УТВЕРЖДЕНА
руководством Минтопэнерго России
19 февраля 1999 года
и руководством
Министерства природных ресурсов
Российской Федерации России
23 февраля 1999 года
КОНЦЕПЦИЯ
создания Национального банка цифровой геологической информации России (НБЦГИ)
1. Актуальность проблемы создания НБЦГИ
1.1. Состояние разработки ГБЦГИ
Государственный банк цифровой геологической информации и информации о недропользовании (ГБЦГИ) разрабатывается по решению Министерства природных ресурсов Российской Федерации и формируется в соответствии с утвержденными Техническим заданием и Программой работ с 1994 года как раздел Федеральной Целевой программы развития минерально-сырьевой базы России на период до 2000 года. В 1997 году завершено выполнение первого этапа Программы по созданию ГБЦГИ, которое ознаменовалось вводом в опытную эксплуатацию 21 объекта ГБЦГИ в специализированных и региональных информационных компьютерных центрах (ИКЦ), их филиалах и отделениях, а также Федерального банка данных ГБЦГИ в ГлавНИВЦе. Итоги первого этапа работ по созданию ГБЦГИ были рассмотрены и в целом одобрены Коллегией МПР России (постановление от 22.10.97 N 17-1).
К настоящему времени сформирована организационная структура ГБЦГИ в составе головной и координирующей организации ГлавНИВЦ, 9 специализированных и 13 региональных ИКЦ в 15 городах России от Санкт-Петербурга на западе до Южно-Сахалинска на востоке и от гг.Ессентуки и Геленджик на юге до гг.Архангельск и Якутск на севере страны. Процесс укрепления и развития организационной инфраструктуры ГБЦГИ продолжается. Все региональные и специализированные центры:
- поддерживаются геологическими службами субъектов РФ;
- объединены или взаимодействуют с территориальными или специализированными геологическими фондами;
- оснащены однотипными программно-техническими средствами и информационными технологиями;
- укомплектованы специалистами, значительная часть которых прошла централизованное обучение современным информационным технологиям;
- осуществляют сбор и накопление информационных ресурсов в банках, базах данных и автоматизированных архивах первичной информации в стандартизованном виде, в унифицированных форматах, по утвержденным методикам, позволяющим осуществлять их централизацию в Федеральном банке данных ГлавНИВЦ.
Заложены основы организационно-правового механизма формирования и использования государственных геологических информационных ресурсов, разработана их единая номенклатура, подготовлены основные нормативные и методические документы. Создана, регулярно пополняется и используется система информационных ресурсов (ИР) ГБЦГИ в составе следующих разделов:
- справочной информации Федерального БнД и ГБЦГИ в целом (базы метаданных, бюллетени ИР, "Домашние страницы" на серверах Интернет, сведения о разработках ГБЦГИ, об организациях МПР России, недропользователях, клиентах ГБЦГИ);
- нормативно-правовой информации (банк нормативно-правовой документации, система инструкций, методических руководств и рекомендаций, классификаторов и словарей ГБЦГИ, банк информационных технологий, банк НТИ);
- информации по цифровой картографии и дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) из космоса (базы метаданных, стандарты составления, описания и издания цифровых карт геологического содержания, цифровые карты и атласы цифровых карт геологического содержания масштабов 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:50 000 и крупнее, базы данных и автоматизированные архивы первичных данных, комплекты цифровых базовых топографических, морских и батиметрических карт, каталоги и архивы материалов ДЗЗ, документы и карты по результатам обработки и дешифрирования материалов ДЗЗ);
- геофизической информации (банки и базы данных, метаданных, автоматизированные архивы первичных данных, цифровые карты и атласы цифровых карт по результатам наземных и аэро- геофизических работ);
- информации по морской геологии и геофизике и результатам морских геологоразведочных работ (банки и базы данных, автоматизированные архивы первичных данных и коллекционных материалов, цифровых карт и атласов по результатам геологоразведочных работ в Мировом океане, на шельфе и в исключительной экономической зоне России, измерений и наблюдений с плавучих льдов, с борта самолетов над акваториями, исследований в Антарктиде);
- информации по минеральным ресурсам (банки, базы данных и автоматизированные архивы первичных данных, цифровые карты и атласы цифровых карт нефтегазоносности, банки и базы данных по месторождениям углеводородов и твердых полезных ископаемых, в том числе по геологии, месторождениям и проявлениям урана, нерудного сырья);
- информации по гидрогеологии, геоэкологии, мониторингу и охране геологической среды (банки и базы данных по месторождениям подземных, минеральных и термальных вод, экзогенным процессам и явлениям, режимным наблюдениям за состоянием геологической среды, в том числе при эксплуатации месторождений полезных ископаемых);
- информации по недропользованию (банки и базы данных с информацией об отчетах по геологоразведочным работам, геологической и другим видам изученности территорий и акваторий, реестрам и кадастрам месторождений и проявлений полезных ископаемых, о балансах запасов полезных ископаемых, банки данных и документов по лицензированию и контролю за недропользованием).
Перечисленные тематические разделы ГБЦГИ комплектуются в большинстве своем из региональных и территориальных блоков и сегментов, которые для регионов и субъектов Российской Федерации имеют самостоятельное значение, поскольку могут эксплуатироваться локально по всем или отдельным разделам информационных ресурсов.
Работы по программе ГБЦГИ выполняются согласно годовым календарным планам силами более чем 50 организаций, оплачиваются по результатам приемки квартальных этапов, обсуждаются и согласовываются на регулярных рабочих совещаниях при участии представителей центрального аппарата МПР России, руководителей и специалистов заинтересованных министерств и ведомств.
Работы по развитию ГБЦГИ до 2000 года и на перспективу до 2005 года отражены в подготовленных к утверждению дополнениях к Техническому заданию и Программе работ по ГБЦГИ. Среди важнейших ближайших мероприятий и результатов планируется завершение в 1999 году сдачи в промышленную эксплуатацию функционирующих объектов ГБЦГИ, ввод в действие первой очереди Типового регионального банка данных по ресурсам нефти и газа в ЗапСибГеоНАЦ (г.Тюмень), ожидаются практические результаты от вновь сформированных региональных (Севинформгеолцентр, гг.Архангельск и Нарьян-Мар) и специализированных ИКЦ (СпецИКЦ "Фонд" при Росгеолфонде, г.Москва, СпецИКЦ "Прикладные технологии" при ВНИИгеосистем, г.Москва, Государственный центр “Геомониторинг” при ГлавНИВЦ, г.Москва).
1.2. Проблемы сбора первичной информации, интеграции информационных ресурсов, защиты информации, обеспечения регламентированного доступа пользователей в режиме реального времени по каналам связи
В ходе выполнения работ первого этапа создания ГБЦГИ выявились весьма существенные организационно-правовые и технологические проблемы, требующие специального внимания и отдельного решения.
К ним относятся:
- обеспечение полноты сбора первичной информации;
- необходимость и целесообразность интеграции информационных ресурсов по разделам ГБЦГИ в Федеральном БнД;
- создание многоуровневой системы защиты информации ГБЦГИ от несанкционированного доступа и разрушения;
- регламентация доступа пользователей по каналам связи в режиме реального времени.
В ходе реорганизации системы геологоразведочных и добывающих предприятий бывших Мингео СССР и Мингео РСФСР значительная их часть была акционирована. В результате акционирования большой объем первичной геологической информации оказался в акционерных обществах (АО) и не был оформлен как государственный информационный ресурс, находящийся на арендном хранении по договору с собственником (государством в лице МПР России). При этом некоторые АО не имели и до сих пор не имеют возможности или желания перевести первичные геологические данные в цифровую форму и/или передать их в ИКЦ ГБЦГИ. Эта проблема может быть решена на уровне постановления Правительства России и практических действий МПР России и подразделений ГБЦГИ.
Отечественная и зарубежная практика информационного обслуживания показала, что любой банк данных может быть эффективен в использовании только при условии его достаточного наполнения соответствующей информацией. Государственный банк требует такого наполнения на основе интеграции информационных ресурсов соответствующих тематических разделов и их региональных и специализированных составляющих (табл.1). Помимо задачи наполнения банка данными эффективное его использование связано также с необходимостью решения некоторых программно-технических и технологических задач взаимодействия баз данных с автоматизированными архивами сверхбольшой информационной емкости, реализуемых на базе современных систем управления базами данных (СУБД) и ГИС-технологий.
Исключительно важное значение при использовании централизованного банка данных имеет надежная защита информации. До настоящего времени среди задач защиты информации ГБЦГИ основное внимание уделялось условиям работы с закрытыми данными, использованию и специализированному тестированию покупных зарубежных технических средств. При этом значительная часть проблемы защиты информации от несанкционированного доступа и разрушения, сохранения ее целостности и гарантированного восстановления оставалась вне специального внимания. Решение этой проблемы обеспечивается организационно-техническими мерами и созданием многоуровневого программно-технологического заслона на пути к информационным ресурсам, а также на границах между различными информационными разделами ГБЦГИ и их элементами.
