Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901912031.htm


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 июля 2004 года N 132


Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной
регистрации сервитутов на земельные участки

(с изменениями на 19 января 2005 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом Минюста России от 19 января 2005 года N 4.
____________________________________________________________________

    

    В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 4 раздела 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
    
приказываю:
    
    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки.
    
    

Министр
Ю.Я.Чайка

    
    
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 26 июля 2004 года N 132

    
    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки

(с изменениями на 19 января 2005 года)

    

I. Общие положения

    
    1. Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки (далее - Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации* (далее - Кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации** (далее - Земельный кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*** (далее - Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"**** (далее - Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*****, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.
________________
    * Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49, ст.4552.
    
    ** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).
    
    *** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N27, ст.2711; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377, Российская газета, 30.12.2004, N 290; 31.12.2004, N 292 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).
    
    **** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).
    
    ***** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст.1602.
    
    
    2. Государственная регистрация сервитутов на земельные участки проводится в порядке, установленном Законом, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.
    
    3. К отношениям, возникающим при государственной регистрации сервитутов на земельные участки, применяются также иные нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, изданные в порядке реализации полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    
    4. Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 Кодекса). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 Закона).
    
    5. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса). Согласно пункту 1 статьи 274 Кодекса собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (пункт 4 статьи 274 Кодекса). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Кодекса).
    
    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса). В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (пункт 7 статьи 23 Земельного кодекса).
    
    6. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 Кодекса).
    
    7. Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса).
    
    В случаях и порядке, установленных пунктом 5 статьи 274 Кодекса, пунктами 6 и 7 статьи 23 Земельного кодекса, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование участком.
    
    8. Сервитут подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) (пункт 9 статьи 23 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 27 Закона).
    
    9. Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт 2 статьи 13 Закона).
    
    

II. Проведение государственной регистрации сервитута

    
    10. Прием документов на государственную регистрацию сервитутов осуществляется в порядке, установленном Законом.
    
    11. На государственную регистрацию частного сервитута представляются в том числе следующие документы:
    
    заявление о государственной регистрации сервитута (пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 16, пункт 1 статьи 27 Закона);
    
    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию);
    
    документы, подтверждающие полномочия представителя собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени данного юридического лица (статья 16 Закона);
    
    соглашение о сервитуте (решение суда об установлении сервитута) (пункт 3 статьи 274 Кодекса);
    
    кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).
    
    Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут (пункт 1 статьи 27 Закона). Заявление о государственной регистрации сервитута как ограничения (обременения) права на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности"*).
________________
    * Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст.3718; 2002, N 24, ст.2310; 2002, N 44, ст.4398.
    
    
    Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).
    
    В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона, на государственную регистрацию сервитута представляются и иные документы.
    
    12. На государственную регистрацию публичного сервитута рекомендуется истребовать в том числе следующие документы:
    
    заявление о государственной регистрации сервитута, представляемое органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим сервитут (пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 16 Закона);
    
    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию);
    
    документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления действовать от имени данного органа, установившего сервитут (статья 16 Закона);
    
    закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, нормативный правовой акт органа местного самоуправления, в соответствии с которыми установлен публичный сервитут (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 17 Закона);
    
    кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).
    
    Рекомендуется учитывать, что в предусмотренных пунктом 4 статьи 16 Закона и пунктом 2 статьи 17 Закона случаях на государственную регистрацию сервитута представляются (предъявляются) и иные документы.
    
    13. В случае обращения с заявлением о государственной регистрации частного сервитута собственника земельного участка, обремененного сервитутом, записи о сервитуте рекомендуется вносить в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права.
    
    14. В случае обращения с заявлением о государственной регистрации частного сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или и собственника земельного участка, обремененного сервитутом, и лица, в пользу которого установлен сервитут, записи о сервитуте рекомендуется вносить в подраздел II-1 Единого государственного реестра прав как о вещном праве и одновременно в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права.
    
    15. В случае установления публичного сервитута на земельный участок записи о сервитуте рекомендуется вносить в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права.
    
    16. При проведении государственной регистрации сервитутов рекомендуется учитывать в том числе следующие положения законодательства Российской Федерации:
    
    если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется (пункт 1 статьи 17, пункт 2 статьи 27 Закона);
    
    для собственника объекта недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 Закона);
    
    распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Кодекса);
    
    сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (пункт 2 статьи 275 Кодекса);
    
    в случае перехода права на земельный участок, который обременен сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется (пункт 1 статьи 275 Кодекса).
    
    17. Записи о сервитуте как о вещном праве и как об ограничении (обременении) права вносятся в Единый государственный реестр прав в порядке, установленном Правилами ведения ЕГРП.
    
    При внесении записей в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав в том числе рекомендуется:
    
    в графе "Описание предмета сервитута" указывать объект и условия сервитута (пункт 50 Правил ведения ЕГРП);
    
    в графу "Срок" подраздела III-3 заносить даты начала и окончания сервитута или дату начала сервитута и его продолжительность либо слова "Срок не определен", когда срок сервитута не определен (пункт 51 Правил ведения ЕГРП);
    
    в графу "Лицо или объект, в пользу которого установлен сервитут" заносить данные о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово "Публичный", когда круг лиц для сервитута не определен, и он является публичным (пункт 52 Правил ведения ЕГРП).
    
    18. Если частный сервитут регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении) (пункт 2 статьи 13 Закона).
    
    Государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости, которое осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации (пункт 2 статьи 13 Закона).
    
    19. При переходе права собственности на земельный участок, обремененный сервитутом, в существующую запись о сервитуте подраздела III-3 Единого государственного реестра прав изменения не вносятся.
    
    При осуществлении государственной регистрации перехода права на земельный участок, обремененный сервитутом, в свидетельстве о государственной регистрации права, выдаваемом новому приобретателю земельного участка, обремененного сервитутом, указывается на существующее ограничение (обременение) этого права в виде сервитута (пункт 74 Правил ведения ЕГРП).
    
    

III. Государственная регистрация прекращения сервитута

    
    20. Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Сервитут также может быть прекращен по решению суда в случаях, когда земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка (статья 276 Кодекса).
    
    21. В качестве документов-оснований, подтверждающих досрочное прекращение сервитута на земельный участок, установленного в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 Кодекса, рекомендуется истребовать соглашение о прекращении сервитута, заключенное собственником земельного участка и лицом, в пользу которого установлен сервитут (либо решение суда о прекращении сервитута).
    
    22. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (пункт 2 статьи 48 Земельного кодекса).
    
    23. В Единый государственный реестр прав запись о прекращении сервитута, а также о преобразовании его в пользу другого лица рекомендуется вносить в порядке, установленном разделом VI Правил ведения ЕГРП.


    

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро