических работ, картировании и мониторинге состояния экологической безопасности на объектах и территориях потенциального экстремального экологического риска;
- предоставлять аналитические отчеты в компетентные международные организации;
принимая на себя обязательства:
- содействовать организации интегрированной международной системы управления экологической безопасностью путем:
- принятия законов об экологической экспертизе, экологическом страховании, аудировании и лицензировании различных видов хозяйственной и иной деятельности;
- сертификации оборудования, технологий и производств по требованиям обеспечения экологической безопасности;
- введения согласованной процедуры присвоения и регламента использования специальных торговых знаков, логотипов и этикеток для продуктов питания и товаров широкого спроса, подтверждающих их экологическую безопасность;
- введения ежегодного международного таможенного Доклада, включающего сведения об экологически опасных грузах, выявленных в процессе таможенного досмотра;
- своевременно информировать общественность по направлениям деятельности в области экологической безопасности;
- обеспечить государственную поддержку образования и приоритетное развитие научных исследований в области экологической безопасности;
- стремиться к созданию интегрированной открытой сети экологического мониторинга, включая станции регистрации и оповещения о трансграничных переносах загрязняющих веществ;
- разрабатывать, согласовывать и принимать к действию международные правила и регламенты, стимулирующие безопасные и ограничивающие экологически опасные для природной среды и населения виды человеческой деятельности;
- участвовать в подготовке, согласовании и публикации международного ежегодного аналитического доклада "Экологическая безопасность";
имея намерения создать международную систему коллективной экологической безопасности,
соблюдая принципы международного права и обычая, в частности, принципы добрососедства, взаимности, недискриминации и доброй воли,
договорились о нижеследующем.
Статья 1. Определения
1.1. Сторона, если в тексте не содержится иного указания, означает Договаривающуюся Сторону настоящей Конвенции.
1.2. Сторона происхождения означает любую Сторону или Стороны, в пределах юрисдикции которой или которых установлен источник экологически опасного трансграничного воздействия.
1.3. Затрагиваемая Сторона означает любую Сторону или Стороны, которую или которые затрагивает или может затронуть экологически опасное трансграничное воздействие.
1.4. Заинтересованная Сторона означает любую Сторону происхождения и любую затрагиваемую Сторону.
1.5. Общественность означает одно или несколько физических или юридических лиц заинтересованных Сторон.
1.6. Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных опасных воздействий.
1.7. Экологическая политика - система мер на международном и национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества.
1.8. Международная система коллективной экологической безопасности - комплекс международных условий сосуществования, договоренностей и институциональных структур, который обеспечивает каждой из Сторон возможность свободно избирать и осуществлять национальную стратегию устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению, рассчитывая на невмешательство, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество, ориентированное на нерасточительное потребление биосферной продукции и создание благоприятной жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.
1.9. Экологическая система - исторически сложившиеся условия совместного пользования совокупностью живых организмов определенного пространства обитания в целях питания, роста и размножения для поддержания условий воспроизводства жизни на Земле.
1.10. Мигрирующие биологические виды - биологические виды, процессы жизнедеятельности и размножения которых связаны с регулярным (сезонным) перемещением на большие расстояния.
1.11. Особо охраняемые территории - заповедники, уникальные памятники природы, территории и объекты, учтенные в международных и национальных реестрах, статус которых установлен международными соглашениями, национальными законами и нормативно-правовыми актами.
1.12. Природно-ресурсный потенциал - экологическая емкость территории, оцененная с учетом характера использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира.
1.13. Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
1.14. Мониторинг окружающей природной среды - система наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, вод, суши и морей, почв, обеспечивающая получение и представление информации по оценке состояния окружающей природной среды и прогнозу возможных ее изменений.
1.15. Трансграничный водный объект - любые поверхностные или подземные водные объекты, которые обозначают или пересекают границы между двумя или более Сторонами либо расположены на таких границах.