Современный многопользовательский режим доступа к централизованным информационным ресурсам требует решения проблемы обеспечения каналами связи соответствующей пропускной способности до банка данных и гарантированной пропускной способности каналов между структурами самого банка данных. При этом каждому пользователю должны быть определены доступные только ему ИР и разрешенные операции с ними. Работа по поиску и выборке данных должна осуществляться в режиме реального времени, а выгрузка любых массивов данных должна быть регламентирована конкретным (достаточно небольшим) промежутком времени. Только при таких условиях само существование банка данных цифровой информации будет оправдано и в дальнейшем эффективно и экономически выгодно.
1.3. Необходимость сбора и обеспечения сохранности как государственных, так и негосударственных информационных ресурсов, являющихся национальным достоянием России
Первый этап создания ГБЦГИ был посвящен концентрации на территориальном уровне ИР, находящихся в собственности государства. Международная практика показала, что создание и ведение банка данных всех информационных ресурсов о недрах и недропользовании на национальном уровне (т.е. включающего также информацию частных недропользователей) имеет большие перспективы и преимущества. Они достигаются за счет многократной экономии средств каждого участника корпоративного банка на программно-технические средства, а также за счет улучшения полноты, быстроты и качества информационного обслуживания со стороны специализированной информационной структуры, которая может предоставлять услуги одновременно большому количеству клиентов в круглосуточном режиме.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" (статья 27) все информационные ресурсы о недрах территории, шельфа и морской исключительной экономической зоны являются национальным достоянием России независимо от категории собственников получаемой информации. Вся информация о недрах подлежит сдаче в государственный геологический фонд в установленной форме и в порядке, определяемом лицензионными соглашениями на пользование недрами.
Таким образом, действующее законодательное положение позволяет каждому негосударственному недропользователю быть участником корпоративного банка данных, который в таком случае, в отличие от ГБЦГИ, должен именоваться Национальным БЦГИ, действующим по специфическим правилам и нормам.
2. Назначение и цели создания НБЦГИ
НБЦГИ предназначен для организации сбора, сертификации и централизованного хранения в унифицированных форматах наиболее актуальной составляющей геологических ИР и информации о недропользовании в России, получаемых как за счет государственных средств, так и за счет средств недропользователей по установленному регламенту в режиме реального времени с обеспечением требуемой конфиденциальности.
Создание НБЦГИ преследует цель повышения эффективности работ по поискам, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых и недропользования на основе качественного улучшения управления геологическими ИР путем формирования единого информационного пространства и предоставления доступа к самым современным техническим средствам и прогрессивным информационным технологиям всем пользователям НБЦГИ в их интересах, а также в национальных интересах России.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Высокий уровень контроля качества, гарантирующий надежность исходной геологической информации.
2. Выбор единого международного промышленного стандарта представления и хранения геоданных, позволяющий одновременно комплектовать и обрабатывать наборы разнотипной информации, полученной различными недропользователями.
3. Однократный ввод в НБЦГИ, систематическое оперативное пополнение и обновление исходных данных.
4. Использование наиболее эффективных унифицированных программно-технических средств и высоко профессиональных специалистов для организации хранения больших (десятки терабайт) и быстро наращиваемых объемов различных типов текстовой, картографической и фактографической информации сложной структуры.
5. Эффективная организация данных и унификация технологии санкционированного доступа к ним в многопользовательском режиме по современным каналам связи и передачи информации со скоростью до 100 Мбит/с.
6. Обеспечение абсолютной надежности хранения информации (защита от ошибок пользователей, программного обеспечения, сбоев и физического разрушения, обеспечение корректного и независимого доступа, архивирования БД и журналов и т.п.), организация гарантированной защиты данных от несанкционированного доступа (организация санкционированного и парольного доступа, разграничения полномочий пользователей, протоколирования их действий и пр.).
7. Организация экономически выгодного для собственников информационных ресурсов и с их согласия взаимообмена цифровой геоинформацией.
8. Участие широкого круга заинтересованных отечественных и зарубежных недропользователей в создании и развитии НБЦГИ при координирующей роли и ответственности специализированных государственных структур.
