Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901854600.htm


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И
ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 27 февраля 2003 года N 98

    

Об утверждении Порядка разработки и представления декларации
безопасности подводных потенциально опасных объектов,
находящихся во внутренних водах и территориальном
море Российской Федерации

    
    
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.849)
    
приказываю:
    
    1. Утвердить прилагаемый согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
    
    2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.
    


Министр
С.К.Шойгу

    
    
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 мая 2003 года,
регистрационный N 4502
    
    

Приложение
к приказу МЧС России
от 27 февраля 2003 года N 98

    
    
ПОРЯДОК
разработки и представления декларации безопасности подводных
потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах
и территориальном море Российской Федерации

    

I. Общие положения

    
    
    1. Настоящий Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее - Порядок), разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.849).
    
    2. Порядок предназначен для собственников подводных объектов (ПО), разрабатывающих декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее - декларации), и проекты проведения подводных работ специального назначения.
    
    3. Декларирование безопасности ПО осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в районе их нахождения. В случае подготовки проекта работ на подводном объекте, на который отсутствует декларация, она разрабатывается одновременно с проектом или в составе проекта этих работ.
    
    4. Декларация является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения ПО и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
    
    5. Декларация представляется в течение 6 месяцев с момента затопления объекта.
    


II. Термины и определения

    
    Подводные объекты - подводные потенциально опасные объекты: суда, иные плавсредства, космические и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие технические средства, а также боеприпасы, элементы оборудования и установки, полностью или частично затопленные во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в результате аварийных происшествий или захоронений, содержащие ядерные материалы, радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 124).
    
    Декларация безопасности подводного объекта - документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения подводного объекта и мероприятия по их предупреждению и ликвидации (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 124).
    
    Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133).
    

    

III. Принципы декларирования подводных потенциально опасных объектов

    
    6. Декларирование безопасности ПО является обязательным для всех собственников этих подводных объектов.
    
    7. Отнесение объекта к ПО, подлежащим декларированию безопасности, связано с наличием на объекте опасных веществ (приложение N 1 к Порядку).
    
    

IV. Структура декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации

    
    8. Декларация включает в себя следующие структурные элементы:
    
    титульный лист;
    
    аннотация;
    
    оглавление.
    
    Разделы:
    
    общая информация;
    
    анализ безопасности ПО;
    
    обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления ПО;
    
    порядок оповещения населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе).
    
    Приложения:
    
    ситуационный план ПО;
    
    информационный лист.
    
    Требования к структурным элементам (разделам) декларации приведены в приложении N 2 к Порядку.
    
    Особые требования к декларации в  составе проекта проведения подводных работ специального назначения приведены в приложении N 3 к Порядку*.         
________________
    * Данный абзац в "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 33, 18.08.2003 не приводится. - Примечание .
      
         
    

V. Разработка, утверждение и представление декларации безопасности

    
    9. Декларация разрабатывается и утверждается собственником ПО.
    
    10. Для ПО, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, декларация разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    
    11. Собственник ПО, утвердивший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
    
    12. Декларация составляется в шести экземплярах и представляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления, на территории которых расположен декларируемый подводный объект. В Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности представляется декларация только в отношении ядерно и радиационно опасных подводных объектов, кроме подводных объектов Министерства обороны Российской Федерации.
    
    13. Один экземпляр декларации хранится у собственника ПО, утвердившего декларацию.
    
    14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включает декларируемые ПО в реестр подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
    

    

VI. Уточнение декларации безопасности подводного потенциально опасного объекта

    
    15. Декларация подлежит уточнению в случаях:
    
    изменения условий в районе размещения ПО, влияющих на обеспечение безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в срок не позднее 6 месяцев с момента получения информации об изменениях;
    
    изменения действующих требований (правил и норм) в области технической и экологической безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в срок не позднее 1 года после их изменения;
    
    решения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятого на основании результатов обследования ПО, или работ, направленных на повышение безопасности ПО.
    
    16. Декларация уточняется не реже одного раза в 5 лет.
    

    

Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
приказом МЧС  России
от 27 февраля 2003 года N 98

    

Отнесение объекта к ПО, подлежащему декларированию безопасности

    
    
    К ПО, подлежащим декларированию безопасности, относятся объекты, на которых имеются следующие опасные вещества:
    
    взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов (Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);
    
    токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
    
    средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
    
    средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
    
    средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
    
    высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
    
    средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
    
    средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
    
    средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр (Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
    
    загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических элементов, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133);
    
    опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3009);
    

    ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552);
    
    радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
    
    радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается (Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
    
    нефть - любая стойкая нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочное масло и китовый жир, независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Брюссель, 29 ноября 1969 года - Федеральный закон от 2 января 2000 года N 27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года", Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.148).
    
    

Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
приказом МЧС  России
от 27 февраля 2003 года N 98

    
    
Требования к структурным элементам (разделам) декларации безопасности ПО

    
    
    1. Титульный лист является первой страницей декларации.   
    
