Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901855417.htm


УТВЕРЖДЕНО
Наблюдательным советом Системы
экспертизы промышленной безопасности
от 11 февраля 1999 года N СДА-13

    
    
ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальном уполномоченном органе Системы
экспертизы промышленной безопасности *О)

    
    

1. Область применения

    
    1.1. Настоящее Положение устанавливает общие требования к Территориальным уполномоченным органам, на которые в Системе экспертизы промышленной безопасности (далее - Система экспертизы) возложены функции по проверке и оценке экспертных организаций (ЭО).
    
    1.2. В настоящем документе реализованы положения:
    
    - Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ;
    
    - Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 года N 64, зарегистрированных Минюстом России 08.12.98 N 1656.;
    
    - международных стандартов серии ISO 9000;
    
    - европейских норм серии EN 45000.
    
    1.3. Настоящий документ предназначен для применения:
    
    - Координирующим органом при организации аккредитации ЭО в Системе экспертизы и проведении периодического контроля за деятельностью аккредитованных ЭО;
    
    - Территориальными уполномоченными органами при проведении проверки, оценки и периодического контроля ЭО.
    
    1.4. Настоящий документ устанавливает требования к: юридическому статусу и организации работ; персоналу; процессу принятия решений; системе обеспечения качества; порядку осуществления проверки и оценки ЭО; документации по проверке и оценке ЭО; процедуре рассмотрения жалоб; договорным соглашениям; конфиденциальности информации; ведению учета и публикациям; регистрации, учету и хранению документов; обмену опытом и др.
    
    1.5. Требования, установленные в настоящем Положении, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности Территориального уполномоченного органа. Дополнения к требованиям принимаются Наблюдательным советом.
    
    

2. Определения

    
    В целях настоящего документа применяются следующие определения:
    
    Аккредитация - признание и подтверждение компетентности экспертной организации в Системе экспертизы.
    
    Координирующий орган - координирует деятельность всех участников Системы экспертизы, проводит проверку, оценку и организует аккредитацию экспертных организаций и Независимых органов по аттестации.
    
    Территориальный уполномоченный орган - организация, уполномоченная в рамках процедуры аккредитации при взаимодействии с территориальными органами Госгортехнадзора России проводить оценку уровня соответствия ЭО установленным требованиям.
    
    Критерии аккредитации - требования, которым должна отвечать организация (как объект аккредитации), чтобы быть аккредитованной.
    
    Свидетельство об аккредитации - документ, выданный Координирующим органом и подтверждающий факт признания компетентности ЭО или НОА в определенной области аккредитации.
    
    Периодический контроль (аккредитованной организации) - проверка, проводимая Координирующим органом в целях установления, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям.
    
    Эксперт по аккредитации - лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации ЭО, и обладающее компетентностью в выполнении этих функций, признанной Координирующим органом.
    
    

3. Общие требования

    
    3.1. Деятельность по проверке и оценке ЭО, проводимая Территориальным уполномоченным органом, должна соответствовать установленным общим требованиям и дополнительным требованиям, определенным при необходимости Координирующим органом по согласованию с Комиссией по правилам, Комиссией по обеспечению соответствия требованиям документов по аккредитации и отраслевыми комиссиями, исходя из специфики объектов аккредитации.
    
    3.2. Территориальный уполномоченный орган не должен создавать неправомерных условий, в том числе и финансовых, при проведении проверки ЭО.
    
    Процедуры проверки и оценки должны исключать возможность дискриминации или пристрастного решения вопросов.
    
    

4. Организация работ

    
    Территориальный уполномоченный орган должен:
    
    - иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям действующего законодательства;
    
    - располагать организационно-техническими средствами для функционирования в качестве Территориального уполномоченного органа;
    
    - располагать помещениями и оборудованием, необходимыми для осуществления деятельности по проверке и оценке ЭО;
    
    - иметь организационную структуру, включая систему обеспечения качества, создающую условия для успешного функционирования в качестве Территориального уполномоченного органа в соответствии с видом, областью и объемами выполняемых работ и обеспечивающую независимость его штатного персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую и корпоративную заинтересованность в результатах аккредитации, гарантирующую, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которые могли бы повлиять на результаты выполненных ими работ;
    
    - иметь политику и процедуры принятия решений по вопросам проверки и оценки ЭО;
    
    - обеспечивать обмен нормативной, методической, справочно-информационной и другой документацией между Координирующим органом и Территориальным уполномоченным органом для совершенствования деятельности по аккредитации в Системе экспертизы и обеспечения необходимой степени доверия;
    
    - иметь возможность привлечения независимых экспертов в качестве технических консультантов при проведении проверки и оценки ЭО.
    
    

5. Персонал и эксперты по аккредитации

    
    Территориальный уполномоченный орган должен иметь:
    
    - руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проверке и оценке ЭО перед Координирующим органом;
    
    - штатный персонал для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению проверки и оценки ЭО;
    
    - процедуру назначения экспертов по аккредитации и порядка привлечения независимых экспертов в качестве технических консультантов;
    
    - порядок ведения учета экспертов по аккредитации и выполненных ими работ.
    
    

6. Процесс принятия решений

    
    6.1. Территориальный уполномоченный орган должен обеспечить процесс принятия решений, гарантирующих:
    
    - проведение проверки и оценки ЭО;
    
    - создание благоприятных условий для ЭО в представлении своих замечаний и поправок к принятым решениям;
    
    - вынесение решений по апелляциям по всем вопросам, относящимся к области деятельности Территориального уполномоченного органа;
    
    - проверку результатов проведения выработанной политики;
    
    - создание в случае необходимости организационных структур, ответственных за выполнение определенных работ.
    