3. Основные требования, предъявляемые к НБЦГИ
3.1. Требования к составу, структуре и функционированию НБЦГИ в целом
НБЦГИ в целом должен удовлетворять следующим основным требованиям:
- проектироваться и функционировать с учетом интересов государственных, коммерческих и некоммерческих структур и отдельных недропользователей;
- предоставлять возможность многоклиентного обслуживания;
- поддерживать все имеющиеся и возможные в перспективе типы данных;
- учитывать международный стандарт данных нефтяных компаний (модель данных POSC Epicentre);
- иметь максимально надежные функции защиты;
- обеспечивать пространственный анализ и просмотр всех наборов данных с помощью промышленного продукта;
- предоставлять возможность автоматического управления данными и осуществлять обработку запросов до самого детального уровня данных в архивах;
- обеспечивать самые высокие требования к качеству данных;
- обеспечивать типовые информационно-технологические решения на основе международного стандарта качества ISO-9001.
3.2. Требования к функциям автономных блоков НБЦГИ. Регламенты качества информации и выполнения работ
НБЦГИ должен включать следующие пространственно автономные блоки:
- центральный банк данных (центральное автоматизированное хранилище) с полными автоматизированными архивами наиболее актуальных видов геологических информационных ресурсов (г.Москва);
- региональные и специализированные отделения (филиалы) центрального банка с функциями подготовки данных, контроля качества и хранения всех видов геологических информационных ресурсов, включая соответствующие копии центрального автоматизированного хранилища;
- территориальные пункты подготовки данных и контроля их качества при территориальных органах управления фондом недр.
Каждый автономный блок должен быть оснащен программно и технически совместимыми технологиями, укомплектован обученными кадрами специалистов, обеспечен устойчивым финансированием, гарантированным фронтом работ, технологическим взаимодействием с центральным банком данных и соответствующим его региональным филиалом.
Центральный банк данных (ЦБнД) НБЦГИ должен обладать следующими характеристиками и показателями, исходя из оценки объемов размещаемых в банке данных (от - на начальном этапе, до - через 4-5 лет):
- объем хранения оперативных данных - от 0.5 до 2 Тб;
- объем автоматизированного архива (роботизированной библиотеки) - от 10 до 100 Тб;
- количество одновременно обслуживаемых клиентов - от 30 до 200;
- время обслуживания клиента по запросу в объеме информации по одному месторождению углеводородов - до 2 суток;
- количество уровней защиты - от 5 до 8;
- скорость обмена информацией между блоками оперативной части БнД и архивом - от 10 до 100 Мбит/сек,
- время формирования модели (стандарта) данных до начала практического наполнения (включая разработку стандарта "Русский POSC") - от 6 месяцев (стартовый объем) до 3 лет (полный объем по всем отделам БнД);
- объем ежедневно загружаемых данных в банк - от 5 до 40 Гб;
- объем вывода (отгрузки потребителю) данных в час - от 1 до 10 Гб;
- количество уровней контроля качества исходных данных (до включения в банк) - от 1 до 4;
- количество форматов вывода данных (для последующей обработки у клиента) - от 2 до 8 (для обработки и интерпретации специализированными приложениями (типа Tigres, Charisma, Landmark и подобными им);
- программная среда функционирования основных производственных процессов:
операционные системы - UNIX, БнД - СУБД ORACLE, ГИС - ArcInfo/ArcView;
- необходимость распознавания на входе информации в стандартных международных промышленных стандартах (SEG-Y,B,D; LAS, LIS, UKOOA и др.);
- модульность организации БнД с разделением функций администрирования системы, обмена данными между их собственниками, реализации информации, загрузки данных, запроса на данные, выборки данных, отгрузки данных, поддержки данных и их безопасности.
Требования к региональным и специализированным филиалам и к пунктам подготовки данных в отношении контроля качества данных аналогичны требованиям к ЦБнД, а в отношении ресурсов и скорости обмена определяются требованиями пользователей и учетом специфики региона.
3.3. Требования к видам обеспечения (организационно-методическому, информационному, программно-техническому и технологическому)
Участниками процесса формирования НБЦГИ должны быть государственные и негосударственные структуры и недропользователи. При этом в проектировании основных технологий БнД и разработке конкретных требований к его частям и автономным блокам должны принимать участие ведущие потенциальные поставщики информации - крупнейшие государственные и негосударственные отечественные и зарубежные геологоразведочные и добывающие компании.
НБЦГИ должен быть ориентирован на использование информации государственными планирующими структурами на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, государственными и коммерческими недропользователями, а также другими государственными и негосударственными (административными, научными, образовательными, общественными и другими) организациями и учреждениями.