    На титульном листе приводятся следующие сведения:
    
    регистрационный номер декларации;
    
    гриф утверждения декларации;
    
    наименование декларации;
    
    место и дата составления декларации безопасности.
    
    2. Аннотация содержит:
    
    сведения о разработчиках декларации;
    
    краткое изложение основных разделов декларации с обязательным указанием основных опасностей.
    
    3. Оглавление включает в себя наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы декларации.
    
    Разделы
    
    4. Общая информация содержит:
    
    а) общие сведения о ПО;
    
    б) общие меры безопасности.
    
    а) Общие сведения о ПО включают:
    
    сведения о ПО;
    
    географические, гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические характеристики района нахождения ПО;
    
    краткие сведения об экспедиционных обследованиях и мониторинге ПО и района его затопления.
    
    Сведения о ПО включают:
    
    полное и сокращенное наименование ПО, его составных частей, а также собственника ПО на момент его затопления;
    
    форму собственности;
    
    сведения о регистрации, учредителях и субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован собственник объекта;
    
    дату затопления;
    
    перечень опасных веществ с указанием их количества, находящегося на ПО;
    
    масс-габаритные характеристики объекта в целом и составных частей (боеприпасов, металлоконструкций и т.п.);
    
    характеристику состояния защитных барьеров на возможных путях поступления потенциально опасных веществ из ПО в окружающую среду;
    
    обстоятельства затопления (с разрушением, с предварительной подготовкой и т.п.).
    
   Географические, гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические характеристики района нахождения ПО включают:
    
    наименование водного объекта, его принадлежность;
    
    координаты и глубина затопления;
    

    сейсмологическую активность;
    
    наличие рыбных промыслов и водных биоресурсов;
    
    фоновые значения уровня загрязнения донных отложений и воды;
    
    преобладающие течения;
    
    соленость воды;
    
    рельеф дна;
    
    состав грунта;
    
    волновой режим;
    
    ледовый режим;
    
    скорость водотока;
    
    расстояние до ближайшей береговой точки.
    
   Краткие сведения об обследованиях ПО и района его затопления включают:
    
    год проведения обследований;
    
    организацию, проводившую обследование;
    
    характер проведения обследований;
    
    характеристики технических средств проведения обследований;
    
    наличие отчетов (публикаций) о результатах обследования.
    
    б) Общие меры безопасности включают:
    
    перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение безопасности ПО;
    
    перечень планируемых мероприятий по способам действий при чрезвычайных ситуациях и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
    
    характеристики систем контроля за безопасностью ПО, сведения об организации служб мониторинга, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб.
    
    При разработке декларации в состав проекта подводных работ специального назначения дополнительно включаются общие сведения о технологических работах, выполняемых на ПО, которые содержат:
    
    краткие сведения о технической сущности выполняемых технологических работ, а также сведения об организации - головном подрядчике работ;
    
    сведения о проверках и испытаниях (с указанием соответствующих актов) основного технологического оборудования, технических систем и устройств, предполагаемых к установке на ПО, систем контроля и управления, связи, аварийной сигнализации и оповещения;
    
    перечень разработанной и утвержденной в установленном порядке технической документации по выполнению работ, обеспечению безопасности ПО как в процессе выполнения работ, так и после их окончания, инструкции по технике безопасности и т.п.;
    
    сведения о выполнении мероприятий по результатам экспертизы проектной документации;
    

    характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, непосредственно участвующего в производстве подводных работ специального назначения, с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности.
    
    5. Анализ безопасности ПО содержит:
    
    а) данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО, аппаратурных средствах и методическом обеспечении контроля за их состоянием;
    
    б) описание конструктивно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости ПО;
    
    в) анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации.
    
    а) Данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО, и аппаратурных средствах контроля за их состоянием включают:
    
    характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на ПО;
    
    характеристики систем диагностики состояния ПО.
    
    Характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на ПО, включают наименование веществ, их состав, химические формулы, данные о взрывной и пожарной опасности, токсикологические, биологические или радиологические данные, качественное описание свойств потенциально опасных веществ, в том числе параметры их поведения при длительном нахождении в водной среде.
    
    Характеристики систем диагностики состояния ПО включают:
    
    сведения о типе и характеристиках приборов диагностического контроля;
    
    способы получения информации о состоянии ПО.
    
    б) Описание конструктивно-технических решений, направленных на повышение безопасности при затоплении ПО, включают:
    
    план размещения на ПО элементов, устройств, емкостей, в которых имеются потенциально опасные вещества, с обозначением типа контейнеров, боеприпасов;
    
    проектную конструктивно-технологическую схему локализации потенциально опасных веществ на ПО и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду;
    
    характеристики технических решений по исключению разгерметизации корпуса ПО или его элементов, где находятся потенциально опасные вещества, и предупреждению аварийных выбросов этих веществ, в том числе характеристики защитных барьеров и устройств;
    
    характеристики технических решений, направленных на предупреждение развития аварий на ПО и локализацию выбросов потенциально опасных веществ, на обеспечение пожарной и взрывной безопасности ПО;
    

    описание систем блокировок, автоматического срабатывания запорных и защитных устройств.
    