1.16. Охрана трансграничных водных объектов - деятельность или совокупность мероприятий, направленных на сохранение и восстановление трансграничных водных объектов, включая устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод, негативного хозяйственного вмешательства в водный режим рек, водоемов и подземных источников.
1.17. Опасная деятельность означает любую деятельность, в ходе которой одно или более чем одно опасное вещество-загрязнитель присутствует или может присутствовать в количествах, равных или превышающих предельные количества, согласованные Сторонами и представленные в Списке веществ-загрязнителей в качестве обязательного приложения к настоящей Конвенции.
1.18. Трансграничная перевозка - любое перемещение опасных веществ и отходов из района, находящегося под юрисдикцией одной Стороны, в район или через район, находящийся под юрисдикцией другой Стороны, либо в район или через район, не находящийся под юрисдикцией какой-либо Стороны, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере две Стороны.
1.19. Экологический риск - вероятность реализации опасного события, которое может причинить вред природной среде и здоровью человека, группы лиц, населения в результате прямого или косвенного опасного воздействия от источника, находящегося под юрисдикцией Стороны происхождения.
1.20. Ущерб (экологический) природной среде и здоровью населения - экономическая оценка необходимой компенсации Стороной происхождения по доказанным фактам причиненного вреда природной среде и здоровью граждан затрагиваемой Стороны.
1.21. Источники экологически опасного воздействия - природные, антропогенные и природно-хозяйственные системы и объекты, а также конкретные акты опасной деятельности, которые представляют или могут представлять угрозу жизненно важным интересам затрагиваемой Стороны в обеспечении национальной экологической безопасности.
1.22. Экологически опасные территории, зоны и объекты - установленные и подозреваемые источники опасного воздействия в пределах юрисдикции заинтересованных Сторон.
1.23. Трансграничное опасное воздействие - установленный факт причиненного экологического ущерба в пределах юрисдикции затрагиваемой Стороны.
1.24. Экологическое страхование - система международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающая признание исков по экологически опасным событиям.
1.25. Экологическое аудирование - экспертиза и анализ деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (международная или национальная аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор международного класса) лицами с целью оценки воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности конкретного хозяйственного субъекта на природную среду и здоровье населения, установление соответствия его деятельности требованиям действующего национального природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов и правил для разработки рекомендаций по обеспечению экологической безопасности процесса производства, реализации и потребления произведенной товарной продукции.
Статья 2. Сфера действия Конвенции
Настоящая Конвенция определяет международный правовой статус системы коллективной экологической безопасности.
Статья 3. Общие положения
3.1. Стороны, учитывая усилия, уже предпринятые на национальном и международном уровнях и направленные на создание системы коллективной экологической безопасности, принимают меры и сотрудничают в рамках настоящей Конвенции с целью развития интеграционных процессов и закрепления норм международного экологического права.
3.2. Стороны посредством обмена информацией, консультаций и других совместных действий разрабатывают и осуществляют без необоснованного промедления политику и стратегию прогнозирования, оценки экологического риска и масштабов потенциального ущерба для природной среды и здоровья населения от конкретных источников опасных воздействий с целью проведения согласованных действий и принятия превентивных мер, направленных на предотвращение возможных инцидентов по доказанным фактам, представляющим угрозу национальной экологической безопасности предполагаемой затрагиваемой Стороны или Сторон.
3.3. Стороны обеспечивают координацию положений настоящей Конвенции с положениями, относящимися к компетенции коллективной экологической безопасности, действующих международных соглашений и ратифицированных конвенций.
3.4. Для достижения главной цели настоящей Конвенции Стороны принимают соответствующие законодательные, нормативно-правовые, административные и финансовые меры.
3.5. Ничто в настоящей Конвенции не препятствует Стороне устанавливать дополнительные требования, отвечающие положениям настоящей Конвенции и соответствующие нормам международного права, с целью улучшения охраны здоровья человека и понижения уровня экологического риска от объектов и видов деятельности, представляющих угрозу международной экологической безопасности.
