Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901945354.htm


МЕМОРАНДУМ
о взаимодействии Российской Федерации и
Организации Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО)
(Москва, 25 июля 1993 года)

    
    
    Российская Федерация и ЮНЕСКО подтверждают свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод.
    
    В период крупных демократических и социально-экономических преобразований, происходящих в Российской Федерации, большое значение для нее имеет эффективное использование опыта международного сообщества. ЮНЕСКО считает важным оказание содействия Российской Федерации в сферах своей компетенции. Взаимодействие Российской Федерации с ЮНЕСКО будет ориентировано, в частности, на поддержку и развитие демократических преобразований в стране, сохранение и развитие культурного и природного наследия, передачу мировых достижений в сферах науки, образования и коммуникации, подготовку кадров по различным направлениям деятельности ЮНЕСКО.
    
    Российская Федерация и ЮНЕСКО примут меры по расширению сотрудничества в области публикаций путем более активного привлечения через Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО российских издателей к выпуску монографий, учебных и методических материалов, периодических изданий и т.п., в том числе на русском языке.
    
    Стороны отметили большое значение нормотворческой деятельности ЮНЕСКО как важный вклад в разработку принципов международного права, формирование прочной и универсальной основы для развития двусторонних и многосторонних отношений между государствами и национального законотворчества в сферах компетенции Организации.
    
    В конкретном плане Стороны согласились о нижеследующем:
    
    

В области образования

    
    1. ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие:
    
    - в разработке нового законодательства в области образования.
    
    - в подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования;
    
    - в выработке специальных программ образования для родителей или опекунов детей, страдающих физическими и умственными недостатками:
    
    - в подготовке рекомендаций по совершенствованию системы образования различных народов и национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации;
    
    - в совершенствовании профессиональной подготовки работников системы образования Российской Федерации;
    
    - в проведении исследования по оценке состояния системы образования в Российской Федерации и выработке рекомендаций по ее совершенствованию;
    
    - в подготовке методических материалов по проблемам содержания, управления и финансирования образования в условиях рыночной экономики;
    
    - в создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям;
    
    - в интеграции Российской Федерации в международные проекты по информатизации образования;
    
    - в развитии межуниверситетского сотрудничества, создании в вузах и университетах "кафедр ЮНЕСКО".
    
    2. Российская Федерация заинтересована в помощи ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования, разработке проблем гуманизации образования в инженерно-технических вузах, профессиональной ориентации в период перехода к рыночной экономике, в развитии экономического образования и образования в области прав человека.
    
    3. Российская Федерация выражает готовность:
    
    - принять активное участие в программах сотрудничества по развитию образования в Европе, а также в межрегиональном, региональном и субрегиональном сотрудничестве, и частности, со странами Азии и Тихого океана;
    
    - направлять своих экспертов для выполнения проектов ЮНЕСКО в различных странах;
    
    - внести свой вклад в работу по улучшению знания иностранных языков и расширению обмена студентами и преподавателями;
    
    - всесторонне поддерживать создание и деятельность Международной комиссии по образованию для XXI века;
    
    - с учетом решения Генеральной конференции по этому вопросу принять II Международный конгресс по информатизации образования, который должен состояться в 1995 года.
    
    4. Стороны уделят серьезное внимание выполнению проекта "Евро-Лингвауни", направленного на улучшение знания иностранных языков и расширение обмена студентами по гуманитарным специальностям.
    
    5. Стороны продолжат разработку учебных программ и пособий для начальной, средней и высшей школ, уделяя особое внимание усилению гуманистических, этических и моральных ценностей в образовании.
    
    

В области точных и естественных наук

    
    1. Российская Федерация и ЮНЕСКО, ссылаясь на Меморандум о научном сотрудничестве между Российской академией наук и ЮНЕСКО, выражают готовность и впредь развивать взаимодействие в области фундаментальных наук.
    
    2. Учитывая возрастающее значение охраны окружающей среды в концепции мирового экономического и социального развития, Стороны считают необходимым усилить сотрудничество в этой области, в частности, участвуя в различных сетях мониторинга и прогноза землетрясений, состояния мировой экологии, водных ресурсов, в создании экологически безопасных, альтернативных источников энергии и разработки концепции глобальной энергетической стратегии.
    
    3. Российская Федерация и ЮНЕСКО выражают заинтересованность в развитии программ в области биотехнологии изучения человеческого организма, молекулярной и клеточной биологии, применения биотехнологии для решения экологических проблем, изучения функциональной значимости биологического разнообразия.
    
    4. Высоко оценивая сотрудничество в области Мирового океана, пресноводных акваторий и земной коры, Стороны признают необходимым активное участие Российской Федерации в деятельности Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, научных исследованиях Мирового океана, а также в Международной гидрологической программе и Международной программе геологической корреляции.
    
    5. Российская Федерация и ЮНЕСКО, принимая во внимание высокий научный потенциал вузовской науки Российской Федерации, заинтересованы в интеграции вузов Российской Федерации в общемировую систему науки и образования, привлечении их к выполнению совместных научных исследований.
    
    6. Стороны поддерживают инициативу создания с участием Регионального бюро по науке и технике для Европы (РОСТЕ) программы содействия внедрению технологических инноваций Российской Федерации. Помощь со стороны ЮНЕСКО должна позволить выйти на решение наиболее острых проблем - конверсия и "утечка мозгов" из Российской Федерации, в рамках программы, разработанной в сотрудничестве с компетентными органами министерств промышленности, науки, высшего образования и научно-технической политики Российской Федерации.
    
    7. ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие Российской Федерации в подготовке инженерных кадров в области маркетинга, менеджмента и научно-технической политики, в частности через Международную академию экономики Восток-Запад (Берлин).
    
    8. Организация примет участие в изыскании внебюджетных средств для финансирования проектов, которые будут разработаны с помощью РОСТЕ в области конверсии науки и техники в Российской Федерации.
    
    

В области культуры

    
    1. ЮНЕСКО, главным образом с привлечением внебюджетных источников финансирования, будет стремиться оказывать помощь Российской Федерации:
    
    - в реконструкции и модернизации музея "Эрмитаж", Российской государственной библиотеки, комплекса зданий Большого театра, историко-культурного комплекса "Кижи-погост";
    
    - в осуществлении по запросам российских властей подготовки музейных и библиотечных работников, юристов, менеджеров в области культуры, специалистов авторского права и смежных областей, в частности, путем организации стажировок, семинаров, предоставления информации;
    
    - в изучении и развитии славянских культур, в том числе в рамках деятельности Международной ассоциации изучения и распространения славянских культур (МАИРСК);
    
    - через программы, связанные с поиском молодых талантов, в развитии международной программы "Новые имена";
    
    - в сохранении культурного многообразия национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации:
    
    - в развитии Федерации клубов ЮНЕСКО России;
    
    - в деятельности по ознакомлению международной общественности с культурным и историческим наследием народов, проживающих на территории Российской Федерации, в частности, путем организации выставок в помещениях штаб-квартиры.
    
    2. Российская Федерация окажет содействие программной деятельности ЮНЕСКО:
    
    - путем активного сотрудничества по подготовке глобального доклада по теме "Культура и развитие";
    
    - участием в дальнейшем развитии крупных сквозных проектов Всемирного десятилетия развития культуры, в частности проекта "Шелковый путь";
    
    - расширением своего участия в программах по сохранению мирового культурного и природного наследия, в частности, путем предоставления услуг своих экспертов:
    
    - инициированием под эгидой ЮНЕСКО международной комплексной программы "Творческие достижения мировой культуры XX века".
    
    

В области социальных и гуманитарных наук

    
    1. Российская Федерация и ЮНЕСКО исходят из необходимости более активного использования потенциала социальных и гуманитарных наук для утверждения идеи мира в умах людей, углубления международного взаимопонимания, укрепления прав человека, преодоления всех форм дискриминации.
    
    2. Осознавая возросшую роль общественных наук в формировании представлений о мире современного человека, Стороны подтверждают свою заинтересованность в создании под эгидой ЮНЕСКО международной программы в этой области, ориентированной, в частности, на совместный поиск качественно новых подходов к проблемам, встающим перед мировым сообществом и каждой страной в отдельности.
    