    6.2. В процессе выполнения своих функций Территориальный уполномоченный орган должен:
    
    - осуществлять общую политику и принимать решения на основе информации, поступающей от всех заинтересованных сторон;
    
    - проводить политику и принимать решения, исключающие возможность смешения деятельности по проверке и оценке для целей аккредитации с деятельностью объектов аккредитации;
    
    - обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения проверки;
    
    - обмениваться информацией с другими организациями, занимающимися проведением проверки для целей аккредитации, для улучшения системы качества и обеспечения необходимой степени доверия;
    
    - поощрять обмен опытом между аккредитованными им организациями;
    
    - проводить проверку и оценку ЭО в соответствии с установленной процедурой.
    
    

7. Система обеспечения качества

    
    7.1. Территориальный уполномоченный орган должен иметь систему обеспечения качества, которая излагается в Руководстве по качеству и других документах, предназначенных для сотрудников Территориального уполномоченного органа. Территориальный уполномоченный орган должен определить должностное лицо, ответственное за реализацию требований Руководства по качеству и за его актуализацию.
    
    7.2. Система качества Территориального уполномоченного органа излагается в Руководстве по качеству, которое должно содержать:
    
    - описание политики в области качества;
    
    - краткое описание юридического статуса;
    
    - описание организационной структуры Территориального уполномоченного органа, включая Правила проведения процедуры оценки экспертных организаций;
    
    - фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала как штатного, так и привлекаемого для проведения экспертизы промышленной безопасности;
    
    - подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в проведении проверки и оценки экспертных организаций;
    
    - должностные инструкции персонала, указывающие их обязанности и ответственность;
    
    - организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
    
    - требования к экспертам по аккредитации;
    
    - порядок назначения экспертов для проведения проверки и оценки экспертной организации;
    
    - описание процедур обеспечения качества на каждом этапе оценки экспертной организации;
    
    - порядок составления, учета и хранения отчетов по результатам проведенной оценки;
    
    - порядок учета, ведения и хранения документов системы качества;
    
    - порядок ведения, обращения, актуализации и хранения документации;
    
    - требования к соблюдению конфиденциальности;
    
    - порядок организации работ по проведению корректирующих мероприятий;
    
    - описание процедуры рассмотрения жалоб;
    
    - порядок проведения внутренней проверки системы качества;
    
    - описание процедуры приостановки (прекращения) деятельности в случае расторжения со стороны Координирующего органа договора с утвержденным Территориальным уполномоченным органом Системы экспертизы.
    
    7.3. Система качества должна систематически и регулярно проверяться руководством Территориального уполномоченного органа. Результаты таких проверок должны фиксироваться и по ним должна проводиться корректировка системы обеспечения качества. Руководство по качеству должно быть доступно для использования персоналом Территориального уполномоченного органа.
    
    Актуализацию Руководства по качеству, доведение входящих в него документов до сведения персонала, текущую оценку состояния системы качества осуществляет соответствующее должностное лицо, подчиняющееся руководству Территориального уполномоченного органа.
    
    

8. Документация по аккредитации

    
    8.1. Территориальный уполномоченный орган должен иметь порядок учета документации, относящейся к процедуре проверки и оценки, установить правила и сроки хранения документации по проверке и оценке и круг лиц, имеющих к ней доступ.
    
    8.2. Территориальный уполномоченный орган должен систематически представлять установленные данные для ведения учета в Координирующий орган. Данные представляются в Координирующий орган по специально определенным формам для ведения учета.
    
    

9. Процедура рассмотрения жалоб

    
    Территориальный уполномоченный орган должен располагать соответствующими процедурами, имеющими недискриминационный характер, для рассмотрения жалоб на те его решения, на основании которых ЭО было отказано в аккредитации, либо аккредитация была приостановлена или отменена, или аккредитация была предоставлена на основаниях, вызывающих обоснованные возражения.
    
    

10. Договорные соглашения

    
    10.1. Территориальный уполномоченный орган и аккредитованная ЭО заключают договор, устанавливающий взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность.
    
    10.2. Территориальный уполномоченный орган заключает договор с Координирующим органом, устанавливающий взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность сторон.
    
    

11. Конфиденциальность

    
    Территориальный уполномоченный орган должен располагать эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, полученной при проведении проверки для целей аккредитации и последующего периодического контроля.
    
    

12. Учет и представление данных

    
    12.1. Территориальный уполномоченный орган должен составлять, актуализировать через соответствующие промежутки времени и представлять в Координирующий орган в соответствии с запросом следующие данные:
    
    - перечень требований, обязательных при аккредитации (критериев аккредитации);
    
    - документ, устанавливающий порядок проведения аккредитации и сохранения действия аккредитации;
    
    - описание прав и обязанностей аккредитованных организаций, включая требования, условия или ограничения, связанные с использованием права ссылаться на аккредитацию.
    
    12.2. Территориальный уполномоченный орган ведет учет:
    
    - заключений экспертизы промышленной безопасности экспертных организаций, оценку которых проводили Территориальные уполномоченные органы;
    
    - экспертных организаций, оценку которых проводили Территориальные уполномоченные органы;
    
    - рекламаций к деятельности экспертных организаций.
    
    Территориальный уполномоченный орган представляет учетные данные в Координирующий орган (один раз в три месяца) для ведения статистического учета и отчетности.
    
    Учетные формы определяются Наблюдательным советом.
    
    

13. Регистрационные записи

    
    Территориальный уполномоченный орган должен обеспечивать регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при проведении проверки и оценки ЭО, включая заявки на аккредитацию, отчеты по проверке и оценке ЭО, а также отчеты, относящиеся к подтверждению, продлению, отклонению, приостановлению или отмене аккредитации. Срок хранения документов и материалов соответствует сроку действия аккредитации, если иное не оговорено договорными обязательствами.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Сборник документов по аккредитации",
1999 год