Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901891418.htm


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 февраля 2004 года N 50


О системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах
Российской Федерации

    
    
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4782) и Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 1999 года, регистрационный N 1976),
    

приказываю:

    
    1. Утвердить прилагаемое Положение о системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    
    2. Начальнику войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации организовать:
    
    разработку методических материалов по функционированию системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации;
    
    оснащение соответствующих подразделений государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации от объединения и выше специальным программным обеспечением;
    
    методическое руководство деятельностью Информационно-аналитического центра Министерства обороны Российской Федерации.
    
    3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации.
    
    

Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации
генерал армии
А.Квашнин

    

    
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 13 февраля 2004 года N 50

    
    
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации



I. Общие положения

    
    1. Настоящее Положение определяет цели, основные задачи и порядок функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации*.

________________

    * Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации - системой учета и контроля РВ и РАО; радиоактивные вещества и радиоактивные отходы - РВ и РАО; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, флоты, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; войска радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации - войсками РХБ защиты.
    
    
    2. Действие настоящего Положения распространяется на органы военного управления видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны, органы военного управления объединений, соединений, воинские части и организации Вооруженных Сил, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортированию, хранению и захоронению РВ и РАО.
    
    3. Учет и контроль РВ и РАО в Вооруженных Силах осуществляются в целях:
    
    определения количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения и хранения;
    
    выявления потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО;
    
    информационного обеспечения решений по обращению с РВ и РАО в интересах обеспечения радиационной безопасности личного состава Вооруженных Сил.
    
    4. При осуществлении учета и контроля РВ и РАО в Вооруженных Силах решаются следующие задачи:
    
    создание и функционирование банков данных РВ и РАО;
    
    оперативное выявление утерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО, идентификация и установление принадлежности источников ионизирующего излучения (далее именуются - ИИИ);
    
    разработка правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, обеспечивающих функционирование системы умета и контроля РВ и РАО в Вооруженных Силах;
    
    организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля РВ и РАО на всех ее уровнях;
    
    обеспечение безопасного хранения РВ и РАО в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба в области обеспечения радиационной безопасности.
    
    

II. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие
государственному учету и контролю

    
    5. Учету и контролю подлежат:
    
    а) РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количества и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
    
    б) радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, встроенные контрольные источники к приборам радиационного контроля типа Б-8 и другие, не имеющие соответствующих сертификатов (паспортов) и собственного заводского номера, а также разрядники агрегатов зажигания авиационных газотурбинных двигателей;
    
    в) радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125 (учитываются только в воинских частях, использующих их);
    
    г) твердые и жидкие РАО, временно хранящиеся в воинской части;
    
    д) отработавшее (не подлежащее переработке) ядерное топливо, отнесенное в установленном порядке к категории РАО;
    
    е) изделия защитной техники, в которых обедненный уран используется в качестве конструкционного материала для радиационной защиты.
    

    

III. Структура системы государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных Силах
Российской Федерации

    
    6. Министерство обороны через Информационно-аналитический центр Министерства обороны (далее именуется - ИАЦ МО) осуществляет:
    
    создание системы учета и контроля РВ и РАО в Вооруженных Силах и руководство ее функционированием;
    
    сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО, поступающей из подчиненных воинских частей;
    
    формирование банка данных РВ и РАО (мест их нахождения, пунктов временного хранения, загрязненных радионуклидами территорий, воинских частей, осуществляющих деятельность с РВ и РАО);
    
    разработку правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба по вопросам функционирования системы учета и контроля РВ и РАО;
    
    проведение научных, методических и программно-технических разработок для функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО;
    
    методическое руководство функционированием соответствующих подразделений системы учета и контроля РВ и РАО (информационно-аналитических групп учета и контроля РВ и РАО) видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны и контроль за их деятельностью.
    
    7. ИАЦ МО создается при Управлении начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил. Порядок деятельности ИАЦ МО определяется положением о нем, утверждаемым начальником войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации.
    
    8. В видах Вооруженных Сил, военных округах, на флотах, в родах войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях Министерства обороны подразделениями системы учета и контроля РВ и РАО являются соответствующие органы военного управления РХБ защиты, обеспечивающие учет и контроль РВ и РАО в подчиненных воинских частях (организациях) и осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортированию, хранению и захоронению РВ и РАО через сформированные в установленном порядке информационно-аналитические группы.
    
    9. В объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил задачи ведения учета и контроля РВ и РАО возлагаются на соответствующих начальников служб РХБ защиты.
    
    10. В воинских частях, в которых штатами не предусмотрены воинские должности начальников служб РХБ защиты, руководство системой учета и контроля РВ и РАО возлагается на командиров (начальников штабов) через лиц, назначенных ответственными за радиационную безопасность.
    