    3. Российская Федерация и ЮНЕСКО считают приоритетным изучение и использование мирового опыта создания и функционирования гражданского общества, демократических институтов правового государства, в том числе в рамках программы "Культура демократии", разрешения межнациональных и межрегиональных проблем, в т.ч. в рамках многонационального государства. Большое значение Стороны придают вопросам улучшения качества преподавания социальных и гуманитарных наук, ускоренной разработки проблем устойчивого развития.
    
    4. Российская Федерация и ЮНЕСКО продолжат оказывать поддержку в виде подготовки учебника по истории Европы, а также будут обеспечивать издание на русском языке Международного журнала социальных наук.
    
    

В области коммуникации, информации и информатики

    
    1. Стороны будут сотрудничать:
    
    - в осуществлении различных международных программ и проектов с упором на развитие коммуникации, изучение новейших технологий и их воздействия на общество;
    
    - в обучении специалистов в области информации и информатики, в частности, организуя стажировки российских специалистов за границей;
    
    - в организации в ведущих российских академических и учебных вузах стажировок аспирантов и докторантов из других стран;
    
    - в сохранении и реставрации уникальных архивных и библиотечных коллекций, и в частности двух библиотек Российской Федерации - Библиотеки Академии наук и Государственной российской библиотеки в г.Санкт-Петербурге, - в рамках программы ЮНЕСКО "Память мира";
    
    - в разработке национальной политики и стратегии развития информатики, в осуществлении экспертизы национальных проектов в этой области, содействии процессу стандартизации и унификации системы информатики Российской Федерации с действующими системами в Европе, а также в регионе Азии и Тихого океана;
    
    - в выполнении исследовательских проектов, проведении конференций, семинаров и школ, создании телекоммуникационных сетей.
    
    2. В области средств массовой информации (СМИ) Стороны будут сотрудничать в организации мероприятий, направленных на укрепление независимости и плюрализма прессы и обеспечение свободного потока информации, включая:
    
    a) изучение социально-политических, юридических и экономических аспектов деятельности СМИ в условиях демократии и рыночной экономики;
    
    b) подготовку специалистов для СМИ, уделяя особое внимание принципам свободы слова и свободы печати, вопросам менеджмента и маркетинга, а также техническим навыкам в области печати и коммуникаций;
    
    c) обеспечение безопасности журналистов при выполнении своих профессиональных обязанностей;
    
    d) оказание поддержки работникам СМИ в создании или укреплении подлинно независимых профессиональных ассоциаций;
    
    e) поощрение развития неправительственного вещания.
    
    3. Российская Федерация и ЮНЕСКО будут сотрудничать в реализации международного проекта, предусматривающего использование специальных телевизионных программ для обучения менеджменту.
    
    

Ликвидация последствий чернобыльской катастрофы

    
    Российская Федерация выражает признательность ЮНЕСКО за разработку и осуществление в духе гуманизма и солидарности программы "ЮНЕСКО - Чернобыль", результаты которой будут полезны и для других стран.
    
    

Управление и функционирование ЮНЕСКО

    
    Российская Федерация с удовлетворением отмечает достигнутые результаты реформ в ЮНЕСКО и выступает за их продолжение с целью повышения эффективности этой международной Организации. Российская Федерация поддерживает усилия в деле повышения действенности работы Секретариата Организации, превращения ее в эталон высокой компетентности и профессионализма.
    
    

О бюро ЮНЕСКО в Москве

    
    Стороны выражают готовность обеспечить открытие, нормальное функционирование и дальнейшее развитие деятельности Бюро ЮНЕСКО в Москве.
    
    
    Обязательства ЮНЕСКО, вытекающие из настоящего Меморандума, будут выполняться Организацией в тесном сотрудничестве с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, если Генеральной конференцией и Исполнительным Советом, действующим в соответствии со своими уставными прерогативами, не будет принято иных решений.
    
    Совершено в Москве 25 июля 1993 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках.




Текст документа сверен по:
"Закон и средства массовой информации."
Сборник законодательных и нормативных
материалов, С-Пб, 2004 год