Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901862186.htm


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2003 года N 6893/02

    

[Суд сделал вывод, что моринспекция правомерно привлекла общество к ответственности за нарушение установленного порядка продажи и вывоза за границу объектов животного мира и их продуктов по статье 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действовавшей на момент обнаружения правонарушения, поэтому в иске было отказано]

    
    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юкова М.К., Юхнея М.Ф.-рассмотрел в судебном заседании протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Ренова Э.Н. на решение суда первой инстанции от 29.10.2001, постановление суда апелляционной инстанции от 12.03.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7399/01-4-269 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2002 по тому же делу.
    
    В заседании приняли участие представители: от Федеральной пограничной службы Российской Федерации - Мажирин С.И. и Кривошеев В.А.; от общества с ограниченной ответственностью "Востокрыбпром" - Илькун А.М., Гужва С.В.
    
    Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Востокрыбпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Приморской государственной морской инспекции Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - моринспекция) о признании недействительным ее постановления от 09.08.2001 N 11/и/77-791 о привлечении общества к ответственности за экологическое правонарушение, связанное с вывозом рыбопродукции в иностранное государство.
    
    Решением суда первой инстанции от 29.10.2001 исковое требование удовлетворено.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2002 решение оставлено без изменения.
    
    Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 07.06.2002 оставил решение и постановление без изменения.
    
    В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать.
    
    Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Как видно из материалов дела, общество на своем судне добывало и перерабатывало рыбу по квоте, предусматривающей поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации. По распоряжению общества полученная в результате переработки рыбопродукция перегружена в исключительной экономической зоне Российской Федерации с рыбодобывающего судна на транспортный рефрижератор для доставки в иностранный порт иностранному покупателю. Транспортный рефрижератор, следующий курсом к внешней границе исключительной экономической зоны, был задержан органами пограничной службы.
    
    По результатам проведенной проверки моринспекция постановлением от 09.08.2001 N 11/и/77-791 привлекла общество к ответственности за нарушение установленного порядка продажи и вывоза за границу объектов животного мира и их продуктов по статье 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действовавшей на момент обнаружения правонарушения и принятия данного постановления.
    
    Принимая решение о признании недействительным постановления моринспекции, суды исходили из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" (далее - постановление о квотах) адресовано Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству, определяет виды квот, которыми наделяются пользователи водных биологических ресурсов, но не регламентирует порядок контроля за поставками рыбопродукции на территорию Российской Федерации. Несоблюдение условий квот не является экологическим правонарушением, за которое установлена ответственность статьей 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
    
    При этом судами не учтено то обстоятельство, что постановление о квотах принято в целях совершенствования государственного управления водными биологическими ресурсами и регулирует отношения в сфере их охраны и рационального использования. Постановление устанавливает виды квот на вылов водных биологических ресурсов, классифицируя их по субъектам и способам распределения, а также по основаниям распоряжения уловом.
    
    Согласно подпункту "г" пункта 2 постановления о квотах Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству поручено ежегодно, до 1 ноября, определять в установленном порядке и представлять в Правительство Российской Федерации предложения о квотах на вылов на следующий год с выделением в их составе промышленных квот на вылов, выделяемых субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
    
    Следовательно, в данном случае вид квоты определяет общий порядок распоряжения добытым по ней уловом. Соответствующие ограничения обязательны как для лиц, получивших квоту, так и для лиц, осуществляющих переработку выловленных по этой квоте ресурсов, а также продажу, отправку и транспортировку полученной рыбопродукции.
    
    Суды не приняли во внимание, что квота является необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов, поэтому такое нарушение, как отправка в иностранные порты рыбопродукции, подлежащей ввозу на территорию Российской Федерации, затрагивает сферу охраны и рационального использования природных ресурсов.
    
    На основании абзаца шестого пункта 1 статьи 84 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов животного мира, их продуктов отнесено к числу экологических правонарушений.
    
    Таким образом, в силу прямого указания статьи 84 Закона названные в ней действия отнесены к экологическим правонарушениям.
    
    Суды неверно применили положения природоохранного законодательства, что нарушает публичные интересы и является основанием к отмене судебных актов в соответствии с пунктом 3 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    
    При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты, которыми признано недействительным постановление моринспекции от 09.08.2001 N 11/ и
/77-791 о привлечении общества к ответственности, следует отменить и в иске обществу отказать.
    
    Размер определенного этим постановлением штрафа подлежит деноминации с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 по тому же вопросу.
    
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
    
постановил:
    
    Решение суда первой инстанции от 29.10.2001, постановление суда апелляционной инстанции от 12.03.2002 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7399/01-4-269 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2002 по тому же делу отменить.
    
    В удовлетворении искового требования о признании недействительным постановления Приморской государственной морской инспекции Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 09.08.2001 N 11/и/77-791 обществу с ограниченной ответственностью "Востокрыбпром" отказать.
    
    

Председательствующий
В.Ф.Яковлев

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка