Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/20/901945368.htm


ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
по налаживанию международного сотрудничества в деле
искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и
содействия альтернативному развитию

    
    
    Генеральная Ассамблея,
    
    вновь подтверждая, что борьба с незаконными наркотиками должна вестись в соответствии с положениями международных договоров о контроле над наркотиками, на основе принципа совместной ответственности, и требует комплексного и сбалансированного подхода в полном соответствии с целями и принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций и других международно-правовых документах, в частности полного уважения суверенитета и территориальной целостности, принципа невмешательства во внутренние дела государств и всех прав человека и основных свобод,
    
    признавая, что эффективные стратегии борьбы, с распространением незаконных наркотикосодержащих культур могут включать целый ряд подходов, в том числе альтернативное развитие, правоохранительные меры и искоренение незаконных культур,
    
    определяя альтернативное развитие как процесс, направленный на предупреждение и ликвидацию незаконного культивирования растений, содержащих наркотические и психотропные вещества, с помощью специально разработанных мер по развитию сельских районов в контексте устойчивого национального экономического роста и усилий по обеспечению устойчивого развития в странах, ведущих борьбу с наркотиками, при признании особых социально-культурных характеристик целевых общин и групп, в рамках всеобъемлющего и долговременного решения проблемы незаконных наркотиков,
    
    признавая, что проблема незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ нередко связана с проблемами развития и что эти связи требуют, в контексте совместной ответственности, тесного сотрудничества государств с компетентными органами системы Организации Объединенных Наций, в частности с Международной программой Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами, региональными организациями и международными финансовыми учреждениями,
    
    сознавая, что для достижения максимальной эффективности в борьбе со злоупотреблением наркотиками необходимо придерживаться сбалансированного подхода, выделяя соответствующие ресурсы на инициативы, включающие меры по сокращению как незаконного спроса, так и незаконного предложения,
    
    поддерживает изложенные ниже цели стратегий, программ и международного сотрудничества, с тем чтобы обеспечить эффективность общих усилий по сокращению незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ и содействовать устойчивому развитию общества.
    
    

I. Необходимость сбалансированного подхода для противодействия
широкомасштабному незаконному культивированию

    
    Проблема
    
    1. Несмотря на принятие международных конвенций, содействующих запрещению незаконных посевов наркотикосодержащих культур, острота проблемы незаконного культивирования опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис продолжает вызывать серьезное беспокойство. Как показывает опыт, сократить и ликвидировать культивирование и производство незаконных наркотиков с помощью какой-либо одной меры невозможно. Сбалансированные подходы представляют собой наиболее вероятный путь, позволяющий выработать более эффективные стратегии и получить успешные результаты.
    
    Меры
    
    2. Государствам следует решительно осуждать незаконное культивирование опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис, а также других незаконных наркотикосодержащих культур и настоятельно призывать лидеров общин выступать с аналогичным осуждением.
    
    3. Государствам следует обеспечивать выполнение и соблюдение конкретных обязательств, вытекающих из Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, в отношении культивирования незаконных наркотикосодержащих культур. В частности, сюда относятся пункты 2 и 3 статьи 14 Конвенции 1988 года, в соответствии с которыми Стороны обязаны принимать надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования растений, содержащих наркотические и психотропные вещества, и сотрудничать в целях повышения эффективности усилий по искоренению незаконного культивирования, в том числе оказывать помощь альтернативному развитию.
    
    4. Государствам, в которых осуществляется незаконное культивирование наркотикосодержащих растений, следует разработать национальные стратегии сокращения и ликвидации незаконных посевов, включая постановку конкретных, поддающихся оценке целей и задач с учетом существующих генеральных планов по контролю над наркотиками. Национальные стратегии сокращения и ликвидации посевов наркотикосодержащих культур должны предусматривать осуществление таких всеобъемлющих мер, как программы альтернативного развития, правоохранительная деятельность и искоренение незаконного культивирования.
    
    5. Государствам следует принимать надлежащие меры в целях разработки и осуществления национальных планов альтернативного развития, создания соответствующих учреждений, также надлежащей правовой, экономической и социальной основы.
    
    6. Программы и проекты альтернативного развития должны быть согласованы с национальной политикой в области контроля над наркотиками и национальной политикой и стратегиями в области альтернативного развития в затронутых проблемой наркотиков сельских общинах.
    
    7. В тех случаях, когда это касается низкодоходного крестьянского производства, альтернативное развитие является более устойчивой и более приемлемой в социально-экономическом отношении мерой, чем насильственное искоренение.
    
    

II. Укрепление международного сотрудничества в целях
альтернативного развития

    
    Проблема
    
    8. Альтернативное развитие является важным компонентом в деле разработки и распространения законных? действенных и устойчивых экономических альтернатив незаконному культивированию наркотикосодержащих растений и одним из ключевых компонентов политики и программ сокращения незаконного производства наркотиков, принятых в качестве всеобъемлющей основы глобальной стратегии Организации Объединенных Наций. Основная ответственность за разработку и осуществление мероприятий в области альтернативного развития ложится на государство, где незаконно культивируются наркотикосодержащие растения. Вместе с тем государства, в которых существует проблема незаконных посевов наркотикосодержащих растений, нуждаются в постоянном финансировании на основе совместной ответственности для поддержания национальных усилий по ликвидации наркотикосодержащих растений. В настоящее время на национальном и международном уровнях ощущается нехватка средств, необходимых для альтернативного развития.
    