3.6. Положения настоящей Конвенции не наносят ущерба каким-либо обязательствам Сторон в соответствии с международным правом в отношении трансграничных воздействий.
Статья 4. Консультации и консультативные заключения о направлениях, объектах и субъектах действия Конвенции
4.1. Заинтересованные Стороны по инициативе любой такой Стороны проводят консультации по:
- установлению экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности, включая источники опасных воздействий, управление которыми требует принятия предупредительных мер Стороной происхождения опасности и мер готовности по обеспечению экологической безопасности природной среды и населения предполагаемой затрагиваемой Стороны;
- перечню объектов и территорий экстремального экологического риска;
- картированию трансграничных миграционных путей биологических видов;
- реестру особо охраняемых территорий, биосферных заповедников, национальных парков и уникальных памятников природы;
- формированию опорной сети станций регистрации в реальном времени фоновых значений техногенных воздействий в экологически чистых зонах;
- организации изучения влияния экотоксикантов на природную среду, продукты питания и системы жизнеобеспечения;
- международной интеграции национальных систем управления экологической безопасностью.
4.2. В отношении планируемой или осуществляемой опасной деятельности Стороны применяют процедуры, принятые в международной практике, с дополнениями, учитывающими выявленную в процессе взаимных консультаций специфику.
4.3. В отношении потенциально опасных видов деятельности и подозреваемых источников повышенного экологического риска, которые могут быть причиной угрозы экологической безопасности, заинтересованная Сторона получает необходимые гарантии от Стороны происхождения.
4.4. Результаты консультаций и консультативные заключения незамедлительно доводят до сведения заинтересованных Сторон.
Статья 5. Добровольное распространение действия Конвенции
5.1. Действие настоящей Конвенции направлено на развитие международных интеграционных процессов и предусматривает согласованные совместные меры по обеспечению экологической безопасности каждой из заинтересованных Сторон от угроз реализации экологически опасных событий, причиной которых может быть прошлая, настоящая и планируемая хозяйственная деятельность в пределах их юрисдикции, а также вне ее.
5.2. Присоединение к настоящей Конвенции предполагает добровольное принятие Сторонами приоритета прогнозирования и своевременного предупреждения угрозы национальной и международной экологической безопасности путем создания принципиально новой системы, реализующей принцип взаимной экологической ответственности в границах единого экологического пространства.
Статья 6. Информация для общественности и ее участие
6.1. Стороны обеспечивают оперативный обмен информацией по вопросам, охватывающим положения настоящей Конвенции.
6.2. Стороны гарантируют общественности доступ к экологической информации и участие в процессе принятия решений в области обеспечения экологической безопасности.
6.3. Стороны своевременно информируют об установленных фактах наличия ранее не упомянутых объектов, территорий и видов деятельности, представляющих потенциальную угрозу для национальной и международной экологической безопасности.
6.4. В соответствии со своими правовыми системами и на основе взаимности Стороны предоставляют физическим или юридическим лицам, которые испытывают или могут испытывать на себе вредное трансграничное воздействие и доказать факт причиненного или вероятного ущерба здоровью, одинаковый доступ к соответствующим административным и судебным процедурам и равное обращение в рамках этих процедур, включая возможности возбуждения судебного дела и подачи апелляции в связи с решением, затрагивающим их права, как и лицам, находящимся в пределах действия их собственной юрисдикции.
6.5. Стороны поддерживают развитие общественных инициатив, направленных на реализацию целей Конвенции, и содействуют участию общественных организаций в мероприятиях на национальном и международном уровнях по предметным и процедурным конвенциальным вопросам.
6.6. Стороны совместно публикуют периодический информационно-аналитический бюллетень "Коллективная экологическая безопасность".
Статья 7. Защита информации
7.1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают прав или обязательств Сторон, вытекающих из их национальных законов, правил, административных положений или принятой правовой практики и применяемых международных правил, по защите информации, относящейся к данным личного характера, промышленной и коммерческой тайне, включая интеллектуальную собственность, или национальной безопасности.
7.2. Если Сторона тем не менее решает предоставить такую защищаемую информацию другой Стороне, то Сторона, получающая такую защищаемую информацию, уважает конфиденциальность полученной информации, соблюдает условия, на которых она предоставляется, и использует эту информацию лишь в тех целях, в которых она была передана.
Статья 8. Конференция
8.1. Для реализации настоящей Конвенции создается Конференция Сторон, которая на регулярной основе проводит совещания полномочных представителей Сторон. Первое совещание Конференции Сторон проводится не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции. В последующем очередные совещания созываются один раз в три года или же чаще, согласно Правилам процедуры. Стороны проводят внеочередные совещания по просьбе любой из Сторон при условии, что эта просьба будет поддержана не менее чем одной третью Сторон в течение шести месяцев со дня уведомления Секретариатом всех Сторон.
8.2. Конференция Сторон:
- на своем первом совещании определяет программу работы, принимает решения в отношении методов работы и сотрудничества с соответствующими международными организациями, а также рассматривает и принимает консенсусом Правила процедуры своих совещаний;
- осуществляет обзор деятельности и методологических подходов сторон к подготовке и реализации национальных и международной стратегий обеспечения экологической безопасности;
- способствует обмену информацией об опыте, накопленном при заключении и осуществлении двусторонних и многосторонних соглашений или других договоренностей, участниками которых являются две или более Сторон, в отношении охраны и совместного использования трансграничных водных объектов;
- в случае необходимости создает рабочие группы и другие соответствующие коллективы для рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением и развитием положений настоящей Конвенции, и для подготовки с этой целью соответствующих исследований и другой документации, а также для представления рекомендаций на рассмотрение Конференцией Сторон;
- прибегает при необходимости к услугам компетентных международных органов и комитетов по всем аспектам, связанным с достижением целей настоящей Конвенции;
- рассматривает ход осуществления настоящей Конвенции;
- рассматривает любые дополнительные меры, которые могут потребоваться для достижения целей настоящей Конвенции;
- при необходимости подготавливает предложения о принятии протоколов и приложений, являющихся неотъемлемой частью настоящей Конвенции;
- рассматривает и подготавливает предложения о внесении поправок к настоящей Конвенции.
8.3. Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения, а также любое государство, не являющееся Стороной настоящей Конвенции, могут быть представлены на совещаниях Конференции Сторон с ее согласия в качестве наблюдателей. Любые другие органы или учреждения, национальные или международные, правительственные или неправительственные, обладающие компетенцией в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, которые известили Секретариат о своем желании быть представленными на совещаниях Конференции Сторон в качестве наблюдателей, могут быть допущены к участию в ней, если только против этого не возражает по меньшей мере одна треть присутствующих Сторон. Допуск к участию наблюдателей регулируется Правилами процедуры, которые принимаются Конференцией Сторон.
Статья 9. Осуществление Конвенции
К очередным Конференциям Стороны периодически представляют Секретариату сообщения (доклады) о ходе осуществления настоящей Конвенции.
Статья 10. Административная и организационная структура
10.1. Для целей настоящий Конвенции на Конференции Сторон учреждается Комиссия по коллективной экологической безопасности, в дальнейшем именуемая Комиссией.
10.2. Пост председателя Комиссии предоставляется каждой Стороне поочередно, согласно алфавитному порядку названий Сторон на русском языке. Председатель выполняет свои функции в течение года и в период председательствования не может выступать в качестве представителя своей Стороны. В случае, если пост председателя окажется вакантным, председательствующая в Комиссии Сторона назначает преемника на этот пост для выполнения функций председателя до истечения срока председательствования этой Стороны.