До реализации конкретных научно-методических проблем и технологических решений необходимо установить всех реальных и потенциальных участников проекта создания НБЦГИ, выявить их общие и специальные требования к НБЦГИ, к взаимодействию с его оператором и с другими участниками проекта.
На первом этапе разработки НБЦГИ необходимо:
- определить состав информационной базы НБЦГИ;
- обосновать и выбрать модель данных, определить критический путь ее реализации применительно к частям и автономным блокам БнД;
- провести интеграцию принятой модели данных с международными и отечественными стандартами;
- осуществить инвентаризацию информационных ресурсов у каждого реального и потенциального участника НБЦГИ, с анализом видов и объемов данных, форматов их хранения, и с определением очередности и способов включения информации в состав банка данных.
После получения принципиальной ясности с моделью данных для первоочередных разделов информационных ресурсов следует провести расчеты стартовых параметров программно-технических средств. Далее необходимо обосновать решения по созданию специализированных информационных технологий для банка данных и автоматизированных архивов, исходя из объемов оперативной информации (on-line), информации быстрого (near-line) и отложенного (off-line) доступа. Параллельно и по аналогии могут быть рассчитаны параметры технологических комплексов подготовки данных и контроля качества информации, вводимой в банк данных.
4. Анализ мирового опыта создания национальных банков
цифровой геологической информации, выбор
и характеристики оптимального прототипа
Самым коротким и эффективным путем при создании НБЦГИ является использование готовых проектных и хорошо зарекомендовавших себя технологических решений. При всем разнообразии существующих вариантов национальных (государственных) банков цифровой геологической информации и соответствующих проектно-технологических решений, известных по материалам деятельности Международного консорциума информационных подразделений геологических служб развитых стран мира, основные возможные прототипы следует искать среди информационных продуктов, которые используются для ведения национальных и корпоративных банков данных по нефти и газу и обслуживания потребителей в числе ведущих нефтяных корпораций.
Среди наиболее подготовленных для рассмотрения решений следует отметить следующие:
- Национальный банк данных по нефти и газу Норвегии, реализованный компанией PGS ASA (PGS Data Management) при содействии Норвежского нефтяного директората (далее - БнД PGS) и банки данных PetroData в различных странах, регионах и компаниях;
- банки данных FINDER компании Schlumberger-GeoQuest (далее - БнД Schlumberger);
- банки данных PETROVISION компании CGG-Petrosystems (далее - БнД CGG PETROVISION).
Поскольку другие технологии и решения уступают трем приведенным, они далее не рассматриваются.
Анализ сравнительных характеристик трех представленных технологий банков данных между собой, а также с основными требованиями, предъявляемыми к НБЦГИ показывает:
1. Определенные технологические преимущества имеет БнД PGS, который можно рассматривать в качестве ближайшего прототипа НБЦГИ.
2. В параметры БнД PGS для использования его в качестве прототипа должны быть внесены следующие изменения и дополнения, вытекающие из основных требований, предъявляемых к НБЦГИ:
- организация БнД с более развитой сетью пунктов подготовки и контроля качества исходных данных в региональных и территориальных ИКЦ;
- более высокие конечные параметры объемов информационных ресурсов в БнД и в автоматизированных архивах; при этом стартовые мощности технических средств могут составлять порядка 20-30 процентов оптимальной мощности НБЦГИ;
- необходимость более тщательной проработки вопросов удаленного доступа к БнД ввиду более низкого качества каналов передачи данных по сравнению с Норвегией;
- первоочередное и постоянное внимание к стандартам и моделям данных особенно для стартовых отделов информации; корректировка программных продуктов для откорректированных информационных блоков;
- организация широкого фронта работ по русификации технической и технологической документации БнД и стандартов POSC;
- возможны проектирование и организация одновременно центрального БнД и одного периферийного пункта подготовки данных и автономного контроля их качества.
Другие вопросы и особенности НБЦГИ могут быть проработаны в процессе выбора и обоснования его организационно-методических и технологических решений.
5. Предлагаемая схема создания
В процессе выбора оптимального прототипа НБЦГИ нами были проведены переговоры с представителями компаний PGS ASA, CGG-Petrosystems и Schlumberge-GeoQuest, которые предложили свои условия для сотрудничества. С нашей точки зрения, наиболее выгодными из них являются предложения компаний PGS ASA и CGG-Petrosystems, которые и целесообразно реализовать соответственно на федеральном и региональном уровнях.
