ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 мая 2005 года N 21-3-05/35@
О порядке представления налоговой декларации по водному налогу
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 22.04.2005 N 06-04/8609 по вопросу о порядке представления налоговой декларации по водному налогу налогоплательщиками, осуществляющими водопользование на территории одного или нескольких административных районов города, являющегося субъектом Российской Федерации, и при этом состоящими на учете в разных налоговых органах данного города, в том числе не по месту водопользования, и сообщает.
В соответствии со статьей 333.14 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения, то есть по месту осуществления водопользования, признаваемого объектом налогообложения. Согласно статье 333.15 НК налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (по месту водопользования).
При этом главой 25.2 НК не установлено, каким уровнем административно-территориального деления определяется местонахождение объекта налогообложения водным налогом.
Ввиду изложенного ФНС России считает целесообразным при решении поставленного УФНС вопроса исходить из следующего.
Водный налог статьей 13 НК отнесен к федеральным налогам и в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (далее - БК) полностью (по нормативу 100 процентов) зачисляется в доход федерального бюджета.
В связи с этим, по мнению ФНС России, содержание норм статей 333.14 и 333.15 НК обусловлено целями налогового контроля, который целесообразно осуществлять именно по месту водопользования во взаимодействии с лицензирующими органами в области водопользования и органами в области управления использованием и охраной водного фонда (территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов), имеющими согласно статье 73 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ (далее - ВК) региональную структуру.
Учитывая изложенное, а также то, что водный налог в силу статьи 50 БК не является источником формирования бюджетов муниципальных образований городов, ФНС России считает, что в целях рациональной организации работы территориальных налоговых органов налоговый контроль по водному налогу в отношении налогоплательщиков, осуществляющих водопользование на территории одного или нескольких административных районов города и состоящих на учете в разных налоговых органах данного города, в том числе не по месту водопользования, целесообразно проводить в части водопользования, осуществляемого на территории этого города, централизованно в каком-либо одном из налоговых органов по месту учета налогоплательщика, предпочтительно - в налоговом органе по месту учета налогоплательщика как по месту его нахождения, а в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, - в соответствующей межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по городу.
Соответственно, при указанной организации налогового контроля налоговая декларация по водному налогу в рассматриваемом случае должна представляться в части соответствующего водопользования налогоплательщиком в налоговый орган города, на учете в котором состоит налогоплательщик по месту своего нахождения (если налогоплательщик зарегистрирован на территории города), или в один из налоговых органов по месту водопользования, в котором данный налогоплательщик состоит на учете по иному основанию. Налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, в рассматриваемом случае следует представлять налоговую декларацию по водному налогу в соответствующую межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам города.
В связи с упоминанием в запросе УФНС о неурегулированности главой 25.2 НК вопроса постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков водного налога обращаем внимание, что специальное водопользование, по определению статьи 86 ВК, осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств, которые (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения), являются объектами недвижимого имущества и, как правило, располагаются по месту нахождения либо самой организации, либо ее обособленного подразделения. Таким образом, в любом из указанных случаев имеется основание для постановки налогоплательщика водного налога на учет в налоговом органе по месту водопользования в соответствии со статьей 83 НК.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.Гусев
Текст документа сверен по:
рассылка