10.3. Сессии Комиссии проводятся по крайней мере один раз в год и созываются председателем.
10.4. По просьбе Стороны при условии, что эта просьба поддерживается другой Стороной, председатель в кратчайший срок созывает чрезвычайную сессию, время и место которой определяет председатель, но не позднее чем через 90 дней после поступления просьбы, в чрезвычайных ситуациях - не позднее 30 дней.
10.5. Если Конференцией Сторон не предусматривается иного, решения Комиссии принимаются единогласно.
Статья 11. Обязанности Комиссии
11.1. В обязанности Комиссии входит:
- постоянное наблюдение за выполнением настоящей Конвенции;
- разработка рекомендаций о мерах, относящихся к целям настоящей Конвенции;
- анализ содержания настоящей Конвенции, включая ее положения, и подготовка рекомендаций Сторонам о внесении необходимых поправок в текст настоящей Конвенции и приложений к ней, а также о принятии новых положений;
- координация совместных действий в рамках настоящей Конвенции;
- разработка и согласование международных процедур определения величины и порядка предоставления квот экологической безопасности на экспортно-импортные поставки;
- подготовка и публикация текущей информации и отчетных документов по Конвенции.
11.2. Комиссия в пределах своей компетенции может брать на себя также другие соответствующие функции, которые могут способствовать достижению целей настоящей Конвенции.
Статья 12. Организация работы Комиссии
12.1. Рабочими языками Комиссии являются русский и английский.
12.2. Комиссия принимает свои Правила процедуры и образует исполнительный орган - Секретариат.
12.3. Исполнительный орган Комиссии, Секретариат, находится в Санкт-Петербурге.
12.4. Комиссия назначает исполнительного секретаря и предусматривает назначение другого необходимого персонала, а также определяет обязанности, срок службы и условия работы исполнительного секретаря.
12.5. Исполнительный секретарь выполняет функции, необходимые для исполнения настоящей Конвенции, работы Комиссии, а также для осуществления других задач, возложенных на Комиссию Конференцией Сторон.
Статья 13. Финансовое обеспечение Комиссии
13.1. Комиссия формирует перспективный общий бюджет предполагаемых расходов, который представляется председателем Комиссии, утверждается постановлением Конференции Сторон. Годовой бюджет формируется и утверждается Комиссией.
13.2. Поступление средств в общий бюджет Комиссии осуществляется за счет согласованных по каждой Стороне взносов.
13.3. Поступление средств в специальный бюджет Комиссии осуществляется путем отчислений от ее деятельности по:
- организации в рамках настоящей Конвенции международной системы экологического страхования, аудирования и лицензирования экологически опасных объектов и видов деятельности, а также экологического этикетирования продуктов питания и товаров широкого спроса;
- установлению квот экологической безопасности на экспортно-импортные поставки экологически опасных товаров и услуг;
- созданию системы обмена опытом, подготовки кадров и повышения квалификации специалистов;
- организации изданий правовой, нормативной, научной, научно-популярной и учебной литературы в области обеспечения международной экологической безопасности.
13.4. Каждая Сторона несет расходы, связанные с участием в работе Комиссии ее представителей, экспертов и советников, если Комиссия единогласно не примет иного решения.
Статья 14. Право голоса
14.1. Каждая Сторона имеет три голоса в Комиссии.
14.2. Официальные представители заинтересованных Сторон могут принимать участие в работе Комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 15. Ответственность
Стороны совместно разрабатывают и принимают правила, касающиеся вопросов ответственности за ущерб природной среде и здоровью населения, причиненный в результате действий или бездействия, и нарушение положений настоящей Конвенции, включающих, в том числе, пределы ответственности, критерии и процедуры установления ответственности, включая величину и способы возмещения ущерба и возможные средства судебной защиты.
Статья 16. Урегулирование споров
16.1. В случае возникновения споров между Сторонами в отношении толкования или применения настоящей Конвенции они должны стремиться к их разрешению путем переговоров.
16.2. Если заинтересованные Стороны не могут прийти к согласию, они должны обратиться за услугами или совместно просить о посредничестве третью Сторону, компетентную международную организацию или компетентное лицо.
16.3. Если заинтересованные Стороны не смогли разрешить свой спор посредством переговоров или не смогли прийти к согласию относительно указанных ранее мер, такие споры с общего согласия выносятся на рассмотрение специально учрежденного арбитражного суда, постоянно действующего арбитражного суда или Международного суда.
16.4. Комиссия содействует каждой заинтересованной Стороне в поисках компромиссов и возможных путей разрешения споров путем приемлемых соглашений, организует проведение консультаций, экологических экспертиз и аудита по предмету возникающих споров, оказывает помощь в подготовке необходимых сведений в компетентные национальные и международные организации.
Статья 17. Отношение к другим конвенциям
Положения настоящей Конвенции не затрагивают прав и обязательств Сторон по ранее заключенным договорам, а также по договорам, которые могут быть заключены в будущем, в развитие основных принципов международного экологического права, заложенных в основу настоящей Конвенции, в частности принципов:
- суверенитета государств над своей территорией;
- обеспечения национальной экологической безопасности;
- непричинения ущерба природной среде и здоровью населения за пределами юрисдикции государства;
- доступа к информации, предварительного уведомления и обмена информацией;
- взаимных консультаций;
- принятия мер предосторожности.
Статья 18. Конференция в целях пересмотра Конвенции или внесения в нее поправок
С целью общего пересмотра текста настоящей Конвенции или внесения в него поправок может быть созвана Конференция с согласия Сторон или по просьбе Комиссии.
Статья 19. Поправки к статьям Конвенции
19.1. Каждая Сторона может предложить поправки к статьям настоящей Конвенции. Любая такая предложенная поправка представляется Стороне-депозитарию, которая направляет ее всем Сторонам. Стороны в кратчайшие сроки после получения сообщения информируют депозитарий о принятии или отклонении указанной поправки. Предложенная поправка по просьбе любой Стороны рассматривается Комиссией. В этом случае применяется процедура, изложенная в пункте 3 статьи 10. В случае принятия такой поправки Комиссией применяется процедура, указанная в пункте 2 настоящей статьи.
19.2. Комиссия может рекомендовать поправки к статьям настоящей Конвенции. Любая такая рекомендованная поправка представляется Стороне-депозитарию, которая направляет ее всем Сторонам. Стороны в кратчайшие сроки после получения такого сообщения уведомляют Сторону-депозитарий о принятии или отклонении указанной поправки.
19.3. Поправка вступает в силу по истечении 90 дней с момента получения Стороной-депозитарием уведомлений всех Сторон о принятии такой поправки.
Статья 20. Статус приложений
Приложения к настоящей Конвенции составляют ее неотъемлемую часть.
Статья 21. Поправки к приложениям и принятие таких приложений
21.1. Любая поправка к приложениям, предложенная Стороной, направляется Стороной-депозитарием другим Сторонам и рассматривается Комиссией. В случае ее принятия Комиссией поправка направляется Сторонам с рекомендацией о ее принятии.
21.2. Любая поправка к приложениям, рекомендованная Комиссией, направляется Стороной-депозитарием Сторонам и рекомендуется для принятия.
21.3. Такая поправка считается принятой по истечении установленного Комиссией срока, если в течение этого периода времени ни одна из Сторон не уведомит в письменном виде Сторону-депозитарий о своем возражении против этой поправки. Принятая поправка вступает в силу в срок, установленный Комиссией.
Определенный Комиссией период продлевается на дополнительный срок в шесть месяцев и дата вступления в силу поправки соответственно откладывается, если, в исключительных случаях, любая Сторона до истечения установленного Комиссией срока информирует Сторону-депозитарий о том, что, несмотря на ее намерение принять упомянутую поправку, правовые требования, необходимые для такого принятия, еще не выполнены.