Компания PGS ASA выразила намерение принять участие в создании НБЦГИ и готова передать в ГлавНИВЦ технологию банка данных, представленную в PetroData, в качестве базового средства для создания НБЦГИ, поставить необходимое оборудование и программное обеспечение, обучить специалистов ГлавНИВЦ, обеспечить эффективную эксплуатацию НБЦГИ на коммерческой основе.
Наличие развитой информационно-компьютерной инфраструктуры в составе МПР России, ответственного за формирование и использование государственных геологических информационных ресурсов, относительно высокий уровень подготовленности организационного, нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения ГБЦГИ в сочетании с передовым опытом, самыми современными информационными технологиями по всему комплексу проблем и необходимыми инвестициями со стороны зарубежного партнера при условии его прямой заинтересованности позволяют в кратчайшие сроки и при минимальных затратах с нашей стороны реализовать совместный проект создания НБЦГИ.
По оценке компании PGS ASA пусковой комплекс НБЦГИ может быть запущен в течение одного года, ввод в промышленную эксплуатацию с обеспечением самоокупаемости эксплуатационных затрат - в течение двух лет. Исходя из этого временного интервала и должен составляться календарный план работ и затрат.
Для того чтобы проект НБЦГИ стал коммерческим, т.е. приносил прибыль, компания PGS ASA намерена, используя свой опыт и авторитет, привлечь к участию в эксплуатации НБЦГИ отечественные и зарубежные нефтяные компании по аналогии с норвежской группой (корпорацией) DISKOS, финансирующей ведение и развитие Национального банка геоданных Норвегии.
Компания CGG-Petrosystems заинтересована в адаптации и русификации программного обеспечения Petrovision с целью его тиражирования в качестве базового средства при формировании региональных и специализированных филиалов НБЦГИ и готова с этой целью передать необходимые программно-технические средства и обеспечить методико-технологическое сопровождение при создании отделения НБЦГИ по морской геологии и геофизике в г.Геленджике.
При проектировании организационной структуры НБЦГИ необходимо учитывать следующие особенности:
1. На протяжении длительного времени основную долю в НБЦГИ будут составлять государственные геологические информационные ресурсы, являющиеся общероссийским национальным достоянием, на формирование которых затрачены огромные средства, измеряемые многими десятками миллиардов долларов США. Большая часть этой информации не сертифицирована, не стандартизирована, представлена в аналоговой форме на бумажных носителях или на устаревших видах машинных носителей.
2. Действующее законодательство ограничивает свободный доступ пользователей к значительной части геоинформационных ресурсов в связи с необходимостью соблюдения коммерческой или государственной тайны.
3. Правом сбора государственных и негосударственных геологических информационных ресурсов обладают только государственные организации - геологические фонды (статья 27 Закона РФ "О недрах") или государственные предприятия, которым переданы функции геологических фондов (ГлавНИВЦ, региональные и специализированные информационные ресурсы). Зарубежного инвестора интересует не доступ к государственным информационным ресурсам России, а сокращение сроков окупаемости инвестиций и увеличение размеров извлекаемой прибыли, что возможно исключительно за счет повышения объема и качества услуг, оказываемых пользователям НБЦГИ, и тем самым расширения круга самих пользователей, за счет средств которых предполагается создавать и развивать НБЦГИ и информационно-компьютерные центры МПР России).
Из сказанного следует, что, с одной стороны, ведение НБЦГИ должно быть поручено государственному предприятию (организации) с правами Федерального информационно-компьютерного центра (ФИКЦ), с другой стороны, для коммерциализации проекта должна быть создана коммерческая структура - финансовый оператор НБЦГИ, аккумулирующая все финансовые потоки и связанная контрактными обязательствами с инвесторами и ФИКЦ.
На рис.32 изображена предлагаемая организационно-структурная схема функционирования НБЦГИ. Функции финансового оператора НБЦГИ предлагается поручить совместному предприятию (СП), учреждаемому ГлавНИВЦ (51 процент уставного взноса) и PGS Data Management AS (49 процентов уставного взноса). Уставный взнос необходим для приобретения имущества СП, программно-технических средств НБЦГИ и для возмещения эксплуатационных затрат в пусковой период (1999 год).