    11. Основными задачами информационно-аналитических групп видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны являются:
    
    сбор и обработка оперативной информации от подчиненных воинских частей о наличии, перемещении и состоянии РВ и РАО;
    
    выполнение информационно-аналитических функций (контроль за полнотой и достоверностью информации, восстановление ее по данным различных источников);
    
    формирование и ведение баз данных о РВ и РАО, лицензий на право выполнения определенных видов деятельности с ними, а также обеспечение их полноты, достоверности и своевременного обновления;
    
    подготовка и передача в установленном порядке оперативной информации о движении РВ и РАО, а также информации федерального государственного статистического наблюдения в ИАЦ МО;
    
    участие в организации поиска утерянных и идентификации найденных (неучтенных) ИИИ;
    
    анализ тенденций по размещению, перемещению, накоплению ИИИ, РВ и РАО в подчиненных воинских частях, формирование статистических отчетов;
    
    подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
    
    формирование предложений по совершенствованию системы учета и контроля РВ и РАО;
    
    участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО.
    

    

IV. Порядок учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в Вооруженных Силах Российской Федерации

    
    12. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их использования и хранения в соответствии с Нормами радиационной безопасности (НРБ-99) СП 2.6.1.758-99* и Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) СП 2.6.1.798-99**.

________________

    * По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июля 1999 года N 6014-ЭР в государственной регистрации не нуждаются.
    
    ** По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2000 года N 4214-ЭР в государственной регистрации не нуждаются.
    
    
    13. Воинские части и организации Вооруженных Сил, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортированию, хранению и захоронению РВ и РАО, в десятидневный срок информируют в установленном порядке соответствующие органы военного управления РХБ защиты видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, объединений и соединений, которые полученные сведения представляют в ИАЦ МО по установленным формам оперативной информации.
    
    При передаче (получении) воинскими частями РВ и РАО на временное хранение ежегодные сведения о их наличии представляются в ИАЦ МО непосредственно воинской частью - получателем РВ и РАО. Предоставления оперативной информации о движении РВ и РАО в данном случае не требуется.
    
    14. Воинские части и организации Вооруженных Сил, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортированию, хранению и захоронению РВ и РАО, в усыновленном порядке через соответствующие органы военного управления РХБ защиты видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, объединений и соединений к 1 января года, следующего за отчетным, представляют в ИАЦ МО сведения о проведении ежегодной инвентаризации РВ по формам их первичной инвентаризации и формам федерального государственного статистического наблюдения. Инвентаризация РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в зонах наблюдения воинских частей, проводится один раз в 5 лет. Сведения о проведении указанных инвентаризаций представляются в машинописном виде (подписываются соответствующими командирами (начальниками) и заверяются гербовой печатью воинской части), а также на магнитных носителях (в текстовом редакторе Word for Windows версии от 6.0 и выше, шрифт Times New Roman,- размер 12, формат rtf).
    
    15. Внеочередная (внеплановая) инвентаризация РВ и РАО проводится в случаях:
    
    расформирования (реорганизации) воинской части (организации Вооруженных Сил);
    
    полного прекращения воинской частью (организацией Вооруженных Сил) работ с РВ или временного хранения РАО;
    
    установления факта утрат, хищений, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ и РАО;
    
    после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    
    Результаты проведения внеочередной (внеплановой) инвентаризации РВ и РАО представляются в ИАЦ МО в установленном порядке.
    
    16. От объединения и выше обработка информации об учете РВ и РАО, а также ведение их электронных банков данных осуществляется с использованием ПЭВМ и специального программного обеспечения.
    
    17. Контроль за учетом РВ и РАО, своевременностью, достоверностью и полнотой сведений, представляемых воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, осуществляется Управлением начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил, соответствующими органами военного управления РХБ защиты видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, объединений и соединений в ходе проведения плановых и внеплановых проверок состояния обеспечения радиационной безопасности в войсках (силах), а также при проведении проверок устранения недостатков по ее состоянию.
    
    18. О фактах утрат и хищений ИИИ, а также при обнаружении неучтенных ИИИ командиры (начальники) в установленном порядке докладывают начальнику войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации.
    
    Обнаруженные и неучтенные ИИИ учитываются в журналах учета РАО, организуется их временное и безопасное (в радиационном отношении) хранение для последующей передачи на захоронение в установленном порядке.
    

    

V. Обучение и подготовка офицеров, осуществляющих учет и контроль
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Вооруженных
Силах Российской Федерации

    
    19. Обучение и подготовка офицеров, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО, организуется на академических курсах (группа специалистов радиационной безопасности) Военного университета радиационной, химической и биологической защиты.
    
    

Начальник войск радиационной,
химической и биологической защиты
Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-майор В.Филиппов

    
    
    
Текст документа сверен по:
рассылка