Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901889375.htm


Министерство природных ресурсов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВОДНОГО ФОНДА

ПИСЬМО

от 15 августа 2001 года N 20-10/746


О совершенствовании системы бассейновых соглашений

    
    
    Анализ хода реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов свидетельствует о том, что по большинству речных бассейнов до сих пор не установлены целевые показатели качества воды водных объектов и не определен состав мероприятий по их достижению.
    
    Руководителям БВУ необходимо до конца 2001 года установить целевые показатели качества водных объектов и разработать водохозяйственную программу и состав мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных показателей.
    
    Этот материал должен являться дополнением к уже заключенным бассейновым соглашениям.
    
    Материалы БВУ по реализации водохозяйственных программ по достижению целей бассейновых соглашений будут заслушиваться у первого заместителя Министра Н.Н.Михеева в период октябрь-декабрь 2001 года.
    
    

Руководитель Департамента
использования и
восстановления водного фонда
С.Е.Беднарук


Приложение  

    
    
О совершенствовании системы бассейновых соглашений

    
    Институт бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов предусмотрен статьей 120 Водного кодекса Российской Федерации и юридически закрепляет добровольное объединение усилий договаривающихся сторон для взаимодействия и координации действий по восстановлению состояния водных объектов, рациональному использованию и охране водных ресурсов с целью надежного обеспечения населения и объектов экономики водой требуемого качества.
    
    Таким образом, именно через институт бассейновых соглашений в основном и должно обеспечиваться проведение в жизнь государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов Российской Федерации.
    
    По состоянию на конец 2000 года по всем основным бассейнам рек России заключены бассейновые соглашения. Кроме того, по ряду речных бассейнов заключены соглашения по основным притокам первого порядка или части бассейнов крупных рек.
    
    Анализ хода заключения и реализации бассейновых соглашений свидетельствует, что соглашение должно включать в себя четыре основных части - политическую, техническую, экономическую и административную (рис.1).
    
    В большинстве действующих соглашений представлена политическая и частично административная части. В то же время, определяя стратегические пути совершенствования роли бассейновых соглашений в решении проблем восстановления и охраны водных объектов, следует для каждого речного бассейна проработать техническую и экономическую части, которые должны являться приложениями к уже подписанным соглашениям. Именно содержание этих приложений и должно являться стержнем бассейнового соглашения.
    
    Прежде всего в бассейне каждой реки с учетом ее современного хозяйственного использования и имеющихся проработок на перспективу должны быть выявлены основные водохозяйственные и экологические проблемы и определены контрольные створы для оценки количественных и качественных характеристик водных объектов, поэтапное достижение которых и составляет суть бассейнового соглашения. На основе современного состояния указанных количественных и качественных характеристик водных объектов разрабатывается целевая водохозяйственная программа и план конкретных действий и мероприятий.
    
    Здесь важнейшим этапом является оценка роли стационарных и рассредоточенных источников загрязнения для каждого конкретного створа и выбор приоритетных компонентов загрязнения для каждого створа. Так например, для одних рек определяющими могут быть загрязнения по тяжелым металлам, для других - нефтяные загрязнения и т.д. Эффективность водохозяйственной программы будет во многом определяться именно степенью проработки этих целевых показателей. К сожалению, на сегодняшний день большинство бассейновых соглашений не имеют необходимого технического обоснования в свете изложенных подходов.
    
    Известно, что, начиная с шестидесятых годов, основное место в водоохранной политике уделялось строительству и повышению эффективности работы очистных сооружений промышленных, коммунально-бытовых и сельскохозяйственных сточных вод. Однако, несмотря на важность и необходимость этой работы, показатели качества воды водных объектов улучшались незначительно. Именно некомплексный подход к решению проблемы уменьшения загрязнений водных объектов и до сегодняшнего времени не позволяет эффективно решить задачу.
    