    Меры
    
    9. Успех программ альтернативного развития зависит от принятия как правительствами стран, сталкивающихся с этой проблемой, так и международным сообществом долгосрочных политических и финансовых обязательств по оказанию поддержки комплексному развитию сельских районов при участии местных общин, эффективному осуществлению мер по контролю над наркотиками и повышению уровня информированности местного населения о негативных последствиях злоупотребления наркотиками.
    
    10. Международному сообществу и соответствующим организациям системы Организации Объединенных Наций, в частности Международной программе Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами, следует оказывать государствам помощь в борьбе с незаконным производством наркотиков путем предоставления надлежащей финансовой и технической поддержки альтернативному развитию в целях сокращения и ликвидации незаконных посевов наркотикосодержащих культур. Такая помощь должна предоставляться в контексте национальных стратегий контроля, осуществляемых в государствах, получающих помощь. Такая помощь должна быть увязана с национальными обязательствами и твердой политической волей государств, сталкивающихся с проблемой незаконного культивирования, выполнить положения, содержащиеся в статье 14 Конвенции 1988 года.
    
    11. Учреждениям системы Организации Объединенных Наций и соответствующим финансовым институтам следует налаживать сотрудничество в рамках своей компетенции с целью оказания поддержки развитию сельских районов и населению, затронутых проблемой незаконного культивирования наркотикосодержащих растений.
    
    12. Следует поощрять международные финансовые институты и региональные банки развития к тому, чтобы они оказывали финансовую помощь программам альтернативного развития.
    
    13. Международной программе Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами следует и далее выполнять роль катализатора в отношении международных финансовых институтов, неправительственных организаций, соответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций и частного сектора и оказывать заинтересованным правительствам помощь в установлении связей с такими учреждениями в целях обеспечения финансирования и поддержки их программ и проектов альтернативного развития.
    
    14. Государствам настоятельно рекомендуется договориться о двусторонних механизмах сотрудничества с целью разработки и осуществления проектов по искоренению незаконного культивирования и альтернативному развитию в своих приграничных районах.
    
    15. Международному сообществу следует попытаться расширить доступ на национальные и международные рынки для товаров, получаемых в результате альтернативного развития, с целью решения проблем, касающихся цен и сбыта, которые возникают вследствие замещения культур, возделываемых в незаконных целях, продукцией, предназначенной для использования в законных коммерческих целях.
    
    16. Программы альтернативного развития следует разрабатывать для тех районов, которые обладают необходимым потенциалом для обеспечения надлежащего контроля над наркотиками и развития.
    
    

III. Улучшенные и нетрадиционные подходы к альтернативному развитию

    
    Проблема
    
    17. Альтернативное развитие является важной составной частью сбалансированной комплексной стратегии обеспечения контроля над наркотиками и призвано создавать благоприятные условия для реализации такой стратегии. Оно призвано содействовать обеспечению возможностей законного и устойчивого социально-экономического развития тех общин и групп населения, для которых незаконное культивирование является единственным надежным способом получения средств к существованию, способствуя на комплексной основе искоренению нищеты. Однако в целях укрепления проходящих процессов и осуществления новых и нетрадиционных программ альтернативного развития необходимо принять дополнительные меры по совершенствованию совместных усилий и методов планирования и осуществления деятельности.
    
    Меры
    
    18. Программы альтернативного развития и международное сотрудничество в этой области должны:
    
    a) соответствовать конкретным правовым, социальным, экономическим, экологическим и культурным условиям того района, в котором предполагается реализация проектов;
    
    b) содействовать созданию устойчивых социально-экономических возможностей путем комплексного развития сельских районов, включая развитие инфраструктуры, что будет способствовать улучшению условий жизни общин и групп населения, затронутых практикой незаконного культивирования;
    
    c) способствовать укреплению демократических ценностей в целях стимулирования участия общин и содействовать повышению социальной ответственности за формирование в обществе непримиримого отношения к практике незаконного культивирования наркотикосодержащих растений;
    
    d) включать соответствующие меры по сокращению спроса, если в соответствующих общинах существует проблема злоупотребления наркотиками;
    
    e) включать гендерный фактор, обеспечивая разные возможности для участия мужчин и женщин в процессе развития, в том числе в его разработке и осуществлении;
    
    f) соблюдать критерии экологической устойчивости и учитывать задачи, сформулированные в Повестке дня на XXI век. Программы и проекты альтернативного развития являются эффективным средством предупреждения любого распространения или перемещения незаконного культивирования в экологически уязвимые районы.
    