21.4. Приложение к настоящей Конвенции может быть принято в соответствии с положениями настоящей статьи.
Статья 22. Подписание
Настоящая Конвенция открыта для подписания в Санкт-Петербурге Сторонами в лице правительств стран и полномочных представителей международных организаций с "___" ____________ 20__ года по "__" ____________ 20__ года.
Статья 23. Ратификация, одобрение и присоединение
23.1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации или одобрению.
23.2. Настоящая Конвенция после ее вступления в силу открыта для присоединения любого другого государства или международной организации, заинтересованных в достижении целей настоящей Конвенции, при условии, что это государство или такая организация приглашены всеми Сторонами. В случае ограниченной компетенции региональной организации в области коллективной экологической безопасности ее полномочия и условия участия могут быть согласованы между Комиссией и данной заинтересованной организацией.
23.3. Ратификационные грамоты и документы об одобрении или присоединении сдаются на хранение Стороне-депозитарию.
Сторона-участник Конвенции направляет Депозитарию данные о своих представителях в Конференции и Комиссии.
23.4. Международные организации, которые становятся Сторонами настоящей Конвенции, по вопросам, относящимся к их компетенции, от своего имени осуществляют свои права и выполняют обязательства, возложенные настоящей Конвенцией на их государства-члены, в этом случае последние не имеют права индивидуально осуществлять свои права.
Статья 24. Вступление в силу
24.1. Настоящая Конвенция вступает в силу по истечении двух месяцев с момента сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или документов о прохождении внутригосударственных процедур о ее принятии.
24.2. Для каждого государства, которое ратифицирует или одобряет настоящую Конвенцию, в период до или после сдачи на хранение последней ратификационной грамоты или документа об одобрении, упомянутых в пункте 24.1 настоящей статьи, настоящая Конвенция вступает в силу или по истечении двух месяцев с даты сдачи на хранение таким государством ратификационной грамоты или документа об одобрении либо с даты вступления настоящей Конвенции в силу, в зависимости от того, какая из этих дат наиболее поздняя.
24.3. Для каждого государства или международной организации, которые присоединяются к Конвенции, настоящая Конвенция вступает в силу по истечении двух месяцев с даты сдачи на хранение таким государством или региональной организацией своих документов о присоединении.
Статья 25. Выход из Конвенции
25.1. В любое время по истечении пяти лет со дня вступления в силу настоящей Конвенции любая Сторона может выйти из настоящей Конвенции путем направления письменного уведомления об этом Стороне-депозитарию. Такой выход приобретает силу для данной Стороны через 6 месяцев после получения Стороной-депозитарием уведомления о выходе из Конвенции.
25.2. В случае получения уведомления Стороны о выходе из Конвенции Сторона-депозитарий поручает Комиссии созыв совещания Сторон с целью рассмотрения последствий такого выхода.
Статья 26. Депозитарий
Сторона-депозитарий осуществляет:
а) уведомление всех Сторон о:
- подписании;
- сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, документа об одобрении или присоединении;
- дате вступления в силу настоящей Конвенции;
- любой предложенной или рекомендованной поправке к любой статье или приложению либо принятии нового положения, а также дате вступления в силу такой поправки или нового положения;
- любом уведомлении о дате получения поправок в соответствии со статьями 18 и 19;
- любом уведомлении о выходе из настоящей Конвенции и дате, с которой такой выход приобретает силу;
- любом другом действии или уведомлении, касающемся настоящей Конвенции;
б) передачу заверенных копий настоящей Конвенции государствам или международным организациям, присоединяющимся к настоящей Конвенции.
Статья 27. Аутентичные тексты
Подлинник настоящей Конвенции, русский и английский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение полномочному представителю Стороны-депозитария.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
СОВЕРШЕНО "__" ________ 20__ года.
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 25, 2000 год