    в) Анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации включает:
    
    сведения об известных чрезвычайных ситуациях и негативном воздействии на окружающую среду;
    
    анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    
    оценку риска чрезвычайных ситуаций;
    
    блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    
    выводы.
    
    Сведения об известных чрезвычайных ситуациях включают:
    
    данные о чрезвычайных ситуациях и неполадках, имевших место на декларируемом ПО;
    
    данные о чрезвычайных ситуациях, имевших место на других аналогичных ПО и при производстве аналогичных подводных работ специального назначения;
    
    данные о негативном воздействии на окружающую среду загрязняющих веществ, поступивших в окружающую среду.
    
    Анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
    
    выявление возможных причин возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    
    определение критических групп населения (групп населения, максимально подверженных воздействию вредных факторов);
    
    формирование сценариев возможных чрезвычайных ситуаций с учетом путей воздействия на критические группы населения и негативного воздействия на окружающую среду;
    
    оценку состава и количества потенциально опасных веществ, представляющих опасность при чрезвычайной ситуации;
    
    обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.
    
    Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций включает:
    
    определение возможных последствий чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;
    
    определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий;
    
    оценку возможных уровней воздействия чрезвычайных ситуаций на ПО на критические группы населения, объекты экономики и окружающую природную среду;
    
    оценку величины (стоимости) возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае чрезвычайной ситуации;
    

    оценку негативного воздействия на окружающую среду.
    
    Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций содержит изображение постадийного развития чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.
    
    Выводы включают:
    
    основные результаты анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
    
    перечень разработанных мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций.
    
    При разработке декларации в составе проекта подводных работ специального назначения дополнительно включается краткое описание технологии выполнения работ, которое содержит:
    
    принципиальную технологическую схему выполнения работ с обозначением основного оборудования, плавсредств и кратким описанием технологического процесса выполнения работ;
    
    оценку риска возможного ущерба в результате производства работ;
    
    оценку риска возможного ущерба в случае невыполнения работ;
    
    план размещения основного оборудования, устройств (в том числе локализующих опасность ПО) на ПО или вблизи от него;
    
    обоснование мест хранения потенциально опасных веществ (в случае их полного или частичного снятия с ПО), правильности распределения используемых в работах помещений, плавсредств, пунктов управления работами с точки зрения обеспечения безопасности выполнения работ и защиты персонала;
    
    обоснование принятых решений по бесперебойному энергообеспечению технологического процесса выполнения работ;
    
    обоснование принятых решений по безопасности при транспортировке отдельных составных частей ПО, содержащих потенциально опасные вещества (если такая транспортировка предусмотрена технологией выполнения работ).
    
    6. Обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления ПО содержит:
    
    описание средств и мероприятий по защите людей, объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду;
    
    порядок организации медицинского обеспечения.
    

    Описание средств и мероприятий по защите людей и объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду включает:
    
    характеристику мероприятий по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    характеристику мероприятий по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием аварийно-спасательных плавсредств;
    
    порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    
    сведения о резервах материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    
    Порядок организации медицинского обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает:
    
    сведения о составе сил медицинского обеспечения персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, и населения прибрежной зоны;
    
    порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
    
    7. Порядок оповещения населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе), содержит порядок информирования населения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ПО, о прогнозируемых и возникших на ПО чрезвычайных ситуациях.
    
    Приложения
    
    8. Ситуационный план ПО содержит обозначения:
    
    района затопления ПО;
    
    организаций, населенных пунктов, источников водопотребления, водозаборов и водоочистных сооружений прилегающей территории (прибрежного района), находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной аварии на ПО;
    
    зон возможного поражения, определенных в разделе "Анализ безопасности ПО", с указанием численности людей в этих зонах, времени достижения поражающих факторов.
    
    9. Информационный лист может представляться отдельно от декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций и содержит:
    
    наименование ПО и района его затопления;
    
    наименование организации, ответственной за информирование и взаимодействие с общественностью;
    

    краткое описание ПО и планируемых подводных работ специального назначения (финансирование работ по подготовке декларации безопасности осуществляется за счет собственника подводного потенциально опасного объекта);
    
    перечень и основные характеристики опасных веществ, находящихся на ПО;
    
    краткую информацию об имевших место чрезвычайных ситуациях и их последствиях, негативном воздействии на окружающую среду;
    
    информацию о способах оповещения населения прилегающей территории (прибрежного района) о чрезвычайных ситуациях и действиях населения в чрезвычайной ситуации;
    
    сведения об источниках получения дополнительной информации.
    



Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
N 33, 18.08.2003