    19. Для того чтобы обеспечить устойчивость альтернативного развития в процессе выявления, подготовки, осуществления, мониторинга и оценки мероприятий в области альтернативного развития, следует применять коллективный подход, основанный на диалоге и убеждении населения и предусматривающий участие общины в целом, а также соответствующих неправительственных организаций. Местным общинам и государственным органам власти следует разрабатывать совместно согласованные цели и задачи и принимать на себя обязательства сокращать незаконные посевы до полной их ликвидации, заключая соответствующие соглашения с опорой на деятельность общин.
    
    20. Создание организационных структур на региональном и местном уровнях следует рассматривать в качестве фактора, который будет способствовать расширению круга участников в деятельности, поощряемой альтернативным развитием.
    
    21. Государствам следует разработать программы альтернативного развития, принимая во внимание региональные условия. Во избежание перемещения незаконного культивирования из одного района, региона или государства в другой район, регион или государство следует налаживать сотрудничество на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях.
    
    

IV. Укрепление механизмов мониторинга, оценки и обмена информацией

    
    Проблема
    
    22. Государства-члены нередко предпринимают героические усилия для ликвидации незаконного культивирования опийного мака, кокаинового куста и растения каннабис. Тем не менее потенциальные возможности таких усилий не реализованы в полной мере из-за нехватки информации и недостаточного сотрудничества на политическом и оперативном уровнях. Кроме того, в последние годы незаконное культивирование и производство наркотикосодержащих растений появились в других странах, распространившись на все географические регионы. Такая тенденция включает культивирование и производство в закрытых помещениях с использованием новых методов и технологий.
    
    Меры
    
    23. Правительствам в районах производства следует разработать механизмы эффективного и точного мониторинга и проверки, используя наиболее эффективные, экономичные и доступные из имеющихся методов сбора данных.
    
    24. Правительствам следует создать системы контроля и оценок, позволяющие определять качественные и количественные показатели эффективности программ в области альтернативного развития. Важнейшим критерием оценки программ альтернативного развития является устойчивость процесса сокращения масштабов культивирования незаконных культур.
    
    25. Правительствам следует обмениваться информацией об оценках масштабов незаконных посевов наркотикосодержащих культур с Программой Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками и на взаимной основе с другими правительствами в целях расширения сотрудничества, направленного на ликвидацию такого культивирования. Оценки должны включать также информацию о причинах и последствиях производства наркотиков, в том числе в увязке с другими проблемами в области развития.
    
    26. Государствам, в которых незаконное культивирование и производство наркотикосодержащих растений появились в последние годы, следует подготовить оценку масштабов этих проблем и соответственно обменяться этой информацией. Этим государствам следует учитывать эти факторы при разработке и осуществлении их национальных планов, направленных на решение проблемы незаконного культивирования и производства.
    
    

V. Необходимость в правоохранительных мерах для борьбы с
незаконным культивированием наркотикосодержащих растений

    
    Проблема
    
    27. Даже если проекты в области альтернативного развития оказываются успешными, некоторые из тех, кто занимается выращиванием и переработкой наркотикосодержащих растений, вряд ли добровольно откажутся от этого занятия только потому, что уже существуют другие возможности; они должны осознать, что продолжение незаконного культивирования наркотикосодержащих растений сопряжено с определенным риском.
    
    Меры
    
    28. Государствам-членам, которые сталкиваются с проблемами незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, следует по мере необходимости подкреплять программы в области альтернативного развития правоохранительными мерами:
    
    a) правоохранительные меры являются необходимым дополнением к программам альтернативного развития в борьбе с другими видами противозаконной деятельности, такими как деятельность подпольных лабораторий по изготовлению наркотиков, утечка прекурсоров, незаконный оборот, отмывание денег и связанные с ними формы организованной преступности, как в районах осуществления программ альтернативного развития, так и в других районах, образующих цепочку незаконного оборота;
    
    b) комплексные программы правоохранительных мер могут повлиять на степень рентабельности незаконного культивирования наркотикосодержащих растений и тем самым повысить конкурентоспособность и привлекательность альтернативных источников законных доходов.
    
    29. В тех случаях, когда в незаконном культивировании и производстве наркотиков участвуют организованные преступные группировки, особенно целесообразно применять такие меры, как искоренение и уничтожение незаконных наркотикосодержащих культур и проведение арестов, в соответствии с тем, как этого требуют Конвенция 1961 года и Конвенция 1988 года.
    
    30. В тех районах, где уже существуют надежные альтернативные источники доходов, необходимо принимать правоохранительные меры для борьбы с сохраняющейся практикой незаконного культивирования наркотикосодержащих растений.
    
    31. В тех районах, где программы альтернативного развития еще не привели к созданию надежных альтернативных возможностей для получения дохода, применение мер принудительного искоренения может поставить под угрозу успешное осуществление программ альтернативного развития.
    
    32. В рамках усилий по искоренению следует использовать имеющиеся результаты научных исследований и обеспечивать применение экологически безопасных методов.




Текст документа сверен по:
"Правовые основы деятельности
органов госнаркоконтроля".
Сборник документов,
М., 2004 год