Функции ФИКЦ выполняет государственное унитарное предприятие - дочернее предприятие ГлавНИВЦ, учреждаемое ГлавНИВЦ одновременно с созданием СП, которое обеспечивает (контролирует) стандартизацию и сертификацию поступающей от недропользователей согласно статье 27 Закона РФ "О недрах" исходной геологической информации, ввод и накопление ее в НБЦГИ и информационное обслуживание пользователей.
По инициативе МПР России, Минтопэнерго России и PGS Data Managament AS создается Ассоциация пользователей НБЦГИ из числа ведущих отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний - участников проекта, заинтересованных в создании НБЦГИ и хранении в нем своих информационных ресурсов, т.е. по образцу норвежской группы DISKOS.
Ассоциация через СП финансирует затраты на сертификацию и стандартизацию своих информационных ресурсов, помещаемых в НБЦГИ, и компенсирует часть эксплуатационных затрат ФИКЦ по предоставлению ей информационных услуг. Другую часть затрат НБЦГИ компенсирует ГлавНИВЦ, который передает ФИКЦ средства на эксплуатацию и развитие Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ), являющегося частью НБЦГИ. Оставшуюся часть затрат компенсируют неассоциированные коммерческие пользователи НБЦГИ в виде платы за услуги и за некоторые виды федеральных геоинформационных ресурсов, предоставляемых за плату в соответствии со статьей 43-1 Закона РФ "О недрах".
Финансовые средства от ассоциированных и неассоциированных пользователей НБЦГИ поступают в СП. Часть этих средств идет на покрытие затрат по содержанию СП, другая часть по решению учредителей отчисляется на эксплуатацию и развитие НБЦГИ, а оставшаяся прибыль распределяется между учредителями пропорционально их долям в Уставном фонде. Необходимо иметь в виду, что Положение о размерах и порядке взимания платы за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств, находится до настоящего времени в разработке и не утверждено Правительством РФ, поэтому вряд ли можно рассчитывать на этот источник доходов в пусковой период (1999 год).
Ввод в опытную эксплуатацию пускового комплекса НБЦГИ - заключительный акт первого этапа, не связанный с прямыми затратами.
На втором этапе необходимо выполнить следующие работы:
2.1. Расширение состава информационных ресурсов НБЦГИ. Для этого придется выполнить преимущественно НИОКР, связанные с разработкой стандартов (моделей данных в идеологии POSC), технологий подготовки и функционирования новых типов данных для различных видов геологоразведочных работ, включая первичную, отчетную (фондовую) и картографическую геоинформацию с учетом задела работ по ГБЦГИ в этом направлении. Предположительно на эти работы необходимо выделить в течение года около 200 тыс.долларов США, в том числе примерно 100 тыс.долларов США - на разработку (адаптацию) стандартов и еще 100 тыс.долларов США - на разработку технологий подготовки и ввода геоинформации в НБЦГИ.
2.2. Наполнение НБЦГИ цифровой геоинформацией.
В НБЦГИ предполагается накапливать геоинформационные ресурсы, среди которых важно отметить следующие:
2.2.1. Первичная информация:
- Данные по геологии нефти и газа (по сейсморазведке, каротажу (ГИС), керну, геохимии и петрологии, по добыче нефти и газа и разработке месторождений).
- Данные по геологии твердых полезных ископаемых (результаты геофизических исследований, включая каротаж скважин, геохимических работ, изучения и анализа керна, опробования и лабораторных исследований).
- Данные по региональной геологии и геолого-съемочным работам (результаты работ на геотраверзах, данные сверхглубокого бурения, по региональным профилям, базы первичной информации ГГК-200 и др.
- Данные по гидрогеологии и геомониторингу.
- Данные аэрокосмических исследований.
- Данные морских геологоразведочных работ.
2.2.2. Фондовая информация:
- Паспорта отчетов о результатах геологоразведочных работ на объектах.
- Геологическая (геофизическая и другая) изученность.
- Геологические и геолого-экономические кадастры месторождений полезных ископаемых.
- Полнотекстовые отчеты о результатах геологоразведочных работ с текстовыми и графическими приложениями.
- Государственные балансы запасов полезных ископаемых.
2.2.3. Картографическая информация:
- Топографические и морские карты масштабов 1:200000 и мельче.
- Карты геологического содержания масштабов 1:200000 и мельче: геологические, геофизические, гидрогеологические, структурные, полезных ископаемых и другие.
2.2.4. Данные по мониторингу минерально-сырьевой базы РФ.
Актуализированная оценка запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объектам и территориям.
2.2.5. Данные по лицензирования и недропользованию.