    Другим важным фактором в стратегии использования, восстановления и охраны водных объектов является ранжирование водных объектов по приоритетам их целевого использования, что должно найти отражение в технической части бассейнового соглашения. В основу такого ранжирования должны быть положены статьи 133-146 Водного кодекса Российской Федерации. При этом несомненно приоритет должен быть отдан использованию водных объектов для питьевого водоснабжения (статьи 133 и 135 Водного кодекса). При использовании водных объектов для рыбного хозяйства следует иметь в виду то обстоятельство, что до настоящего времени остались нереализованными положения статьи 140 Водного кодекса в части утверждения перечней водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, которые определяются Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день действуют устаревшие "Перечни рек, их притоков и других водоемов, являющиеся местами нереста лососевых и осетровых рыб", утвержденные постановлениями Совета Министров РСФСР от 26 октября 1973 года N 554 и от 23 апреля 1974 года N 246, которые в соответствии со статьей 147 Водного кодекса должны быть уточнены.
    
    Действие принятых до введения Водного кодекса Российской Федерации, 1995 год, решений по этому вопросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не может быть признано законным, поскольку до настоящего времени по подавляющему большинству регионов не проводилось разграничение водных объектов на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
    
    Поэтому в качестве одной из важнейших первоочередных задач следует считать уточнение перечня водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. Для таких водных объектов бассейновыми соглашениями должны быть разработаны программы поэтапного достижения нормативов качества вод, что определяет всю водоохранную политику.
    
    Важную роль в повышении эффективности бассейновых соглашений могут сыграть бассейновые советы, функционирование которых предусмотрено статьей 120 Водного кодекса Российской Федерации.
    
    В указанный Совет кроме представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти и их бассейновых и территориальных органов должны входить представители органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей.
    
    Бассейновые Советы должны координировать и объединять деятельность участников бассейнового соглашения и обеспечивать согласование интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - участников бассейнового соглашения с учетом интересов и прав других субъектов Российской Федерации, не являющихся участниками бассейнового соглашения.
    
    В составе Совета в случае необходимости могут быть образованы комитеты (экспертные комиссии, группы) для выполнения функциональных задач бассейнового соглашения по мониторингу, по чрезвычайным ситуациям, судоходству, гидроэнергетике и другие.
    
    Бассейновые Советы должны утверждать целевые значения количественных и качественных показателей состояния водных объектов в согласованных створах, планируемые сроки их поэтапного достижения и состав мероприятий по достижению этих показателей.
    
    Важной составляющей повышения эффективности бассейновых соглашений является контроль за достижением установленных целевых показателей характеристик водных ресурсов. Эффективность контроля напрямую зависит от рационального ведения мониторинга водных объектов, позволяющего оценивать эффективность осуществляемых программных мероприятий.
    
    Не менее важным элементом в реализации бассейновых соглашений является государственная система лицензирования и лимитирования водопользования.
    
    Устанавливаемые МПР России для субъектов Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) в разрезе бассейнов рек должны быть увязаны с целевыми показателями характеристик водных ресурсов, а система лицензирования водопользования должна обеспечить распределение установленных лимитов конкретным водопользователям в лицензиях на водопользование. Только при таком подходе установленные в бассейновых соглашениях показатели состояния водных объектов могут быть реально достигнуты. Важно также подчеркнуть, чтобы состав мероприятий по улучшению состояния водных объектов, отражаемый в лицензиях на водопользование, являлся составной частью разработанной водохозяйственной программы, закрепленной бассейновым соглашением.



Заместитель
руководителя Департамента
использования и восстановления
водного фонда - начальник
отдела бассейновых соглашений
Г.М.Островский



Структура бассейновых соглашений

    


ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ


ТЕХНИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ




Подписание и корректировка соглашений


Обосновывающие документы соглашений:


Принятие механизма реализации Соглашений


Договоренность о возмещение ущерба при нарушениях водного законодательства


- СКИОВР;




Создание




Формирование


Договоренность о безопасности

бассейновых


- водохозяйственные


бассейновых фондов


ГТС

Советов


балансы;






Утверждение плана


Контроль в створах

Заключение


- закрепление


ежегодных мероприятий


мониторинга за реализацией

многосторонних


нормативов ПДВВ на




Соглашений

соглашений


водные объекты;




между






Ежегодная отчетность о

субъектами РФ


- установление




реализации мероприятий,



показателей качества воды и количественных




предусмотренных Соглашениями



характеристик в







контрольных створах;














- разработка целевой программы действий;














- поэтапная реализация Соглашения





    



Текст документа сверен по:
рассылка