Предварительная оценка трудозатрат по оцифровке, например, данных каротажа (ГИС) по территории РФ (примерно по 50 тысячам глубоких скважин), представленных, в основном, в аналоговой форме на бумажных носителях (каротажных диаграммах), составляет около 10 млн.долларов США.
Экспертная оценка трудозатрат по архивации накопленного объема и данных сейсморазведки составляет более 5 млн.долларов США. Сопоставимы трудозатраты на сбор, оцифровку, контроль качества и ввод данных по керну, геохимии, петрологии и добыче при работах на нефть и газ (около 5 млн.долларов США). Общие затраты на сертификацию, стандартизацию, оцифровку и ввод в НБЦГИ первичных данных по нефти и газу оценивается в суммой порядка 20 млн.долларов США.
Верхний предел затрат на подготовку к вводу в НБЦГИ первичной информации по другим видам геологоразведочных работ, принятых во внимание из общего объема геологических исследований (примерно одна третья часть в год), можно оценить цифрой порядка 10 млн.долларов США. Поскольку работы по оцифровке и накоплению фондовой и картографической информации и другим видам информационных ресурсов ведутся по программе создания ГБЦГИ с 1995 года, с учетом имеющегося задела трудозатраты по завершению этих работ можно оценить в 7-10 млн.доларов США.
Таким образом, суммарные затраты на сертификацию и преобразование всех накопленных по стране геоданных в цифровой код и ввод в НБЦГИ по унифицированной форме не превысят 40-50 млн.долларов США, что составляет менее 0,1 процента их стоимости.
Принимая во внимание, что значительная часть этой информации устарела, некоторая часть ее безвозвратно утеряна в результате акционирования и приватизации бывших государственных геологических предприятий и существенно большая часть оставшихся геоинформационных ресурсов сегодня неактуальная с учетом конъюнктуры рынка, реальные затраты по наполнению НБЦГИ в ближайшие годы можно оценить в сумме 5-10 млн.долларов США.
2.3. Развитие программно-технических средств НБЦГИ
В связи с расширением состава и объема информационных ресурсов НБЦГИ и увеличением числа пользователей возникает необходимость в развитии программно-технической базы, повышении пропускной способности каналов связи. Согласно данным PetroData AS стоимость программно-технических средств Национального банка данных по нефти и газу Норвегии сегодня составляет около 5 млн.долларов США, т.е. ежегодно стоимость ПТС в среднем прирастала на 1 млн.долларов США, при этом объемы информационных ресурсов Банка ежегодно удваивались. Из этой пропорции и следует исходить при оценке затрат на развитие ПТС НБЦГИ. При этом следует учитывать необходимость в развитии региональных и специализированных отделений НБЦГИ, главным образом, в основных нефтегазовых регионах страны (Тимано-Печорский, Прикаспийский, Западносибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный), где должен накапливаться существенно более полный перечень всех типов исходных геоинформационных ресурсов (по образцу корпоративного банка данных в проекте SLEDGE государственной норвежской нефтяной компании STATOIL).
2.4. Ввод НБЦГИ в промышленную эксплуатацию - заключительный акт второго этапа, не связанный с прямыми затратами и фиксирующий внедрение проекта (т.е. достижение самоокупаемости).
7*. Схема финансирования затрат
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
В течение 1999 года на пусковой комплекс НБЦГИ потребуется около 3055 тыс.долларов США. Эти затраты предполагается покрыть полностью за счет средств учредителей. Для PGS - это поставка программно-технических средств и технологий на сумму порядка 1500 тыс.долларов США, для ГлавНИВЦ - это затраты на создание и содержание СП и ФИКЦ, освоение и адаптацию стандартов и технологий и подготовку информации для пускового комплекса НБЦГИ.
На втором этапе в течение 1999 года потребуется 2100 тыс.долларов США, из которых доля PGS - 1000 тыс.долларов США - на развитие ПТС и доля ГлавНИВЦ - 1100 тыс.долларов США - на разработку стандартов и технологий для ввода новых типов данных и наполнение НБЦГИ геоинформацией из государственных информационных ресурсов. Оставшаяся доля затрат ФИКЦ, обусловленная вводом и ведением информационных ресурсов компаний, а также содержание СП должны компенсироваться отчислениями Ассоциации пользователей НБЦГИ.
Текст документа сверен по:
официальный сайт Российского фонда
информации по природным ресурсам
и охране окружающей среды МПР России
www.rfimnr.ru
по состоянию на 28.09.2005